Научная статья на тему 'Развитие правового аспекта мировоззрения курсантов при изучении юридических дисциплин в образовательных учреждениях МВД России'

Развитие правового аспекта мировоззрения курсантов при изучении юридических дисциплин в образовательных учреждениях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПРАВОВОЙ АСПЕКТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ / СПЕЦИФИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SCIENTIFIC WORLD VIEW / LEGAL ASPECT OF WORLD VIEW / JURISPRUDENCE SUBJECTS / LAW KNOWLEDGE / PECULIARITIES OF LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапенко Владимир Савельевич

Рассматривается проблема развития правового аспекта мировоззрения курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса в ведомственных образовательных учреждениях МВД России, мировоззренческий потенциал юридических дисциплин, определяющий профессиональную деятельность в правоохранительной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the legal aspect of cadets' world view in the course of study of jurisprudence subjects in educational institutes of the Ministry of Internal Affairs

The article studies the problem of development of the legal aspect of cadets' world view in the course of education process in educational institutes of the Ministry of Internal Affairs, ideological potential of jurisprudence subjects, determining the professional activity in law-enforcement sphere

Текст научной работы на тему «Развитие правового аспекта мировоззрения курсантов при изучении юридических дисциплин в образовательных учреждениях МВД России»

важным фактором интенсификации обучения математике и информатике студентов гуманитарных специальностей вузов. В статье рассмотрены возможные способы такой организации, достаточно успешно используемые на практике. Автор занимается дальнейшим усовершенствованием форм и методов контроля знаний и самостоятельной работы студентов-гуманитариев.

1. Дмитриева М.Н. Методические аспекты интенсивного обучения математике и информатике студентов-гуманитариев // XXXIX Все-рос. науч. конф. по проблемам математики, информатики, физики, химии и методике преподавания естественнонаучных дисциплин. Секция методики и педагогики: тез. докл. М., 2003. С. 31.

2. Дмитриева М.Н. О математическом образовании студентов-гуманитариев // Функц. пр-ва. Диф. операторы. Проблемы матем. обр.: тез. докл. Вторая Междунар. конф., посв. 80-летию чл.-кор. РАН, проф. Л. Д. Кудрявцева. М., 2003. С. 273-275.

3. Дмитриева М.Н., Дорошина Н.В. Совершенствование самостоятельной работы студентов гуманитарных специальностей вузов как важная составляющая повышения качества математического образования // XLIV Все-рос. конф. по проблемам математики, информатики, физики и химии. Секция методики и педагогики: тез. докл. М., 2008. С. 68-69.

4. Петрова В.Т. Научно-методические основы интенсификации обучения математическим дисциплинам в высших учебных заведениях: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1998.

5. Дмитриева М.Н., Дорошина Н.В. Активизация деятельности студентов гуманитарных специальностей вузов при обучении их математике // Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международное образовательное пространство: материалы Между-нар. науч. конф. Плоцк, 2008. С. 112-120.

6. Кудрявцев Л.Д. Мысли о современной математике и ее преподавании. Избр. тр. М., 2008. Т. 3.

Поступила в редакцию 11.01.2009 г.

БЛАГОДАРНОСТЬ: Автор выражает искреннюю благодарность своему научному руководителю профессору МФТИ В.Т. Петровой за постоянное внимание к работе и общее руководство исследованиями.

Dmitrieva M.N. Methods of intensification of independent work and knowledge tests of students of humanitarian specialties while studying mathematics and informatics. The article describes methods and techniques tailored to enhance mathematics and informatics training of students of humanitarian specialties in universities. The methodic of teaching which is based on differential approaches is developed by the author. The aim of these methods is to enhance training and to boost students’ learning activity.

Key words: intensification, education, mathematics, informatics, students, humanitarian specialties, methodic, enhancement, differential approaches.

УДК 371+34

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО АСПЕКТА МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ

© В.С. Остапенко

Рассматривается проблема развития правового аспекта мировоззрения курсантов в ходе учебновоспитательного процесса в ведомственных образовательных учреждениях МВД России, мировоззренческий потенциал юридических дисциплин, определяющий профессиональную деятельность в правоохранительной сфере.

Ключевые слова: научное мировоззрение, правовой аспект мировоззрения, юридические дисциплины, правовые знания, специфика правоохранительной деятельности.

Система юридического образования призвана ориентироваться на будущие условия жизни и профессиональной деятельности специалиста, в которых выпускник образова-

тельного учреждения окажется после его окончания. Это особенно характерно для обучения юридическим специальностям в вузах МВД России, где учебный процесс

имеет свою специфику. Учитывая это, можно с уверенностью утверждать, что в правоохранительной сфере должна формироваться такая система юридического образования, которая будет весьма существенно влиять на формирование научного мировоззрения курсантов. При этом юридическое образование должно быть ориентировано, прежде всего, на формирование правового аспекта мировоззрения.

Исследуя особенности юридического обучения специалистов для правоохранительных органов в вузах МВД России, важно подчеркнуть, что до недавнего времени доминировала парадигма стабильности и эн-циклопедичности знаний, накапливаемых в процессе обучения. С этим был связан информационный подход к процессу обучения, при котором наблюдалось насыщение учебных планов большим количеством различных теоретико-информационных курсов.

Однако сегодня для формирующегося правового аспекта мировоззрения курсанта необходима такая система взглядов и идей, которая базируется на системном междисциплинарном подходе к обучению, формировании такой системы знаний, убеждений, принципов, идеалов, которая соответствует современным требованиям и отвечает будущему профессиональному предназначению выпускника. В процессе получения юридического образования необходимо сформировать особое правовое мировоззрение (или правовой аспект мировоззрения) специалиста в области юриспруденции. Правовое мировоззрение (по типологии А.А. Касьяна, это «частичное» мировоззрение [1]) определяется как особая форма правового индивидуального и общественного мировоззренческого сознания. Основы формирования правового мировоззрения будущих юристов определил С.С. Алексеев [2]. Виднейший российский правовед рассматривает обучение как процесс формирования индивидуального мировоззрения будущего специалиста-юриста в контексте общественного мировоззрения. Правовое общественное мировоззрение формируется под влиянием того неоспоримого обстоятельства, что право и государство в процессе своего функционирования находятся в сложном взаимодействии и во взаимной зависимости, в которых выделяются две стороны: во-первых, зависимость права от госу-

дарства, следствием которой становится представление права в качестве государственно-официального, публичного явления; во-вторых, зависимость государства от права, проявляющаяся в том, что государство не может выполнять свои функции без общеобязательных юридических норм.

Правовое общественное мировоззрение на определенном этапе исторического развития - это среда, в которой формируется индивидуальное правовое мировоззрение, ведь, как и мировоззрение любого типа, правовое мировоззрение должно включать в себя основное мировоззренческое отношение, т. е. отношение человека и мира. Рассматривая общественное мировоззрение в качестве определяющего, преподаватель осуществляет формирование индивидуального мировоззрения будущего специалиста-юриста, подчиняя достижению этой цели применяемую систему обучения, стремясь при этом обеспечить разумную «достаточность» мировоззренческой составляющей.

Формирование правового аспекта мировоззрения будущего специалиста в период обучения в образовательном учреждении МВД России неразрывно связано с процессом становления его правовой культуры, которая развивается в русле формирования мировоззрения [3]. Ведь если индивидуальное правовое мировоззрение представлено отношением человека к окружающей его правовой действительности, то культура - это своего рода принципы связи человека с предметом деятельности, способ его вхождения в общественную жизнь, механизм самосознания, осмысление своей неотделимости от других и собственной автономности, уникальности.

В системе обучения в вузах МВД России мировоззренческий акцент является ведущим, определяющим, а культуротворческих акцентов может быть несколько: акцент на формирование культуры творческого освоения материала изучаемой дисциплины, «вхождения» в правовую среду, определяемую конкретной отраслью права; акцент на культуру правотворческой деятельности, определивший появление и развитие изучаемой отрасли права; акцент на культуру самостоятельной деятельности, связанный с автономностью изучающей конкретную юридическую дисциплину личности. Важным усло-

вием, обеспечивающим гибкость системы в процессе интеграции отдельных технологий, становится необходимость реализовать включенность отрасли (или подотрасли) права в систему российского (а возможно и международного) права. Это еще один важный акцент, характеризующий мировоззренческую систему обучения.

Итак, акценты в системе обучения юридическим дисциплинам выстраиваются в определенную иерархическую структуру: первый уровень - мировоззренческий акцент; второй уровень - культуротворческие акценты; третий уровень - акценты, определяемые спецификой изучения конкретной юридической дисциплины и необходимостью обеспечить ее включенность в систему учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом.

В процессе мировоззренческой акцентной системы обучения различным юридическим дисциплинам акценты первого и второго уровней могут быть одинаковыми, а вот акценты третьего уровня должны существенно различаться соответственно различиям преподаваемых дисциплин и тех методических приемов, которые использует преподаватель-разработчик или преподаватель, использующий разработанную систему.

Проектирование такой мировоззренческой системы обучения должно основываться на определенных принципах - дидактических, технологических, управленческих.

Структурирующие элементы такой системы разрабатываются как самостоятельные технологии, но с учетом их последующего объединения в систему, обеспечивающую достижение в процессе ее применения единой цели и заданного результата. Алгоритм проектирования акцентной системы обучения конкретной юридической дисциплине, обоснованный Е.И. Мещеряковой [4, 5], включает определенные этапы, представленные на рис. 1.

Основными структурными элементами такой системы обучения юридическим дисциплинам должны стать следующие: планируемый результат, являющийся системообразующим фактором для всего технологического процесса и увязывающий в единое целое все элементы технологической цепочки; общая цель и локальные цели отдельных технологий, которые априорно предопределяют и закрепляют планируемый результат; принципы, которые определяют механизмы

достижения поставленных целей и обеспечивают выполнение задачи; структура системы, образующие ее элементы и способы их объединения и сочетания, способные обеспечить стабильность параметров системы; закладываемые на этапе проектирования качественные (а возможно, и количественные) параметры и показатели системы, которые должны последовательно достигаться в процессе продвижения по технологической цепочке.

Включение в акцентную систему передовых технологий может осуществляться посредством построения как синхронных, так и асинхронных систем обучения и контроля. При этом синхронные технологии

1 этап

Исходя из содержания, определенного учебным планом и программой изучения дисциплины, определяются цели и результаты обучения - общие для применения системы технологий и локальные для каждой из них. При установлении целей и определении результатов учитываются акценты первого и второго уровней, способные обеспечить их достижение.

2 этап

Выбор технологии подчиняется установленным акцентам третьего уровня, а возможно, подбираемым и конкретизируемым акцентам следующих уровней. Преподаватель может определить цели: формирование глубоких устойчивых знаний установленного уровня, соответствующих ему умений и навыков; развитие способностей научно-исследовательской работы по тематике изучаемой дисциплины; расширение «информационного пространства» изучаемой дисциплины за счет развития дополнительных способностей поиска и обработки информации; развитие личной активности.

3 этап

Разработка базовых, синхронных и асинхронных технологий, образующих мировоззренчески-акцент-ную систему обучения. Этот этап разворачивается в следующих шагах: 1) организация учебного, нормативно-правового, справочного и иного необходимого для изучения дисциплины материала; 2) выбор форм организации процесса обучения, в т. ч. аудиторного и внеаудиторного; 3) выбор методов обучения, среди которых выделяются традиционные и инновационные; 4) выбор средств обучения, в системе которых особое место занимает обработка информации, выходящей за пределы программы курса.

Рис. 1. Алгоритм проектирования акцентной системы обучения конкретной юридической дисциплине

включаются в единую систему как ее элементы, применяемые по отношению ко всем изучающим конкретную дисциплину. Асинхронные технологии представлены элементами системы, проектируемыми для работы с отдельными категориями изучающих дисциплину. В соответствии с такими категориями могут выделяться курсанты, которые стремятся познать конкретную дисциплину лучше, чем остальные, а также и те, кто по разным причинам испытывает особые сложности в процессе изучения юридических дисциплин.

Особое значение для становления и развития правового аспекта мировоззрения курсантов имеют непосредственно юридические знания, ведь эти знания в первую очередь мировоззренческие. Профессиональные знания юриста можно рассматривать как систематизированную профессионально-значимую информацию, ставшую достоянием сознания и памяти юриста. Вряд ли можно согласиться со следующим весьма категоричным утверждением Л.М. Столяренко: «Фундаментом всех знаний юриста выступает знание закона» [6]. Исходя из смысла приведенного высказывания и дальнейших рассуждений автора под словом «закон» он понимает действующее законодательство. Но знать, т. е. содержать в сознании (а именно так определяет знания автор), все множество законодательных актов даже в определенной области права в настоящее время практически невозможно. Вероятно, «фундамент всех знаний» создается фундаментальными мировоззренческими знаниями, на основе которых формируется способность юриста понимать действующее законодательство и строить свою деятельность в соответствии с таким пониманием.

Фундаментальные, мировоззренческие знания юриста - это знания основных закономерностей формирования современной системы права, ее механизмов, т. е. систематизированные и глубокие знания теории права и базовые знания важнейших его отраслей. Именно фундаментальными мировоззренческими знаниями создаются основы профессионального образования, обеспечивающие всестороннее видение своей профессиональной деятельности, ее соответствия или несоответствия государственным интересам. Такие знания развиваются и конкре-

тизируются в процессе приобретения знаний специализированных, имеющих прикладной характер, т. е. знаний, получаемых в соответствии со специализацией обучения в рамках конкретной специальности.

Например, специальность «Юриспруденция» в образовательных учреждениях МВД России конкретизируется следующими специализациями: следственная, оперативно-

розыскная, оперативно-экономическая, административно-правовая, деятельность ГИБДД, организация службы дежурных частей ОВД, уголовно-исполнительная, экспертно-криминалистическая, воспитательно-правовая, экономико-правовая и др. Каждая из специализаций требует специальных знаний, которые формируются на основе общих для всех специализаций фундаментальных мировоззренческих знаний. Рассмотренные выше характеристики знаний неодинаково проявляются применительно, к примеру, к специальным знаниям курсанта, получающего образование по экономико-правовой или экспертно-криминалистической специализации. И эти различия нельзя не учитывать в организации процесса обучения, разработке и применении педагогических технологий.

Сегодня в образовании усиливается тенденция к совершенствованию методов образования посредством моделирования в процессе обучения предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста. Основу определения этой тенденции составляет контекстный подход к организации образовательного процесса, обоснованный А.А. Вербицким [7]. Не вызывает сомнения то обстоятельство, что специальные знания не могут быть достаточно глубоко усвоены, если в процессе усвоения они не включены каким-либо образом в среду предстоящей профессиональной деятельности. Это отнюдь не означает, что представляемые в процессе обучения знания по отдельным темам, разделам и дисциплинам должны тут же закрепляться профессиональной деятельностью. Они должны быть «погружены» в такую деятельность. Ведь в конечном итоге качество юридических знаний будет определяться тем, как их сможет использовать на практике выпускник образовательного учреждения МВД России. Курсант может безошибочно воспроизводить основные понятия изучаемой дисциплины,

строить логические связи между ними, аргументировано защищать свои взгляды по изучаемым проблемам, приводить примеры, подтверждающие, в т. ч. и собственные выводы. В то же время, обладая определенными правовыми знаниями, он оказывается неспособным выполнить конкретные действия подчас в простой ситуации, требующей применения полученных знаний, т. е. не обладает сформированным правовым аспектом мировоззрения.

Например, в процессе изучения налогового права можно приобрести достаточно хорошие знания о содержании главы 23 части второй Налогового кодекса РФ, определяющей порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, заучить положения о применяемых вычетах и льготах, условиях декларирования доходов и возможностях использования законодательно установленных льгот. Однако после получения теоретических знаний заполнить бланки декларации о доходах удается далеко не каждому. Более того, практика многих лет преподавания этой дисциплины показывает, что большинство курсантов (имеющих даже достаточно хорошие знания) испытывают серьезные сложности при заполнении декларации даже после получения дополнительных разъяснений.

Также, например, курсант может вдумчиво изучать теоретический курс «Информатика», но без приобретения практических умений и навыков работы с персональным компьютером он оказывается неспособным даже осуществить поиск имеющейся информации в справочных системах - «Гарант», «Консультант» и др.

Рассмотренные примеры помогают понять, что в юридической системе высшего образования необходимо формировать такой уровень знаний, который обеспечит их использование при решении различных практических задач. Для этого при организации усвоения практически любых юридических знаний по большинству правовых дисциплин необходимо заранее планировать воспроизведение теми или иными способами конкретной деятельности, в которой эти знания найдут применение и ради которых организуется их усвоение. Все это и характеризует единство теоретического и практического в научном мировоззрении курсанта.

Такой подход возможен в ходе моделирования в процессе обучения и в рамках изучения отдельных дисциплин, и в процессе проведения общих мероприятий, организации практики специфических приемов деятельности, характерных для определенных областей знаний в рамках приобретаемой специальности. «Переход от учебной деятельности к профессиональной в контекстном обучении, - подчеркивает автор концепции контекстного обучения А.А. Вербицкий, -обеспечивает и трансформацию познавательной мотивации в профессиональную. Студент постепенно переходит от наиболее абстрактных знаковых моделей, реализуемых главным образом в рамках отдельно взятых учебных дисциплин и обеспечивающих фундаментальную подготовку, к все более конкретным предметным и межпредметным моделям, а в конечном счете осуществляется переход от учения к труду» [7].

В целом, результативность работы по развитию научного мировоззрения и его правового аспекта при изучении курсантами юридических дисциплин будет определяться и другими условиями и факторами, такими, например, как: эффективное управление

учебной деятельностью; активизация познавательных способностей курсантов; формирование культуры самостоятельной работы курсантов и т. п.

1. Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение: монография. Н. Новгород, 1996. С. 13.

2. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1994.

3. Дутов Ю.И. Формирование правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2006. С. 3.

4. Мещерякова Е.И. Оптимизация обучения юридическим дисциплинам в образовательных учреждениях МВД России. Воронеж, 2002.

5. Мещерякова Е.И., Яурова И. С., Булгаков Д.Н. О креативном обучении юридическим дисциплинам // Вестн. ВИ МВД России. Воронеж. 2007. № 1. С. 95-99.

6. Столяренко А.М. Юридическая педагогика. М., 2000. С. 185.

7. Вербицкий Л.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. С. 13-17.

Поступила в редакцию 4.12.2008 г.

Ostapenko V.S. Development of the legal aspect of cadets' world view in the course of study of jurisprudence subjects in educational institutes of the Ministry of Internal Affairs. The article studies the problem of development of the legal aspect of cadets' world view in the course of education process in educational institutes of the Ministry of

Internal Affairs, ideological potential of jurisprudence subjects, determining the professional activity in law-enforcement sphere.

Key words: scientific world view, legal aspect of world view, jurisprudence subjects, law knowledge, peculiarities of law-enforcement activity.

УДК 15

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ БОЙЦА СПЕЦНАЗА

© Е.Н. Назарова

В статье рассматриваются индивидуально-психологические особенности военнослужащих отряда специального назначения, повлиявшие на их профессиональное самоопределение. Нами выделены такие психологические особенности военнослужащих, как: осмысленность жизни, эмоциональная устойчивость, ответственность, активная жизненная позиция.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, индивидуально-психологические особенности, профессионально важные качества.

В последние годы проблемное поле ак-меологии значительно расширилось, в т. ч. и в сфере самоопределения личности, тем не менее проблема профессионального самоопределения, развития и самосовершенствования человека как личности, субъекта профессиональной деятельности остается недостаточно изученной. Такое положение вещей обусловлено двумя причинами. С одной стороны, само понятие развития рассматривается как характеристика жизнедеятельности человека, глубина и охват исследования которого в принципе безграничен. С другой стороны, исследуя эту проблему применительно к профессиональной деятельности, мы говорим не только о специфике развития человека в ней, но и о таких общих вопросах как выбор жизненного пути, значимых ценностей и ведущих смыслов жизни. В качестве аргумента можно сослаться на тот факт, что не только в науке, но и в житейской практике понятие о профессиональной деятельности используется в качестве главной характеристики взрослого человека.

На процесс профессионального самоопределения, по мнению многих ученых, оказывают влияние личностные особенности субъекта труда. Так, С.Г. Анисимова выделяет индивидуально-характерологические особенности личности (темперамент, характер, интересы, склонности, потребности, мотивация, ценности, интеллект, знания, умения,

навыки, способности, половые и возрастные особенности, семейный статус) среди основных факторов, воздействующих на профессиональное самоопределение [1].

С. Л. Рубинштейн писал, что «...психологическое изучение деятельности, включая в себя изучение функций и процессов, как необходимый и существенный психологический компонент, открывает более синтетический и конкретный план психологического исследования, отличный от того, в котором протекает изучение функций» [2]. Он подчеркивал, что необходимо изучать деятельность человека в ее психологическом составе, изучать психические функции и процессы в связи с личностными свойствами.

Б.Г. Ананьев рассматривал в качестве предпосылок успешности какой-либо деятельности не только сумму необходимых свойств, а определенную структуру способностей и одаренности, их «функциональный состав, различное сочетание в нем сенсомо-торных, мнемических, логических, эмоционально-волевых компонентов, неравномерно и своеобразно развивающихся в различных видах деятельности человека» [3].

Исследования Е.С. Романовой и Г. А. Суворовой показали, что важнейшей характеристикой человека как субъекта труда, при изучении профессиональной деятельности в системе «субъект труда - профессиональная среда», являются профессионально важные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.