НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ЕДИНОБОРСТВА КУДО
В.Д. Сен
В статье рассматриваются результаты исследовательской работы по определению комплекса педагогических условий нравственно-волевого воспитания подростков средствами спортивного единоборства кудо, дается анализ экспериментальной работы по реализации модели и технологии нравственно-волевого воспитания юных спортсменов.
Ключевые слова: нравственно-волевое воспитание подростков, нравственно-волевые качества, педагогические условия нравственно-волевого воспитания, технология нравственно-волевого воспитания, спортивные единоборства.
Российское общество пережило период глубоких социально-экономических преобразований, которые затронули все сферы общественной жизни, в т. ч. и образование. В настоящее время важнейшей проблемой системы образования является нравственное воспитание подрастающего поколения.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Таким образом, перед системой российского образования поставлена задача воспитания нравственной и волевой личности.
Важнейшую роль в воспитании школьников играют занятия физической культурой и спортом. Внимание государства и общества к физической культуре и спорту объясняется тем, что они способствуют воспитанию здоровой, гармонично развитой личности. В связи с этим в настоящее время особую значимость имеет совершенствование нравственной направленности занятий физической культурой и спортом. Разработке проблемы нравственно-волевого воспитания спортсменов в современных условиях уделяется недостаточно внимания, что подтверждает актуальность нашего исследования.
Эффективным средством формирования нравственно-волевых качеств подростков выступают спортивные единоборства. Одним из современных и популярных видов едино-
борств является дисциплина кудо. Кудо, возникшее в Японии в 1981 г. в результате смешения и интеграции различных видов спортивных единоборств, сохранило в себе традиционный колорит восточных боевых искусств. В России кудо интенсивно развивается более 15 лет и российские спортсмены являются сильнейшими в мире по данной спортивной дисциплине. Филиалы Федерации Кудо России действуют во всех регионах нашей страны. Количество людей, занимающихся этим видом спорта в России, около 10 тыс. человек, большинство из них дети подросткового возраста.
Занятия кудо связаны с необходимостью овладевать сложной техникой движений, преодолевать утомление, усталость, боль, сохранять самообладание, регулировать эмоциональное состояние, сохранять работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды и соблюдать строгий режим. Все эти трудности способствуют развитию волевых черт характера.
Кроме тех воспитательных инструментов, которыми обладает любой вид спорта, кудо как феномен восточной культуры имеет ряд особенностей, направленных непосредственно на нравственное, этическое и эстетическое воспитание личности занимающегося.
Различные аспекты формирования личности подростков отражены в исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалева, Д.В. Колесова, В.А. Крутецкого, Н.Д. Левитова, Л.И. Рувинского, Д.И. Фельдштейна, Г.Н. Филоновой, Л.М. Фридмана [1-4]. Особенность социальной ситуации развития подростка заключается в его включении в новую систему отношений и общения с
взрослыми, сверстниками, ребенок занимает среди них свое место, осуществляет новые функции. Важнейшие изменения в социальной ситуации развития подростка, по мнению Л.И. Божович, состоят в той роли, которую выполняет в этот период коллектив [1].
Наряду с ростом интереса к другим людям у подростков начинает формироваться и развиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Самосознание как центральное новообразование личности подростка оказывает огромное влияние на развитие личности. Именно в этом возрасте человек впервые начинает заниматься самовоспитанием.
Очень распространенным в среде современных подростков способом самовоспитания являются спортивные единоборства. Увлечение подростков единоборствами, несущими большую физическую нагрузку, риск, связано с возможностью развития у себя волевых качеств, физической силы. Именно в подростковом возрасте значительное развитие получают волевые черты характера [2, с. 62].
Для старших подростков характерен культ силы, стремление подростков к физическим и психологическим нагрузкам - это способ самоутверждения, эффективный стимул самовоспитания.
Спортивная деятельность является престижной для подростка [3, с. 153]. В различных формах спортивной деятельности складываются сложные формы взаимоотношений подростков, к тому же многие виды спортивной подготовки предполагают как личную самоотдачу, так и достижение коллективных целей. Именно в спортивной деятельности происходит нравственно-волевое становление подростка, а интенсивное нравственное становление личности является важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста. Идут процессы формирования нравственного сознания, мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, т. е. направленности личности.
Проблемы нравственно-волевого воспитания подростков средствами физической культуры и спорта отражены в исследованиях В.В. Белорусовой, Т.Т. Джамгарова, Е.П. Ильина, Н.В. Могильного, М.Я. Набатниковой, Н.Г. Озолина, А.Ц. Пуни, В.М. Выдрина, А.А. Деркача, В.Н. Казанцева, П.А. Рудика, А.А. Тер-Ованесяна, И.Н. Решетеня [5-9].
По своей структуре нравственно-волевые качества личности - сложное социально-детерминированное личностное образование. По своей сути нравственно-волевые качества позволяют личности разрешать внутренние противоречия между собственными чувствами и желаниями, осознанными требованиями общества и реальными поступками, по которым можно объективно характеризовать личность.
Анализ работ по теории и практике нравственно-волевого воспитания подростков в физкультурно-спортивной деятельности свидетельствует о том, что данная проблема еще недостаточно исследована. Не в полной мере определена содержательная характеристика нравственно-волевых качеств, их классификация; не определено содержание понятия «нравственно-волевое воспитание»; отсутствует научно-обоснованный подход мониторинга нравственно-волевого воспитания юных спортсменов.
Изучение работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных истории, философии и методике обучения боевым искусствам (Г. Фунакоси, М. Ояма, С.В. Биджиев,
С.А. Иванов-Катанский, И.В. Оранский и В.Д. Осокин и др.), показало, что в них практически не освещаются вопросы формирования нравственно-волевых качеств занимающихся, нет какой-либо определенной концепции воспитания.
Таким образом, противоречия между потребностями педагогической практики нравственно-волевого воспитания юных спортсменов, занимающихся кудо, и недостаточностью теоретической изученности данного вопроса побудили к организации исследования по определению педагогических условий нравственно-волевого воспитания подростков средствами спортивного единоборства кудо.
Было сделано предположение, что нравственно-волевое воспитание подростков, занимающихся кудо, будет осуществляться наиболее эффективно, если:
- занимающиеся подростки получают знания об эталонах нравственно-волевого поведения, педагоги стимулируют стремление воспитанников к нравственно-волевому развитию личности;
- педагоги специально организовывают спортивную и коллективную социальную
деятельность подростков, направленную на формирование нравственно-волевых качеств;
- в педагогическом процессе учитываются индивидуальные особенностей личности воспитанников;
- обеспечивается межличностное взаимодействие педагогов с воспитанниками, а также педагогическое взаимодействие с родителями и школой.
Экспериментальную базу исследования составили спортивные клубы Белгородской региональной федерации кудо: «Патриот» средней школы № 7 г. Белгорода; детского объединения «Витязь» Центра дополнительного образования детей г. Белгорода; клубов «Барс» и «Лотос» г. Шебекино Белгородской области. Всего в исследовании приняли участие 140 подростков, 50 родителей и 25 тренеров федерации кудо России.
Теоретическая основа исследования опиралась на следующие предположения. Подростковый возраст является благоприятным периодом возрастного развития для формирования нравственно-волевых качеств личности.
Развитие волевых качеств представляет общественную ценность только во взаимосвязи с нравственным воспитанием, нравственно воспитанная воля является важнейшим показателем личностного развития.
Волевой компонент является одним из важнейших элементов сферы нравственности, функция которого заключается в реализации нравственного потенциала личности, в реальных действия и поступках. В свою очередь нравственный компонент, в форме нравственных убеждений и идеалов, нравственных чувств, имеет важнейшее значение для развития воли человека.
Что касается структуры нравственноволевых качеств, то ее элементами, по нашему мнению, выступают не только когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, но также собственно волевой и мо-тивационно-потребностный. Такой подход, по нашему мнению, обеспечивает целостное единство нравственно-волевого качества как сложного личностного образования.
Эффективным средством нравственноволевого воспитания является физкультурноспортивная деятельность, важнейшими факторами нравственно-волевого становления спортсменов выступают трудности собст-
венно спортивной работы, спортивный коллектив, а также личность и педагогическая деятельность тренера.
Исходя из того, что мы разделяем нравственные, волевые и нравственно-волевые качества, то мы определяем нравственноволевое воспитание как целенаправленный процесс формирования нравственных, нравственно-волевых и волевых качеств личности спортсмена.
Определение критериев, показателей и уровней сформированности нравственноволевых качеств является важнейшим этапом исследования. Так как воспитательная деятельность по формированию нравственноволевых качеств подростков направлена на содействие развитию личности подростка, а именно, его нравственно-волевой сферы, то в качестве основных критериев должны выступать сформированность нравственного и волевого потенциалов личности подростка, а также обобщенный критерий.
Основанием для выделения обобщенного критерия является наличие в структуре личности образований, которые одновременно относятся и к нравственной и к волевой сферам, это сложные, вторичные нравственноволевые качества.
Опытно-экспериментальная работа по определению комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование нравственно-волевых качеств у подростков в процессе занятий спортивным единоборством кудо, проводилась в три этапа.
На первом этапе были определены цель, объект, предмет, методы исследования, формулировались основные положения рабочей гипотезы. Также на первом этапе были определены критерии и показатели нравственноволевой воспитанности, проведен констатирующий эксперимент.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные показали, что существующая система воспитательной работы в секциях кудо не является достаточно эффективной с точки зрения формирования нравственно-волевого потенциала юных спортсменов.
В ходе второго этапа исследования был выделен ряд педагогических условий, соблюдение которых должно способствовать повышению эффективности нравственно-воле-вого воспитания подростков в секциях кудо:
- формирование у подростков представлений о нравственно-волевом поведении, стимулирование воспитанников к нравственно-волевому развитию личности;
- организация коллективной социальной деятельности подростков;
- организация спортивной деятельности в секции кудо, направленной на развитие нравственно-волевых качеств подростков;
- обеспечение межличностного взаимодействия педагог - воспитанник;
- учет индивидуальных особенностей личности воспитанников;
- обеспечение педагогического взаимодействия с родителями и школой.
В ходе второго этапа исследования также были разработаны модель и технология нравственно-волевого воспитания юных
спортсменов-кудоистов, программа формирующего педагогического эксперимента.
Модель носит концептуальный характер и отражает педагогические принципы, идеи, взгляды на организацию воспитательного процесса, логически описывает взаимодействие компонентов между собой.
Технология нравственно-волевого воспитания подростков средствами спортивного единоборства кудо включает три этапа: ценностно-ориентационный этап, этап развития и гармонизации, а также этап совершенствования и генерализации нравственно-волевых качеств.
Реализация каждого из них решает определенный спектр целей и педагогических задач, направленных на подготовку к осуществлению каждого последующего этапа. Цели и задачи этапов технологии определяют специфику коллективной и спортивной деятельности, роль и позицию педагога, формы и методы воспитания, а также особенности педагогического взаимодействия с родителями и школой, направленного на повышение эффективности нравственно-волевого воспитания юных спортсменов.
На всех этапах технологии смещаются акценты преимущественного воздействия на структурные компоненты нравственно-волевой сферы: когнитивный, эмоциональный, волевой, мотивационный и поведенческий.
На третьем этапе исследования проводился формирующий педагогический эксперимент, подтвердивший предположение о том, что совокупность выделенных педаго-
гических условий, реализуемых в технологии, эффективно влияет на процесс нравственно-волевого воспитания подростков средствами спортивного единоборства кудо.
На основе анализа результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Занятия кудо обладают большим воспитательным потенциалом и требуют в связи со спецификой вида спорта определенного уровня развития нравственно-волевых качеств, а с другой - способствуют, при правильной организации, их целенаправленному формированию.
2. Исследование показало оптимальность подобранного комплекса методик диагностики нравственно-волевой воспитанности юных спортсменов, которая обеспечивалась соблюдением принципов комплексности, динамичности, однозначности критериев оценки, обоснованности конкретными условиями спортивной деятельности подростков.
3. В ходе исследования был выделен и экспериментально проверен ряд педагогических условий, соблюдение которых способствует повышению эффективности процесса нравственно-волевого воспитания подростков занимающихся кудо.
4. Нравственно-волевые качества,
сформированные в процессе занятий кудо, проявляются в других видах деятельности, что является следствием их генерализации.
В ходе исследования был разработан ряд практических рекомендаций педагогам для обеспечения нравственно-волевого развития подростков, занимающихся кудо.
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
2. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. М., 1965.
3. Фельдштейн Д.И. Психология подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.
4. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. М., 1988.
5. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. М., 1974.
6. Белорусова В.В., Решетень И.Н. Воспитание в процессе занятий физической культурой и спортом. М., 1964.
7. Пуни А.Ц. Волевая подготовка юных спортсменов. М., 1961.
8. Казанцев В.Н. Нравственно-волевое воспитание школьников в спортивной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1994.
9. Москвин Н.Г. Программно-методические основы развития нравственных и физических качеств подростков средствами каратэ-до в системе дополнительного образования: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006.
Поступила в редакцию 7.06.2008 г.
Sen V.D. Moral and volitional upbringing of teenagers by means of sports combat kudo. The article reviews the results of research work on definition of the complex of pedagogical conditions of moral and volitional upbringing of teenagers by means of sports combat kudo. It also analyzes experimental work on realization of the model and technology of moral and volitional upbringing of young sportsmen.
Key words: moral and volitional upbringing of teenagers, moral and volitional qualities, pedagogical conditions of moral and volitional upbringing, moral and volitional upbringing technology, sports combat.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ
В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
О.К. Миневич
В статье раскрывается совокупность основных, на взгляд автора, психологических особенностей развития отношений в приемных семьях. Опираясь на исследования отечественных и зарубежных психологов, изучено влияние отсутствия кровной связи между приемными родителями и детьми на специфику межличностных отношений; рассмотрен негативный жизненный опыт приемного ребенка, а также аффективные чувства приемных родителей в качестве важных составляющих отношений в приемных семьях. Обращается внимание на особенности развития отношений между кровными и приемными детьми.
Ключевые слова: приемная семья, межличностные отношения, биологические и эмоциональные связи, негативный жизненный опыт, родительский прогноз, границы Я.
Семья приемных родителей - это социальный институт, объектом воздействия которого являются дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях либо дети, изолированные от родителей из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни.
В России практика функционирования замещающих семей пока еще не нашла своего повсеместного внедрения. Существующие в разных регионах страны единичные опыты только начинают получать методическое обоснование и экспериментальную апробацию. Специфику взаимоотношений в приемной семье рассматривают в своих работах А. И. Довгалевская, Н. П. Иванова,
О.В. Заводилкина, Ж.А. Захарова, В.Н. Ослон, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
В Воронежской области институт приемной семьи существует с 1988 г., когда появился первый семейный детский дом. Сейчас в органах опеки и попечительства зарегистрировано 56 приемных семей, в которых воспитывается от 1 до 8 приемных детей.
Развитие отношений в приемных семьях имеет свои психологические особенности. Результаты, полученные нами в ходе работы с приемными семьями Воронежской области (наблюдение, беседы, консультирование детей и родителей), позволили выделить некоторые из них.
1. Отсутствие биологической связи между приемной матерью и ребенком.
2. Влияние негативного жизненного опыта приемного ребенка на отношения в приемной семье.
3. Неблагоприятные прогнозы и аффективные чувства родителей по отношению к приемному ребенку.
4. Отношения между кровными и приемными детьми.
Более подробно остановимся на четвертой особенности, представляющей собой складывающуюся систему новых межличностных отношений в семье. Кровные дети выступают заложниками как сложной, противоречивой ситуации профессионального приема, так и отношения к нему со стороны