34
В начале 90-х годов XX века в России наметились качественные изменения во многих областях, в том числе военной. В системе военных вузов РФ началась де-идеологизация воспитательной работы, постепенные попытки обращения к лич-ностно ориентированному воспитанию курсантов, стали создаваться оптимальные модели, алгоритмы и технологии воспитательной деятельности во всех военных структурах, обусловленные новыми потребностями, которые предъявлялись армией [1, С. 230].
Известно, что каждый курсант обладает определенным, присущим только ему уровнем качественных характеристик и, естественно, требует индивидуального подхода. Создание системы индивидуальной воспитательной работы по формированию профессиональных качеств личности курсанта - одно из важнейших
34
педагогических условий повышения эффективности и качества процесса воинского воспитания.
Непременным условием повышения эффективности воинского воспитания курсантов, как показывает практика, являются:
- стиль жизни;
- личный пример всех категорий воспитателей;
- их общая и военно-профессиональная культура;
-эрудиция;
- личный пример выполнения воинского долга;
- высокая ответственность за состояние дел в области воинского воспитания;
- умение на практике проявлять мужественные действия и поступки;
- показывать единство слова и дела [2, С. 179].
Одной из основных задач нравствен-
УДК 37.03
Старостин В.Г.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАНИЯ ЗНАЧИМОСТИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ - СЛЕДОВАТЕЛЯ МВД РОССИИ
FORMATION OF AwARENESS OF IMpORTANCE of the future profession of the mia's investigator
ТУстатье представлен опыт образовательных организаций системы МВД России по
J-J подготовке будущих сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, формированию качеств личности курсантов, избравших профессию следователя.
Ключевые слова: воспитательная работа, курсант, следователь, профессионализм, психолого-педагогический фактор, профессиональная адаптация.
The article is devoted to the description of the experience of the MIA's universities in training future law enforcement officers, and formation of the individual attributes of the cadets, choosing a profession of an investigator.
Key words: educational work, cadet, investigator, professionalism, psychological and pedagogical factor, professional adaptation.
Старостин Вадим Геннадьевич, старший преподаватель кафедры физической подготовки Казанского юридического института МВД России e-mail: [email protected] © Старостин В.Г., 2017
Статья получена: 14.09.2016. Статья принята к публикации: 17.03.2017. Статья опубликована онлайн: 29.03.2017.
35
ного воспитания является формирование высокого морального сознания личности курсанта. Актуальность этой задачи вытекает из того, что нравственность как индивидуальная мотивация поведения личности и как социальное явление существует на разных уровнях.
Будущему офицеру недостаточно иметь специальные теоретические знания. Он дол-жен быть умелым руководителем, вдумчивым психологом и педагогом, способным в экстремальных ситуациях применять приобретенные знания, глубоко осмысливать социальные процессы, протекающие в воинских коллективах, самостоятельно делать правильные выводы и применять взвешенные решения, активно влиять на морально-психологическое состояние своих подчиненных.
Определение сущности воинского воспитания курсантов позволяет выделить три основных критерия:
1. Военно-профессиональный критерий - характеризует уровень профессиональной подготовки будущего офицера к выполнению своих должностных обязанностей;
2. Психологический критерий - определяет уровень психологической готовности (волевой мобилизованности и решимости) действовать в боевой (военной) обстановке по выполнению поставленной задачи;
3. Критерий боевой (служебной) активности - является интегрирующим критерием, характеризующим уровень эффективности практической деятельности, настроенности будущего офицера на реализацию служебных и боевых задач [2, С. 189].
Как известно, личность человека (и офицера, как представителя государства, в первую очередь) должна обладать высоким развитием всех ее сторон: физической, психологической, духовной, социальной, нравственной, эстетической. К. Маркс писал, что цель должна заключаться в том, чтобы формировать человека «со всем... богатством его существа... всестороннего, глубокого во всех его чув-
ствах и восприятиях.» [3, С. 122].
На сегодняшний день обществу, государству, системе органов внутренних дел насущно необходимо, чтобы полицейский являлся не только профессионалом своего дела, но и человеком чести, совести, который не приемлет несправедливости, рутины, лести. Иначе говоря, был лишен всех тех изъянов, которые разрушают основы профессионализма и принципы социальной ответственности.
Для воспитания поколения сотрудников правоохранительных органов новой формации в вузах МВД России организуются различные виды воспитательной деятельности: идейно-политическое, нравственное, физическое, эстетическое, правовое воспитание и другое.
У каждого человека в процессе формирования и развития обычно выделяются доминирующие качества, склонности к определенному виду деятельности, которые и должны определять его жизненный путь. Выбор юношей профессии офицера, устойчивость мотивов профессиональной деятельности и обусловливают такую доминанту у курсанта, которая, по мнению некоторых исследователей, «не вытесняет другие способности человека, а организует и объединяет их вокруг себя, как своеобразный лидер. Следовательно, это не ставит предела гармоничному развитию личности курсанта, а способствует ему.» [4, С. 50].
Курсант ведомственного вуза - будущий следователь должен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, быть готовым выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали и профессиональной этики. Он обязан стремиться к саморазвитию, повышению своего интеллектуального и общекультурного уровня. Ведь профессия полицейского не относится к легким, жизнь курсантов разительно отличается от таковой у студентов гражданских вузов. К сожалению, не все юноши и девушки, мечтающие о курсантских погонах,
35
могут выдержать тяготы службы и не до конца осознают, насколько трудно совмещать обучение с несением службы.
Вузы МВД России как кузницы офицерских кадров строят свою деятельность по подготовке курсантов не только в плане обучения и воспитания, но и физического развития и психологической подготовки. На качество профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России влияет множество факторов. Одним из них является уровень и скорость адаптации абитуриентов к новым условиям обучения, требованиям, которые предъявляются к курсантам как сотрудникам органов внутренних дел и будущим профессионалам. Вхождение в условия высшего учебного заведения, включение в уставные отношения, выполнение распорядка дня, соблюдение дисциплины, освоение специальной лексики, необходимость 36 подчиняться младшему командиру-сверстнику и множество других обязанностей оказывается трудным для бывших школьников и требует специального внимания и содействия со стороны педагогов вуза.
Можно выделить три основных направления, в русле которых происходит профессиональная адаптация будущих следователей. Курсанты адаптируются к условиям образовательного процесса в высшей школе (лекционные формы занятий, отсутствие поурочной проверочной системы, организация занятий и экзаменов по семестрам), к условиям уставных отношений и служебной практики в вузе (дисциплинарные требования, ответственность, связанная с присягой, определенная форма одежды, несение службы по наряду, подчинение командирам-сверстникам), к требованиям будущей профессиональной деятельности в ее предметном и этическом содержании. Перечисленные группы условий взаимосвязаны между собой, но их значимость меняется на разных этапах вхождения будущих полицейских-следователей в профессию. Также немаловажно отметить и профессиональное воспитание
курсантов в процессе физической подготовки — это организация учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая формирование у обучаемых нравственных (верность долгу, честность, вежливость, сопереживание), физических (выносливость, сила, быстрота, ловкость) и психофизических (оперативное мышление, смелость, решительность, выдержка и самообладание) качеств. В процессе профессионального воспитания у курсантов формируются устойчивые взгляды и убеждения, проявляющиеся в позитивном отношении к профессиональной деятельности, в вежливом и тактичном поведении с гражданами, а также в стремлении к личностному профессиональному самосовершенствованию, что отвечает требованиям правоохранительной деятельности в современных условиях.
Следователь, как и врач, постоянно сталкивается с чужим горем, асоциальным поведением. В этих условиях необходимо 36 уметь защищать собственную психику и душевное равновесие от пессимизма, цинизма, подозрительности, высокомерия и других форм профессиональной деформации личности. В учебном заведении этому содействуют знания психологии людей, закономерностей развития общества, а также владение приемами психологической защиты и релаксации.
Таким образом, в подготовке будущих следователей в стенах образовательных организаций МВД России необходимо отметить следующие элементы:
1. Формирование профессионализма следователя - это интегральное качество индивидуальности офицера. Его слагаемыми являются следующие системообразующие элементы: в интеллектуальной сфере - высокий уровень общих и профессиональных умений, позволяющий обеспечить качественное осуществление предварительного следствия; в мотивационной - высокий уровень мотивации профессиональной деятельности в органах внутренних дел как мотивации достижения успеха; в эмоциональной - чувство профессиональной
чести и гордости; в сфере саморегуляции - убеждение в высоком социальном престиже следователя.
2. Факторами успешности формирования профессионализма у будущих следователей являются опора на индивидуальные особенности курсантов юридических вузов МВД, учет специфики их профессиональной направленности, принятие во внимание специфики адаптации
и мотивации учебной и профессиональной деятельности курсантов на различных этапах обучения.
3. Формирование профессионализма у курсантов юридических вузов МВД-будущих следователей на основе психолого-педагогических факторов является одним из основных направлений профессиональной подготовки следователей в системе высшего юридического образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Военная психология и педагогика. М., 1998.
2. Завизионов Ю.Г. Сущность и содержание воинского воспитания курсантов вузов ВВ МВД России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. №31.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.42.
4. Биочинский И.В. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования личности в вузе. Казань, 1988.