Научная статья на тему 'Формирование личностно-профессиональных качеств будущих специалистов-психологов в сфере правоохранительной деятельности: постановка проблемы'

Формирование личностно-профессиональных качеств будущих специалистов-психологов в сфере правоохранительной деятельности: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / СПЕЦИАЛИСТЫ-ПСИХОЛОГИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВ / PERSONAL QUALITIES / PROFESSIONAL QUALITIES / SPECIALISTS IN PSYCHOLOGY / EDUCATIONAL INSTITUTION / PROFESSIONAL ACTIVITY / QUALIFICATION REQUIREMENTS / FORMATION OF QUALITIES / ASSESSMENT OF QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Роман Иванович

Работа психолога в сфере правоохранительной деятельности имеет свои особенности: специфическую нормативную регламентацию и наличие субординации при взаимодействии с руководством и объектами профессионального внимания. Автор статьи доказывает необходимость учета этих особенностей в процессе формирования личностно-профессиональных качеств у будущих специалистов-психологов в период получения ими высшего образования. Собственное мнение о степени значимости тех или иных личностных качеств, необходимых будущему психологу для успешной профессиональной реализации при работе в сфере правоохранительной деятельности, нуждается в корректировке. Необходима экспертная оценка значимости личностно-профессиональных качеств всеми основными участниками психолого-педагогического процесса, в котором участвует психолог органа внутренних дел (практические психологи, сотрудники и руководители органов внутренних дел). Особенности служебной деятельности в правоохранительной сфере создают дополнительные сложности в процессе адаптации психологам, не имеющим опыта обучения в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанов Роман Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF FUTURE SPECIALISTS IN PSYCHOLOGY IN THE SPHERE OF LAW-ENFORCEMENT ACTIVITIES: STATEMENT OF THE PROBLEM

The work of a psychologist in the sphere of law-enforcement activities has its special features: a specific standard regulation and subordination in the interaction with management and objects of professional attention. The author of the article proves the need for taking these special features into account in the process of development of personal and professional qualities in future specialists in psychology during their studies at institutions of higher education. The own opinion on the degree of importance of specific personal qualities which a future psychologist needs for successful professional activities in the sphere of law-enforcement requires adjustment. An expert evaluation of the importance of personal and professional qualities by all the main participants of the psychological and pedagogical process is necessary, in which the psychologist of a law-enforcement body (practical psychologists, employees and heads of law-enforcement bodies) is involved. The features of office activities in the law-enforcement sphere create additional difficulties in the course of adaptation for psychologists who have no experience of training at the educational institutions of the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Формирование личностно-профессиональных качеств будущих специалистов-психологов в сфере правоохранительной деятельности: постановка проблемы»

140_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 378 Р.И. Степанов

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПСИХОЛОГОВ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Работа психолога в сфере правоохранительной деятельности имеет свои особенности: специфическую нормативную регламентацию и наличие субординации при взаимодействии с руководством и объектами профессионального внимания. Автор статьи доказывает необходимость учета этих особенностей в процессе формирования личностно-профессиональных качеств у будущих специалистов-психологов в период получения ими высшего образования. Собственное мнение о степени значимости тех или иных личностных качеств, необходимых будущему психологу для успешной профессиональной реализации при работе в сфере правоохранительной деятельности, нуждается в корректировке. Необходима экспертная оценка значимости личностно-профессиональных качеств всеми основными участниками психолого-педагогического процесса, в котором участвует психолог органа внутренних дел (практические психологи, сотрудники и руководители органов внутренних дел). Особенности служебной деятельности в правоохранительной сфере создают дополнительные сложности в процессе адаптации психологам, не имеющим опыта обучения в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: личностные качества, профессиональные качества, специалисты-психологи, образовательная организация, профессиональная деятельность, квалификационные требования, формирование качеств, оценка качеств.

В процессе получения высшего образования у обучающегося повышается удельный вес его самовоспитания в формировании качеств, необходимых ему как будущему специалисту [3; 7]. Особенностью квалификационных требований к выпускникам, обучающимся по специальности 030301 Психология служебной деятельности, является то, что будущий специалист-психолог органов внутренних дел должен быть способен пропагандировать психологические знания среди сотрудников и иных лиц, а также преподавать психологические дисциплины в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования [10]. Возникает проблема определения приоритетности (соотнесения, корреляции) формируемых профессиональных качеств, необходимых для реализации не только психологической, но и педагогической составляющей будущей профессиональной деятельности обучающихся. При этом необходимо учитывать, что личностные качества у будущих специалистов-психологов на момент их обучения в образовательной организации уже в достаточной степени сформированы.

Обобщая идеи ведущих теоретиков и практиков в области психологии и педагогики, современные исследователи предлагают различные варианты конкретных перечней личностных и профессиональных качеств идеального преподавателя (учителя) и психолога [1; 5; 9; 11; 12]. Наличие такого перечня позволяет более четко определить ориентиры (направления) в процессе формирования таких качеств у будущих специалистов. Однако и теоретики, и практики отмечают, что абсолютно идеальный перечень составить невозможно, так как он будет неодинаков, например, для психолога-консультанта, преподавателя психологии или психолога-исследователя. Кроме того, субъективное отношение к степени необходимой выраженности тех или иных качеств и у действующих психологов, и у будущих специалистов может отличаться от рекомендуемых (что показали результаты анализа бесед с практикующими психологами, опросов обучающихся и информации с интернет-форумов психологов).

Профессиональная деятельность психолога органов внутренних дел достаточно жестко регламентируется нормативными документами [4; 6; 8]. Например, при отборе кандидатов на службу (учебу) разрешается пользоваться только теми методиками, которые утверждены административными структурами Министерства внутренних дел Российской Федерации. Взаимодействие психолога с сотрудниками отдела, который он курирует, осуществляется в основном не на добровольной основе. Психолог может привлекаться к несению службы как сотрудник полиции. Поэтому проявление каких-то качеств, типичных для «гражданского» психолога, ограничено для психолога «в погонах» особенностями служебной деятельности. Будущие специалисты-психологи, обучающиеся в образовательных организациях деонтического типа, как правило, к данной ситуации уже готовы. Принятые на

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2016. Т. 26, вып. 4

службу в органы внутренних дел специалисты, обучавшиеся в обычных образовательных организациях, вынуждены адаптироваться к данной ситуации.

Всё перечисленное составляет круг проблем, побудивших нас к исследованию процесса формирования личностно-профессиональных качеств у будущих специалистов-психологов, которым предстоит работать в сфере правоохранительной деятельности.

Выборку исследования составили курсанты Уральского юридического института МВД России, обучающиеся по специальности 030301.65 (37.05.02) Психология служебной деятельности (80 человек) и слушатели заочного факультета (действующие сотрудники органов внутренних дел - 137 человек).

Задачей курсантов было оценить степень значимости тех или иных профессионально-личностных качеств в будущей профессиональной деятельности. Все респонденты имели опыт проведения фрагментов или полноценных учебных занятий (педагогическая практика, практические занятия по дисциплинам «Педагогика», «Педагогическая психология», «Культура и техника труда преподавателя», «Методика преподавания психологии»). 48 респондентов имели опыт взаимодействия с действующими сотрудниками органов внутренних дел (чтение лекции, проведение тренинга, осуществление диагностических процедур). Слушатели заочного факультета информировали нас о проблемах взаимодействия с психологами, курирующими их подразделения.

Для оценки степени значимости тех или иных профессионально-личностных качеств нами был составлен их перечень из наиболее часто встречающихся в психолого-педагогических работах [1; 2; 5; 9; 11; 12]. Перечень качеств не является совершенным, но на данном этапе исследования он был необходим, чтобы определить какие-либо тенденции.

Респондентам предлагалось оценить степень профессиональной значимости того или иного качества по пятибалльной системе: 5 баллов - значимо в высокой степени; 4 балла - достаточно значимо; 3 балла - значимо в средней степени; 2 балла - недостаточно значимо; 1 балл - не значимо. Средняя обобщенная оценка приведена в таблице 1. После проведенной процедуры респондентам было предложено прокомментировать причину низких оценок того или иного качества.

Анализ полученных результатов показал, что даже при достаточно высоких средних показателях (справедливость - 4,66; ответственность - 4,65; самообладание - 4,61; работоспособность - 4,60) размах оценок иногда достигает значений от 5 до 2 и от 5 до 1 баллов. Следовательно, мнение будущих специалистов-психологов о значимости представленных в перечне качествах, далеко не однозначно.

Наиболее высокие показатели для педагогического компонента деятельности психолога получили следующие качества (приводятся в порядке убывания): порядочность - 4,69; справедливость -4,66; организованность - 4,65; ответственность - 4,63; терпеливость - 4,58. Психологу в большей степени, по мнению обучающихся, необходимы ответственность (4,65), самообладание (4,61), работоспособность (4,60), и порядочность (4,59).

Наиболее низкие показатели для педагогического компонента деятельности психолога оказались у следующих качеств (данные приводятся в порядке возрастания): принципиальность - 3,63; самокритичность - 3,71; эмпатия - 3,85; душевная чуткость - 3,86, чувство юмора - 4,08. В меньшей степени, по мнению респондентов, психологу нужны принципиальность (3,63), настойчивость (3,73), самокритичность (3,83), честность (4,05), дисциплинированность (4,06), доброта (4,06).

Приведем несколько типичных высказываний, поясняющих причину более низких оценок.

«Принципиальность преподавателя может плохо сказаться на процессе обучения, усложняя взаимодействие с обучающимися. Принципиальность психолога может помешать в установлении контакта с клиентом».

«Если стоять на своих принципах, то сложно понять другого человека, особенно когда ты хочешь ему помочь».

«Душевная чуткость и эмпатия могут привести к быстрому профессиональному выгоранию психолога. У педагога данные качества могут стать причиной снижения педагогической требовательности».

«Самокритичность специалиста может постепенно трансформироваться в комплекс неполноценности, привести к невротическим расстройствам».

«Педагог тоже должен проявлять эмоции. Сдержанность будет этому мешать».

«Дружелюбие мешает соблюдать субординацию».

«Дисциплинированность мешает раскрытию творческого потенциала».

«Психолог не должен настаивать на своей точке зрения или оказании помощи при работе с клиентом. Клиент должен проявить свое волеизъявление».

142_Р.И. Степанов_

2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

«Серьезную дисциплину с добрым преподавателем не освоить. Он должен быть чуть-чуть жестким».

«Справедливость означает попытку разделения явления или ситуации на хорошее или плохое. Психолог должен избегать крайностей в оценках».

«Честность для психолога не самое важное качество, так как какую-то информацию приходится скрывать или подавать в подкорректированном виде».

«Преподавание сложных и серьезных дисциплин требует особой ответственности и не допускает юмора».

«Работа психолога не настолько тяжелая, чтобы требовать высокой работоспособности. У преподавателя, когда он начнет работать, она разовьется сама собой».

«Оптимизм психолога может вызвать у клиента ощущение недооценки серьезности его проблем».

«Гуманизм не всегда уместен, так как жалеть клиента или обучающегося нельзя».

Высказывания обучающихся пока остаются без наших субъективных комментариев, так как для формирования более объективной картины значимости тех или иных личностных и профессиональных психолого-педагогических качеств специалиста в сфере правоохранительной деятельности, они обязательно должны быть дополнены мнением действующих психологов, руководителей подразделений и сотрудников органов внутренних дел. Кроме того, ретранслятору данного мнения необходимо обладать навыками убеждения, чтобы донести эту информацию до сознания обучающихся таким образом, чтобы она послужила мотивом корректировки их собственных уже имеющихся личностных качеств под требования будущей профессиональной деятельности.

Результаты оценки значимости личностных качеств в профессиональной деятельности

преподавателя и психолога

№ Личностные качества Значимость для преподавателя Размах оценки (от - до) Значимость для психолога Размах оценки (от - до)

1 Работоспособность 4,54 5 - 3 4,60 5 - 1

2 Дисциплинированность 4,50 5 - 2 4,06 5 - 2

3 Ответственность 4,63 5 - 3 4,65 5 - 3

4 Организованность 4,65 5 - 3 4,54 5 - 1

5 Настойчивость 4,13 5 - 2 3,73 5 - 1

6 Терпеливость 4,58 5 - 2 4,45 5 - 2

7 Самокритичность 3,71 5 - 2 3,83 5 - 1

8 Обязательность 4,33 5 - 2 4,25 5 - 2

9 Выдержка 4,55 5 - 3 4,48 5 - 2

10 Самообладание 4,61 5 - 3 4,61 5 - 2

11 Сдержанность 4,44 5 - 2 4,49 5 - 3

12 Доброта 4,14 5 - 2 4,06 5 - 1

13 Эмпатия 3,85 5 - 2 4,19 5 - 1

14 Душевная чуткость 3,86 5 - 2 4,33 5 - 1

15 Гуманность 4,24 5 - 3 4,34 5 - 2

16 Оптимизм 4,34 5 - 1 4,39 5 - 2

17 Толерантность 4,43 5 - 2 4,54 5 - 3

18 Дружелюбие 4,43 5 - 2 4,43 5 - 2

19 Доброжелательность 4,50 5 - 3 4,46 5 - 3

20 Отзывчивость 4,41 5 - 3 4,54 5 - 3

21 Чувство юмора 4,08 5 - 1 4,14 5 - 1

22 Честность 4,31 5 - 3 4,05 5 - 2

23 Справедливость 4,66 5 - 2 4,36 5 - 2

24 Достоинство 4,49 5 - 3 4,55 5 - 3

25 Порядочность 4,69 5 - 3 4,59 5 - 2

26 Трудолюбие 4,54 5 - 3 4,46 5 - 2

27 Принципиальность 3,63 5 - 1 3,51 5 - 1

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2016. Т. 26, вып. 4

Анализ отношения действующих сотрудников к психологу органа внутренних дел тоже позволил вывить ряд проблем.

Во-первых, сотрудники отмечают, что деятельность психолога они в основном видят только во время диагностических процедур. Иногда - в процессе проведения консультаций и тренинговых занятий. Однако процент влияния на профессиональную деятельность и самочувствие сотрудников методов, применяемых психологами, по оценке респондентов, достаточно не высок и выглядит следующим образом: социометрия - 3,6 %; опрос - 3,7 %; анализ продуктов деятельности - 8,2 %; консультация - 9,2 %; тренинг - 11 %; наблюдение - 11,5 %; тестирование - 18,1 %.

Во-вторых, сотрудники считают, что до тех пор, пока психолог находится в непосредственном подчинении начальнику органа внутренних дел, указанный специалист является средством (орудием, рычагом) в руках руководителя по отношению к ним при реализации управленческих решений. Такая ситуация снижает степень доверия к психологу и в результате сотрудники избегают обращаться к его консультативной помощи, даже если она необходима и возможна. Реально обратиться за консультативной помощью к психологу органа внутренних дел, в котором служит сотрудник, готовность выразили то лько около 14 % опрошенных.

В-третьих, по мнению большинства респондентов, психолог - это специалист, который должен быть способным решать их служебные и бытовые проблемы. У сотрудников, имевших опыт обращения к психологу своего подразделения, который не смог решить их проблему, формируется стойкое отрицательное отношение к нему и как профессионалу, и как к личности, что, как правило, распространяется на психологов органов внутренних дел вообще. Количество позитивных ответов респондентов по поводу решения их проблемы психологом составило в нашем исследовании 7,91 %, тогда как негативных - 43,17 %. При этом наличие позитивного эффекта от педагогической составляющей деятельности психолога выглядит следующим образом: научил - 10,79 %; внес ясность - 18,71 %; помог советом - 22,30 %.

Опрос действующих сотрудников органов внутренних дел показал, что респонденты достаточно слабо информированы о реальных возможностях психологической службы для оказания им помощи в различных ситуациях. Поэтому для оценки значимости личностных и профессиональных качеств психолога своего подразделения сотрудники органов внутренних дел должны знать и взвешенно оценивать цели, задачи и методы психологической работы.

Таким образом, начальный этап исследования процесса формирования личностно-профессиональных качеств у будущих специалистов-психологов в правоохранительной сфере определил ряд проблем, для решения которых нами предлагаются следующие направления:

1. Разработка инструментария для унифицированного опроса практических психологов, сотрудников и начальников органов внутренних дел с целью составления наиболее объективного перечня личностных качеств, необходимых будущему специалисту-психологу правоохранительной сферы в современных условиях.

2. Создание технологии реализации составленного перечня в учебном процессе для формирования у обучающихся установки на корректировку личностных качеств соответственно требованиям будущей профессиональной деятельности.

3. Подбор или разработка методик определения уровня развития личностно-профессиональных качеств у будущих специалистов-психологов в сфере правоохранительной деятельности с целью определения эффективности организации процесса их формирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Верняева Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога: дис. ... канд. психол. наук: 13.00.08. СПб., 1997. 200 с.

2. Гоноболин Ф.Н. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. училищ. М., Просвещение, 1965. 260 с.

3. Караваев А.Ф., Петров В.Е. Психологическое обеспечение формирования и развития личности. М.: Щербин-ская типография, 2006. 144 с.

4. Марьин М.И., Петров В.Е., Кузнецова О.В. Психологическая служба в системе управления органами внутренних дел: учеб. пособие. М.: Академия управления МВД России, 2012. 66 с.

5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. 216 с.

6. Организация психологической работы с личным составом ОВД: учеб. пособие / сост. А.М. Небольсин. М.: ДГСК МВД России, 2012. 144 с.

144

Р.И. Степанов

2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

7. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / М.А. Буланова-Топоркова, С.И. Самыгин и др. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.

8. Петров В.Е. Система психологического обеспечения профессиональной деятельности в МВД России: (генезис и перспективы развития). М.: Щербинская типография, 2007. 208 с.

9. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 34 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030301 психология служебной деятельности (квалификация (степень) «специалист»). Приложение, утвержденное Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 67: URL: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/ea-pravila/t2w.htm (дата обращения: 14.08.2016).

11. Цыбульникова К. А. Личностно и профессионально значимые качества современного преподавателя современного вуза. URL: http://www.scienceforum.ru/ 2014/761/2484 (дата обращения 17.08.2016).

12. Юзефавичус Т. А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения: учеб. пособие для преподавателей и студентов. М.: Моск. пед. ун-т., 1998. 63 с.

Поступила в редакцию 07.10.16

R.I. Stepanov

FORMATION OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF FUTURE SPECIALISTS

IN PSYCHOLOGY IN THE SPHERE OF LAW-ENFORCEMENT ACTIVITIES: STATEMENT

OF THE PROBLEM

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The work of a psychologist in the sphere of law-enforcement activities has its special features: a specific standard regulation and subordination in the interaction with management and objects of professional attention. The author of the article proves the need for taking these special features into account in the process of development of personal and professional qualities in future specialists in psychology during their studies at institutions of higher education. The own opinion on the degree of importance of specific personal qualities which a future psychologist needs for successful professional activities in the sphere of law-enforcement requires adjustment. An expert evaluation of the importance of personal and professional qualities by all the main participants of the psychological and pedagogical process is necessary, in which the psychologist of a law-enforcement body (practical psychologists, employees and heads of law-enforcement bodies) is involved.

The features of office activities in the law-enforcement sphere create additional difficulties in the course of adaptation for psychologists who have no experience of training at the educational institutions of the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Keywords: personal qualities, professional qualities, specialists in psychology, educational institution, professional activity, qualification requirements, formation of qualities, assessment of qualities.

Степанов Роман Иванович, кандидат педагогических наук, доцент

ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт МВД России»

620057, Россия, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 66 E-mail: ramanist89@mail.ru

Stepanov R.I.,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor

Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Korepina st., 66, Yekaterinburg, Russia, 620057 E-mail: ramanist89@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.