Педагогические науки
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Е.И. Мещерякова,
доктор педагогических наук, профессор
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
INTEGRATIVE TRENDS IN THE TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS
В статье рассматриваются возможности совершенствования подготовки специалистов для органов внутренних дел в русле интегративных тенденций развития современного высшего профессионального образования.
The article discusses the possibility of improving professional training for law enforcement bodies in line with the integrative tendencies of development of modern higher education.
Изменения, произошедшие в социальноэкономической, правовой, морально-нравственной и других сферах жизнедеятельности в России за последние годы, а также проводимые преобразования правоохранительных органов в значительной мере расширили и видоизменили функции профессионального образования сотрудников органов внутренних дел как важнейшего фактора социальной стабильности, формирования кадрового потенциала, способного решать сложнейшие задачи, стоящие перед ним. Развитие профессионального образования сотрудников органов внутренних дел характеризуется сегодня целым рядом объективно сформировавшихся тенденций, среди которых важ-
нейшую роль играют интегративные. Исследование интегративных тенденций позволяет раскрыть принципиально новые возможности повышения эффективности и результативности подготовки специалистов для органов внутренних дел, осуществляющих правоохранительную деятельность в самых разных ее направлениях, с учетом как общих закономерностей, так и специфических особенностей профессиональноличностного становления будущих специалистов в период их обучения в ведомственном вузе.
Актуализация исследования интегративных тенденций в подготовке специалистов для органов внутренних дел связана, по нашему мнению, с необходимостью разрешения следующих про-
93
Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014
тиворечий: во-первых, противоречий социальнопедагогических, которые проявляются, прежде всего, в несоответствии сложившейся системы профессиональной подготовки специалистов постоянно возрастающим требованиям к личностным и профессиональным качествам сотрудников, осуществляющих профессиональную правоприменительную деятельность в качестве сотрудников органов внутренних дел; во-вторых, противоречий теоретико-методологических, которые возникают в связи с тем, что до настоящего времени недостаточно разработанными остаются концептуальные основы интегративного подхода к подготовке специалистов для органов внутренних дел в ведомственных вузах с учетом специфики правовой и психолого-педагогической составляющих такой подготовки; в-третьих, противоречий технолого-методических, обостряющихся в связи с отсутствием эффективных научно обоснованных технологий практикоориентированной подготовки специалистов для органов внутренних дел, учитывающих интегративные тенденции формирования общекультурных и профессиональных компетенций, а также инструментария для внедрения в учебновоспитательный процесс таких технологий.
Исследование интегративных тенденций в подготовке специалистов не является принципиально новым направлением для отечественной педагогики, они активно изучались уже в последние десятилетия прошлого века (В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, Г.В. Гивишвили, А.Я. Да-нилюк, В.И. Загвязинский, Е.Н. Князева, В.В. Краевский, С.А. Старченко, Л.Н. Талалова, Е.В. Ткаченко, А.В. Усова, В.Т. Фоменко, М.Г. Чепиков, И.П. Яковлев и др.). Однако современное состояние системы профессиональной подготовки специалистов в ведомственных вузах, необходимость обеспечения опережающего характера образования гармонично развитого специалиста, способного к самообучению и самовоспитанию в процессе осуществления профессиональной правоохранительной деятельности, а также потребности в использовании в образовательном процессе вузов МВД России инновационных технологий практико-ориентированного обучения, гражданского, нравственного, патриотического воспитания будущих специалистов красноречиво свидетельствуют о том, как важно активизировать исследование интегративных тенденций с учетом достигнутого уровня развития ведомственного образования и тех возможностей, которые открываются перед ним в связи с но-
вейшими достижениями педагогической науки и практики.
Интегративные тенденции в подготовке специалистов для определенного вида профессиональной деятельности (в нашем исследовании — специалистов для органов внутренних дел) являются порождением и одновременно отражением тех интегративных тенденций, которые в наступившем веке все ярче проявляются в современной мировой практике развития образования, в поиске новой образовательной парадигмы не только в нашей стране, но и других развитых странах. Причем интегративные тенденции проявляются как на уровне теоретико-методологических педагогических исследований, так и на уровнях институциональной практики и образовательной политики как части такой практики. Невозможно понять интегративные тенденции развития ведомственного образования в нашей стране вне контекста глобальных цивилизационных изменений и той роли, которую призвано сыграть образование в формировании личности специалиста-профессионала, отраженных, в частности, в докладе Международной Комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI в. «Образование: сокрытое сокровище» [1]. Применительно к перспективам развития образования в нашей стране интегративные тенденции определяются одними из приоритетных в Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 г. [2]. Так, по оценкам ведущих отечественных и зарубежных экспертов в области образования, проблематика концептуальных исследований в XXI в. для всех образовательных систем будет состоять в поиске путей преодоления противоречий между исторически сложившимися и современными тенденциями нарождающейся культурной эпохи, требующими от человека все более глубокого проникновения в философию многомерного мира, формирования принципиально нового мышления, построенного на фундаменте гуманистической культуры мира.
А научные исследования в сфере обоснования направлений совершенствования ведомственного образования в системе МВД России неизбежно будут связаны с основополагающими социогуманитарными, в которых выявляются исходные культурные ценности общества и пути возрождения его духовной жизни, способы формирования новой общественной философии, отвечающей вызовам наступившего столетия. В связи с этим перед педа-гогами-исследователями и на уровне теоретикометодологическом, и на уровне институциональной
94
Педагогические науки
практики встают задачи, связанные: 1) с усилением интегративной функции наук, формирующих мировоззрение специалиста органов внутренних дел, его правосознание и правовую культуру; 2) с усложнением интегративных связей в системе научного знания, комплексным характером воздействия факторов и условий культурно-образовательной среды на формирование профессионально-личностных качеств будущего специалиста в процессе его обучения в ведомственном вузе; 3) с развитием междисциплинарной интеграции изучаемых дисциплин и научных исследований, с обострением потребности во внедрении в образовательный процесс ведомственных вузов интегрированных дидактических систем, основанных на принципах практикоориентированного обучения. Особое значение приобретают в современных условиях прогностические исследования, направленные на выявление основополагающих мировоззренческих установок образования и воспитания курсантов ведомственных вузов, которые соответствовали бы объективно выдвигающимся на первый план требованиям современного общества в связи с развитием интеграционных процессов в образовании.
Что касается подготовки специалистов для органов внутренних дел, то такие интеграционные процессы должны способствовать возрождению духовной жизни общества через воспитание духовности и высокой нравственности сотрудников, их толерантности и способности профессионально решать сложные многопрофильные задачи, которые ставит перед ними правоприменительная практика. Для этого в ведомственных вузах должна быть создана культурно-образовательная среда, адекватная развивающемуся социуму, учитывающая его потребности и противоречия, а также динамику интеграционных процессов в современном образовании, возможности развития информационной и компьютерной культуры, концептуального проектирования образовательного процесса ведомственного вуза на базе инновационных моделей и технологий.
В русле предпринятого исследования мы определяем интегративные тенденции в профессиональной подготовке специалистов для органов внутренних дел применительно к прогностическому исследованию концептуальных подходов к совершенствованию ведомственного образования как приоритетные направления прогнозируемого развития профессионального образования специалистов, обусловленные закономерными изменениями в требованиях общества к их профессионально-личностному
развитию и формированию компетенций специалиста с интегральными свойствами, развитым мировоззрением и сформированной правовой культурой, способного к целостному, системному анализу различных ситуаций правоприменительной практики и грамотному, обоснованному принятию решений.
В ряду интегративных тенденций, все более проявляющихся в настоящее время в подготовке специалистов для органов внутренних дел, можно выделить следующие:
1) к оптимизации сочетания фундаментальных теоретических и прикладных правоприменительных аспектов в содержании подготовки специалистов;
2) к обусловленности гуманитаризации обучения, воспитания, личностного развития будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки объективными процессами гуманизации общественных отношений, в том числе и отношений, связанных с осуществлением профессиональной деятельности сотрудниками органов внутренних дел;
3) к усилению взаимообусловленности и взаимозависимости общесоциальных процессов и процесса подготовки специалистов для органов внутренних дел в системе вузов МВД России;
4) к диверсификации профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел посредством усиления и усложнения межпредметных связей, использования преимуществ гибких интегрированных систем обучения;
5) к рациональному сочетанию традиционных, доказавших свою высокую эффективность, и инновационных технологий обучения и воспитания, позволяющему обеспечить интеграцию интересов личности, общества, государства в подготовке специалистов для органов внутренних дел;
6) к повышению удельного веса самостоятельной деятельности будущих специалистов, самовоспитания, саморазвития в образовательном процессе ведомственных вузов;
7) к изменению субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе ведомственного вуза, которое проявляется, с одной стороны, в усилении детерминации познавательной деятельности курсантов обучающей деятельностью преподавателей, с другой — в усилении обусловленности обучающей деятельности преподавателей поведением курсантов, их отношением и мотивированностью к
95
Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014
процессу обучения и в целом к профессиональной подготовке в качестве специалиста органа внутренних дел.
Учесть влияние интегративных тенденций и направить его в русло повышения качества подготовки специалистов для органов внутренних дел в образовательном процессе ведомственного вуза позволяют, в частности, креативно-акцентные системы обучения [3]. Применительно к организации образовательного процесса в ведомственных вузах, креативноакцентные — это гибкие интегрированные системы, представляющие совокупность определенным образом упорядоченных последовательно применяемых технологий обучения, систем организационных и процедурных компонентов обучения и контроля, методов управления процессом обучения, которые обеспечивают достижение заданного результата в подготовке специалистов для органов внутренних дел. Уже из определения, в частности, следует, что такие системы создаются на основе интеграции отдельных технологий, т.е. в основе проектирования систем обучения — интеграционные процессы, проявляющиеся в организационно-педагогической деятельности преподавателей и руководителей конкретного вуза МВД России.
С методологической точки зрения проектирование креативно-акцентной системы обучения на уровне ведомственного вуза означает необходимость интеграции междисциплинарных знаний и обеспечение единого, но в то же время многопрофильного подхода к разработке собственно педагогических проблем, диагностике проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе обучения как отдельной дисциплине, так и (или) системе дисциплин, определяющих подготовку будущего специалиста для органов внутренних дел. С практической же точки зрения это означает создание условий для доведения результатов теоретических исследований до конкретных технологий их применения в условиях реального учебного процесса.
Гибкая интегрированная система обучения обладает следующими особенностями:
1) она строится из элементов — отдельных технологий, которые выстраиваются в технологическую цепочку соответственно особенностям преподаваемых дисциплин и тем конкретным задачам, которые ставятся перед пре-
подавателем на определенном этапе подготовки будущих специалистов;
2) она позволяет встраивать в систему целе-полагания общие и локальные цели, которым подчиняется разработка отдельных технологий;
3) она предполагает использование различных средств и методов обучения как в рамках отдельных технологий, так и на определенных этапах продвижения по технологической цепочке;
4) она требует построения многоуровневой модели системы обучения каждой конкретной дисциплине и создания многошаговых алгоритмов реализации модели, учитывающих как особенности преподаваемой дисциплины, так и особенности применяемых технологий, методов и средств обучения;
5) она нуждается в создании адекватной системы управления процессом обучения, учитывающей не только особенные черты отдельных технологий, но и необходимость увязки их в единое целое.
По своему содержанию креативно-акцентная система обучения будущих специалистов для органов внутренних дел, проектируемая на уровне ведомственного вуза, представляет совокупность взаимодействующих и иерархически упорядоченных элементов, варьирование которыми в соответствии с установленными критериями позволяет изменить структуру системы соответственно изменяющимся целям и условиям функционирования системы, что достигается посредством изменения приоритетов, или акцентов.
Учитывая интегративные тенденции в подготовке специалистов для органов внутренних дел, можно с уверенностью утверждать, что креативно-акцентная система обучения курсантов в ведомственном вузе уже с первых шагов ее проектирования должна строиться с учетом мировоззренческой и культуротворческой направленности образовательного процесса. Формирование современного правового мировоззрения можно рассматривать в качестве важнейшего условия разработки и применения креативно-акцентной системы обучения и одновременно — как важнейший акцент, определяющий существенное качество в процессе ее проектирования и применения.
Философы определяют мировоззрение как систему взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а
96
Педагогические науки
также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. При этом существуют различные типы мировоззрения, определяемые в зависимости от тех оснований, которые положены в основу их типологии. Думается, в качестве особого типа можно рассматривать правовое мировоззрение и определять особую форму правового индивидуального и общественного мировоззренческого сознания. Как и мировоззрение любого типа, правовое мировоззрение должно включать в себя основное мировоззренческое отношение, то есть отношение человека и мира. Подвижность системы взглядов, образующих систему правового мировоззрения на современном (переходном) этапе развития общества и государства выступает одним из важнейших условий, определяющих необходимость создания именно гибких систем обучения будущих специалистов органов внутренних дел в ведомственных вузах, интегрирующих отдельные технологии обучения в единую технологическую цепочку и позволяющих обеспечить моделирование процесса обучения и его рационализирование в русле влияния интегративных тенденций, определяющих изменения в содержании профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел.
Формирование правового мировоззрения каждого курсанта —будущего специалиста органов внутренних дел в период обучения в вузе МВД России должно быть неразрывно связано с процессом становления его правовой культуры, который развивается в контексте формирования мировоззрения. Ведь если индивидуальное правовое мировоззрение представлено отношением человека к окружающей его правовой действительности, основанным на понимании взаимодействия государства и права и представленным в его жизненной позиции, убеждениях, ценностных ориентациях и принципах деятельности, то культура — это своего рода принципы связи человека с предметом деятельности, способы его вхождения в общественную жизнь.
В креативно-акцентной системе обучения будущего специалиста органов внутренних дел мировоззренческий акцент общий для всех, он является ведущим, определяющим. В то же время культуротворческих акцентов может быть несколько: акцент на формирование культуры творческого освоения учебного материала изучаемых дисциплин, «вхождения» в правовую среду, определяемую различными отраслями права; акцент на культуру правотворческой и право-
применительной деятельности, в которой найдут отражение общекультурные и профессиональные компетенции, сформированные в процессе обучения будущего специалиста в вузе МВД России; акцент на культуру самостоятельной деятельности, связанный с автономностью личности каждого курсанта, а также относительной обособленностью процесса формирования личностных и профессионально-значимых качеств отдельных курсантов, получающих образование в ведомственных вузах.
Подготовка будущих специалистов для органов внутренних дел в условиях доминирования компетентностного подхода предполагает «сквозной» характер формирования профессионально-личностных качеств курсантов в процессе овладения ими самыми разными сферами правоприменительной деятельности. Этим объясняется необходимость и возможности учитывать интегративные тенденции в подготовке специалистов в процессе разработки технологий изучения отдельных дисциплин. Акценты, которые устанавливаются преподавателями для изучения каждой конкретной дисциплины, — это акценты третьего уровня. Заметим, что уровней, на которых устанавливаются акценты в креативноакцентной системе, может быть столько, сколько сочтут необходимым ее разработчики для того, чтобы максимально полно учесть влияние интегративных и иных тенденций развития системы профессионального образования в ведомственных вузах.
В то же время основными структурными элементами проектируемой интегрированной системы обучения должны стать следующие:
1) планируемый результат, являющийся системообразующим фактором для всего технологического процесса и увязывающий в единое целое все элементы технологической цепочки;
2) общая цель и локальные цели отдельных технологий, которые априорно предопределяют и закрепляют планируемый результат;
3) принципы, которые определяют механизмы достижения поставленных целей и обеспечивают планируемый результат;
4) структура системы, образующие ее элементы и способы их объединения и сочетания, способные обеспечить стабильность параметров системы;
5) закладываемые на этапе проектирования качественные (а возможно — и количественные) параметры и показатели системы, которые должны последовательно достигаться в процессе продвижения по технологической цепочке.
97
Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014
Безусловно, проектирование и использование креативно-акцентных систем обучения в профессиональной подготовке специалистов для органов внутренних дел, воплощающих в себе преимущества, представляемые развитием интегративных тенденций в различных сферах общественной жизни в целом и в сфере образования в частности, не является универсальным средством совершенствования подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, отвечающих современным требованиям и потребностям. Однако это может способствовать разрешению обозначенных нами противоречий в развитии современного ведомственного образования, повысить качество, эффективность и результативность подготовки специалистов для органов внутренних дел.
ЛИТЕРАТУРА
1. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века [Электронный ресурс]. — URL: http://
www.ifap.ru/library/book201
2. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 // Российская газета. — 2000. — 11 окт.
3. Мещерякова Е.И. Формирование культуры самостоятельной деятельности в креативно-акцентных системах обучения: монография. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. унта, 2003. — 128 с.
REFERENCES
1. Osnovnyie polozheniya Doklada Mezhdu-narodnoy komissii po obrazovaniyu dlya XXI veka [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www. ifap.ru/ library/book201
2. O natsionalnoy doktrine obrazovaniya v Ros-siyskoy Federatsii: Postanovlenie Pravitelstva Ros-siyskoy Federatsii ot 4 oktyabrya 2000 g. № 751 // Rossiyskaya gazeta. — 2000. — 11 okt.
3. Mescheryakova E.I. Formirovanie kulturyi samostoyatelnoy deyatelnosti v kreativno-aktsentnyih sistemah obucheniya: monografiya.
— Voronezh: Izd-vo Voronezh. gos. un-ta, 2003.
— 128 s.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Мещерякова Елена Ивановна. Профессор кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин. Доктор педагогических наук, профессор.
Воронежский институт МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 394065, проспект Патриотов, 53. Тел. (473)200-53-01.
Meshcheryakova Elena Ivanovna. Professor of the chair of Qvil and Economic Disciplines. Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473)200-53-01.
Ключевые слова: интегративные тенденции; подготовка специалистов для органов внутренних дел; креативно-акцентные системы.
Key words: integrative tendencies; training of specialists for the bodies of internal аffairs; creative-accent system.
УДК 378. 147
98