онные технологии обучения: проблемы и перспективы» (Липецк, ЛГПУ, 2008 г.) [6] и др.
Выполняя такие работы, студенты учатся рассуждать, доказывать, переносить полученные знания в новую ситуацию, моделировать, обрабатывать статистические данные и т. д.
Разработанная технология вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность реализует постепенное восхождение студентов по индивидуальным траекториям развития. Именно на этом пути (освоение знаний в процессе создания собственного образовательного продукта) происходит творческая самореализация, самосовершенствование, саморазвитие личности, формируются и развиваются математические, коммуникативные и профессиональные компетенции будущих специалистов.
1. Болдырев Н.Н., Артемов А.А. Научно-исследовательская деятельность как основа повышения качества образования в вузе // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Естеств. и техн. науки. Тамбов, 2004. Т. 9. Вып. 1. С. 147-148.
2. Горелик В.А., Фомина Т.П. Основы исследования операций. М., 2004.
3. Кузнецова Е.В., Фомина Т. П. Элементы теории вероятностей и математической статистики. Липецк, 2007.
4. Фомина Т.П. Элементы исследования операций и теории игр. М., 2006.
5. Актуальные проблемы естественных наук и их преподавания: материалы Всерос. науч. конф. Липецк, 2007.
6. Инновационные технологии обучения: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. Всерос. науч.-метод. конф. Липецк, 2008.
Поступила в редакцию 14.05.2008 г.
Fomina T.P. Students’ research work as a component of education quality increase. The main objective of this article is the problem of quality of university education. Students’ research work is a component of this system. The author defines structural components of students’ research work and reveals their content during teaching mathematical disciplines.
Key words: students’ research work, education, quality.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ В.С. Остапенко
Рассматривается проблема роли и значения философских знаний в становлении и развитии научного мировоззрения курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса в ведомственных образовательных учреждениях МВД России, специфика формирования правового аспекта мировоззрения, исходя из будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: философские знания, научное мировоззрение, правовой аспект мировоззрения, убеждения, идеалы, специфика вузов МВД России.
Мировоззрение нельзя механически заимствовать, оно не может быть навязано извне, т. к. вырабатывается самой личностью в процессе изучения всего комплекса учебных дисциплин, и в особенности, философских. Получая знания, курсант образовательного учреждения МВД России соотносит их с потребностями и интересами, осмысливает, оценивает, переживает. Знания, которые приобретают жизненную актуальность, личностную значимость, внутренне принимают-
ся курсантом, превращаются в жизненные установки, ориентации, становятся убеждениями, которые будут определять его поведение и поступки в предстоящей правоохранительной деятельности.
Знания лишь тогда становятся убеждениями, когда они не только транслированы в сознание курсанта, но восприняты им как истинные, практически значимы для него, когда он овладел ими - включил их в свою точку зрения, и они овладели им - стали ре-
гуляторами его поведения. Без эмоционального постижения мировоззренческие знания не могут стать основой духовного мира курсанта.
Эмоциональный фактор входит в учебно-воспитательный процесс, усиливая его емкость, устойчивость, целенаправленность. Это находит свое выражение в интеллектуальных чувствах, которые сопровождают процесс мыслительной деятельности: любознательности, любви к истине, правдивости, волнении, восхищении остроумной мыслью и т. д. [1].
Учебные занятия должны содействовать воспитанию чувств, формированию общественно-значимых эмоций, становлению воли. Любая форма обучения представляет собой своеобразный сплав рационального и эмоционального. Если рациональная сторона обучения направлена на овладение курсантами суммой знаний и приобретение навыков применения их в качестве инструмента человеческой практики, то эмоциональная сторона имеет своей целью воспитание социальных чувств личности, усиление эффекта логических рассуждений, обогащение их образностью, включение в сферу личных переживаний.
В достижении эффективности использования эмоционального момента в учебных занятиях участвуют разные факторы: состав аудитории, ее заинтересованность, т. е. потребности курсантов в усвоении мировоззренческих знаний, методика преподавания, личность преподавателя и др.
Условием превращения знаний в убеждения, эмоциональной реакцией курсантов на изучаемый учебный материал является наличие у них потребности в мировоззренческих, философских знаниях, понимания их ценности для будущих специалистов в правоохранительной сфере. Известно, что основное внимание в образовательном процессе вузов МВД уделяется дисциплинам специализации и профильной направленности (например, «Основы оперативно-розыскной деятельности», «Расследование преступлений против личности и собственности» и т. п.) и поэтому некоторые курсанты недооценивают роль социально-гуманитарных дисциплин, в т. ч. философских, в подготовке высоко квалифицированных специалистов для правоохранительных органов. Изменить такое отно-
шение к изучению данных наук нельзя без вовлечения курсантов в размышления о их значении, пробуждения интереса к ним, формирования потребности их изучения. Важную роль здесь играет качество преподавания мировоззренческих дисциплин, актуальность сообщаемого материала. Это достигается органической связью рассматриваемых мировоззренческих положений с профилем подготовки курсантов, с явлениями и событиями, происходящими в мире, злободневными вопросами, так или иначе затрагивающими профессиональные интересы и волнующими курсантов, имеющими в данное время широкое общественное звучание.
Важную роль в активизации мыслительной деятельности курсантов в процессе восприятия ими мировоззренческих, философских знаний могут играть: использование дискуссий и диспутов; постановка контрольных вопросов; проблемное изложение учебного материала и другие методы активизации мышления [2].
Большое значение при изложении философских знаний в образовательных учреждениях МВД России имеет педагогическое мастерство преподавателя: убежденность;
ораторские приемы; умение использовать литературу, яркие факты. Язык - средство выражения не только мысли, но и эмоционального состояния человека. Эмоциональная действенность слова преподавателя должна сказываться в том, что она способствует не только более глубокому осознанию идей, но и порождению определенных чувств к тем или иным социальным явлениям: к одним ненависть и отвращение, к другим - интерес и инициативу. Если преподаватель излагает материал взволновано, страстно, убежденно, аудитория обязательно подхватывает эмоциональный накал лекции, мобилизует свои ресурсы на ее восприятие. Эмоциональность изменяет всю схему восприятия учебного материала курсантами, воздействуя на механизмы внимания, памяти, мышления [3].
Комплексное воздействие на ум, чувства. волю курсантов является решающим фактором формирования их научного мировоззрения в учебно-воспитательном процессе вузов МВД России.
Изучение всего комплекса учебных дисциплин призвано, прежде всего, решать задачу формирования научного мировоззрения.
Однако для более успешного ее решения требуется точное понимание места и значения тех или иных дисциплин в формировании научного мировоззрения. Общепризнанным является утверждение о том, что мировоззрение формируется всем ходом познания человеком мира. Основу же мировоззрения составляет философия. Однако такое представление является очевидным лишь для того, кто уже познал основы философии и знает ее неисчерпаемые возможности. Но перед курсантом, приступающим к ее изучению, философия представляется как одна из наук, предмет которой, казалось бы, весьма абстрактный, специфичный. Преподаватель философии обычно пытается разрешить это противоречие путем демонстрации методологической силы философии в близкой курсанту области знания. И все же такой путь не решает проблему формирования научного мировоззрения в полном объеме.
В процессе преподавания философии следует усилить именно ее мировоззренческий аспект. При этом надо учесть ряд моментов. Прежде всего отметим, что философия - это не просто наука, но и особая форма общественного сознания, играющая иную, чем наука, роль в жизни человека. Философия не просто осуществляет мировоззренческую функцию, но и сама представляет собой высшую форму мировоззрения, а именно, научно-теоретическую. Поэтому формирование мировоззрения является необходимым условием бытия человека.
Но философия в то же время должна быть и наукой. Уже с момента своего возникновения она пыталась давать человеку объективный взгляд на мир, в отличие, например, от мифологии и религии. По-настоящему же научной философия становится лишь на этапе ее мировоззренческого осмысления. Как наука она изучает всеобщие закономерности мира. Уже в определении предмета философии как науки можно обнаружить ее мировоззренческую сущность. Через такое понимание философия и выступает в качестве научного мировоззрения. Поэтому определение философии как науки о всеобщем является абстрактным. Философия - это наука о всеобщих закономерностях развития природы, общества и мышления. Это уже есть мировоззренческое определение.
Итак, философия дает человеку основу целостного научного мировоззрения. Юридические науки, углубленно изучаемые в вузах МВД, тоже развивают мировоззрение человека, несут в себе мировоззренческие элементы, но не сами по себе, а лишь на уровне философских обобщений. Мировоззренческими становятся лишь те элементы знания, которые входят в систему философского осмысления. Так, категории преступления и наказания являются понятиями права, но они же должны входить и в круг философских проблем, получая свое осмысление и обоснование для дальнейшего развертывания в системе философских категорий. Здесь надо сказать об особой роли философских категорий для других наук и особенно для наук о праве. Развитие научного познания показало ошибочность натурфилософского подхода, но и сегодня фундаментальная роль философии в частнонаучном познании заключается не только в значимости общей методологии познания. Вскрывая закономерности общества и познания как всеобщие, философия создает такой категориальный аппарат, без которого не может существовать частнонаучное познание, в т. ч. и правовые дисциплины. Такие философские понятия, как сознание, ценности, идеалы и многие другие входят в качестве основополагающих в психологию, право, социологию, историю и т. д. и тем самым интегрируют познавательную деятельность человека через включение собственно мировоззренческих элементов в структуру частных наук [4].
Нередко наблюдается чрезмерное увлечение в процессе преподавания лишь методологической ролью философии. Это очень важная ее функция, но наиболее эффективно она проявляет себя на стадии достаточно высокого развития у курсантов философских знаний. Основной же базой в преподавании курса философии должен быть показ ее мировоззренческой значимости. С этих позиций надо видеть и ограниченность профилирования в преподавании философии. Если философская методология требует действительно серьезного профилирования в ее преподавании, то профилирование мировоззрения может нанести непоправимый ущерб делу формирования развитой социально активной личности.
Формирование мировоззрения курсанта в учебно-воспитательном процессе в вузах МВД России характеризуется единством познания и практической деятельности в правоохранительной области. Из логически осмысленной картины мира в мировоззрение включается ценностное значение знания, которое заключает в себе необходимость использования в действительности. Это придает мировоззрению курсанта практическую направленность, ибо каждый человек занимает в социальной системе определенное место.
Процесс формирования мировоззрения, который осуществляется в ходе изучения философии как науки, обусловливается особенностями психической деятельности индивида, с одной стороны, и спецификой педагогического влияния на личность - с другой. В психологии личности индивидуальный исторический опыт постоянно соотносится с мировоззренческой ориентацией общественного сознания, которая определяется общественным бытием. В мировоззрении отражается социальная обусловленность личности общественными отношениями, что определяет значение философии для формирования духовного мира. Этот процесс определяется соотнесением индивидуального опыта с социальными ценностями, имеющими историческое содержание и образующими подвижную систему понятий философии, усваиваемых курсантом. Сам процесс усвоения философии курсантом оказывает существенное влияние на развитие его мировоззрения. Курсант обретает духовное богатство тогда, когда у него складывается убеждение, степень устойчивости и развитости которого характеризует качество научного мировоззрения, проявляющееся в конкретных поступках в правоохранительной сфере [5].
Предназначение философии для решения мировоззренческих проблем и определило своеобразие ее как формы общественного сознания. В отличие от других наук, стремящихся максимально элиминировать субъект, его свойства из объекта, философия полагает в качестве предмета своего изучения теоретико-практическое отношение субъекта к объекту в плане раскрытия всеобщеуниверсальных закономерностей развития природы, общества и процесса познания мира. Создавая определенный способ видения мира и методологию его познания, филосо-
фия представляет собой, таким образом, стержень научного мировоззрения. Давая научное толкование сущности человека и смысла его жизни, определяя развитие общества, она формирует убеждения, идеалы, вырабатывает у курсанта вуза МВД деятельностный подход к жизни, укрепляет его веру в необходимость самому соблюдать законы и требовать этого от других.
Определяющая роль философии в формировании научного мировоззрения находит свое отражение в ее предмете. Независимо от того, какие явления или стороны объективной реальности получают соответствующее осмысление, сам предмет философии всегда имеет широкий социокультурный горизонт и представляет единство мировоззренческой, логико-гносеологической и общесоциологической проблематики.
Говоря в заключении о мировоззренческой функции философии, необходимо иметь в виду то важное обстоятельство, что само научное мировоззрение не сводится к некоей, пусть даже целостной, системе знаний, «к реестру взглядов», к обобщенной естественнонаучной картине мира. Мировоззрение всегда с необходимостью включает в себя и систему оценок определенных предметов, явлений, процессов тем или иным субъектом общественно-исторического развития.
Совокупность философских знаний в структуре мировоззрения курсанта занимает важное место, создает в сознании определенную картину мира, порождаемую объективной реальностью. Из этой реальности человеческое знание черпает свое содержание и наполнение. Процесс получения знаний всегда социально обусловлен: в знание превращается информация, имеющая практическое значение, знания как бы накладываются и на уже сформировавшееся ранее мировоззрение. Эта «технология» характерна для вузовского процесса накопления знаний. На протяжении всего процесса обучения курсанта и в последующем происходит своего рода синтез обыденного и теоретического знания, «перевод» теории в плоскость ее практического преломления в правоохранительной сфере.
1. Каган В.И., Сыченников И.А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М., 1987.
2. Граф В.В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов. М., 1981.
3. Коровин В.М. Основные принципы, методы и формы обучения курсантов в высшем учебном заведении. Воронеж, 1999.
4. Мишина Н.А. Интегрированный подход в изучении предметов гуманитарного цикла // Философия отечественного образования: история и современность. Пенза, 2008.
5. Мельников В. М. Формирование личностнозначимых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2004.
Поступила в редакцию 14.05.2008 г.
Ostapenko V.S. Role and value of philosophical knowledge in formation of cadets’ scientific outlook in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article discusses the problem and value of philosophical knowledge in formation and development of cadets’ scientific outlook during the educational process in educational establishments of the Ministry of Internal Affairs of Russia, taking into consideration their future profession.
Key words: philosophical knowledge, scientific outlook, legal aspect of outlook, persuasions, ideals, specificity of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
СОДЕРЖАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Д.М. Грицков
В статье представлен фрагмент исследования, посвященный рассмотрению содержания социокультурной наблюдательности в теории и практике преподавания иностранных языков. Изучены существующие модели коммуникативной компетенции для выявления сфер применения социокультурной наблюдательности. Выявлен компонентный состав социокультурной наблюдательности: лингвострановедческая, социолингвистическая и культуроведческая.
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция, социокультурная наблюдательность.
В настоящее время вопрос о необходимости развития социокультурной компетенции не вызывает сомнений, однако подходы к ее развитию как в школе, так и вузе только начинают приобретать прикладной характер. Исходя из современных исследований данной проблематики, кроме овладения умениями, знаниями и навыками, которые необходимы, чтобы использовать язык как инструмент общения и познания, обязательным условием также является развитие тех способностей, наличие которых помогает человеку ориентироваться в культурно-языковой среде и не быть отторгнутым ею. В рамках социокультурной компетенции к таким способностям относится социокультурная наблюдательность. Следует отметить, что под способностями нами понимаются такие свойства, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью. При этом способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявля-
ются и развиваются на их основе, т. е. развитие социокультурной наблюдательности будет способствовать более успешному приобретению социокультурных знаний, умений и навыков.
Прежде чем приступить к описанию содержания наблюдательности в рамках социокультурной компетенции, необходимо рассмотреть наполнение последней в составе иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК). Анализ отечественных и зарубежных исследований в области изучения компонентного состава ИКК позволяет говорить об отсутствии единой модели. В настоящее время существует несколько известных моделей ИКК, которые либо разделяются и используются определенными научными школами, либо легли в основу языковой политики в той или иной стране или геополитическом регионе. Так, модели иноязычной коммуникативной компетенции М. Канале и М. Суэйн (1980, 1983), С. Савиньен (1983, 1997), Л. Бахман (1990) используются пре-