28
УДК 378.1
Кабиров Д.Э. роль философии в становлении
мировоззрения курсантов
образовательных организаций системы мвд россии и условия его формирования
THE ROLE OF philosophy IN THE FORMATION OF OUTLOOK AMONG THE CADETS of UNIvERSITIES of RUSSIAN MIA'S SYSTEM AND CONDITIONS OF FORMATION
ТУ данной статье рассматривается роль социально-гуманитарных дисциплин, в том
J-J числе философских, в формировании убеждений, идеалов у курсантов образовательных организаций системы МВД, в подготовке высококвалифицированных специалистов для правоохранительных органов. Анализируются тенденции, условия и особенности формирования мировоззрения у курсантов.
Ключевые слова: философия, мировоззрение, курсант, ценности, идеалы, убеждения, девиация, лекция-провокация, воспитание, обучение.
This article considers the role of the humanities, including philosophy, in the formation of beliefs, ideals of the cadets of the MIA's universities in training highly qualified specialists for law enforcement. The trends, conditions and features of formation of outlook among the cadets of universities of Russian MIA's system are analyzed.
Keywords: philosophy, outlook, cadet, values, ideals, beliefs, deviation, lecture-provocation, upbringing and education.
28
Россия вступила в качественно новый этап своего развития, определив стратегический курс на построение гуманного демократического общества, обновление всех сторон его жизни, реформы государственных институтов, в том числе системы МВД России.
Подготовка высокопрофессиональных сотрудников для правоохранительных органов предполагает формирование их научного мировоззрения. Однако следует отметить, что с начала 90-х годов XX века данной проблеме не уделялось должного внимания в силу как объективных, так и субъективных причин, основными из которых явились: социально-экономическая нестабильность в стране; неопределенность духовных ориентиров; ослабление
влияния образования в вузах МВД России на процесс формирования научного мировоззрения. Выходом из сложившейся ситуации может явиться целенаправленная, четко организованная и спланированная работа по формированию мировоззренческих знаний, убеждений, ценностей, идеалов у будущих специалистов правоохранительных органов в ведомственных вузах МВД России.
В Указе Президента России о реформировании системы МВД, документах МВД России особый упор делается на формирование у сотрудников правоохранительных органов основополагающих мировоззренческих ценностей: гражданственности, государственности, патриотизма; развитие профессиональ-
Кабиров Дмитрий Эрнстович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры философии, политологии, социологии и психологии Казанского юридического института МВД России © Кабиров Д.Э., 2017
Статья получена: 11.02.2017. Статья принята к публикации: 17.03.2017. Статья опубликована онлайн: 29.03.2017.
но-значимых качеств: верности Присяге, служебному долгу, личной ответственности, самоотверженности, готовности к самопожертвованию, честности и нравственной чистоплотности, справедливости, неподкупности, объективности, так как в последние годы проявляется нестабильность, неопределенность во всех сферах общества и особенно в духовной, ослабляются или даже утрачиваются фундаментальные мировоззренческие ценности, следствием чего являются коррупция, взяточничество, круговая порука, пьянство и иные проявления девиантного поведения.
Мировоззрение нельзя механически заимствовать, оно не может быть навязано извне, так как вырабатывается самой личностью в процессе изучения всего комплекса учебных дисциплин, и в особенности философских.
Получая знания, курсант образова-29 тельной организации МВД России соотносит их со своими потребностями и интересами, осмысливает, оценивает, переживает. Знания, которые приобретают жизненную актуальность, личностную значимость, внутренне принимаются курсантом, превращаются в жизненные установки, ориентации, становятся убеждениями, которые будут определять его поведение и поступки в предстоящей правоохранительной деятельности. Без эмоционального постижения мировоззренческие знания не могут стать основой духовного мира курсанта.
Эмоциональный фактор входит в учебно-воспитательный процесс, усиливая его емкость, устойчивость, целенаправленность. Это находит свое выражение в интеллектуальных чувствах, которые сопровождают процесс мыслительной деятельности: любознательности, любви к истине, правдивости, волнении, восхищении остроумной мыслью и т.д. [1, С. 246-250].
Учебные занятия должны содействовать воспитанию чувств, формированию общественно-значимых эмоций, становлению воли. Любая форма обучения представляет собой своеобразный сплав
рационального и эмоционального. Если рациональная сторона обучения направлена на овладение курсантами суммой знаний и приобретение навыков применения их в качестве инструмента человеческой практики, то эмоциональная сторона имеет своей целью воспитание социальных чувств личности, усиление эффекта логических рассуждений, обогащение их образностью, включение в сферу личных переживаний.
В достижении эффективности использования эмоционального момента в учебных занятиях участвуют разные факторы: состав аудитории, ее заинтересованность, т.е. потребность курсантов в усвоении мировоззренческих знаний, методика преподавания, личность преподавателя и др.
Условием превращения знаний в убеждения, эмоциональной реакцией курсантов на изучаемый учебный материал является наличие у них потребности в 29 мировоззренческих, философских знаниях, понимание их ценности для будущих специалистов в правоохранительной сфере. Известно, что основное внимание в образовательном процессе вузов МВД уделяется дисциплинам специализации и профильной направленности (например, «Основы оперативно-розыскной деятельности», «Расследование преступлений против личности и собственности» и т.п.), поэтому некоторые курсанты недооценивают роль социально-гуманитарных дисциплин, в т. ч. философских, в подготовке высококвалифицированных специалистов для правоохранительных органов. Изменить такое отношение к изучению данных наук нельзя без вовлечения курсантов в размышления об их значении, пробуждения интереса к ним, формирования потребности их изучения.
Важную роль здесь играет качество преподавания мировоззренческих дисциплин, актуальность сообщаемого материала. Это достигается органической связью рассматриваемых мировоззренческих положений с профилем подготовки курсантов, с явлениями и событиями, про-
исходящими в мире, злободневными вопросами, так или иначе затрагивающими профессиональные интересы и волнующими курсантов, имеющими в настоящее время широкое общественное звучание.
Важную роль в активизации мыслительной деятельности курсантов в процессе восприятия ими мировоззренческих, философских знаний могут играть использование дискуссий и диспутов; постановка контрольных вопросов; проблемное изложение учебного материала и другие методы активизации мышления [1, С. 247]. Проведение викторин и конкурсов также заслуживает пристального рассмотрения, потому что основывается на простейших приемах, которые могут быть использованы в практике преподавания. Одним из таких является провоцирующая лекция: лектор предлагает аудитории опровергнуть выводы, представленные на занятии, изложить соот-30 ветствующие контраргументы на семинаре или отыскать в лекции намеренно допущенную неточность.
Данные приемы являются приглашением к соревнованию, победу в котором могут одержать наиболее внимательные, инициативные курсанты. С одной стороны, лекция-провокация и лекция-приглашение к дискуссии стимулируют самостоятельный философский по-иск, с другой, в некоторой степени сокращают дистанцию в отношениях учащихся с преподавателем, демонстрируя приоритет доводов разума над авторитетом (нередко мнимым, напускным), обусловленным ученой степенью, возрастом или жизненным опытом преподавателя. Тем самым демонстрируется рациональный характер философского дискурса, поддерживается традиция свободного, непредвзятого размышления и дискуссии.
Большое значение при изложении философских знаний в образовательных организациях МВД России имеет педагогическое мастерство преподавателя: убежденность; ораторские приемы; умение использовать литературу, яркие факты [2].
Комплексное воздействие на ум, чув-
ства, волю курсантов является решающим фактором формирования их мировоззрения в учебно-воспитательном процессе вузов МВД России.
Однако для более успешного ее решения требуется точное понимание места и значения тех или иных дисциплин в формировании научного мировоззрения. Общепризнанным является утверждение о том, что мировоззрение формируется всем ходом познания человеком мира. Основу же мировоззрения составляет философия. В процессе преподавания философии следует усилить именно ее мировоззренческий аспект. При этом надо учесть ряд моментов. Прежде всего, отметим, что философия - это не просто наука, но и особая форма общественного сознания, играющая иную, чем наука, роль в жизни человека. Философия не просто осуществляет мировоззренческую функцию, но и сама представляет собой высшую форму мировоззрения, а 30 именно, научно-теоретическую. Поэтому формирование мировоззрения является необходимым условием бытия человека.
Но философия в то же время должна быть и наукой. Уже с момента своего возникновения она пыталась давать человеку объективный взгляд на мир, в отличие, например, от мифологии и религии. По-настоящему же научной философия становится лишь на этапе ее мировоззренческого осмысления. Как наука она изучает всеобщие закономерности мира. Уже в определении предмета философии как науки можно обнаружить ее мировоззренческую сущность. Через такое понимание философия и выступает в качестве научного мировоззрения. Философия - это наука о всеобщих закономерностях развития природы, общества и мышления. Это уже есть мировоззренческое определение. Итак, философия дает человеку основу целостного научного мировоззрения. Юридические науки, углубленно изучаемые в вузах МВД, тоже развивают мировоззрение человека, несут в себе мировоззренческие элементы, но не сами по себе, а лишь на уровне фи-
31
лософских обобщений.
Мировоззренческими становятся лишь те элементы знания, которые входят в систему философского осмысления. Так, категории преступления и наказания являются понятиями права, но они же должны входить и в круг философских проблем, получая свое осмысление и обоснование для дальнейшего развертывания в системе философских категорий. Здесь надо сказать об особой роли философских категорий для других наук и особенно для наук о праве. Развитие научного познания показало ошибочность натурфилософского подхода, но и сегодня фундаментальная роль философии в частнонаучном познании заключается не только в значимости общей методологии познания. Вскрывая закономерности общества и познания как всеобщие, философия создает такой категориальный аппарат, без которого не может существовать частнонаучное познание, в т. ч. и правовые дисциплины. Такие философские понятия, как сознание, ценности, идеалы и многие другие, входят в качестве основополагающих в психологию, право, социологию, историю и т.д. и тем самым интегрируют познавательную деятельность человека через включение собственно мировоззренческих элементов в структуру частных наук [3, ^ 118].
Нередко наблюдается чрезмерное увлечение в процессе преподавания лишь методологической ролью философии. Это очень важная ее функция, но наиболее эффективно она проявляет себя на стадии достаточно высокого развития у курсантов философских знаний. Основной же базой в преподавании курса философии должен быть показ ее мировоззренческой значимости. С этих позиций надо видеть и ограниченность профилирования в преподавании философии. Если философская методология требует действительно серьезного профилирования в ее преподавании, то профилирование мировоззрения может нанести непоправимый ущерб делу формирования развитой социально активной личности.
Формирование мировоззрения курсанта в учебно-воспитательном процессе в вузах МВД России характеризуется единством познания и практической деятельности в правоохранительной области. Это придает мировоззрению курсанта практическую направленность, ибо каждый человек занимает в социальной системе определенное место.
Курсант обретает духовное богатство тогда, когда у него складывается убеждение, степень устойчивости и развитости которого характеризует качество научного мировоззрения, проявляющееся в конкретных поступках в правоохранительной сфере [1, С. 249].
Предназначение философии для решения мировоззренческих проблем и определило своеобразие ее как формы общественного сознания. В отличие от других наук, стремящихся удалить субъект, его свойства из объекта, философия полагает в качестве предмета своего изучения теоретико-практическое отношение субъекта к объекту в плане раскрытия всеобще-универсальных закономерностей развития природы, общества и процесса познания мира. Создавая определенный способ видения мира и методологию его познания, философия представляет собой, таким образом, стержень научного мировоззрения. Давая научное толкование сущности человека и смысла его жизни, определяя развитие общества, она формирует убеждения, идеалы, вырабатывает у курсанта вуза МВД деятель-ностный подход к жизни, укрепляет его веру в необходимость самому соблюдать законы и требовать этого от других.
Особенности формирования научного мировоззрения курсантов в специфическом пространстве вузов МВД России противоречиво сочетают как позитивные, так и негативные тенденции среди которых можно выделить следующие:
- преобладание внешне заданных управленческого и организационного начал в вузах МВД России, предполагающее жесткую регламентацию учебно-воспитательного процесса, всех ви-
31
32
дов деятельности;
- отношения субординации, которые с одной стороны, способствуют повышению эффективности работы по формированию научного мировоззрения курсантов, а с другой - не способствуют установлению равноправных взаимоотношений с преподавателями и воспитателями, ограничивают развитие интерактивности, инициативы, заинтересованности курсантов, тормозят становление неповторимого мировоззрения каждого индивидуума;
- постоянное пребывание курсантов на замкнутой территории ведомственного вуза с четким регламентом, с одной стороны, предохраняет мировоззрение курсантов от негативного влияния внешней макросреды (употребление спиртных напитков, наркотиков, мелкие правонарушения и т.п.), способствует получению «чистого результата», с другой - негативно влияет на вариативность мировоззрения, его широту в социокультурном контексте;
- в ведомственных вузах МВД России в значительной степени сильнее, чем в других образовательных организациях, формируется феномен коллективного мировоззрения, так как курсанты постоянно взаимодействуют в учебно-воспитательной, служебной, внеслужебной сферах, и это коллективное мировоззрение может воздействовать на индивидуальное мировоззрение учащегося, как позитивно, так и негативно (в зависимости от приоритетных установок и позиций в коллективе), что, с одной стороны, способствует, а с другой - затрудняет формирование значимых для личности и общества мировоззренческих знаний, убеждений, идеалов, ценностей;
- правовая доминанта в формировании научного мировоззрения выражает целевую направленность учебно-воспитательного процесса, всей системы служебной деятельности на становление и развитие правового аспекта научного мировоззрения курсантов, необходимого для работы в правоохранительной сфере, что, с одной стороны, способствует формированию научного мировоззрения курсантов как
будущих специалистов, с другой - не активизирует развитие других содержательных аспектов научного мировоззрения (нравственного, социально-политического, эстетического, естественнонаучного).
Выделяются следующие принципы формирования научного мировоззрения курсантов вузов МВД России:
1. Принцип мировоззренчески ориентированного обучения курсантов путем реализации мировоззренчески-акцентной системы обучения гуманитарным и особенно философским, правовым дисциплинам в вузах МВД России.
2. Принцип мировоззренчески направленного воспитания курсантов на формирование содержательных аспектов научного мировоззрения посредством реализации его основных направлений (правового, нравственного, патриотического, профессионального, эстетического).
3. Принцип единства теоретических и практических форм в мировоззренчески-ориентированном обучении и воспитании в сферах - учебно-воспитательной, служебной и внеслужебной деятельности, что высвобождает и усиливает их ресурсные мировоззренчески-формиру-ющие возможности.
4. Принцип научного управления формированием мировоззрения как на основе целенаправленных, субординационных отношений, так и в ходе конструктивного диалогического взаимодействия с целью интегрирования и гармонизации социально-необходимых требований общества и личностных мировоззренческих притязаний курсантов.
5. Принцип утверждения статусности мировоззренческих ценностей в формировании научного мировоззрения курсантов путем актуализации аксиологической направленности всего учебно-воспитательного процесса (усиление ценностных аспектов в обучении гуманитарным наукам и дисциплинам правовой специализации, аксиологизация воспитательной работы) [4].
Можно выделить три уровня научного мировоззрения курсантов. Первый уро-
32
33
вень - эмоционально-перцептивный - критический (мироощущение): в основном - это чувственное восприятие мира, когда выделяются его отдельные стороны, черты, формируются образы, чувственно-эмоциональная сфера на этом уровне доминирует. Второй уровень - рационально-когнитивный - допустимый (миропонимание), предполагает преимущественно рациональное осмысление мира, его понимание в форме концептов, категорий. Третий уровень - праксиологически-дея-тельностный - оптимальный (мироотно-шение), характеризует достаточно высокую степень развития мировоззренческих установок и направленности на профессиональную деятельность, которые выражаются в целенаправленных поступках и действиях в правоохранительной сфере, сформированных профессионально-значимых качествах.
С точки зрения уровней отражения действительности, научное мировоззрение курсантов включает как обыденный, так и научно-теоретический уровни, то есть имеет смешанный вариант из самого различного их взаимодействия и сочетания, что учитывают субъекты мировоззренческого воздействия в ходе учебно-воспитательного процесса в ву-
зах МВД России. Главными элементами обыденного уровня, наряду с чувствами, настроениями, привычками, традициями, психологическим складом, являются и такие социально-значимые мировоззренческие качества, как ответственность, инициативность, трудолюбие, чувство нового и другие, проявляющиеся в позитивном отношении к решению сложных проблем, в реальных действиях и поступках курсантов. Эмоционально-волевое начало на этом уровне играет существенную роль.
Теоретический уровень формируется в результате осознанного овладения курсантами мировоззренческими знаниями, в процессе становления убеждений, идеалов, ценностей и в систематизированном виде выражает то или иное понимание природных и социальных процессов. Таким образом, научное мировоззрение курсанта всегда обусловлено единством рационально-логической и эмоционально-волевой сфер, мотивационных установок. В этом плане сущность мировоззрения проявляется через целостность противоположностей: научного - ненаучного, рационального - эмоционального, личностного-общественного, имманентного - трансцендентного, конечного - бесконечного и т.п.
33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. См. Остапенко В.С. Роль и значение философских знаний в формировании научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России // Вестник ТГУ. 2008. № 7. С. 246-250.
2. Коровин В.М. Основные принципы, методы и формы обучения курсантов в высшем учебном заведении. Воронеж, 1999.
3. Мишина Н.А. Интегрированный подход в изучении предметов гуманитарного цикла // Философия отечественного образования : история и современность. Пенза, 2008. С. 118.
4. Остапенко В.С. Формирование научного мировоззрения курсантов вузов МВД России : автореф. дис. ... докт.пед.наук. Воронеж, 2012.