Научная статья на тему 'Рейтинговая система оценки знаний в образовательном учреждении МВД России'

Рейтинговая система оценки знаний в образовательном учреждении МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рейтинг / РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / рейтинговая система оценивания / учебно-методический комплекс / компьютерные средства обучения / модуль / балл / модульно-рейтинговая система обучения / rating / rating technology / rating assessment system / teaching materials / computer study tools / Module / score / modulerating education system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варлакова Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются особенности применения системы рейтингового оценивания успеваемости при организации учебного процесса в образовательном учреждении МВД на основе опыта использования данного вида контроля качества получаемых курсантами знаний в процессе преподавания дисциплины «Русский язык в деловой и процессуальной документации» в Омской академии МВД России. Подчеркивается актуальность использования в рамках рейтинговой технологии компьютерных средств обучения и дается характеристика их видов. Автор также говорит о возможности эффективного комплексного применения рейтинговой и модульной систем обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варлакова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the specifics of implementing the rating assessment system in organizing the educational process in a higher school of the MIA on the basis of using this type of quality control with cadets studying the discipline of "The Russian Language in Business and Procedural Documentation" at the Omsk Academy of the Russian MIA. The author emphasizes the relevance of using computer study tools in the context of the rating technology and specifies the types of the tools used. The author also details the possibility of the effective complex use of the rating and module education systems.

Текст научной работы на тему «Рейтинговая система оценки знаний в образовательном учреждении МВД России»

ния, его такой структурированности, которая способствует выявлению «пробелов» в освоении учебного материала, его взаимосвязанности с другими тематическим областями знания, учебными дисциплинами). Те же механизмы способствуют восполнению пропущенных знаний курсантом в случае пропуска им занятий, в том числе и в режиме дистанционного образования.

Реализация модульно-рейтингового подхода предполагает качественно иной уровень организации самостоятельной подготовки обучающихся. Отмеченное обстоятельство заслуживает отдельного внимания.

В вузах Европы инициативно-выбирающий подход к индивидуально простраиваемой образовательной траектории определяет доминирующую роль самостоятельной подготовки обучающихся в освоении ими областей знания. Роль аудиторных занятий, индивидуальных встреч с педагогами - это получение направляющей, ориентирующей, систематизирующей помощи, помощи в углубленно-поисковом освоении знания, что особенно выражено на старших курсах. Такие приоритеты познавательной деятельности естественным образом вбирают в себя самые современные возможности дистанционных, компьютерно-ориентированных образовательных технологий.

Как отмечалось, в вузах системы МВД самоподготовка носит жестко регламентированный характер, курсанты ограничены во времени выполняемыми служебными обязанностями, предлагаемая вузом образовательная траектория носит унифицированный характер. Специфика подготовки в вузах силовых ведомств затрудняет ее модернизацию на отвечающем современным требованиям уровне.

В режиме интернет-семинара «Виды мультимедийных учебных пособий и методика их использования в образовательном процессе» представителям учебных заведений системы МВД был презентован опыт Нижегородской академии МВД: показаны широкие возможности современных информационных технологий сопровождения образовательной деятельности, в том числе самоподготовки (возможности хранения, презентации и направляю-ще-систематизирующего, поэтапного освоения различных областей знания, использования тестовых заданий).

Продемонстрированные возможности касались отдельных учебных дисциплин. По мере их возрастания все сложнее будет оставаться в рамках сложившейся организации самоподготовки курсантов. Потребуется ее радикальное реформирование, с тем чтобы высвободить свободное время обучающихся, обеспечить им самый широкий доступ к компьютерно-сетевым информационным ресурсам, призванным сопровождать самоподготовку. В связи с этим с оптимизмом смотреть в будущее всем вузам МВД позволяют темпы развития технических средств, когда с уверенностью можно говорить о том, что уже через год-другой наличие индивидуального ноутбука у каждого курсанта не будет представлять собой проблемы. Обеспеченность компьютерной техникой может решиться «естественным образом» благодаря техническому прогрессу. Доступ же к сетевым ресурсам, где преподавательским составом могут быть представлены все направляющие самостоятельную подготовку информационные продукты, как это и делается в Европе, и, напри-

мер, в Сибирском федеральном университете, может быть осуществлен посредством системы WiFi. Речь идет о выко-де в локальную информационную сеть, используя радиоканал, для чего достаточно находиться со своим ноутбуком, например, на территории учебного заведения (это также уже состоявшийся опыт Сибирского федерального университета). Возвращаясь к упомянутому опыггу в Нижегородском вузе, подчеркнем, что сами по себе информационные ресурсы не являются благом. Более того, они могут навредить эффективности учебной деятельности. Так, уже сегодня в связи с широкой деятельностью вузов МВД по разработке учебно-методических комплексов не составляет труда вышожить весь этот информационный массив в локальную сеть. Однако как это скажется на эффективности образовательной деятельности? Минусов от этого может быгть больше, чем плюсов. Грамотный подход как раз и составляет продемонстрированный опыт коллег из Нижнего Новгорода, аналогов которому гораздо больше в гражданских вузах в связи с характерным для них вольным распоряжением студентами своим внеаудиторным временем.

В заключение отметим, что специфика вузов сило-вык ведомств в контексте Болонского процесса состоит в жестко заданной, безальтернативной образовательной траектории, а также в регламентированном характере самостоятельной подготовки, не опирающейся на современные возможности компьютерно-информационных технологий и адекватные качественной подготовке ресурсы времени обучающихся на ее осуществление. Если первый из выщеленнык аспектов вряд ли может быть решен в ближайшие годы, то менять организацию самоподготовки можно и нужно уже сейчас. Сегодня для этого нет даже существенных материальных преград. Основная задача - использование педагогического опыта, накопленного передовыми гражданскими вузами, а также отдельными вузами системы МВД, ориентированного на современные возможности компьютерно-информационного сопровождения образовательной деятельности. И тогда осуществляемая в России модернизация высшей школы на основе модульно-рейтингового подхода к обучению, предполагающего приоритет самостоятельной подготовки с учетом ее организации на основе информационный технологий станет не формально-косметическим мероприятиям, а основополагающим фактором профессионально-педагогического развития преподавания, результативности работы педагога.

1. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М., 2004. 67 с.

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МВД РОССИИ Т. В. Варлакова

В статье рассматриваются особенности применения системы рейтингового оценивания успеваемости при организации учебного процесса в образовательном учреждении МВД на основе опыта использования данного вида контроля

качества получаемых курсантами знаний в процессе преподавания дисциплины «Русский язык в деловой и процессуальной документации» в Омской академии МВД России. Подчеркивается актуальность использования в рамках рейтинговой технологии компьютерных средств обучения и дается характеристика их видов. Автор также говорит о возможности эффективного комплексного применения рейтинговой и модульной систем обучения.

Ключевые слова: рейтинг, рейтинговая технология, рейтинговая система оценивания, учебно-методический комплекс, компьютерные средства обучения, модуль, балл, модульно-рейтинговая система обучения.

В условиях реформирования системы высшего образования преобразуются подходы к оценке знаний и учету успеваемости студентов. В различных вузах России системы оценивания разрабатываются с учетом специфики конкретного учебного заведения [1]. Модернизация высшего профессионального образования в условиях перехода на двухуровневую систему требует разработки новых подходов к организации учебного процесса, что обусловливает актуальность выбранной темы исследования. Вопросы совершенствования качества профессионального образования, отвечающего современным требованиям общества, которые предъявляются к специалистам юридического профиля, находят отражение в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., в комплексе мероприятий по развитию высшего профессионального образования на период до 2010 г. В рамках данной программы предусматривается создание внутренних механизмов контроля за качеством обучения в образовательных учреждениях.

Особую актуальность приобретает инновационное образование, подразумевающее личностный подход, фундаментальность, творческое начало, профессионализм, компетентность. Решение данной проблемы лежит в области создания методических систем обучения на основе комплексного использования традиционной, компьютерной и рейтинговой технологий. Существующие традиционные формы обучения (лекция, практическое занятие и др.) имеют существенные недостатки: преобладание словесных методов изложения знания; усредненный общий темп изложения материала; фронтальная форма проведения практических занятий, которая не учитывает разноуровневую подготовленность и работоспособность студентов. Самостоятельная работа студентов с учебниками, учебными пособиями затруднена в связи с недостаточной четкостью распределения учебного материала, излишней теоретизированностью изложения, невозможностью осуществлять контроль усвоения знаний [2, с. 25].

Целями внедрения рейтинговой системы оценки знаний в высшем образовательном учреждении являются:

- повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, активизации работы курсантов;

- обновление и совершенствование содержания и методов обучения;

- усиление регулярного контроля за работой обучающихся при освоении ими программного материала по курсу;

- повышение мотивации к освоению учебного материала;

- активизация самостоятельной и индивидуальной работы курсантов.

Как известно, особенностью рейтинговой системы оценки успеваемости обучаемых является учет каждого вида их работы по темам дисциплины в рейтинговых баллах. По дисциплине устанавливается перечень обязательных видов учебной деятельности студента, включающий посещение лекционных занятий; ответы на теоретические вопросы на семинаре; выполнение заданий на семинаре или на практическом занятии; подготовка лабораторных работ; написание контрольных работ; выступление с докладами; тестирование; другие виды работ, определяемые преподавателем (табл. 1, 2).

Выбор обязательных работ по дисциплине «Русский язык в деловой и процессуальной документации» предполагает учет содержания рабочей учебной программы, учебно-методического комплекса, планируемых форм и методов деятельности на лекциях и практических занятиях. На первой лекции преподаватель знакомит курсантов с аннотацией дисциплины и перечнем обязательных работ. Ознакомиться с данной информацией, представленной в электронном варианте, можно самостоятельно.

Особенностью контроля является совмещение в нем обучающей и проверочной функций. Цель текущего контроля - оперативная оценка успешности усвоения учебного материала, выявление пробелов в знаниях и формирование рекомендаций по коррекции учебного процесса. Применяемые на практических занятиях в рамках рейтинговой технологии виды контроля позволяют успешно реализовать поставленные в процессе обучения задачи. Как следует из ранее сказанного, максимальная сумма баллов, которую может получить курсант по дисциплине, равна 100. Максимальная сумма (100 баллов), набираемая курсантом по дисциплине, включает две составляющие. Первая составляющая - оценка регулярности и своевременности качества выполнения курсантом учебной работы по изучению дисциплины в течение семестра (до 60 баллов). Вторая составляющая - оценка знаний курсанта на зачете (до 40 баллов). Баллы, характеризующие успеваемость курсанта по дисциплине, набираются им в процессе изучения отдельных тем и выполнения отдельных видов работ. Общий балл текущей успеваемости складывается из следующих составляющих:

- присутствие на всех занятиях и лекциях, активное участие в работе на практических занятиях, максимальная оценка - 15 баллов;

- выполнение в установленный срок всех заданий по дисциплине в течение семестра в соответствии с планами практических занятий, максимальная оценка - 20 баллов;

- тестирование и выполнение контрольной работы, максимальная оценка - 25 баллов.

По результатам работы в семестре курсант может получить оценку «зачтено», если имеет в сумме от 40 до 60 баллов.

Возможности рейтинговой системы оценки знаний значительны. При данном подходе к определению уровня подготовки курсантов существенно повысилась мотивация в обучении. К положительным результатам внедрения рейтинга можно отнести интенсификацию научноисследовательской и внеаудиторной работы. Активизация указанных направлений работы курсантов нашла конкретное отражение в учебном пособии «Речевая коммуника-

ция в деятельности сотрудника правоохранительных органов», подготовленном автором статьи, поскольку быш собран широкий материал на основе научно-исследовательских, творческих заданий, выполненных обучаемыми. Применение рейтинговой системы оценки знаний позволило уменьшить число курсантов, не допущенных к сдаче зачета, а также получивших «зачтено» по результатам работы в течение семестра. Безусловно, рейтинговая система стимулирует курсантов к самостоятельному, более глубокому изучению тем дисциплины. При этом необходимо учитытать, что такая система связана с выполнением большого объема выгаислений, с постоянной проверкой письменнык работ (особенно в рамках дисциплины «Русский язык в деловой и процессуальной документации»).

В рейтинговой системе роль средств обучения многократно возрастает. Учебники и учебно-методические пособия традиционно играют важную роль. Однако все большее признание и распространение получают компьютерные обучающие средства. Компьютерные технологии располагают большими возможностями для совершенствования объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов, которые дополняются методами, непосредственно базирующимися на использовании компьютеров. Под компьютерными средствами обучения понимают программные средства или программнотехнические комплексы, имеющие предметное содержание и предназначенные для решения определенных педагогических задач [3, с. 114]. Предметное содержание подразумевает, что компьютерные средства обучения должны включать учебный материал по определенной

дисциплине. Под учебным материалом подразумевается информация теоретического характера, предназначенная для изучения, дальнейшего воспроизведения на занятиях, а также задания для контроля знаний и умений, модели и алгоритмы, позволяющие более четко представить изучаемые понятия и процессы.

Как правило, курсанты отдают предпочтение компьютерным вариантам разработанный по дисциплине учебно-методических материалов. Выщеляют два вида компьютерных обучающих средств:

1) обучающие программные средства, которые представляют необходимую учебную информацию по курсу, сопровождают, направляют обучение (электронные учебники и компьютерные практикумы);

2) учебно-демонстрационные средства обучающего характера, которые представляют наглядную учебную информацию, как статического, так и динамического характера (демонстрационные блоки с элементами мультимедиа) [4, с. 32; 5, с. 115].

Компьютерные средства обучения актуальны при использовании рейтинговой технологии, поскольку в ее основе находится концепция, заключающаяся в том, что подготовка специалиста с прочными базовыми знаниями зависит от способа их формирования. Качество обучения становится более высоким, если усвоение знаний, формирование умений и навыков происходит в процессе систематической, целенаправленной, хорошо спланированной работы курсантов, поддерживаемой комплексом компьютерных средств обучения на лекциях, практических занятиях, во время самоподготовки.

Таблица 1

Виды работ и контроля, общее количество баллов

Виды работ и контроля Количество баллов

Посещение лекций и практических занятий, ведение записей, активное участие в работе на занятиях 15

Выполнение в установленный срок всех заданий по дисциплине в течение семестра в соответствии с планами практических занятий 20

Тестирование и выполнение контрольной работы 25

Всего за работу в семестре 60

Итоговый контроль по дисциплине 40

Всего по дисциплине 100

Таблица 2

Распределение видов контроля успеваемости на практических занятиях

№ темы Тема практического занятия Виды контроля успеваемости, применяемые на занятиях

1 Русский язык в профессиональной деятельности юриста Эссе, ответ на теоретический вопрос, опрос по определениям

2 Функционально-стилевая дифференциация литературного языка. Характеристика официально-делового стиля Ответ на теоретический вопрос, письменное практическое задание

3 Документ: типология, композиция, языковое оформление Ответ на теоретический вопрос, письменное практическое задание по оформлению служебной документации

4 Речевой этикет в документе Ответ на теоретический вопрос, письменное практическое задание

5 Лексические особенности деловой и процессуальной документации Ответ на теоретический вопрос, терминологический диктант, письменное практическое задание, опрос по определениям

6 Особенности употребления морфологических средств языка в деловой и процессуальной документации Ответ на теоретический вопрос, терминологический диктант, письменное практическое задание, опрос по определениям

7 Стилистические особенности использования синтаксических средств языка в детвой и процессуальной документации Ответ на теоретический вопрос, терминологический диктант, письменное практическое задание, опрос по определениям

8 Лингвистический анализ и правка текстов процессуальных и служебный документов Письменное практическое задание, тестирование, реферат

На современном этапе развития педагогической науки сложилось мнение о возможности эффективного комплексного применения рейтинговой и модульной систем обучения. Модульно-рейгинговыш комплекс представляет собой совокупность модульной программы и рейтинговой оценки знаний обучающихся. Модульно-рейтинговый комплекс вытолняет две функции: средства управления учебным процессом (реализуется через модульную структуру курса) и системы контроля (основытается на оценивании всех видов учебной работы с учетом качества и своевременности выполнения). Таким образом, модульно-рейтинговая технология является средством формирования у студентов познавательной активности в течение всего периода обучения [6, с. 44; 7, с. 7-8].

В заключение отметим, что введение рейтинговой системы в высшее профессиональное образование обусловлено необходимостью совершенствования учебного процесса, что требует перехода от коллективной к индивидуальной форме обучения, к более объективной оценке достижений студента. Рейтинговая система вводится с целью повышения качества подготовки специалистов путем создания условий для организации и мотивации систематической работы студентов в течение семестра, что является необходимым условием для приобретения прочных знаний, умений и навыков. При этом использование рейтинговой системы требует обработки большого объема информации об организации образовательного процесса, о текущей успеваемости студентов.

1. Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июля 2005 г. № 215. ЦКЪ: http://www.edu.ru/ (!Ь-тст/то/Оа1а/11_05/т215.111т1 (дата обращения: 15.10.2010).

2. Кузнецова Л. МРейтинговая система контроля знаний // Специалист. 2006. № 4. С. 23-28.

3. Титова С. В. Некоторые теоретические проблемы использования компьютерных технологий в образовании // Вестник Московского университета. Лингвистика и межкультур-ная коммуникация. 2005. № 4. С. 111-116.

4. ФроловН, Жигунов В. Кредитно-рейтинговая система: опыт ТулГУ // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 30-37.

5. Титова С. В. Указ. соч.

6. Бойцова Е., Дроздов В. Модульно-рейтинговая система на базе тестовых технологий // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 44-49.

7. Логиновская Т. Н., Лукачёва С. В. Положение о модульно-рейтинговой технологии обучения. Красноярск, 2004. 24 с

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ ОВД В. Е. Петров, Т Н. Левашова

В статье представлены результаты научного исследования особенностей профессионально-личностного становления психологов органов внутренних дел. Установлены закономерности и личностные особенности, отличающие успешных психологов.

Ключевые слова: профессионально-личностное становление психолога, психодиагностический портрет личности, типология психолога.

В условиях реформирования системы МВД России особую актуальность приобретает совершенствование функционирования ведомственной психологической службы МВД России, повышение эффективности деятельности психологов, усиление практической направленности психологической работы. Основой этих преобразований может стать учет и использование субъектного фактора - личности психолога органа, подразделения и учреждения внутренних дел (далее - ОВД). Именно обращение к потенциалу личности является скрытым, мощным и ресурсно приемлемым источником повышения эффективности психологической работы. Однако современное состояние проблемы влияния личности психолога на успешность его профессиональной деятельности в настоящее время изучено не в полном объеме.

Актуальность проведенного нами исследования обусловлена необходимостью изучения профессионально-личностного становления психологов ОВД, что позволило установить закономерности данного процесса и разработать программу совершенствования профессионального становления ведомственной психологической службы.

Объект исследования - профессиональная деятельность психологов ОВД в период становления в должности.

Предмет исследования - особенности профессионально-личностного становления и развития психологов ОВД, пути совершенствования и повышения эффективности их деятельности.

Цель исследования - изучение и вышвление закономерностей профессионального становления психологов в ОВД; разработка процедуры отбора кандидатов на должности психологов ОВД, а также программы, направленной на совершенствование процесса профессиональноличностного становления психологов.

Для оценки характера и степени влияния личностных и профессиональных факторов на успешность деятельности психолога ОВД в 2008-2010 гг. нами бышо проведено лонгитюдное исследование. В нем приняли участие 164 психолога ГУВД по г. Москве (80% всей численности психологов региональной психологической службы). Общие характеристики выборки: стаж службы в ОВД - 5,17 лет (стандартное отклонение - 4,23), стаж работы в должности психолога - 3,65 года (стандартное отклонение - 3,70), удельный вес мужчин - 12,8% (21 человек), все специалисты имеют высшее психологическое образование.

Психологическое исследование включало в себя применение следующих методик: экспертное оценивание, психологическая диагностика (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ), Калифорнийский психологический опросник (СР1), тест ценностный предпочтений М. Рокича, методика «Направленность личности» В. Смекала и М. Кучера, методика Мюнстерберга на определение объема и концентрации внимания и восприятия в дефиците времени, методика «Толкование пословиц» на оценку типа и качества мышления), сбор социально-демографических сведений (стаж службы в ОВД, стаж работы психологом и др.), анализ результатов профессиональной деятельности, наблюдение, интервьюирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.