Научная статья на тему 'К вопросу создания системы мониторинга качества обучения в вузе МВД России'

К вопросу создания системы мониторинга качества обучения в вузе МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данеев А. В., Павлюченкова Н. В.

В статье предпринята попытка проанализировать процессы мониторин-га качества обучения в вузе системы МВД России с позиции Европейских стан-дартов и рекомендаций для внутренней гарантии качества высших учебных за-ведений. В частности, обозначено, какие формы, методы, механизмы вырабо-таны в Восточно-Сибирском институте МВД России для обеспечения полити-ки и процедуры гарантии качества вуза, утверждения, мониторинга и периоди-ческой оценки программ и квалификаций, оценки уровня знаний студентов, га-рантии качества профессорско-преподавательского состава, образовательных ресурсов и системы поддержки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of creation of the system of monitoring the teaching quality in the higher educational institution of MIA of Russia

In this paper, an attempt has been made to analyze the training quality monitor-ing processes at a higher education institution within the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation from the point of view of the European standards and rec-ommendations for inner quality guarantee of higher education institutions. In particu-lar, this survey presents the forms, methods and mechanisms worked out at the East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for providing the policy and procedures to guarantee the quality of the higher education institution as well as for approvement, monitoring and regular estimations of pro-grams and qualifications, and for evaluation of cadets' knowledge, qualification of faculty, educational resources and cadets' support system.

Текст научной работы на тему «К вопросу создания системы мониторинга качества обучения в вузе МВД России»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

3(54) 2010

ского генеза имеет большое социальное значение, требует своевременного выявления, лечения и профилактики, что будет способствовать удлинению срока службы со-

трудников ГУВД по Иркутской области, повышению боеспособности, оперативной деятельности подразделений ГУВД.

К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ МВД РОССИИ

А.В. Данеев, Н.В. Павлюченкова,

начальник учебного отдела преподаватель-методист

ФГОУ ВПО ВСИ МВД России учебного отдела ФГОУ ВПО ВСИ д-р тех. наук МВД России

В статье предпринята попытка проанализировать процессы мониторинга качества обучения в вузе системы МВД России с позиции Европейских стандартов и рекомендаций для внутренней гарантии качества высших учебных заведений. В частности, обозначено, какие формы, методы, механизмы, выработаны. в Восточно-Сибирском институте МВД России для обеспечения политики и процедуры гарантии качества вуза, утверждения, мониторинга и периодической оценки программ и квалификаций, оценки уровня знаний студентов, гарантии качества профессорско-преподавательского состава, образовательных ресурсов и системы поддержки студентов.

In this paper, an attempt has been made to analyze the training quality monitoring processes at a higher education institution within the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation from the point of view of the European standards and recommendations for inner quality guarantee of higher education institutions. In particular, this survey presents the forms, methods and mechanisms worked out at the East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for providing the policy and procedures to guarantee the quality of the higher education institution as well as for approvement, monitoring and regular estimations of programs and qualifications, and for evaluation of cadets' knowledge, qualification of faculty, educational resources and cadets' support system*.

Daneev A.V., Pavlyuchenkova N.V. On the problem of creation of the system of monitoring the teaching quality in the higher educational institution of MIA of Russia.

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

106

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

3(54) 2010

В современном образовании понятие качество обучения как гарант экономического, социального развития государства становится центральным, и это обусловило, в частности, реформы, проводимые в сфере образования.

В 2007 г. в докладе Общественной палаты Российской Федерации среди прочих были обозначены следующие проблемы в сфере высшего профессионального образования:

- неравенство доступа к качественному общему образованию;

- вузы вынуждены предпочитать студента, не наделенного способностями, но готового оплатить свое обучение;

- от 20 до 30 % образовательных программ вузов не дают даже минимально необходимого для профессиональной деятельности набора компетенций, и их абитуриенты невольно попадают в сектор «псевдообразования»;

- высшая школа пока не играет ключевой роли в развитии научнотехнического комплекса и инновационной системы в целом;

- по данным статистики от 40 до 50 % студентов связывают свою работу с той специальностью, которую получают в учебном заведении, около 35% студентов склонны допустить, что будут работать не по полученной специальности, 10-15 % студентов практически уверены в том, что у них будет другая работа.

Как видим, указанные проблемы находятся в векторе «качество образовательных услуг». Ак-

туальность данной темы связана с такими процессами, как:

1) вступление России в общее Европейское образовательное пространство (Болонская декларация), что требует унификации процессов обеспечения и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг;

2) переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений на базе утвержденного перечня показателей, включающего, в частности, и показатель 1.2.3 «Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования» для вузов или системы управления и контроля качества для ссузов. Так, в ежегодном модуле данных о вузе, заполняемом образовательными учреждениями, имеется этот показатель;

3) усиление конкуренции между вузами на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов, включая госзаказ на подготовку специалистов.

Еще три года назад предполагалось, что военные и медицинские вузы будут продолжать подготовку специалистов со сроком обучения 5 лет. Но уже сейчас ясно, что через некоторое время вузы МВД России вынуждены будут перейти к двухступенчатой системе образования.

Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

107

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

3(54) 2010

Другими словами, качество образования - это наличие в выпускнике таких характеристик, которые определены государственным образовательным стандартом и запросами правоприменительной практики (в случае вузов МВД). Понятие качества изначально связано с предметными областями жизнедеятельности человека, в которых возможно определить критерии, параметры соответствия, создать образец, эталон. Тем не менее, это понятие стало применяться и в таких сложных областях, как обучение, воспитание, образование. Определение критериев качества обучения затрудняет то, что каждый человек, личность имеет индивидуальную неповторимую траекторию развития.

Под мониторингом качества образования принято понимать постоянное наблюдение за образовательным процессом с целью установления его соответствия желаемому.

К основным принципам управления системой качества следует отнести:

- мониторинг процессов;

- уверенное руководство;

- постоянное обучение сотрудников, инновации;

- развитие корпоративного сотрудничества;

- вовлечение, участие и мотивация сотрудников;

- ориентация на результат и достижение целей;

- ориентация на потребителя;

- ответственность перед обществом.

Итак, система мониторинга качества обучения является составной частью, первой ступенью внутривузовской системы качества.

Основными задачами мониторинга качества образования в институте являются:

1. Сбор, накопление, систематизация информации, характеризующей учебный процесс и предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня.

2. Выявление проблем до того, как они станут осознаваемыми на уровне управления.

3. Выявление закономерностей, процессов и проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления.

4. Структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

5. Отслеживание и оценка эффективности, последовательности и вторичных эффектов решений, принятых в области управления.

Для внедрения системы мониторинга качества обучения необходима организационная структура, которая включает, к примеру, совет при начальнике института по качеству, службу качества, т.е. непосредственно тех сотрудников, которые отслеживают процессы мониторинга качества в институте. К сожалению, в вузах МВД России организационно-штатная структура не предусматривает даже отдельно выделенной ставки сотрудника, занимающегося мониторингом качества.

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

108

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

3(54) 2010

Следовательно, говорить о системности процесса мониторинга на сегодняшний момент не приходится.

И тем не менее мониторинг качества образования, пусть даже и не системно организованный в институте присутствует.

Европейские стандарты и рекомендации для внутренней гарантии качества высших учебных заведений включают такие составляющие:

1. Политика и процедуры для гарантии качества вузов.

2. Утверждение, мониторинг и периодическая оценка программ и квалификаций.

3. Оценка уровня знаний студентов.

4. Гарантии качества профессорско-преподавательского состава.

5. Образовательные ресурсы и система поддержки студентов.

6. Система информирования.

7. Информирование общественности.

К политике гарантии качества в институте можно отнести:

- акцент на практическую направленность подготовки выпускников (проведение выездных занятий, деловых игр, учений, практик и стажировок в практических подразделениях, функционирование дежурной части);

- акцент на активные формы и методы обучения (ролевые игры, конференции, круглые столы, решение оперативно-служебных задач);

- вовлечение обучаемых в научно-исследовательскую работу.

Утверждение, мониторинг и периодическая оценка программ и квалификаций:

- экспертиза рабочих учебных программ, учебно-методических комплексов, учебно-методических материалов;

- деятельность отдела воспитательной работы и отделения психологического обеспечения учебного процесса (имеются квалификационные требования к психологической устойчивости, профессионально-этическому облику выпускника).

Гарантии качества профессорско-преподавательского состава. Качество обучения определяется прежде всего качеством носителя знаний (профессорскопреподавательского состава), который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. Поэтому во главе политики обеспечения качества должно стоять формирование преподавательского корпуса и создание условий для его эффективной работы. Соответственно, составной частью мониторинга является опрос курсантов о качестве преподавания учебных дисциплин. Целью данного опроса является определение отношения курсантов и слушателей к качеству получаемых образовательных услуг, внесение необходимых индивидуальных корректив в методику и содержание преподавания.

Определение уровня подготовленности к преподавательской деятельности возможно через проведение квалификационного экзамена. Для этого необходимо подготовить тесты, включающие вопросы по педагогике и психологии высшего профессионального образования, знанию нормативных основ организации

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

109

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

3(54) 2010

учебного процесса в вузе МВД России, а также вопросы методики проведения учебных занятий.

В институте имеются:

- школа педагогического мастерства;

- послевузовское образование;

- научно-исследовательская деятельность;

- стажировки профессорскопреподавательского состава;

- дополнительное профессиональное образование;

- учебно-методические сборы, семинары, открытые лекции и т.п.;

- контроль качества преподавания (педагогический контроль, взаимные посещения, деятельность подсекции методики и экспертной оценки уровня преподавания);

- анкетирование курсантов, преподавателей, выпускников.

Образовательные ресурсы и система поддержки студентов:

- библиотечные ресурсы (средняя книгообеспеченность по дисциплинам составляет 0,8 наименований изданий на одного обучающегося. Объем основной учебной литературы с грифами составляет 67 %);

- учебно-методические комплексы (в том числе частные методики преподавания);

- обеспеченность компьютерами, кодоскопами, аудио-, видео-, мультимедиаоборудованием, тренажерами;

- специализированные аудитории (лаборатории, полигоны);

- оценка уровня знаний студентов;

- методики контроля успеваемости курсантов (тестирование по дисциплинам);

- электронный журнал;

- рубежный контроль;

- внешнее тестирование (ФЭПО, ДКО МВД России);

- анкетирование выпускников, комплектующих органов.

На сегодняшний день внешним критерием качества обучения является ежегодно проводимый Ро-собрнадзором Минобрнауки интернет-экзамен, результаты которого учитываются при прохождении вузами процедур лицензирования и аккредитации. В образовательных учреждениях МВД России Департаментом кадрового обеспечения также проводится тестирование остаточных знаний курсантов. Однако нужно отметить, что тестирование не в полной мере свидетельствует о качестве обучения, а тем более образования (сформирован-ности профессиональных навыков и умений, определенного уровня развития всех познавательных процессов) и вот по каким причинам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выделяют следующие риски тестирования:

- тестирование проводится только по некоторым дисциплинам рабочего учебного плана;

- метод тестирования не позволяет в полной мере оценить не только глубину знаний, но и уровень сформированности профессионального (творческого) мышления;

- неизвестна степень валидности самих применяемых тестов;

- низкое качество тестовых материалов;

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

110

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

3(54) 2010

- невозможность проверки знаний тестовыми методами (задания с выбором ответа);

- возможность нарушения технологии со стороны вуза, со стороны органа управления;

- обучение может сводиться к натаскиванию;

- «знаниевая» модель оценивания (через проверку освоения ДЕ).

Результаты федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ноябрь 2009 г.)

Дисциплины Результаты тестирования (в процентах)

Спец. 030501.65 Спец. 030505.65 Спец. 030502.65 Спец. 280104.65

Философия 90 100 95 95

Информатика и математика 90 90 100

КСЕ 95 100 90

Отечественная история 100 100 100

Теория государства и права 94

Административное право 100

Экологическое право 100

Высшая математика 95

Физика 75

Г идравлика 55

Критериями успеваемости является средний балл, отсутствие отрицательных отметок по итогам промежуточной и итоговой аттестациям. Кроме того, для качества результатов сессий необходима постоянная подготовка курсантов к каждому учебному занятию, постепенное усвоение учебного материала, а не учеба «от случая к случаю». Этому способствует мониторинг текущей успеваемости.

В качестве инструментария получения результатов успеваемости в

настоящее время учебный отдел Восточно-Сибирского института МВД России использует программу, которая помогает обрабатывать результаты рубежных контролей, экзаменационных сессий и итоговой государственной аттестации. Ведется работа по созданию электронного журнала, в который преподаватели будут вносить все текущие оценки курсантов и слушателей. Электронный журнал позволит иметь данные по успеваемости каждого курсанта в любой заданный промежуток времени, по интен-

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

111

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

3(54) 2010

сивности текущего контроля, осуществляемого преподавателями, выбирать неуспевающих курсантов, упразднить процедуру рубежного контроля.

Важным звеном контроля качества подготовки курсантов и слушателей является внутривузовское тестирование остаточных знаний. Внутривузовское тестирование остаточных знаний должно проводиться с целью получения более объективной и полной картины освоения обучающимися учебного материала по основным образовательным программам. Тестирование возможно организовывать два раза в год (например, в октябре и марте) по отдельным учебным дисциплинам в соответствии с графиком. Оно может быть как безмашинным, так и компьютерным (с использованием системы Stellus, либо тестов, подготовленных в любой другой программе).

Элементом внешней экспертизы качества подготовки выпускников института является анкетирование комплектующих органов. Однако, как представляется, эта работа должна акцентироваться не только на обратной связи по результатам обучения, но в большей мере осуществлять мониторинг запроса практических подразделений на обучение, т.е. анализ того, что требуется от выпускников в правоприменительной практике и гибкое подстраивание учебного процесса под нужды практических подразделений.

В системе высшего профессионального образования МВД России предпринята попытка внедрить систему мониторинга качества обучения. С 1 января 2010 г. ДКО МВД России введена в эксплуатацию

АИС «Качество обучения - Отзыв», которая предполагает две подпрограммы: тестирование на остаточные знания курсантов и тестирование выпускников образовательных учреждений.

Таким образом, положительные результаты квалификационного экзамена, положительные отзывы курсантов и слушателей о качестве преподавания, с одной стороны, удовлетворительные результаты текущей успеваемости, тестирования остаточных знаний, аттестаций, с другой стороны, а также позитивная оценка выпускников комплектующими органами является гарантом качества обучения в институте.

Чтобы мониторинг был действительно эффективным, он должен быть систематическим и целенаправленным. Мониторинг качества обучения должен проводиться совместно отделами, курирующими учебно-воспитательный процесс в институте. Координацию мониторинга должен осуществлять отдельный сотрудник.

Результаты мониторинга должны рассматриваться на учебнометодических сборах, обсуждаться на заседаниях ученого и методического советов института, кафедр, могут использоваться при аттестации профессорско-преподавательского состава.

Внедрение системы мониторинга качества обучения в целом позволит на основе получаемой информации, характеризующей учебный процесс, структурировать систему организационных, психолого-педагогических коррекционных мероприятий, а также принимать эффективные управленческие решения.

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.