Научная статья на тему 'Формирование правосознания и личности юриста в вузе'

Формирование правосознания и личности юриста в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1786
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНИНГИ / ЛИЧНОСТЬ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PSYCHOLOGICAL PREPARATION / TRAININGS / PERSONALITY / LEGAL CONSCIOUSNESS / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коноплева Инга Николаевна, Калягин Юрий Сергеевич

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования правового сознания и развития личности курсанта вуза МВД России. Использование активных методов обучения, социально-психологических тренингов, деловых игр, учений составляет основу для оптимального развития у будущих сотрудников милиции правосознания и профессионально значимых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Legal Consciousness and the Personality of a Lawyer in Higher School

The article considers the current problems of the development of legal consciousness and the personality of cadets in higher schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The use of active methods of training, socio-psychological trainings, business games, and exercises makes a basis for the optimal development of legal awareness and professionally significant qualities in future militia officers.

Текст научной работы на тему «Формирование правосознания и личности юриста в вузе»

Психопого-педагогические аспекты становления и воспитания личности

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА В ВУЗЕ

И. Н. Коноплева, Ю. С. Калягин

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования правового сознания и развития личности курсанта вуза МВД России. Использование активных методов обучения, социально-психологических тренингов, деловых игр, учений составляет основу для оптимального развития у будущих сотрудников милиции правосознания и профессионально значимых качеств.

Ключевые слова: психологическая подготовка, тренинги, личность, правосознание, профессионально важные качества.

Задача формирования профессионалов, носителей высокой правовой культуры, позитивного правового сознания в юридическом вузе сама по себе не нова. Однако практика показывает, что молодые сотрудники милиции далеко не всегда соответствуют требованиям профессии, отмечаются недостатки интеллектуально-психологического свойства, вина за которые падает и на вузы. Развитие личности курсанта вуза МВД России - сложный процесс, от его протекания зависит успех овладения профессиональным мастерством. Обучающемуся важно осознать наличие широкого спектра причин и условий, влияющих на профессиональное самосовершенствование. Знание внешних обстоятельств помогает определить стратегию и тактику действий при работе над собой. При этом очень важно понять психолого-педагогические механизмы формирования знаний и умений, профессионально значимых качеств личности и развития способностей. Практика показывает, что при типичных условиях деятельности один сотрудник успешно осваивает профессию, а другой этого сделать не может. Формирование профессионального мастерства в этих случаях зависит от самой личности обучающегося.

Личность юриста понимается как личность человека, обладающего определенными свойствами, которые так или иначе отражаются на его деятельности в качестве профессионала, на его профессиональном труде, служебном и внеслужебном профессиональном поведении [1]. Развитие курсанта юридического вуза как личности, как субъекта деятельности - важнейшая задача любой образовательной системы, которая может рассматриваться в качестве системообразующего компонента. Как показала в своей работе Н. В. Баранникова [2], формирование личности обязательно включает развитие интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессорам, позитивного отношения к миру, правового сознания, самостоятельности.

Профессионально-психологические качества и умения необходимо начинать формировать уже на первом курсе, с тем чтобы по окончании обучения выпускники в оптимальные сроки адаптировались к профессиональной деятельности. Наше исследование, проведенное в 2002 г. в Ростовском гарнизоне милиции, показало, что на первом году службы увольняется из-за трудностей адаптации от 5% выпускников вузов МВД России до 8% выпускников гражданских вузов из числа молодых сотрудников [3]. Учеба в вузе МВД России является одним из тех видов деятельности, которая несет большую интеллектуальную и нервно-психическую нагрузку. Адаптация здесь сложная, она имеет различные направления исходя из видов жизнедеятельности слушателя, т. е. адаптация к служебной и учебной деятельности, к условиям быта. С поступлением в вуз слушатели попадают в специфические условия, главные из которых - режим, необходимость соблюдения требований уставов, дисциплины и субординации, несение караульной службы, большой объем служебных знаний, навыков и умений, усвоить которые нужно в ограниченное время. Наблюдение за психофизиологической адаптацией слушателей показывает, что ломка сложившегося динамического стереотипа деятельности человека в процессе освоения им новых условий жизнедеятельности сопровождается возникновением отрицательных эмоций, напряженности, скованности, растерянности, неуверенности, угнетающе влияющих на психику и в целом снижающих уровень жизнедеятельности личности. Эти отрицательные проявления исчезают постепенно, по мере адаптации к режиму жизни в вузе.

Профессионально-психологическая подготовка занимает значительное место в процессе обучения будущих сотрудников милиции в условиях вуза МВД России. В современной юридической психологии сформировались три относительно самостоятельных подхода к профессионально-психологической подготовке (подходы выделены на основе анализа работ А. В. Буданова, И. О. Ко-тенева, М. И. Марьина, В. М. Позднякова, А. М. Столя-ренко, В. Н. Смирнова):

1) психологическое образование, специализируемое в соответствии с задачами профессиональной деятельности, осуществляемое на основе изучения психологических дисциплин;

2) морально-психологическая подготовка как подготовка сотрудников милиции к деятельности в экстремальных ситуациях; ее содержание связывается с формированием психологической, эмоционально-волевой устойчивости личности;

3) профессионально-психологическая подготовка к деятельности в милиции и решению конкретных служебных задач, реализуемая в условиях как учебных занятий, так и практики.

Задача совершенствования психологической подготовленности сотрудников милиции требует объединения вышеуказанных подходов. Начальным этапом психологической подготовки в условиях вуза является процесс осознания каждым курсантом своих целей, задач и возможностей. В дальнейшем, на материале учебного курса строится личностно значимое содержание подготовки. Одна из основных целей психологической подготовки - развитие личности, формирование профессионально важных качеств. Правильная оценка профессиональных способностей важна для дальнейшего развития этих способностей и повышения квалификации будущего сотрудника милиции. Рассматривая проблему профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, необходимо учитывать, что деятельность сотрудников милиции требует особого рода знаний, навыков и умений. В условиях, когда для выполнения профессиональной задачи отведено незначительное время, требуется повышенное напряжение психических и физических сил, а жизнь и здоровье сотрудников находятся под постоянной угрозой, значимость такой подготовки возрастает многократно. Профессионально-психологические знания становятся основой для понимания мотивов и целей граждан, способствуют установлению и поддержанию с людьми доверительных отношений, адекватному разрешению противоречий и конфликтов. Будущий сотрудник ОВД должен быть психологически устойчивым, готовым к тому, что его ожидает трудная, необычайно сложная, напряженная, опасная работа, требующая гибкого мышления, емкой памяти, устойчивого внимания, волевой и психоэмоциональной отдачи. Результатом морально-психологической подготовки курсантов и слушателей становится высокий уровень нравственных, познавательных и эмоционально-волевых качеств; развитие способностей, обусловливающих адекватное и быстрое принятие решений при выполнении оперативно-служебных задач; коммуникативная компетентность. Индикаторами оптимальных адаптационных возможностей личности к условиям профессиональной деятельности, высокой стрессовой устойчивости служат такие черты, как активное стремление к успеху, преодоление препятствий в профессиональной деятельности, самостоятельность в принятии решений в пределах должностной компетенции, выраженная мотивация при достижении цели, гибкость волевых усилий в сложных условиях деятельности.

Правовая подготовка курсантов и слушателей в идеале должна быть сведена не только к овладению суммой готовых правовых знаний, юридических норм, принципов и требований, а к тому, чтобы правовые ценности стали их личными убеждениями и намерениями, жизненной потребностью. Такая гармония между правовой психологией и профессиональным сознанием будущих сотрудников ОВД должна способствовать эффективному выполнению служебных обязанностей. Правосознание сотрудников милиции не формируется спонтанно,

а складывается на основе воздействия на него определенных факторов. Они, в свою очередь, образуют среду его функционирования, которой, помимо различных сторон общественной жизни, служат соответствующее учебное заведение и другие общественные институты, с которыми соприкасаются курсанты.

Многогранная среда вуза должна быть максимально приближена к той социальной среде, где функционируют органы внутренних дел. Значительная оторванность учебного заведения от интересов, потребностей, трудностей, проблем правоохранительных органов, т. е. от среды их функционирования, самым негативным образом скажется не только на качестве профессиональной подготовки курсантов, но и на уровне развития их правовой психологии как основы эффективной правоприменительной и правоохранительной деятельности. Социально-психологическая среда учебного заведения во многом должна пересекаться, совпадать с условиями функционирования органов внутренних дел, что достаточно наглядно показано в исследовании Н. В. Кожевниковой [4]. В противном случае окунувшийся в практические будни выпускник вуза МВД России весьма ощутимо может себя почувствовать ненужным и во многом растерять свой теоретико-юридический потенциал и основы профессионального правосознания. Поэтому учет всей системы социальных факторов, преломляемых через совокупность всех других жизненных факторов, воздействующих на содержание и особенности правовой психологии курсантов вузов МВД России, имеет существенное теоретическое и практическое значение.

В систему факторов воздействия на формирование правовой психологии курсантов вузов входят следующие их разновидности: социально-экономические, социально-политические, социально-правовые, социально-психологические, культурно-этические, организационноуправленческие факторы. Наибольший интерес представляют социально-психологические факторы, которые непосредственно влияют на ход формирования правосознания и, в первую очередь, правовой психологии.

Социально-психологические факторы определяют ту внешнюю среду, в которой пребывают курсанты вузов МВД. Эта среда обусловливает механизмы позитивного и негативного воздействия на мысли, настроение, намерения, поступки курсантов, осваивающих, осмысливающих, анализирующих, обобщающих и критикующих все то многообразие информации (в первую очередь - правовой), которая адресуется каждому курсанту. При формировании правовой психологии важное место должно отводиться поощрению мыслительной деятельности курсантов, осваивающих в ходе познавательной деятельности соответствующий правовой материал. Стремление обнаружить и уяснить неизвестное в области права и юридической практики должно сочетаться с поисками природы правовых явлений, с выявлением возможных последствий их действия, с нахождением путей предотвращения негативных последствий. Активная мыслительная деятельность, как самое ценное психологическое свойство личности курсанта, в будущем станет важнейшим компонентом высокопрофессионального мастерства сотрудника органов внутренних дел, компонентом его профессионального правосознания.

По-особому следует учитывать факторы отношения курсантов вузов МВД России к принципу социальной справедливости, к проблемам социальной ответственности, поскольку это во многом определяет жизненные и профессиональные позиции будущих сотрудников ОВД и существенным образом влияет на корректировку и развитие их правового сознания. На данном этапе формирования личности курсанта сильнейшим психологическим фактором воздействия на его мироощущение, мышление, правосознание является оценка состояния реальной социальной справедливости, отношения к ней подавляющей части членов общества.

Система несправедливых факторов, втягивающая в себя курсантов вузов МВД, в будущем оборачивается и тем, что при назначении на должности в практические подразделения (особенно на руководящие, ответственные) преобладает критерий исполнительности и личной преданности отдельным вышестоящим руководителям, а не требования высокого профессионализма, должной правовой культуры, человеческой порядочности. На наш взгляд, высокопрофессиональный, но не преданный интересам подразделения в целом сотрудник будет снижать эффективность деятельности подразделения. Профессионализм можно наработать в процессе деятельности, но отсутствие чувства команды снижает все позитивные качества, сводя их к нулю. Поэтому в вузах, готовящих кадры для органов внутренних дел, необходимо акцентировать внимание на том, что все более важной становится проблема становления личности и усиления ее нравственно-психологического потенциала.

При подготовке курсантов к будущей профессиональной деятельности в правоохранительных органах необходимо учитывать и ту психологическую сторону несправедливости, которая непосредственно связана с правовой деятельностью. Постоянные контакты работников правоохранительных органов с преступными и аморальными элементами, знакомство с теневыми сторонами человеческой жизни в случае отсутствия у данных лиц достаточного нравственно-психологического иммунитета, устойчивого правосознания могут приводить к ожесточенности, вседозволенности по отношению к тем, кто от тебя зависит, гипертрофированному представлению о своей значимости, в конечном счете - к деформациям правосознания, нарушениям законности и даже преступлениям.

Один из заметных психологических факторов, влияющих на формирование правовой психологии курсантов вузов МВД и всех сотрудников органов внутренних дел, связан с престижем, авторитетом милиции, доверием и уважением к сотрудникам правоохранительных органов со стороны населения. В настоящее время этот фактор несколько искажен, его действие на курсантов и сотрудников связано с отсутствием доверия и уважения со стороны общества. В качестве защитного механизма у сотрудников формируется представление о некой закрытой элитарной профессиональной общности. Зачастую возникают стереотипы мышления, заключающиеся в отношении к гражданам как к неблагодарному сообществу, которое неспособно оценить и понять работу сотрудников ОВД, т. е. происходит разделение на «Мы» и «Они».

Эти социально-психологические факторы в своей совокупности образуют ту внешнюю, реальную среду, в которой идет становление, совершенствование, развитие, проявление правовых идей, взглядов, воззрений, установок, ориентаций, переживаний, эмоций, чувств, представлений, обусловливающих содержание правовой психологии как важнейшей основы формирования в вузах МВД России высококлассных сотрудников органов внутренних дел. Социально-психологические факторы, вся система вузовского обучения и воспитания преследуют, помимо решения других важных задач, достижение такой важной цели, как формирование у каждого курсанта необходимой правовой психологии, без которой у будущих профессионалов не может сложиться и надежное профессиональное правосознание. Правовая психология курсантов вузов МВД взаимосвязана и с уровнем их нравственности. Будучи социально детерминированными, их нравственные качества всегда находятся в органическом единстве с компонентами психической регуляции, которые формируются, проявляются в межличностном общении и деятельности, выполняемой в условиях той или иной социальной группы.

Актуальной остается проблема гармоничного сочетания теоретической и практической составляющей аудиторных занятий с курсантами и слушателями в учебных заведениях МВД России. Своеобразным мостом от теоретических разработок повышения эффективности деятельности сотрудников милиции к практическому их внедрению может стать, по мнению В. А. Лефтерова, использование тренингов в системе профессиональной подготовки [5]. Именно тренинги позволяют реализовать все необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания обучающихся. У каждого специалиста необходимо развивать профессионально-психологические качества, профессионально-психологические умения, профессионально-психологическую стойкость, психологическую ориентированность личности работника (анализ и учет психологических аспектов деятельности), необходимые для рода его занятий. Вышеперечисленные компоненты являются основными составляющими профессионально-психологической подготовки. Сказанное подтверждают результаты исследования (проводилось Ю. С. Калягиным в 20052009 гг.), которые показали, что действующими оперативными работниками (стаж оперативной работы от 6 до 25 лет) в процессе профессиональной деятельности недостаточно учитываются такие источники информации о другом человеке, как особенности речи, особенности поведения (внешние проявления, манера одеваться и т. п.), высказывание собеседником своего отношения к различным сторонам действительности. Наиболее вероятной причиной этого является недостаточная психологическая подготовка работников, потребность в которой высказали 80,65% опрошенных (в исследовании приняли участие 60 человек). Речь идет как о способах психологической защиты от негативного влияния среды, так и о способах психологического влияния на гражданина, т. е. способах преодоления его психологической защиты. Также имеется потребность в психологической подготовке, направленной на преодоление страха перед преступником. Причем потребность выражается имен-

но в тренинговых формах подготовки, адаптированных к профессиональной деятельности сотрудника.

В дальнейшем процессе обучения курсантов, на старших курсах, приоритетным становится формирование готовности к самостоятельному осуществлению профессиональной деятельности в качестве специалиста, формирование психологической стойкости к работе в эмоционально сложных условиях и экстремальных ситуациях, при действии отрицательных факторов, умение преодолевать трудности, соблюдать личную безопасность в ходе выполнения профессиональных обязанностей. Внесение приобретенных знаний и умений в жизнь требует, безусловно, определенной тренировки и времени. Как показывают результаты обратной связи, частично они утрачиваются, и только небольшая часть применяется в повседневной жизни. Вместе с тем психологическая подготовка курсантов, как важный компонент должного профессионализма и высокого уровня позитивного правового сознания будущих сотрудников органов внутренних дел, по мнению А. В. Мещеряковой [6], содействует практической адаптации курсантов МВД России к своей будущей профессиональной деятельности, в ходе которой должны позитивно проявиться не только деловые, но и нравственные, психологические, духовные качества сотрудника как носителя профессионального правосознания.

1.ВасильевВ. Л. Юридическая психология. СПб., 2000. 613 с.

2. Баранникова Н. В. Формирование правосознания у курсантов и слушателей юридических вузов системы МВД России // Психопедагогика в правоохранительной деятельности.

2008. № 4(35). С. 6-9.

3. Гончаренко Г С., Коноплева И. Н., Рахубовская Е. Ю. Адаптация : методические рекомендации. Ростов н/Д, 2002. 52 с.

4. КожевниковаН. В. Социально-психологические методы исследования профессионального правосознания сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительной деятельности.

2009. № 3(38). С. 67-77.

5. Лефтеров В. А. Психологические тренинговые технологии в органах внутренних дел : монография. Донецк, 2007. 242 с.

6. Мещерякова А. В. Проблемы правовой психологии курсантов вузов МВД России : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/ Д, 1999. 191 с.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Л. М. Осинцева

В статье дается определение термину «нравственное воспитание», рассматривается значимость этических знаний в формировании нравственного воспитания курсантов. Особый интерес в статье представляет проведенная автором классификация групп моральных качеств курсантов МВД России, раскрыты действия по формированию этих качеств через тематические мероприятия по данной проблеме, что представляет практическую значимость статьи.

Ключевые слова: нравственное воспитание, общечеловеческая мораль, профессиональная деятельность, этические знания, теоретическая значимость, моральные качества, система МВД России, правовое положение.

Актуальность проблемы нравственного воспитания курсантов вузов МВД России диктуется теми социаль-

но-экономическими изменениями, которые произошли в нашем обществе в связи с вступлением в рыночные отношения. Возникающие жизненные, экономические нестабильности вызывают у людей страх перед будущим, усиливают процессы отчуждения. Реальна опасность разрушения системы наследования культурно-исторического опыта, дегуманизации личности и общества, разобщения поколений. В этих условиях молодые люди нуждаются в социальной защите и педагогической помощи. По словам главы МВД России Р. Нургалиева, состояние дел в области нравственно-правового воспитания далеко от идеального: «Не всегда на службу в органы внутренних дел приходят люди, достойные высокого звания защитника правопорядка и Отечества, некоторые из них обладают невысокой личной культурой, имеют слабый образовательный уровень, свидетельством низких моральных качеств отдельных сотрудников и военнослужащих является равнодушие, черствость и грубость по отношению к гражданам, права которых они призваны защищать» [1, с. 1]. Р. Нургалиев отметил также, что сфера профессионально-нравственного воспитания является одной из самых сложных и проблемных областей управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел, «...но именно в ней - ключ для решения задачи по формированию личности сотрудника милиции, отвечающей требованиям времени и ожиданиям общества» [2, с. 1].

Есть особый круг профессий, от представителей которых зависят жизнь и судьба человека. К ним можно отнести профессию врача, учителя, судьи и, разумеется, сотрудника органов внутренних дел. Именно к ним общество всегда предъявляло наиболее высокие нравственные критерии.

Сегодня, когда одной из важнейших задач становится укрепление общественного правопорядка, авторитет закона напрямую зависит от людей, стоящих на его страже - они олицетворяют собой справедливость. Надев форму сотрудника милиции, человек становится своеобразным символом государства и закона. Как представитель власти, он всегда находится на виду у людей. По его поведению и даже внешнему виду граждане судят обо всех властных структурах.

Воспитательная работа является важнейшим фактором формирования нового сотрудника органов внутренних дел, профессионально грамотного, преданного своей работе, четко понимающего значение таких понятий, как честь и достоинство, совесть и долг. Устойчивыми чертами характера каждого сотрудника милиции должны стать нравственная чистоплотность, патриотизм, честность и порядочность, уважение к человеку, его правам и свободам.

Проблемы современной системы воспитания молодого поколения совпадают с проблемами нравственного воспитания курсантов вузов МВД России. По своему профессиональному назначению выпускники призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы государства и общества от преступных и других противоправных посягательств. Курсанты, будущие сотрудники ОВД, наделены правом применения вынужденных мер принуждения. Чтобы грамотно, юридически и нравственно, пользоваться этими ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.