УДК 37.034:378.635.5-057.87
ФОРМИРОВАНИЕ У КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
FORMATION OF MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES OF THE STUDENTS OF LAW UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING
В. Н. Лапшин V. N. Lapshin
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования нравственно-волевых качеств у курсантов юридических вузов в процессе занятий по физической подготовке.
Abstract. Formation of moral and volitional qualities of the students of law universities in the process of physical training is considered in the article.
Ключевые слова: нравственность, воля, физическая подготовка, педагогические условия.
Keywords: morality, will, physical training, pedagogical conditions.
Актуальность исследуемой проблемы. Деятельность правоохранительных органов всегда находится под пристальным вниманием общества. Сотрудники ОВД призваны обеспечивать правопорядок, спокойную жизнь граждан. В своей деятельности они руководствуются законом, приказами, распоряжениями, воинским уставом, Кодексом профессиональной этики сотрудников ОВД.
Для сотрудников правоохранительных органов их нравственные качества определяют и отношение к обществу, государству, личности, добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей. Моральные принципы сотрудника правоохранительных органов России выражаются в том, каким образом он способен реально реализовать нравственные требования: оценить конкретный поступок в конкретной ситуации; определить необходимость тех или иных действий; быть способным к формированию в себе определенных качеств; подчинить свою деятельность нравственному идеалу.
Как показывает анализ деятельности сотрудников ОВД, не у всех выпускников юридических вузов МВД РФ сформированы нравственно-волевые качества.
В реальном педагогическом процессе существует противоречие между требова-
ниями общества к уровню сформированности нравственно-волевой готовности будущих сотрудников правоохранительных органов к профессиональной деятельности и неразработанностью путей и средств их осуществления, в частности в процессе физической подготовки.
С учетом данного противоречия была определена и проблема нашего исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования нравственно-волевой готовности будущих сотрудников правоохранительных органов к профессиональной деятельности в процессе физической подготовки.
Материал и методика исследований. Исследование проводилось в период с 2007 по 2010 г. на базе Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России. В нем приняли участие 50 курсантов. В учебный процесс был внедрен авторский спецкурс «Нравственно-волевая подготовка курсантов к профессиональной деятельности», организованы тренировочные занятия по развитию нравственно-волевых качеств у будущих сотрудников ОВД.
Результаты исследований и их обсуждение. В своем исследовании мы исходили из того, что нравственность сотрудника МВД тесно связана с волей. В психологии понятие «воля» определяется как потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков. Понятие «готовность» определяется как наличие способностей, как существенная предпосылка целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности. Нравственно-волевая готовность сотрудника ОВД к профессиональной деятельности характеризуется стремлением к достижению поставленной служебной задачи, опираясь на законы, нормы морали, при этом проявляя сдержанность, выдержку, эмоциональную устойчивость, гуманность в общении с людьми. Эта готовность представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных между собой структурных компонентов (мотивационно-ценностный, когнитивный, поведенческий и личностный) и является важным направлением в системе профессиональной подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов [1].
Работа по формированию нравственно-волевой готовности курсантов к профессиональной деятельности осуществлялась по пяти основным направлениям:
1) вооружение специальными знаниями о нравственно-волевых качествах, необходимых в последующей профессиональной деятельности, в процессе внедрения авторского спецкурса «Нравственно-волевая подготовка курсантов к профессиональной деятельности». Темами рассмотрения были: «Профессиональная этика в контексте культуры», «Нравственный характер правоохранительной деятельности сотрудников ОВД», «Основные понятия этики и морали и их реализация в деятельности сотрудников правоохранительных органов», «Нравственно-волевые качества сотрудников ОВД» и др. Психологи и педагоги проводили тренировочные занятия по развитию нравственноволевых качеств у курсантов;
2) создание соответствующих условий для эффективного формирования нравственно-волевой готовности в процессе занятий по физической культуре. На базе функционирующего в вузе физкультурно-спортивный комплекса была организована работа спортивных секций по различным видам спорта, в том числе по служебно-прикладным видам. Все курсанты активно участвовали в спортивных соревнованиях. Проводилась индивидуальная и дифференцированная работа с курсантами на основе выявления
уровня сформированности нравственно-волевой готовности курсантов к профессиональной деятельности;
3) формирование умения и навыков применения нравственно-волевых качеств и соответствующих знаний в профессиональной деятельности.
Кроме того, в учебном процессе были использованы образовательные потенциалы таких учебных предметов, как «Культурология», «Педагогика», «Психология», «Физическая подготовка» и др. с акцентом на формирование нравственно-волевых качеств с учетом особенностей их будущей профессиональной деятельности [3].
Оценка результатов экспериментальной работы проводилась методом соотношения: по процентному соотношению уровня сформированности нравственно-волевых качеств у курсантов в начале эксперимента и по его завершению [2].
В начале эксперимента уровень сформированности нравственно-волевых качеств личности испытуемых в обеих группах был примерно одинаков (табл. 1).
Таблица 1
Динамика основных показателей сформированности нравственно-волевой готовности курсантов к профессиональной деятельности по результатам двух срезов (%)
Показатели Уровни
Первый срез Второй срез
высокий средний низкий высокий средний низкий
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Когнитивный - - 44 48 5б 52 5б 28 24 54 2G 18
Мотивационно- ценностный - - 6G б4 4G 3б 44 2б 3б б2 2G 12
Поведенческий 8 12 44 39 48 49 48 24 3б 48 1б 28
Личностный 8 12 4б 48 4б 4б 48 34 34 42 18 24
Проведенная диагностика по различным методикам уровня сформированности нравственно-волевых качеств у курсантов позволила получить данные, свидетельствующие о том, что у курсантов экспериментальной группы произошли позитивные изменения уровня сформированности нравственно-волевых качеств по сравнению с контрольной группой. Так, 48 % испытуемых экспериментальной группы показали высокий уровень (в контрольной группе - 34 %). Средний уровень показали 34 % курсантов экспериментальной и 42 % - контрольной группы. Низкий уровень показали 18 % курсантов экспериментальной группы и 24 % курсантов контрольной группы.
Резюме. Теоретическое исследование и экспериментальная работа по определению путей совершенствования процесса формирования нравственно-волевой готовности курсантов вузов МВД России к профессиональной деятельности показали, что наиболее эффективными из них являются:
• разработка и внедрение в учебный процесс спецкурса «Нравственно-волевая подготовка курсантов к профессиональной деятельности»;
• создание соответствующих условий для эффективного формирования нравствен-
15G
но-волевой готовности в процессе занятий по физической культуре;
• проведение систематической диагностики уровня сформированности нравственно-волевой готовности будущих сотрудников правоохранительных органов к профессиональной деятельности;
• осуществление индивидуального подхода к курсантам в процессе занятий физической подготовкой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Караваев, А. Ф. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников ОВД / А. Ф. Караваев. - Омск, 2GG5. - 284 с.
2. Лебедев, И. Б. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов / И. Б. Лебедев, В. Ф. Родин, В. Л. Цвет. - М. : Щит, 2GG5. - 442 с.
3. Павлова, И. И. Формирование готовности курсантов образовательных учреждений МВД РФ и профилактика правонарушений несовершеннолетних / И. И. Павлова, Е. В. Фогель. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2GG6. - 3G9 с.
4. Павлов, И. В. Нравственное воспитание в поликультурной школе / И. В. Павлов, И. И. Павлова, В. И. Павлов. - М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2GG8. - б44 с.
5. Родионов, А. В. Психология физического воспитания / А. В. Родионов. - М. : Мир, 2GG4. - 578 с.