Научная статья на тему 'Особенности профессионально-психологической подготовки курсантов и слушателей в вузе МВД России'

Особенности профессионально-психологической подготовки курсантов и слушателей в вузе МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1122
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионально-психологической подготовки курсантов и слушателей в вузе МВД России»

— участие в работе по профессиональной ориентации всех преподавателей военных вузов;

— планомерность и системность проводимой работы, ее органическая связь с учебным процессом;

— привлечение, если есть возможность, к выработке профессионального интереса, повышению уровня профессионального мастерства семьи, а также отделов и служб высших военно-учебных заведений.

В заключение следует заметить, что чем выше уровень умственного развития личности, тем осознаннее будет подход к данной проблеме и, соответственно, возрастут уровень самооценки личности и требовательность к себе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Еабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности.— М., 1981.

2. Громцева Л.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. — М., 1983.

3. Рейский Б.Ф. Подготовка к самообразовательной деятельности // Народное образование. — 1977. — № 1.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ВУЗЕ МВД РОССИИ

Канд. психол. наук, доцент Л.Н. Костина

Орловский юридический институт МВД России

Когда речь идет о профессиональней подготовке курсантов вузов МВД, чаще всего имеется в виду профессиональное образование, правовое воспитание, формирование правовой культуры будущих сотрудников. При этом не учитывается, что обучение курсантов без специальной психологической и психофизиологической подготовки - скрытый и опасный дефект, который может в сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности привести к срывам и ошибкам. Поэтому в психолого-педагогической литературе в последнее время используется термин «профессионально-психологическая подготовка».

Профессионально-психологическая подготовка личности сотрудника органов внутренних дел к профессиональной деятельности приобрела особую научную актуальность. Внимание обращается, прежде всего, на понятие и содержание категории «психологическая подготовка». По определению К.К.Платонова, психологическая подготовка представляет собой особый вид формирования личности, цель которой - выявление индивидуальных психологических особенностей и развитие способностей к определенной деятельности, формирование ее мотивации, и это неотъемлемая часть управления деятельностью инди-

вида, особенно при осуществлении ее в экстремальных условиях (4, 111).

Профессионально-психологическая подготовка -особый вид профессиональной подготовки сотрудника, отвечающий человековедческой сущности его деятельности, требованиям общества и достижениям науки. Основной целью такой подготовки является практическая подготовка сотрудников ОВД к успешному преодолению психологических трудностей служебной деятельности и правильному учету ее психологических аспектов, повышающих ее интенсивность и эффективность (3,149-150).

Психологическая подготовка как существенная часть общепрофессионального становления будущих сотрудников ОВД образует надежную основу для фиксации, совершенствования, развития, утверждения всех важных аспектов правовой психологии, а в конечном счете - профессионального правосознания юристов системы правоохранительных органов.

Истинная ценность позитивно-профессионального правового сознания юриста проявляется в полной степени только в сложных, экстремальных, чрезвычайных условиях практической деятельности, когда проверяется то, насколько профессионально успешно он может действовать именно в критических ситуациях, реализуя свои оперативно-служебные функции.

В результате психологической подготовки должен выработаться четкий стереотип будущей профессиональной деятельности курсанта, без каких бы то ни было упрощений, условностей, домыслов, абстракций. Психологическая подготовка курсантов и слушателей вузов МВД к будущей профессиональной деятельности - процесс сложный и неоднозначный, требующий применения совокупности приемов, методов, способов, средств, избирательно используемых как на групповом, так и на индивидуальном уровне, что и составляет значительную часть образовательного процесса.

Умение учитывать совокупность учебных стилей каждого слушателя (курсанта) есть возможность улучшить результаты своего преподавания, а также решать вопросы профессионально-психологической подготовки в вузе МВД России. Преподаватель высшего учебного заведения знает индивидуально-психологические особенности каждого курсанта, используя эти знания не только для решения обучающих, но и диагностических, коррекционных и прогностических функций.

В рамках преподавания дисциплины «Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД» подчеркивается необходимость развития у будущих сотрудников мыслительных способностей, которые помогают им принимать адекватные решения в создавшейся служебной ситуации, прогнозировать последствия принимаемых решений, проявлять рассудительность и детальный анализ происходящих явлений. Учитывая тот факт, что уровень развития мыслительных способностей у курсантов различен, дидактический материал, предлагаемый на групповых занятиях, составляется с учетом индивидуальных особенностей курсантов. Для курсантов с недостаточно развитым уровнем развития мыслительных операций

предлагаются задания, где требуется применение простейших мыслительных операций. По мере решения различного рода задач и заданий, отработке навыков мыслительной деятельности курсантов преподаватель усложняет задачи, в которых требуется применение более сложных мыслительных операций, элементов творчества и рефлексии.

При проведении групповых занятий преподаватель предлагает обладателям сангвинистическо-хо-лерического темперамента более яркие, эмоционально насыщенные задания, где требуются соответствующие свойства нервной системы. Задания, где требуется кропотливый, размеренный и взвешенный темп и стиль работы — курсантам с чертами флегматиков и меланхоликов.

Педагог обязан создавать условия для проявления у курсантов и слушателей самостоятельности. Это, в свою очередь, влияет на формирование ответственности за свои поступки и поведение, внутреннюю мотивацию, в частности, к учебной и профессиональной деятельности. Индивидуализация заданий, выбор тех заданий, где больше всего реализуются способности и возможности курсантов - основа технологии проведения занятий по психологии и педагогике.

При проведении семинарских и практических занятий преподаватель учитывает статусно-ролевые характеристики членов учебной группы. Курсантам с низким социальным статусом предлагаются в групповых формах проведения занятий роли организатора или управляющего. Приобретаемые такими курсантами организаторские навыки и умения имеют перспективы применения непосредственно в практической деятельности в качестве сотрудников милиции.

Чаще всего проблемы преподавания дисциплины в вузе педагоги связывают с так называемыми слабоуспевающими курсантами. Исследования, проведенные Н.И.Мешковым, свидетельствуют о том, что учебные достижения сильных студентов обусловлены в большей степени субъективными (психологическими) факторами (особенностями мотивации, самоорганизации, активности и т.п.), тогда как учебные результаты слабых студентов главным образом зависят от внешних (педагогических) факторов: уровня организации учебного процесса, качества преподавания и т.п. Отсюда следуют различные пути повышения успеваемости сильных и слабых студентов. Успеваемость сильных студентов может быть повышена на основе управления мотивационной сферой и самостоятельной работой. В группе слабых студентов повышение успеваемости может быть достигнуто через совершенствование различных сторон учебного процесса и только после этого следует переходить на психологический уровень управления (1).

Данные исследования еще раз подтверждают мысль о том, что обучать всех (и достигать высокой включенности, хорошей успеваемости у всех курсантов) можно лишь тогда, когда удается у читывать индивидуальные особенности курсантов и на этой основе индивидуализировать формы и средства обучения.

Повышение стрессоустойчивости будущих сотрудников ОВД - еще одно направление, реализуе-

мое в рамках преподавания дисциплины «Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД». Эмоциональные переживания возникают первыми, а вегетативно-соматические сдвиги в организме человека следуют потом, т.е. болезнь - явление вторичное. Проще говоря, от нашего эмоционального состояния зависит и образ наших мыслей, и физическое состояние нашего тела. Данная закономерность эмоциональных явлений - одно из объяснений большой напряженности труда сотрудников ОВД. Учитывая связь эмоций и здоровья, на занятиях преподаватель знакомит курсантов и слушателей с различными приемами снятия негативных эмоциональных состояний. Для этого в рабочих тетрадях выделено место для так называемой «Психологической копилки». Курсанты оформляют записи о приемах релаксации, аутотренинга, точечного массажа и др. В ходе проведения аудиторных занятий отрабатываются эти приемы, поскольку еще с древних времен известно, что чем больше человек расслаблен и уравновешен в активном бодрствующем состоянии, тем он больше имеет возможностей и физических, и духовных.

По нашему мнению, еще одним научным направлением исследования вопросов подготовки выпускников является выделение психологических критериев, с помощью которых возможно в определенной степени оценить эффективность профессионально-психо-логической подготовки курсантов юридических вузов МВД к предстоящей деятельности.

В педагогической и психологической науке имеются различные подходы к оценке качества образования, эффективности обучения и воспитания. В.А.Якунин выделяет так называемые внутренние критерии эффективности обучения: профессиональную компетентность, профессиональную направленность, учебную активность, умственную самостоятельность, академическую успеваемость, учебную успешность. Кроме внутренних критериев оценки эффективности обучения существуют внешние критерии, среди которых Н.В.Кузьмина указывает: адаптацию выпускников, профессиональную устойчивость (или миграцию), темпы роста профессионального мастерства, служебную карьеру (5, 51-52).

А.В.Мещерякова строит следующие основные психологические критерии, с помощью которых возможно в определенной степени оценить эффективность подготовки курсантов и слушателей юридических вузов МВД к профессиональной деятельности:

1. Реакция курсантов на обучение профессиональному мастерству (принимают ли они его как нечто ценное, основополагающее, насколько реально мотивированы их намерения получить не диплом о высшем юридическом образовании, а профессиональный опыт, столь необходимый для будущей специальной деятельности).

2. Наличие собственно обучения профессиональным функциям (усваивают ли курсанты получаемую информацию, насколько успешно увязываются теоретические положения с потенциальной юридической практикой, какова степень изучения разветвленной сети действующего законодательства).

3. Качество результативного поведения (усвоение учебной информации еще не означает, что курсанты успешно используют ее на практике; только ознакомительная практика и стажировка в практических органах и их результаты позволяют судить, в какой степени полученные знания и навыки возможно результативно и полезно использовать).

4. Конечная и полная результативность использования обучения, что достигается путем долговременного наблюдения за профессиональной судьбой выпускников. Этот критерий позволяет вносить значимые коррективы в процесс профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России (2,137).

На наш взгляд, психологическим показателем профессионально-психологической подготовки выпускников к практической (профессиональной) деятельности является уровень профессионально и социально значимых психологических качеств личности. Именно эти качества определяют способность выпускника вуза МВД адаптироваться к условиям практической службы в органах внутренних дел, а также его профессиональную компетентность и мастерство. Научно-исследовательская работа по созданию психограмм сотрудников (специализация — оперативно-розыскная и административная деятельность ГИБДД) в нашем вузе проводится с 1999 г. по настоящее время.

Очевидно, что для воспитания, становления, формирования такого комплекса качеств личности курсанта вуза МВД России необходим целостный, отрегулированный подход психологической службы вуза на этапах психофизиологического отбора, адаптации и профессиональной подготовки. Профессионально-психологическая подготовка только тогда достигает цели, когда используемые формы и методы генерируют в психике будущего сотрудника ОВД переживания, максимально близкие тем, которые имеют место в действительности. Поэтому считаем целесообразным объединить усилия педагогов, психологов, преподавателей различных кафедр, практических сотрудников для разработки психологической модели экстремальных условий. В результате такой работы предполагается:

1) определить профессионально значимые качества курсантов и слушателей, формируемые на аудиторных занятиях по различным дисциплинам на разных курсах обучения в вузе МВД;

2) разработать учебно-методические пособия по проведению межкафедральных учений, комплексных практических занятий, видеотренингов, сценариев, охватывающих типичные оперативно-служебные ситуации, и т.п.;

3) провести занятия с приглашением практических работников;

4) в ходе проведения таких занятий выявить факторы, которые мешают сотрудникам выполнять свои обязанности быстро и эффективно;

5) развивать у курсантов и слушателей отдельные профессионально значимые качества, а также автоматические реакции в ситуациях, максимально приближенных к экстремальным;

6) проанализировать процесс принятия решения с учетом индивидуальных особенностей каждого кур-

санта.

Сложность такой работы очевидна, поскольку предпочтение традиционных методов и форм работы не позволяет преподавателям отойти от «учебных ситуаций» и перейти к использованию способов и приемов обучения, которые позволили бы курсантам и слушателям «прожить» обстановку и условия профессиональной деятельности задолго до реальной служебной ситуации.

Указанные внутренние и внешние критерии оценки качества профессионально-психологической подготовки должны быть дополнены частными и конкретизированными. Например, следует разработать критерии промежуточные и конечные по профилирующим учебным предметам (или блоку дисциплин). При этом важно подчеркнуть, чтобы эти критерии были сопоставимы и обобщены.

Разработка специальных сценариев, пособий по проведению указанных видов практических занятий, а также непосредственное их проведение в вузе МВД Российской Федерации позволит упорядочить работу по совершенствованию труда преподавателей и повысить успешность профессионально-психологической подготовки курсантов и слушателей, сменить акценты и цели профессионального образования, обучающие — на обучающе-воспитательно-развивающие и профессионально ориентированные.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мешков Н.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости. - Саранск, 199!.

2. Мещерякова A.B. Проблемы правовой психологии курсантов вузов МВД России: Дис... канд. юрид. наук. -Ростов н/Д., 1999.

3. Панкин А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД: Тактика и психология безопасной деятельности. -М, 1996.

4. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М., 1984.

5. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пос. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус», 1998.

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ Б АСПЕКТЕ САМОВОСПИТАНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА МВД

Канд. пед. наук В.М. Статный Учебный центр УВО при ГУВД Санкт-Петербурга

и Ленинградской области Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что по некоторым аспектам проблемы самовоспитания у исследователей имеются разногласия, в частности, по вопросу определения самой сущности самовоспитания. Так, А.Г. Ковалев и A.A. Бо-далев считают, что «самовоспитание - это сознатель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.