Научная статья на тему 'Особенности становления и развития профессионального мировоззрения сотрудников уголовно-исполнительной системы в ведомственных вузах'

Особенности становления и развития профессионального мировоззрения сотрудников уголовно-исполнительной системы в ведомственных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1277
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / КУРСАНТЫ ВУЗОВ ФСИН / ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL OUTLOOK / PENITENTIARY SYSTEM / OFFICERS / FEDERAL INSTITUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева К. В.

В данной статье проанализированы особенности становления и развития профессионального мировоззрения курсантов в процессе обучения в вузах ФСИН России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT PROFESSIONAL OUTLOOK OFFICERS IN PENITENTIARY SYSTEM OF FEDERAL INSTITUTE

The paper deals with features of the formation and development professional outlook officers in penitentiary system of federal institute

Текст научной работы на тему «Особенности становления и развития профессионального мировоззрения сотрудников уголовно-исполнительной системы в ведомственных вузах»

УДК 37.0

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ

К.В. Исаева

В данной статье проанализированы особенности становления и развития профессионального мировоззрения курсантов в процессе обучения в вузах ФСИН России

Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, особенности формирования, пенитенциарная система, курсанты вузов ФСИН, обучение

Продолжающееся сегодня реформирование уголовно-исполнительной системы (УИС) России требует совершенствования работы с кадрами, подготовки сотрудников новой формации, высококвалифицированных, широко образованных, юридически грамотных, мировоззренчески зрелых специалистов, обладающих глубоким чувством патриотизма и гражданской ответственностью, способных обеспечить профессиональную деятельность на качественно новом уровне.

Процесс формирования

профессионального мировоззрения у будущего сотрудника УИС в ведомственном вузе,

имеет свои особенности, обусловленные воинской и служебной дисциплиной, субординационными отношениями, спецификой учебно-воспитательного процесса.

Следует рассмотреть ряд таких особенностей, влияющих на процесс становления и развития профессионального мировоззрения в вузе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России:

1. Профессиональное мировоззрение сотрудников УИС, формируемое в процессе обучения в ведомственном вузе, базируется как на системе нормативно-правовых актов

общегосударственного значения, таких как Конституция Российской Федерации, федеральные законы и нормативно-правовые акты (указы Президента и Постановления правительства), так и ведомственных нормативных актах Минюста и ФСИН России (приказы, распоряжения, инструкции и т. п.).

Необходимо выделить следующие законы и нормативно правовые акты, имеющие основополагающее значение для процесса

формирования профессионального мировоззрения будущего сотрудника пенитенциарной системы, регламентирующие профессиональную

деятельность сотрудников УИС: Концепция

развития уголовно-исполнительной системы

Российской Федерации до 2020 г., утв.

Исаева Карина Викторовна - Воронежский институт ФСИН России, научный сотрудник, e-mail: karinasumina@yandex. ru

распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г. 1772-р [1]; Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС, утв. Приказом ФСИН России

11.01.2012 г. №5 [2]; методические рекомендации «О порядке применения сотрудниками уголовноисполнительной системы общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885, на практике [3]; Концепция воспитания работников уголовно-исполнительной системы и План мероприятий по реализации Концепции воспитания работников уголовноисполнительной системы ФСИН России, утв. Приказом ФСИН России 12 ноября 2005 г. [4]; Приказ ФСИН России от 28.12.2010 г. № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» [5] и др.

Данные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность сотрудников УИС закрепляют следующие нормы, правила, предписания, санкции, регулирующие

профессиональную деятельность сотрудника УИС и т.д.

Надо отметить тот факт, что в свою очередь в вузах ФСИН России существуют свои ведомственные нормативно-правовые акты, за нарушение которых в отношении к будущим сотрудникам УИС предусмотрена дисциплинарная, административная, в том числе и уголовная ответственность.

Большую роль в формировании мировоззрения сотрудников УИС играет «Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС», который ставит перед сотрудниками определенные цели и задачи, выполнение которых призвано способствовать формированию профессионального мировоззрения сотрудников УИС, а именно:

- уяснение сотрудниками нравственноэтических основ служебной деятельности и профессионального поведения;

- формирование единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;

- воспитание высоконравственной

личности сотрудника в соответствии с нормами и принципами общечеловеческой и

профессиональной морали;

- регулирование профессиональноэтических проблем взаимоотношений,

возникающих в процессе служебной деятельности;

- выработка у сотрудника потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения, что должно выступать средством формирования позитивного облика компетентного поведения сотрудника ФСИН [2, С.2]

Анализ практической деятельности сотрудников УИС свидетельствует о том, что она неразрывно связана с различными процессами жизнедеятельности современного общества, в том числе и негативными. Наркомания, алкоголизм, проституция, зависимость от интернета и компьютерных игр, сектанство, суициды - со всеми этими негативными явлениями сталкиваются сотрудники ФСИН в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей.

В последние годы проблема девиантного поведения стала особо актуальной. Настораживает статистика, указывающая на распространение в обществе зависимостей от деструктивных идей, психоактивных веществ, виртуальной реальности; распространяются «потребительско-

паразитические» установки, культивируется отвержение таких исторически выстраданных ценностей, как честность, справедливость, доброта, целомудрие, ответственность [6].

Несомненно, что эти и другие отрицательные мировоззренческие установки в обществе, с которыми сталкивается сотрудник в процессе профессиональной деятельности, не могут не влиять на развитие его профессионального мировоззрения.

2. В ведомственном образовательном вузе ФСИН, исходя из получаемой курсантами специальности, как правило, учебновоспитательный процесс ориентирован на изучение правовых аспектов их будущей профессиональной деятельности, что способствует формированию именно правового аспекта мировоззрения сотрудника УИС и выражает его профессиональную ориентацию. В связи с этим целесообразно употреблять понятие «правовой аспект мировоззрения».

В научной литературе часто употребляются следующие синонимы понятия «правовой аспект мировоззрения»: «правовое мировоззрение»,

«правовое сознание», «правовая культура», «профессиональное сознание» и т. п.

Р.З. Лившиц указывает на то, что правовая культура личности состоит из уважения к праву, правовой информированности человека, знания им законов, готовности соблюдать и выполнять нормативные предписания; уважения к правосудию, потребности обращения в суд за защитой своих прав, отказа от использования противозаконных силовых средств разрешения конфликтов [7]. О.А. Гулевич определяет

правосознание как «совокупность знаний, представлений о праве, его оценок и чувств по отношению к нему, а также стратегий поведения в правовых ситуациях и определяющих его мотивов» [8]. По мнению М. А. Шермнева, профессиональное правосознание - важнейший компонент профессиональной пригодности сотрудников любых юридических специальностей, оно рассматривается как элемент идеальной модели профессионала. Но реальное, жизненное правосознание далеко от идеала и всегда характеризуется присутствием некоторой дезорганизованности тех или иных элементов, дисфункций этих элементов, нарушением их работы, то есть ему свойственны те или иные отклонения или деформации.

Правосознание сотрудников уголовноисполнительной системы следует рассматривать как отдельный вид профессионального правосознания - специализированного, что обусловлено спецификой выполняемых служебных функций, сложившимися в этой связи

стереотипами в оценках правовой действительности, методами и способами деятельности [9].

По мнению В. С. Остапенко, «правовое

мировоззрение» следует рассматривать как систему правовых взглядов, убеждений, принципов,

идеалов и установок, основанных на всесторонних правовых знаниях, осознании доминирующей роли права в правовом государстве, которыми он руководствуется при оценке правовых явлений и событий окружающего мира и выборе

собственного способа поведения» [10]. В.И. Зенин убедительно доказал, что лежащий в основе воспитания личности юриста процесс формирования правосознания должен включать в себя как преодоление правового нигилизма, так и влияние на правовое сознание объективных (всей общественной практики человека) и субъективных (индивидуально-психологических особенностей личности) факторов [11].

Научное мировоззрение - это сложное образование внутреннего мира личности, строящееся на базе обобщенных научных знаний в виде научной картины Мира [12].

Не вдаваясь в частичные отличия понятия «правовое (юридическое) мировоззрение», данное понятие сегодня активно используется в научной литературе, которая посвящена правовому обучению и воспитанию [10,11,13], что способствует системному подходу к его формированию и развитию у курсантов УИС в процессе обучения и воспитания в ведомственном вузе ФСИН России.

Такой подход в обучении позволит обеспечить высокое качество усвоения курсантом в полном объеме правовых знаний при изучении юридических дисциплин, которые формируют необходимую степень и широту юридического кругозора курсанта. Получение в полном объеме правовых знаний позволит: сформировать

самостоятельность мышления и оперирования

этими знаниями, производить анализ и давать оценку явлениям и событиям с правовой точки зрения. Такой подход к формированию мировоззрения сотрудника УИС в вузе ФСИН предполагает приоритетной изучение юридических дисциплин. Такая направленность учебного процесса формирует на системном уровне правовые взгляды, убеждения, принципы у будущих сотрудников в вузе ФСИН. Формирование правового мировоззрения позволит объективно производить оценку правовых явлений и событий окружающего мира и осуществлять правильный выбор собственного способа поведения, которое предусматривает понимание и сознательное выполнение требований законов и правовых норм в процессе профессиональной деятельности. При формировании профессионального мировоззрения курсанта вуза ФСИН необходимо учитывать и социально-психологические аспекты — потребность, установки, цель, мотив, волю, лежащие в основе поступков. Изучение правомерного поведения должно базироваться на системном подходе, который предполагает, что мотивы и цели такого поведения определяют сознание обучаемого, характер и стабильность его правомерного поведения включающего

объективную (внешнюю) и субъективную (внутреннюю) стороны (механизмы проявления).

3. Формирование профессионального мировоззрения сотрудника УИС в вузе ФСИН осуществляется на основе внутренних механизмов деятельности вуза, которые обуславливаются содержательными, организационными и методическими особенностями функционирования таких учебных заведений, в том числе нормативными и дисциплинарными аспектами, играющими важную роль в его обеспечении. Эти особенности отражаются в многообразии взаимосвязанных между собой элементов и компонентов этой системы, а также на горизонтальных и вертикальных связях, как в учебной, так и в служебной деятельности (наряды, учения, элементы воинского ритуала, принятие Присяги, наличие специальных званий, форменной одежды), отношений субординации

преимущественного субъект-объектного характера, что определено ведомственными приказами, инструкциями, положениями и не характерно для гражданских вузов. Мировоззрение сотрудника УИС в вузе ФСИН формируется одновременно как процессы управления, так и самоуправления. Управление данным процессом осуществляется педагогами и воспитателями (начальниками курсов, кураторами, сотрудниками отдела по работе с личным составом, преподавателями института, психологами и т. д.). Самоуправление осуществляется как процесс самостоятельного становления и совершенствования мировоззренческих взглядов, убеждений, идеалов курсантов в ходе повседневной учебновоспитательной деятельности в ведомственном вузе.

Таким образом, можно сделать вывод, что результативность мировоззренческого развития личности курсанта зависит от целей, задач, мотивов,

которые определяются не только и не столько служебным и социальным окружением, сколько целенаправленной образовательной, воспитательной и организационной деятельностью участников учебновоспитательного процесса [14].

Системный анализ специфической образовательной среды вузов УИС показал, что эта среда имеет следующие черты:

- все действия курсантов регламентированы внутренним распорядком дня вуза ФСИН и любое нарушение влечет за собой дисциплинарную ответственность;

- относительно изолированное «бытие»

курсантов от окружающей среды накладывает особенности на процесс формирования профессионального мировоззрения в

ведомственном вузе ФСИН;

- специфика учебно-воспитательного процесс, служебной и внеслужебной деятельности определяется и ведомственными нормативными документами ФСИН (приказы, инструкции, положения, система дисциплинарной практики, отношения субординации и др.);

- субъектами обучения и воспитания являются профессорско-преподавательский состав, командиры, начальники, которые имеют определенные полномочия и в связи с этим у курсантов существенно ограничивается свобода выбора мировоззренческих взглядов, убеждений.

- внутренний распорядок дня вуза ФСИН предполагает большое количество обязательных мероприятий, что сказывается на возможности курсантов заниматься самостоятельной работой, ходить в городские библиотеки, осуществлять написание курсовых, дипломных работ, принимать участие в конференциях, семинарах различного уровня.

Рассмотренные особенности

свидетельствуют о том, что существует конфликтная ситуация между необходимостью соблюдения субординационных отношений в вузе ФСИН и формированием гуманистической направленности мировоззрения будущих сотрудников УИС.

Г уманизм как мировоззренческий феномен изучается в последние годы многими учеными. Так, профессор Кузнецов В.Н. разработал и обосновал теорию, методологию, процессуальность, контекст и среду становления народного (национального) незападного мировоззрения России, (особенностью исследовательского подхода является

ориентированность на методологию единой гуманитарной парадигмы) [15]. Основная группа ученых под гуманистическим мировоззрением понимает личностные взгляды, убеждения, самостоятельно осознанные, которые позволяют сформировать духовность и приоритетные общечеловеческие ценности, права и свободы человека. По мнению Президента Российского гуманистического общества В. А. Кувакина гуманизм является следствием естественно присущей человеку гуманности, человечности. Он теснейшим образом связан с тем, что есть Я,

человек как человек, его позитивная сущность. Г уманизм представляет собой определенную сумму общечеловеческих ценностей, обычных (простых) нравственных, правовых и иных норм поведения. Их каталог знаком практически каждому из нас. Он включает в себя такие конкретные проявления человечности, как доброжелательность, сочувствие, сострадание, отзывчивость, благоговение, общительность, участие, чувство справедливости, ответственность, благодарность, терпимость,

порядочность, кооперативность, солидарность и др. Сложнее дело обстоит с характеристиками основ гуманизма как мировоззрения и явления

общественной и культурной жизни. В них должна фиксироваться сущность человека, его взаимосвязи с обществом и природой, место и специфика гуманизма по отношению к другим

мировоззрениям, социальным практикам и институтам. [16].

Все это говорит о том, что формирование гуманистической направленности мировоззрения курсантов вуза ФСИН предполагает дихотомический подход, который состоит в следующем:

- во-первых, курсанты должны соблюдать

установленные правила поведения, субординацию и служебные обязанности, которые формируют целенаправленные мировоззренческие

профессиональные качества;

- во-вторых, курсанты должны усвоить гуманистическую составляющую мировоззрения сотрудника УИС, что позволит приблизить уровень и качество их профессиональной деятельности к общепризнанным нормам и стандартам в сфере соблюдения прав и свобод человека.

Таким образом, целенаправленное развитие гуманистического сознания личности курсанта в ведомственном вузе ФСИН на основе индивидуальной системы ценностей позволит сформировать профессиональное мировоззрение будущих сотрудников УИН.

4. Процесс формирования

профессионального мировоззрения сотрудника УИС в вузе ФСИН должен учитывать и такую особенность как экстремальный характер предстоящей профессиональной деятельности. В учреждениях УИС возникают массовые беспорядки, угрозы побегов осужденных, систематически совершаются правонарушения и преступления, а это предполагает применение сотрудниками УИС оружия, спецсредств. Данные чрезвычайные ситуации необходимо учитывать при организации процесса обучения и воспитания в вузе ФСИН, готовить будущих сотрудников к мировоззренчески продуманным и легитимным действиям.

5. Будущие курсанты вузов ФСИН подвергаются жесткому отбору при поступлении на учебу в ведомственные учебные заведения. Как правило отбор проводится в два этапа. Первый этап отбора кандидатов осуществляется в территориальных управлениях ФСИН субъектов федерации России по следующим направлениям:

медицинская проверка, через информационный центр МВД России на судимость, спецпроверку, психологический отбор и т.д.. Второй этап осуществляется в вузе куда по следующим направлениям: медицинская проверка,

психологический отбор, тестирование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ и т.д.. Кроме того в ходе обучения в вузе ФСИН курсанты подвергаются диагностическому обследованию на суицидность поведения.

Такая система отбора в ведомственные вузы ФСИН позволяет определить уровень готовности абитуриентов к учебе в таких учебных заведениях, в том числе и мировоззренческую составляющую их личности.

Проблема состоит в том, что поступив в вузы ФСИН России, курсанты теряют иллюзии относительно выбранной профессии, сталкиваясь на учебной практике, стажировке с реальными проблемами в профессиональной сфере. К сожалению, мировоззренческие установки многих молодых людей не подтверждают готовность к будущей профессиональной деятельности в системе УИС, в основе, которой должны лежать мировоззренческие принципы соблюдения законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека. Назрела необходимость разработать для вузов ФСИН России специальную систему индивидуально-

психологическогодиагностирования мировоззренческих качеств будущих курсантов с целью качественной подготовки сотрудников УИС.

Таким образом, можно сделать вывод, что проанализированные нами особенности формирования профессионального мировоззрения сотрудника УИС в ведомственных вузах ФСИН должны учитываться при организации образовательного процесса, а также при планировании различных мероприятий как внутри образовательного учреждения, так и за его пределами, в том числе и в процессе стажировок и практик в подразделениях УИС.

Литература

1. Концепция развития уголовно-

исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. [Электронный ресурс], утв. распоряжением

Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г. 1772-р. Доступ из справ.-правовой системы

«КонсультантПлюс» (дата обращения 09.09.2013г.).

2. Кодекс этики и служебного поведения

сотрудников и федеральных государственных

гражданских служащих УИС [Электронный ресурс], утв. Приказом ФСИН России 11.01.2012 №5. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 10.09.2013г.).

3. О порядке применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы общих принципов служебного поведения на практике [Электронный ресурс], методические рекомендации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 на практике. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 10.09.2013г.).

4. Концепция воспитания работников уголовноисполнительной системы и План мероприятий по реализации Концепции воспитания работников уголовноисполнительной системы ФСИН России [Электронный ресурс], утв. Приказом ФСИН России 12 ноября 2GG5 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения Ю^^^г.).

5. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс], утв. Приказом ФСИН России № 555 от 28.12.2G1G г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения ЮШ^^г.).

6. Карабаш Д.В. Модель формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов ВУЗов МВД России // Общество и право, N 5, 2G11. С 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Лившиц Р.З. Теория права. Учебник. - М.: Издательство БЕК, 1994 - С. 82.

8. Соколов Н.Я. Профессиональное правосознание юристов. - М.: Наука, 1988.

9. Шерменев М. А. Деформация

профессионального правосознания сотрудников УИС (общеправовой анализ): Автореф. на соискание ученой степени канд. юрид. наук: 12.GG.G1. Владимир, 2GG6.

1G. Остапенко В. С. Особенности научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений

системы МВД России // Вестник ВИ МВД России. 2007. №1. С.120-123.

11. Зенин В.П. Формы, методы и система правового воспитания. / В. П. Зенин - М., «Политиздат», 1990.

12. Барсукова Н.К. Формирование научного мировоззрения студентов в образовательном процессе Вуза: атореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.К. Барсукова. -Новокузнецк. 2007 - 21 с.

13. Кудрявцев В. Н. Право и поведение / В. Н. Кудрявцев. — М.: Юрид. лит., 1978. — 191 с.

14. Волгин М.А., Хомяков О.В. Воспитательная деятельность преподавателя как основа создания условий высокой эффективности образовательного процесса / М.А. Волгин, О.В. Хомяков // Ведомости уголовноисполнительной системы №12-2012. — С. 19.

15. Кузнецов В.Н., Основания современного

мировоззрения: Социологические особенности

мировоззрений 2012 года и последующих лет в контексте РИО+20 / В.Н. Кузнецов. М.: Книга и бизнес, 2012. — 685 с.

16. Эл. ресурс

http://www.humanism.ru/descriptions.htm, В.А. Кувакин Президент Российского гуманистического общества.

Федеральное казённое образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний»

FEATURES OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT PROFESSIONAL OUTLOOK OFFICERS IN PENITENTIARY SYSTEM OF FEDERAL INSTITUTE

K.V. Isaeva

The paper deals with features of the formation and development professional outlook officers in penitentiary system of federal institute

Key words: professional outlook, penitentiary system, officers, federal institute

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.