5. Кабачек О.Л. Направление и этапы психолого-педагогической работы массовой детской библиотеки по интеграции детей с ограниченными возможностями в социокультурную среду. Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками в условиях массовой библиотеки. Москва: РГДБ,1996: 1 - 14.
6. Тушевская И.А. Введение категорий ограничений игровой деятельности в коррекционную практику. Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. Москва: МГУКИ, 2001: 45.
References
1. Shaposhnikov A.E. Biblioterapiya: istoriya, teoriya, metodiki: sbornik statej. Moskva: RGB, 1996: 7 - 11.
2. Matveeva E.O. Sociokul'turnaya reabilitaciya vbiblioteke: uchebnoe posobie. Moskva: MGUKI, 2010.
3. Kazarinova I.N., Smagin E.L. Vozmozhnosti biblioterapii. Nauchnye i tehnicheskie biblioteki. 1999; 8: 34-37.
4. Dresher Yu.N. Biblioterapiya: Polnyjkurs: uchebnoe posobie. Moskva: "Izdatel'stvo FAIR", 2007.
5. Kabachek O.L. Napravlenie i 'etapy psihologo-pedagogicheskoj raboty massovoj detskoj biblioteki po integracii detej s ogranichennymi vozmozhnostyami v sociokul'turnuyu sredu. Korrekcionno-razvivayuschaya rabota s det'mi i podrostkami v usloviyah massovoj biblioteki. Moskva: RGDB,1996: 1 - 14.
6. Tushevskaya I.A. Vvedenie kategorij ogranichenij igrovoj deyatel'nosti v korrekcionnuyu praktiku. Detskaya invalidnaya sreda: tehnologii sociokul'turnojreabilitacii. Moskva: MGUKI, 2001: 45.
Статья поступила в редакцию 30.10.15
УДК 37.032
Krainik V.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Sport Disciplines, Institute of Physical Culture and Sports, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), Е-mail: [email protected] Andrianov A.S., teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior Affairs of Russia (Barnaul, Russia), Е-mail: [email protected]
THE RELATIONSHIP OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS OF THE RUSSIAN FEDERATION. In connection with the adoption of the Federal Law "On Police" the requirements for the level of training of police officers have changed. Taking into account the needs and characteristics of the population of police, interaction with citizens has become more socially oriented and professional. At the same time professional employee depends not only on the level of training in high school, but also on the initial set of personal qualities, their respective characteristics of law enforcement. In this regard, the article reveals the basics of personal and professional skills of police officers, the hypothesis of their interrelationship and interdependence. The research is based on a correlation analysis that has confirmed the assumption put forward and set the degree of correlation between the personal and professional qualities. It emphasizes the need for support on the individual characteristics of the person in the process of training future employees of bodies of Interior Affairs.
Key words: personal qualities, professional qualities, relationship, professional training, authority of bodies of Interior Affairs, law enforcement.
В.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта
Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
А.С. Андрианов, преп. Барнаульского юридического института МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В связи с принятием Федерального закона «О полиции» изменились требования к уровню профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. С учётом потребностей и особенностей населения взаимодействие сотрудников полиции с гражданами стало более социально ориентированным и профессиональным. При этом профессионализм сотрудника зависит не только от уровня подготовки в вузе, но и от исходной совокупности личностных качеств, их соответствия особенностям правоохранительной деятельности. В этой связи, в статье раскрывается сущность личностных и профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел, выдвигается гипотеза об их взаимосвязи и взаимообусловленности. На основе проведённого корреляционного анализа подтверждается выдвинутое предположение и устанавливается степень корреляционной зависимости между личностными и профессиональными качествами. Подчёркивается необходимость опоры на индивидуальные особенности личности в процессе профессиональной подготовки будущих сотрудников внутренних дел.
Ключевые слова: личные качества, профессиональные качества, взаимосвязь, профессиональная подготовка, органы внутренних дел, правоохранительная деятельность.
С принятием Федерального закона «О полиции» и последовавшим за этим реформированием правоохранительных структур существенно изменились требования к уровню профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел. С учётом потребностей и особенностей населения взаимодействие сотрудников полиции с гражданами становится более гуманитарным и социально направленным [1]. В этой связи существенно возрастает роль педагогической составляющей процесса профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции. Соответственно, значительно усложняется и расширяется круг воспитательных задач, уточняется и конкретизируется содержание профессиональных компетенций.
Важнейшим показателем готовности сотрудников органов внутренних дел к работе по профессии выступают личност-но-профессиональные качества, от уровня развития которых напрямую зависит эффективность и продуктивность всей правоохранительной деятельности (Л.И. Анциферова, С.Е. Борисова, В.В. Ворчук, В.В. Данилов, Э.Ф. Зеер, А.И. Китов, Е.С. Романова и др.). Резко возросла «психологическая цена» решений, принима-
емых людьми данной профессиональной группы, т. к. допущенные ошибки и промахи могут привести к авариям, к человеческим жертвам, к невосполнимому урону для личности и общества.
Труд сотрудников полиции относится к тем видам деятельности, отличительной особенностью которых является постоянная работа в экстремальных условиях, подвергающих опасности жизнь и здоровье. Стрессовые ситуации, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта полицейских, создают экстремальные условия их деятельности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальных потерями.
Говоря о сущности личностных и профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел, можно сказать, что психологические различия между людьми могут быть настолько значительны, что некоторые сотрудники, несмотря на достаточное здоровье и активное стремление овладеть определенной деятельностью, фактически не могут достигнуть необходимого ми-
нимума профессионального мастерства. Опыт показывает, что сотрудники полиции, не обладающие достаточными исходными способностями к работе в органах внутренних дел, не только значительно дольше других овладевают этим видом деятельности, но и работают хуже других, чаще допускают ошибки, обладают меньшей надежностью в работе.
Принимая во внимание личностные особенности сотрудников органов внутренних дел, востребованные данной профессией, можно сказать, что по степени важности она занимает одну из лидирующих позиций в общественной морально-нравственной иерархии. Для её представителей характерна, прежде всего, готовность прийти на помощь человеку, попавшему в сложную и опасную жизненную ситуацию. Спасти и защитить - вот основной смысл их работы, а лучшая награда для них - уважение и доверие граждан.
Сотрудник полиции, овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, может превратить их в достояния собственной личности, если займёт в процессе своего профессионального становления активную позицию. При этом ему должны быть созданы необходимые условия и оказана соответствующая психолого-педагогическая поддержка в развитии профессиональных качеств на различных этапах освоения профессии. Процесс рассмотрения психологических требований к личности и профессиональной деятельности сотрудника полиции сложный, многомерный и многофакторный, он происходит в рамках жесткой регламентации и строгого уставного порядка, что объясняется необходимостью уже в процессе вхождения в должность реально и активно противодействовать криминальным проявлениям [1]. Учёт личностных особенностей сотрудников полиции для современных условий определяет актуальность данной темы.
Профессиональный (квалификационный) стандарт Министерства внутренних дел Российской Федерации [2] предполагает наличие у сотрудников органов внутренних дел следующих личностных качеств:
- дисциплинированность;
- организованность;
- ответственность;
- порядочность;
- пунктуальность, педантичность;
- требовательность к себе и к людям;
- способность работать в команде;
- способность быстро организовывать себя и других на выполнение дела;
- смелость, решительность;
- инициативность, энергичность;
- способность к волевому саморегулированию;
- способность рационально действовать в экстремальных ситуациях;
- способность слушать, убеждать людей;
- чувство долга;
- умение работать в условиях ненормированного графика;
- умение хранить тайну.
Каждый сотрудник органов внутренних дел для осуществления своей деятельности наделяется определенными полномочиями. Все его действия достаточно чётко определены законом, которым он должен руководствоваться и за рамки которого ни в коем случае не должен выходить, так как это может нарушить законные права и интересы граждан. Личность сотрудника органов внутренних дел обладает индивидуальными, социальными, психофизиологическими и другими качествами, проявляющимися в её ценностных ориентациях и поступках [3]. Являясь субъектом правоохранительной деятельности, представителем власти, сотрудник органов внутренних дел имеет возможность влиять на многие процессы в обществе, и, прежде всего, на законодательную и правоохранительную власть, что предъявляет к нему повышенные требования. Он должен осознавать служебные обязанности как составную часть общенациональной задачи, соблюдать законность и отличаться высокой личной ответственностью и зрелостью, обладать высокими профессиональными знаниями, умениями, навыками, профессионально значимыми качествами, постоянно повышать свое профессиональное мастерство. Профессионально значимые качества сотрудников органов внутренних дел определяются как совокупность ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять необходимые правоохранительные функции [1].
Проведённый анализ нормативной документации и результатов анкетирования руководящего состава правоохранитель-
ных органов позволяет выделить наиболее важные профессиональные качества полицейских:
1. Интеллектуальные (познавательные) способности:
- оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления;
- хорошо развитое логическое мышление;
- умение грамотно выражать свои мысли;
- способность к распределению внимания между несколькими объектами и видами деятельности;
- умение сосредотачивать внимание на необходимом объекте нужное количество времени (устойчивость внимания);
- умение быстро переключать внимание с одного объекта на другой;
- избирательность внимания;
- хорошее развитие образной, словесно-логической памяти;
- способность к образному представлению предметов, процессов и явлений;
- наблюдательность (способность подмечать изменения в окружающей обстановке).
2. Психофизиологические и физические особенности:
- физическая подготовленность к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной среды;
- хорошее общее физическое развитие - выносливость, ко-ординированность, сила, быстрота;
- способность переносить физическое и психическое напряжение;
- способность быстро принимать решения в зависимости от ситуации;
- самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка.
Проведённое сопоставление перечня личностных и профессиональных качеств, которыми, согласно требованиям, выдвигаемым как нормативными документами, так и практическими работниками, должны обладать сотрудники органов внутренних дел, даёт основание для выдвижения гипотезы о наличии их взаимосвязи и взаимообусловленности. Для проверки данной гипотезы было проведено исследование, основывающееся на качественных и количественных оценках личных и профессиональных качеств. Были задействованы две категории сотрудников: первую представлял профессорско-преподавательский состав, вторую - курсанты и слушатели Барнаульского юридического института МВД России.
Указанные категории сотрудников составили две группы респондентов, которым предлагалось оценить каждое из выделенных качеств по степени его значимости для сотрудника органов внутренних дел, используя при этом прогрессивную шкалу [4]. При этом важнейшим условием объективности получаемых результатов выступало обеспечение анонимности проводимого опроса, что достигалось использованием специальных анкет и независимостью процесса собственно анкетирования.
Определённых усилий и такта потребовало формирование экспертной группы, к которой мы относим профессорско-преподавательский состав. Суть заключалась в использовании квалификации, опыта и интуиции наиболее компетентных в своей профессиональной области сотрудников органов внутренних дел. Поэтому основными требованиями к эксперту являлись его компетентность в оперативно-служебной деятельности, нравственность, глубокие знания и признанное умение решать специальные задачи в соответствии с определенными функциями. Кроме того, эксперт должен был хорошо разбираться в деловых и личностных качествах сотрудников органов внутренних дел.
Главная опасность при подборе респондентов состояла в завышении доли какой-либо подгруппы, заведомо близкой в своем мнении. Это могло привести не только к односторонности выставляемой оценки, но и к тому, что при обработке ответов ряд из них потерял бы свою значимость [5]. Во избежание подобных искажений была проведена стратификация респондентов, что позволило обеспечить необходимую репрезентативность опрашиваемой выборки.
Проведённое исследование показало, что в общей оценке значимости как личностные, так и профессиональные качества всегда имели различный удельный вес и составляли определённую иерархию. Обработка полученных ответов позволяет представить здесь соответствующие результаты, расположив оцениваемые респондентами качества в последовательности от более важного к менее важному.
1. Исполнительность - 91%.
2. Дисциплинированность - 90%.
3. Чувство долга - 89%.
4. Коммуникабельность - 88%.
5. Ответственность - 87%.
6. Пунктуальность - 85%.
7. Стрессоустойчивость - 84%.
8. Решительность - 83%.
9. Настойчивость - 82%.
10. Умение принимать верные решения - 82%.
11. Уравновешенность - 82%.
12. Дисциплинированность - 80%.
13. Настойчивость - 80%.
14. Аккуратность - 80%.
15. Целеустремленность - 79%.
16. Выдержка - 79%.
17. Уважение к людям - 76%.
18. Вежливость - 76%.
19. Упорство - 75%.
20. Отзывчивость - 75%.
21. Инициативность - 75%.
22. Работоспособность - 75%.
23. Внимательность - 72%.
24. Энтузиазм - 70%.
25. Гуманность - 70%.
26. Искренность - 70%.
27. Энергичность - 69%.
28. Справедливость - 69%.
29. Толерантность - 69%.
30. Надежность - 68%.
31. Развитое аналитическое мышление - 67%.
32. Неконфликтность - 65%.
33. Чувство сострадания - 65%.
34. Самообладание - 65%.
35. Стрессоустойчивость - 64%.
36. Организованность - 64%.
37. Аккуратность - 60%.
Следующим этапом исследования выступала проверка предварительно выдвинутой гипотезы о взаимозависимости личностных и профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел. Для этого был проведён корреляционный анализ и определена соответствующая мера связи. Получены следующие результаты:
- интеллектуальность ^ развитое аналитическое мышление, внимательность (0,85);
- рассудительность, сдержанность, стойкость ^ дисциплинированность, гуманность, толерантность, уравновешенность, искренность, справедливость, аккуратность, ответственность, надежность, неконфликтность, вежливость (0,82);
- спокойствие ^ самообладание, уравновешенность, аккуратность, неконфликтность, стрессоустойчивость (0,81);
- доброта, терпимость, ненавязчивость ^ толерантность, отзывчивость, гуманность, уважение к людям, чувство сострадания, уравновешенность, искренность, внимательность, неконфликтность (0,80);
- дружелюбие, покладистость, гибкость ^ гуманность, толерантность, уважение к людям, уравновешенность, искренность, внимательность, неконфликтность (0,78);
Библиографический список
- сила воли ^ целеустремленность, выдержка, справедливость, ответственность, исполнительность, надежность, работоспособность, упорство, настойчивость, стрессоустойчивость (0,75);
- добросовестность, порядочность ^ чувство долга, гуманность, толерантность, уважение к людям, искренность, справедливость, исполнительность, пунктуальность, вежливость (0,74);
- уверенность ^ целеустремленность, самообладание, справедливость, ответственность, исполнительность, надежность, упорство, настойчивость, стрессоустойчивость (0,74);
- тактичность ^ гуманность, уважение к людям, дисциплинированность, внимательность, аккуратность, исполнительность, пунктуальность, неконфликтность (0,71);
- открытость (контактность) ^ гуманность, толерантность, уважение к людям, искренность, внимательность, коммуникабельность, вежливость (0,70);
- общительность ^ гуманность, внимательность, энтузиазм, коммуникабельность, неконфликтность, вежливость (0,70);
- активность ^ инициативность, решительность, исполнительность, пунктуальность, коммуникабельность, надежность, работоспособность, упорство, настойчивость, энергичность (0,68);
- самостоятельность ^ ответственность, умение принимать верные решения, дисциплинированность, ответственность, исполнительность, пунктуальность, энтузиазм, коммуникабельность, надежность, упорство, настойчивость, организованность (0,67);
- серьёзность ^ дисциплинированность, аккуратность, ответственность, исполнительность, пунктуальность, надежность, упорство (0,65);
честность ^ искренность, справедливость, надежность (0,65);
- оптимизм ^ внимательность, аккуратность, ответственность, исполнительность, энтузиазм, работоспособность, упорство, энергичность (0,63);
- смелость ^ справедливость, дисциплинированность, ответственность, исполнительность, упорство, настойчивость (0,60);
- независимость ^ самообладание, справедливость, ответственность, исполнительность, пунктуальность, надежность, упорство, стрессоустойчивость (0,59).
Таким образом, проведённое исследование подтвердило гипотезу о наличии взаимосвязи между личностными и профессиональными качествами сотрудников правоохранительных органов, что даёт право говорить о личностно-профессиональ-ных качествах как о комплексе взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга способностей личности необходимых для достижения максимально успешного результата в профессиональной деятельности. Вскрытая закономерность имеет существенное влияние на весь процесс отбора и профессиональной подготовки будущих полицейских, что предопределяет последовательную опору на исходные личностные особенности курсантов при формировании у них профессионально значимых качеств, предусмотренных соответствующими нормами и стандартами.
1. Простяков В.В. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел. Юридическая психология. 2012; 1: 3 - 15.
2. Профессиональный (квалификационный) стандарт Министерства внутренних дел Российской Федерации для сотрудника полиции, прошедшего обучение, подготовку (переподготовку) в высшем профессиональном образовательном учреждении МВД России. Москва, 2013.
3. Управление персоналом организации. Под редакцией А.Я. Кибанова. Москва: ИНФРА-М, 2005: 638.
4. Крайник В.Л., Кузнецова Е.Д. Подготовка и защита студенческих научно-исследовательских работ. Барнаул: БГПУ, 2004: 170.
5. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. Москва: ИНФРА-М, 1998: 527.
Reference
1. Prostyakov V.V. Psihologicheskie trebovaniya k lichnosti i professional'noj deyatel'nosti sotrudnika organov vnutrennih del. Yuridicheskaya psihologiya. 2012; 1: 3 - 15.
2. Professional'nyj (kvalifikacionnyj) standart Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii dlya sotrudnika policii, proshedshego obuchenie, podgotovku (perepodgotovku) v vysshem professional'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii MVD Rossii. Moskva, 2013.
3. Upravlenie personalom organizacii. Pod redakciej A.Ya. Kibanova. Moskva: INFRA-M, 2005: 638.
4. Krajnik V.L., Kuznecova E.D. Podgotovka izaschita studencheskih nauchno-issledovatel'skih rabot. Barnaul: BGPU, 2004: 170.
5. Shkatulla V.I. Nastol'naya kniga menedzhera po kadram. Moskva: INFRA-M, 1998: 527.
Статья поступила в редакцию 27.11.15
УДК 781.1
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, senior researcher at educational laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Berger N.A., Doctor of Art Criticism, senior lecturer, St. Petersburg State Conservatoire n.a. Rimsky-Korsakov (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Yatsenkovskaya N.A., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
GENERAL MUSIC EDUCATION AT SCHOOL OF 21 CENTURY. The high-tech educational information environment requires new approaches and fundamentally new systems of education that constitute a school of the Digital Age. At present, the innovative systems in music pedagogy are closely connected with using music computer technologies (MCT) - an effective contemporary means of improving the quality of teaching music at all levels of the educational process. The MCT are an indispensable tool of educational process in propagating music masterpieces among the different social groups, as well as a unique technology for implementation of inclusive pedagogical process in training people with disabilities. The article notes that in conjunction with developing electronic, distance and open forms of education there is a real opportunity to move to a new educational paradigm, based on student-oriented learning music, which is based on the best old traditions of musical pedagogy and the best examples of classical and modern music. This suggests a possibility of formation of uniform principles of musical education in general and vocational schools, and developed educational technology using modern MCT that enable learning music online regardless of age, social status, including people with disabilities.
Key words: music education, high-tech educational information environment, pedagogy, music computer technologies, information technologies in music.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., главн. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Н.А. Бергер, д-р искусств., доц., Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Н.А. Яцентковская, аспирант, Российский государственный педагогический университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ОБЩЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ XXI ВЕКА
Высокотехнологичная информационная образовательная среда требует поиска новых подходов и принципиально новых систем обучения в Школе XXI века. Инновационная музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) — современного и эффективного средства повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса. МКТ являются незаменимым инструментом образовательного процесса для различных социальных групп в приобщении к высокохудожественной музыкальной культуре, а также уникальной технологией для реализации инклюзивного музыкального образования. В статье отмечается, что в совокупности с развивающимися электронными, дистанционными и открытыми формами образования возникает реальная возможность перейти к новой образовательной парадигме, основанной на личностно-ориентированном направлении в обучении музыке, опирающейся на лучшие многовековые традиции музыкальной педагогики и лучшие образцы классической и современной музыки. Это позволяет сделать вывод о возможности формирования единых принципов музыкального воспитания в общеобразовательной и профессиональной школе, а разработанная образовательная технология с использованием современных МКТ делает доступным общение с музыкой в интерактивном режиме для любого контингента учащихся, независимо от возраста, социального положения, включая людей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: музыкальное образование, высокотехнологичная информационная образовательная среда, педагогика, музыкально-компьютерные технологии, информационные технологии в музыке.
Информационные технологии в музыке, достигшие к настоящему времени высокого уровня, существенно влияют на способы возникновения, хранения и передачи музыкальной информации [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Внимание современно мыслящих музыкантов привлекает изучение физических характеристик музыкальных звуков, способов их записи и воспроизведения, объяснение психоакустических особенностей слухового восприятия звука человеком, принципы компьютерной генерации музыкального звука и др. [7; 8; 9; 10]. Иначе говоря, в музыкальном искусстве значимое место занимают технологические аспекты представлений о новом музыкальном инструментарии (в том числе - электронных музыкальных инструментах (ЭМИ), клавишных синтезаторах) [11; 12].
Звучание музыкальных инструментов, содержательно воплощенное в выразительных музыкальных звуках, иллюстрирует основополагающие идеи, связанные с изучением комплексной модели семантического пространства музыки [13; 14], существенно дополненное возможностями музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [15; 16; 17; 18]. Без знания этих аспектов невозможна грамотная интерпретация музыкальных произведений исполнителем, работающим с новыми музыкальными инструментами.
Параллельно с этим отмечается неуклонное повышение интереса молодежи к музыке в системе общего музыкального образования, к групповым формам музицирования, к ЭМИ и МКТ-программам [19]. Создаётся множество вокальных и ин-
струментальных «групп», в которых рядом с профессиональными музыкантами участвуют одаренные люди, не знающие нот, но безошибочно играющие «по слуху».
В таких и подобных случаях образование детей и молодежи, поиск возможности изучить нотную грамоту и научиться играть на инструменте даже во взрослом возрасте свидетельствует о явно утвердившейся потребности членов современного общества в активных формах приобщения к музыкальному искусству [20].
Обозначившаяся проблема имеет прямое отношение к общему школьному образованию, в которое на длительный возрастной период вовлекается каждый человек. Именно в это время должен осуществляться переход от стихийности к системности. В современном обществе школьное образование приобщает человека к началам математики и литературы, физики и химии, астрономии и географии, истории и психологии и др., которые направлены на получение знаний и развитие мышления. Однако, как правило, выпускник средней школы не владеет азбукой языка музыки - той области, в которой в особом контексте соединены эстетические и интеллектуальные компоненты мышления, особая форма познания мира и человека, напрямую связанная с духовной сущностью осваиваемого материала и чисто физической координацией при активной форме взаимодействия с ним.
Изменение направления в той иной научной, промышленной или образовательной области обычно продиктовано спросом. Как известно, спрос на те, или иные области знания, деятель-