Научная статья на тему 'Огневая подготовка как условие формирования морально-психологической устойчивости'

Огневая подготовка как условие формирования морально-психологической устойчивости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3292
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
огневая подготовка / морально-психологическая устойчивость / креативно-акцентные системы обучения / shooting practice / moral and psychological stability / creative and accentual education systems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Елена Ивановна, Сибирко Михаил Анатольевич

В статье рассматриваются проблемы морально-психологической устойчивости курсантов в аспекте креативно-акцентных систем обучения, в частности, огневой подготовки. Последнее понимается как метод подготовки к эффективным действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problems of moral and psychological stability of cadets in terms of creative and accentual education systems, particularly, shooting practice. The latter is seen as a method of preparation for efficient actions in emergencies of terrorist nature.

Текст научной работы на тему «Огневая подготовка как условие формирования морально-психологической устойчивости»

Литвин Д. В. Техники скоростной стрельбы из пистолета при ограниченной возможности для прицеливания

лец действует только с рабочим ходом спускового крючка, с равномерно прилагаемым усилием.

Следует отметить, что при использовании указанной выше техники нажим на спусковой крючок перестал быть полностью зависимым от тонкой и дозированной настройки межмышечной координации кистевого сустава, постоянного контроля стрелка за процессами нажима на спусковой крючок. При скоростной стрельбе это представляет собой определенную проблему. Необходимо было сдерживать отдачу оружия при значительном темпе стрельбы, и следовательно, - значительной загрузке указательного пальца, а кисть при этом не напрягать. Точечное приложение усилий для фиксации пистолета и «агрессивная» изготовка устранили проблему чрезмерного смещения оружия после выстрела. Однако следует отметить, что неверное выполнение хвата и приложение чрезмерных усилий «загружает» указательный палец, сковывает его, делает связанным его работу с кистью, т. е. усилие передается на нее. В этом случае попадания получаются кучными, однако находятся они несколько ниже района прицеливания. При формировании хвата следует «разгрузить» указательный палец. Тогда нажим на спусковой крючок может выполняться с любой скоростью и разумным усилием - канал ствола при этом не смещается.

Выводы.

1. Удержание пистолета в исходном положении двумя руками позволяет сократить среднее время выполнения упражнения по сравнению с удержанием оружия одной рукой приблизительно на 0,5 сек.

2. Чем быстрее производится первый выстрел (самовзводом), тем больше вероятность его «срыва» и тем нестабильнее результат всей серии.

3. Выполнение упражнения традиционной техникой стрельбы, хватом и изготовкой с «интуитивно» жестким и плотным удержанием оружия, требует от стрелка максимальной собранности, психической и эмоциональной концентрации, однако не обеспечивает необходимой действительности стрельбы. Рассеивание попаданий на цели - окружность неправильной формы диаметром до 30 см. Действительность стрельбы по результатам 15 серий - 96,7% (из 60 выстрелов - два промаха).

4. Жесткое удержание оружия и фиксация его в точках противодействия силам, действующим на оружие во время выстрела по методике А. И. Петрова, способствует повышению контроля стрелка за пистолетом в процессе выполнения серии и, соответственно, - повышению кучности стрельбы. Рассеивание попаданий на цели - окружность диаметром 15-20 см. Жесткое закрепление пистолета по методике А. И. Петрова обеспечивает стабильную, 100-процентную результативность стрельбы.

5. В отличие от серий выполнения упражнения общепринятой техникой, динамика пауз между выстрелами в экспериментальных попытках с использованием методики жесткого удержания пистолета проявляется незначительно: время возврата пистолета после выстрела в исходный район прицеливания и время обработки

ударно -спускового механизма для производства очередного выстрела в серии изменяется в минимальных параметрах. При этом скоростная стрельба представляет собой не совокупность отдельных циклов двигательных действий (циклов выстрелов), а полноценную серию, объединенную «монолитным» хватом и изготовкой. Средние показатели пауз между выстрелами составили: между 1-м и 2-м - 0,58 сек., между 2-м и 3-м - 0,56 сек., между 3-м и 4-м - 0,58 сек.

Проведенное исследование темпо-ритмовых характеристик стрельбы позволяет сделать вывод о целесообразности использования методики жесткой точечной фиксации оружия при стрельбе с большим темпом в условиях ограниченной возможности для прицеливания.

1 Юридическая педагогика: учебник / под ред. В. Я. Кико-тя, А. М. Столяренко. М., 2004. С. 434.

2 Витольник В. В. Огневая подготовка курсантов вузов МВД России на основе современных технических средств обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000. С. 4.

3 Об утверждении Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 11 сентября 2000 г. № 955: в ред. приказа МВД России от 20 мая 2003 г. № 340. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

4 Авторское свидетельство А. И. Петрова от 27 декабря 2006 г. № 11182 «Методика удержания пистолета при скоростной стрельбе» выдано Российским авторским обществом.

5 Темп стрельбы - количество выстрелов в единицу времени. Ритм стрельбы (в нашем случае) - соотношение пауз между выстрелами в серии.

УДК 378

О ГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Е. И Мещерякова, М. А. Снбирко

В статье рассматриваются проблемы морально-психологической устойчивости курсантов в аспекте креативноакцентных систем обучения, в частности, огневой подготовки. Последнее понимается как метод подготовки к эффективным действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера.

Ключевые слова: огневая подготовка, морально-психологическая устойчивость, креативно-акцентные системы обучения.

Одной из важных задач образовательных учреждений МВД России является формирование морально-психологической устойчивости курсантов в чрезвычайных ситуациях террористического характера. Актуальность исследования обусловлена прежде всего тем, что в условиях современной России террористическая угроза возрастает, причем наибольшую опасность представляют террористы исламского толка, отличающиеся особой жестокостью, цинизмом и крайним пренебрежением к

человеческой жизни. Противостоять этой угрозе, обеспечить безопасность людей в условиях нарастающей террористической угрозы призваны сотрудники правоохранительных органов, в том числе - органов внутренних дел, от профессиональных действий которых при объявлении чрезвычайных ситуаций во многом зависит как предотвращение террористических актов, так и обеспечение правопорядка в чрезвычайных ситуациях террористического характера. Сотрудники ОВД должны быть не только профессионально подготовлены к деятельности в таких ситуациях, но у них должна быть сформирована в период обучения в образовательных учреждениях МВД на достаточно высоком уровне морально-психологическая устойчивость для деятельности в чрезвычайных ситуациях террористического характера.

Морально-психологические качества курсантов представляют собой сложное интегративное явление, сущность которого связывается не только с отдельными нравственными (Б. Г. Ананьев, А. В. Барабанщиков и другие понимают их как синтез устойчивого отношения к различным сторонам социальной действительности и определенных способов поведения) или психологическими качествами личности (И. И. Александров, М. И. Дъяченко, Н. Ф. Феденко в основе видят единство сознания, чувств и воли, позволяющих реализовывать свои устремления в выполнении служебно-боевых функций), но и с интегра-тивностью (объединением в одно целое) ее свойств.

В связи со сложностью такого интегративного явления, каким является морально-психологическая устойчивость курсантов образовательных учреждений МВД, немаловажное значение приобретают исследования, результаты которых воплощаются в проектировании и практическом применении систем обучения, обеспечивающих эффективное его формирование в чрезвычайных ситуациях террористического характера. Такими системами, по нашему мнению, являются креативноакцентные системы обучения, которые могут использоваться при обучении различным дисциплинам, в том числе и при огневой подготовке1.

Креативная система обучения главной своей характеристикой имеет направленность на образование креативной личности, обладающей необходимым уровнем общей и правовой культуры, культуры профессиональной и самостоятельной деятельности, сформировавшимся правовым мировоззрением. По своему содержанию креативная система обучения конкретной дисциплине - это совокупность взаимодействующих и иерархически упорядоченных элементов, варьирование которых в соответствии с установленными критериями позволяет изменить структуру системы соответственно изменяющимся целям и условиям функционирования системы, что достигается посредством изменения приоритетов, или акцентов. Как известно, одним из значений слова «акцент» является выделение чего-либо существенного, важного различными средствами. Термин «креативно-акцентная» применительно к системе обучения позволяет закрепить содержательную и формальную характеристики системы. По своему содержанию

креативной является система обучения, основанная на творчестве и развивающая творчество, если под творчеством понимать высшую форму активности и самостоятельности деятельности человека. Проектирование такой системы - это творческая деятельность преподавателей и разработчиков, а результатом ее использования в процессе обучения является развитие в каждом из будущих специалистов ОВД заложенного в них творческого потенциала, воспитание смелости мысли и уверенности в своих силах, умения находить решения конкретных правоприменительных задач, в том числе связанных с применением оружия в экстремальных ситуациях.

Оформление креативной системы - это внешнее выражение содержания, а также установление внутреннего строения, структуры, определяющих порядок ее функционирования. Одним из элементов формальной стороны гибкой интегрированной системы обучения, каковой является креативная система, и может стать выделение акцентов, т. е. подчеркивание, выделение различными способами наиболее важного и существенного. При этом акценты могут выделяться как разработчиками при проектировании системы, так и преподавателями - в процессе ее применения в обучении конкретной дисциплине.

На основе изложенного под креативно-акцентной системой обучения мы будем понимать гибкую интегрированную систему, представленную как совокупность определенным образом упорядоченных последовательно применяемых технологий обучения, систем организационных и процедурных компонент обучения и контроля, методов управления процессом обучения, которые обеспечивают достижение заданного результата изучения конкретной дисциплины, а также развитие творческих личностных и профессионально-деловых качеств будущих специалистов, формирование культуры их самостоятельной деятельности.

Обучение будущих сотрудников ОВД требует формирования особого мировоззрения человека, владеющего комплексными теоретическими знаниями, понимающего сложности и тонкости взаимодействия государства и права. Он не только обладает познаниями в различных отраслях публичного и частного права, но и способен рационально их использовать в правоприменительной практике, в будущей профессиональной деятельности, в том числе - применять оружие в предусмотренных ситуациях. Изменения в правовом общественном мировоззрении сопровождаются и изменениями в мировоззрении как явлении индивидуального сознания. Мировоззрение на уровне индивидуального сознания предстает как определенный образ мира, образ общества. Этот образ можно рассматривать как собственный «жизненный мир» человека, который является своеобразным фрагментом мира (универсума), выражает его всеобщие свойства, но имеет собственное содержание. Индивидуальное мировоззрение будущего специалиста ОВД во многом формируется в процессе обучения юридическим дисциплинам. Однако проявляться сформированное мировоззрение может в различ-

ных вариантах поведения сотрудника милиции, в том числе и тех, которые выбираются им в чрезвычайных ситуациях террористического характера, когда возникает необходимость применения оружия. Сотрудник ОВД должен быть уверен в том, что применение оружия - тот единственный способ, который должен быть использован для защиты интересов общества, государства и его граждан, а в случае самообороны - своей жизни.

В процессе обучения курсантов важно обеспечить разумную «достаточность» мировоззренческой составляющей. Существуют два подхода к определению места и роли мировоззренческой составляющей в образовательном процессе. В соответствии с первым преподаватель специальных дисциплин не должен заниматься формированием мировоззрения. Другой подход содержит противоположную установку, требующую от преподавателя постоянного обращения к мировоззренческим аспектам изучаемых дисциплин, создания в процессе обучения специальных мировоззренческих ситуаций. Практика работы в высшем учебном заведении МВД показывает, что применять какой-либо из этих подходов в чистом виде нецелесообразно, а полезно использовать различные варианты включения в процесс обучения мировоззренческой инфраструктуры, необходимость которой не должна подвергаться сомнению. Преподаватель должен выступать в процессе обучения не только как посредник между наукой и курсантом, но и как человек, имеющий собственное мировоззренческое сознание и стремящийся представить сферу своего мировоззрения тем, кого обучает, помочь им сформировать свое, индивидуальное мировоззрение.

Формирование правового мировоззрения будущего специалиста в период обучения в образовательном учреждении МВД должно быть неразрывно связано с процессом становления его правовой культуры, который развивается в контексте формирования мировоззрения. Ведь если индивидуальное правовое мировоззрение составляет отношение человека к окружающей его правовой действительности, основанное на понимании взаимодействия государства и права и представленное в его жизненной позиции, убеждениях, ценностных ориентациях и принципах деятельности, то культура -это своего рода принципы связи человека с предметом деятельности, способ его вхождения в общественную жизнь, механизм самосознания, осмысливание своей неотделимости от других и собственной автономности, уникальности. Формирование правового мировоззрения позволяет обеспечить четкое следование правовым нормам, определяющим необходимость и возможность применения оружия сотрудниками милиции в определенных условиях.

Если в креативной системе обучения мировоззренческий акцент является ведущим, определяющим, то культуротворческих акцентов может быть несколько: акцент на формировании культуры творческого освоения материала изучаемой дисциплины; «вхождение» в правовую среду, определяемую конкретной отраслью права, а для огневой подготовки - правовую среду при-

менения оружия; акцент на культуре самостоятельной деятельности, связанный с автономностью изучающей конкретную дисциплину личности.

На основе проведенного исследования можно утверждать, что акценты в креативной системе обучения выстраиваются в определенную иерархическую структуру: первый уровень - мировоззренческие акценты; второй уровень - культуротворческие акценты; третий уровень -акценты, определяемые спецификой обучения конкретной дисциплине и необходимостью обеспечить ее включенность в систему учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом.

Основными структурными элементами проектируемой интегрированной системы обучения должны стать следующие:

- планируемый результат, являющийся системообразующим фактором для всего технологического процесса и увязывающий в единое целое все элементы технологической цепочки;

- общая цель и локальные цели отдельных технологий, которые априорно предопределяют и закрепляют планируемый результат;

- принципы, которые определяют механизмы достижения поставленных целей и обеспечивают планируемый результат;

- структура системы, образующие ее элементы и способы их объединения и сочетания, способные обеспечить стабильность параметров системы;

- закладываемые на этапе проектирования качественные (а возможно - и количественные) параметры и показатели системы, которые должны последовательно достигаться в процессе продвижения по технологической цепочке.

Описанная обобщенная структура системы относительно неполна, так как практически невозможно, даже в общих чертах, достаточно полно описать гибкую детерминированную систему, учитывающую взаимодействие многих разнородных элементов. Однако можно определить три относительно обособленных, но взаимосвязанных аспекта целенаправленной деятельности в процессе проектирования системы: определение ее структуры, материально-технического обеспечения и механизмов управления системой.

Применительно к огневой подготовке курсантов креативно-акцентная система обучения этой дисциплине должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить достижение главной цели - сформировать готовность выпускника образовательного учреждения МВД к умелому и эффективному применению и использованию ручного стрелкового оружия при выполнении оперативно-служебных задач. Однако успешное достижение цели при изучении этой практико-ориентированной дисциплины может быть обеспечено лишь в том случае, если на достаточно высоком уровне сформировано общее и правовое мировоззрение курсанта, его культура в различных проявлениях, в том числе и культура учебно-познавательной деятельности, которые найдут проявление в обращении с оружием в процессе его ис-

пользования. «Традиционные формы и методы практических занятий по огневой подготовке, - отмечают авторы учебно-методического пособия “ Психолого-педа-гогическое проектирование комплексных занятий по огневой подготовке с курсантами образовательных учреждений МВД России”, - не в полной мере способствуют развитию творческой личности, прикладного мышления, умения интегрировать знания в различных сферах профессиональной подготовки, так как в основном направлены на освоение правильных действий с оружием и техники меткого выстрела»2.

Осуществление огневой подготовки курсантов образовательного учреждения МВД в креативно-акцентных системах обучения позволяет обеспечить не только достижение общей цели, определенной в соответствии с действующими нормативными документами, но и достижение локальных целей, одной из которых может стать формирование такого важного для сотрудника ОВД личностного качества, каким является морально-психологическая устойчивость в различных экстремальных ситуациях, в том числе - и в чрезвычайных ситуациях террористического характера.

Основу морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений МВД составляет морально-психологический фактор, через который, в конечном счете, проявляются и другие факторы. Результатом деятельности руководителей, педагогов и воспитателей здесь должен стать высокий уровень морально-психологической готовности личного состава к оперативно-служебной деятельности, которая проявляется в состоянии сознания и психики сотрудников, отражающем их нацеленность, активность, настроенность и мобилизованность на преодоление возможных трудностей и обеспечивающем результативность и качество выполнения оперативно-служебных задач.

Высокий уровень морально-психологической устойчивости, сформированный у курсантов в период обучения в образовательном учреждении МВД, создает дополнительные гарантии для умелого и эффективного применения огнестрельного оружия в тех ситуациях, когда это необходимо и оправданно. В то же время важно понимать, что достигнутая в процессе изучения дисциплины «Огневая подготовка» готовность к применению огнестрельного оружия, основанная на сформированной системе знаний по материальной части оружия, мерам безопасности при обращении с ним, приемам и правилам стрельбы из различных видов оружия, умений умелого обращения с различными видами огнестрельного оружия, а также навыках стрельбы из основных видов оружия, состоящего на вооружении в ОВД, не может быть должным образом реализована, если сотрудник не обладает достаточно высоким уровнем морально-психологической устойчивости в стрессовых ситуациях, каковыми являются ситуации, требующие применения огнестрельного оружия.

Осуществляя подготовку курсантов к действиям, связанным с применением огнестрельного оружия при чрезвычайных обстоятельствах, и следуя требованиям

Приказа МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», важно ориентировать процесс обучения и воспитания на решение следующих специфических для образовательных учреждений МВД задач:

- овладение курсантами требований федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов МВД России, определяющих содержание действий ОВД при чрезвычайных обстоятельствах;

- формирование у каждого курсанта высокого морального духа, осознанного понимания социальной значимости участия в выполнении задач при чрезвычайных обстоятельствах;

- актуализацию у каждого курсанта таких моральнопсихологических и профессиональных качеств, как бдительность, стойкость, смелость, мужество, собранность, внимание, выносливость, разумная инициатива, находчивость, решительность, ответственность за соблюдение требований служебной дисциплины и законности, чувство взаимопомощи, взаимовыручки, готовности к самопожертвованию во имя защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты Отечества и др.3

Определяя задачи профессорско-преподавательского состава Воронежского института МВД России на 2010/11 учебный год, начальник института А. В. Симоненко отметил, что «нам по-прежнему не удается внедрить и утвердить в институте систему морально-нравственных ценностей, на которую должны быть ориентированы курсанты и сотрудники института в целом... Мы должны создавать такую педагогическую воспитательную среду, которая бы формировала у курсантов правильное понимание своей социальной значимости и не позволяла халатно относиться к своим обязанностям»4.

Решение поставленных задач на занятиях по огневой подготовке должно основываться на следующих методических принципах:

- принцип формирования убежденности в оправданности и целесообразности применения оружия в экстремальных ситуациях;

- принцип формирования прочных знаний и умений обращения с табельным огнестрельным оружием;

- принцип формирования устойчивых навыков применения огнестрельного оружия в стандартных условиях стрельбы в тире, а также в условиях возникновения различных по силе и характеру воздействия дестабилизирующих факторов, моделирующих отдельные составные части условий экстремальной деятельности, в том числе и деятельности в чрезвычайных ситуациях террористического характера;

- принцип формирования прочных навыков стрельбы в стандартных модельных условиях, максимально приближенных к характеру реальной деятельности в экстремальных условиях противоборства с преступниками;

- принцип учета психофизиологических особенностей деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях, требующих применения оружия.

На последнем принципе следует остановиться подробнее, так как именно с его реализацией в большой мере связана направленность занятий на формирование морально-психологической устойчивости курсантов. К важнейшим психофизиологическим особенностям, на наш взгляд, следует отнести:

1) существенное нервно-психическое напряжение, связанное с ожиданием возникновения критической ситуации, когда необходимо применить оружие, в котором появляются, а подчас становятся доминирующими отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, неуверенность, постоянное ожидание нападения со стороны правонарушителей и др.;

2) необходимость действовать в условиях навязанного темпа, а также дефицита времени, когда исход поединка решается в доли секунды при активном сопротивлении правонарушителей;

3) необходимость сохранять постоянную и высокую степень готовности к действиям при неожиданном изменении оперативной обстановки, которая предъявляет особенно высокие требования к устойчивости и интенсивности внимания сотрудника ОВД;

4) потребность в своеобразном «раздвоении» мышления сотрудника ОВД, когда он должен проявить способность прогнозировать развитие обстановки противоборства, так как необходимо одновременно прогнозировать минимум два действия: свои и правонарушителей, свои и других сотрудников ОВД;

5) чувство ответственности за жизнь сотрудников ОВД, осуществляющих противодействие правонарушителям в условиях чрезвычайной ситуации террористического характера, а также всех тех, кто находится в месте проведения операции, и др.

Заметим, что указанные психофизиологические особенности позволяют отнести деятельность сотрудников ОВД в период проведения операций в чрезвычайных ситуациях террористического характера к наиболее сложным видам человеческой деятельности. Успех такой деятельности во многом зависит от того, насколько сформирована морально-психологическая готовность сотрудников ОВД к деятельности в чрезвычайных ситуациях террористического характера на занятиях по огневой подготовке.

1 Мещерякова Е. И. Оптимизация обучения юридическим дисциплинам в образовательных учреждениях МВД России. Воронеж, 2002. 12-54.

2 Белоусова Е. А., Бронников С. В., Десятов М. С. и др. Психолого-педагогическое проектирование комплексных занятий по огневой подготовке с курсантами образовательных учреждений МВД России. М., 2008. С. 3.

3 О морально-психологическом обеспечении оперативнослужебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ МВД России от

11 февраля 2010 г. № 80. иКЪ: http://ovo.ucoz.ru/load/1-1-0-31 (дата обращения: 20.02.2010).

4 Симоненко А. В. Повышение качества подготовки специалистов в условиях реформирования правоохранительной системы : мат-лы учеб.-метод. сбора. Воронеж, 2010. С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.