Научная статья на тему 'Профессиональный интерес курсантов как побудительная причина к самообразованию'

Профессиональный интерес курсантов как побудительная причина к самообразованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональный интерес курсантов как побудительная причина к самообразованию»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КУРСАНТОВ КАК ПОБУДИТЕЛЬНАЯ ПРИЧИНА К САМООБРАЗОВАНИЮ

Канд. пед. наук Л.Б. Озерная

Северо-Кавказский военный Краснознаменный институт ВВ МВД России г.Владикавказ Давно не является секретом то, что именно стремление овладеть той или иной профессией заставляет нас как слушать преподавателей и писать лекции, так и пополнять свои знания самостоятельно. Овладение разными профессиями требует определенного уровня физической и умственной подготовки. В случае с образовательными военными учреждениями требования несколько меняются, так как при поступлении идет жесткий отбор и на профессиональную пригодность, и на физическую подготовленность, выносливость будущих курсантов.

Ошибочно думать, что любая профессиональная ориентация автоматически включает обучаемого в активную самостоятельную подготовительную работу. Это возможно лишь в тех случаях, когда сама профессия предъявляет повышенные требования к уровню и качеству образования. Необходимым условием возникновения стремления к самообразованию является осознание курсантом недостаточности имеющейся у него подготовки. В результате этого возникает противоречие между имеющимся запасом знаний и умений и требованиями, предъявляемыми профессией. Именно это противоречие и порождает стремление восполнить пробел. Здесь профессиональный интерес курсанта выступает как побудительный мотив к самостоятельной работе, процессу самообразования.

Профессиональный интерес всегда имеет свой предмет, и в нем ясно и отчетливо выражена направленность на определенную область науки и техники. Одно дело, если курсант заучивает статью Конституции, чтобы ответить преподавателю и получить положительную оценку, а другое — если он не научится руководить действиями взвода (роты) в бою, что в дальнейшем может нанести значительный вред (опыт "горячих точек" служит подтверждением). Есть смысл говорить о самостоятельной познавательной деятельности курсантов лишь тогда, когда они сами видят и понимают жизненную необходимость знаний, придают им не только личную, но и общественную значимость.

Определившиеся в своих профессиональных намерениях курсанты оказывают положительное влияние не только на своих сокурсников, но и побуждают их к занятиям в соответствующих кружках, секциях, факультативах, чтению дополнительной литературы. Как правило, у курсантов, чьи учебные и профессиональные интересы взаимосвязаны, успеваемость по предметам, необходимым для получения избранной профессии, выше, чем успеваемость по остальным предметам. Эта закономерность не распространяется лишь на специальные взводы, так как специфика их функционирования требует от курсантов высшей степени профессионализма, как физического, так и умственного. Профессиональный успех заключается в простой формуле, состоящей из трех компонентов:

Знания школьного курса + Знания, приобретенные самостоятельно + Знания профессиональной направленности - Профессиональный успех офицера.

Взаимосвязь профессиональных и учебных интересов способствует более серьезному отношению учащихся к учебному процессу в целом, побуждает их к самостоятельному приобретению знаний.

Нельзя не отметить и тех курсантов (выделим их в отдельную группу), которые стремятся выработать специальные психофизиологические качества личности, необходимые для овладения будущей профессиональной деятельностью. Пользуясь литературными источниками и консультациями со специалистами, они занимаются самовоспитанием воли, характера и т. д., т. е. стремятся преодолеть свои недостатки.

Следует отметить, что большинство курсантов подготовку к будущей профессии видят в активных формах учебной работы, в самостоятельной подготовительной, практической деятельности.

Широкие возможности по выработке профессиональных качеств личности будущего офицера открывают занятия внеаудиторного характера под руководством преподавателя. Это могут быть поездки по местам боевой славы, посещение музеев, посвященных героям, оставившим свой след в истории Отечества, просмотр фильмов патриотического характера, посещение театров, тематические встречи с ветеранами войн.

Выработка профессиональных качеств личности и, соответственно, их влияние на процесс самообразования приобретают большую значимость и достигают успеха при соблюдении следующих условий:

— осознанное восприятие курсантами необходимости повышать уровень своих знаний для достижения высшего уровня профессионализма;

58

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2002. №2 (18)

— участие в работе по профессиональной ориентации всех преподавателей военных вузов;

— планомерность и системность проводимой работы, ее органическая связь с учебным процессом;

— привлечение, если есть возможность, к выработке профессионального интереса, повышению уровня профессионального мастерства семьи, а также отделов и служб высших военно-учебных заведений.

В заключение следует заметить, что чем выше уровень умственного развития личности, тем осознаннее будет подход к данной проблеме и, соответственно, возрастут уровень самооценки личности и требовательность к себе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Еабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности.— М., 1981.

2. Громцева Л.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. — М., 1983.

3. Рейский Б.Ф. Подготовка к самообразовательной деятельности // Народное образование. — 1977. — № 1.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ВУЗЕ МВД РОССИИ

Канд. психол. наук, доцент Л.Н. Костина

Орловский юридический институт МВД России

Когда речь идет о профессиональней подготовке курсантов вузов МВД, чаще всего имеется в виду профессиональное образование, правовое воспитание, формирование правовой культуры будущих сотрудников. При этом не учитывается, что обучение курсантов без специальной психологической и психофизиологической подготовки - скрытый и опасный дефект, который может в сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности привести к срывам и ошибкам. Поэтому в психолого-педагогической литературе в последнее время используется термин «профессионально-психологическая подготовка».

Профессионально-психологическая подготовка личности сотрудника органов внутренних дел к профессиональной деятельности приобрела особую научную актуальность. Внимание обращается, прежде всего, на понятие и содержание категории «психологическая подготовка». По определению К.К.Платонова, психологическая подготовка представляет собой особый вид формирования личности, цель которой - выявление индивидуальных психологических особенностей и развитие способностей к определенной деятельности, формирование ее мотивации, и это неотъемлемая часть управления деятельностью инди-

вида, особенно при осуществлении ее в экстремальных условиях (4, 111).

Профессионально-психологическая подготовка -особый вид профессиональной подготовки сотрудника, отвечающий человековедческой сущности его деятельности, требованиям общества и достижениям науки. Основной целью такой подготовки является практическая подготовка сотрудников ОВД к успешному преодолению психологических трудностей служебной деятельности и правильному учету ее психологических аспектов, повышающих ее интенсивность и эффективность (3,149-150).

Психологическая подготовка как существенная часть общепрофессионального становления будущих сотрудников ОВД образует надежную основу для фиксации, совершенствования, развития, утверждения всех важных аспектов правовой психологии, а в конечном счете - профессионального правосознания юристов системы правоохранительных органов.

Истинная ценность позитивно-профессионального правового сознания юриста проявляется в полной степени только в сложных, экстремальных, чрезвычайных условиях практической деятельности, когда проверяется то, насколько профессионально успешно он может действовать именно в критических ситуациях, реализуя свои оперативно-служебные функции.

В результате психологической подготовки должен выработаться четкий стереотип будущей профессиональной деятельности курсанта, без каких бы то ни было упрощений, условностей, домыслов, абстракций. Психологическая подготовка курсантов и слушателей вузов МВД к будущей профессиональной деятельности - процесс сложный и неоднозначный, требующий применения совокупности приемов, методов, способов, средств, избирательно используемых как на групповом, так и на индивидуальном уровне, что и составляет значительную часть образовательного процесса.

Умение учитывать совокупность учебных стилей каждого слушателя (курсанта) есть возможность улучшить результаты своего преподавания, а также решать вопросы профессионально-психологической подготовки в вузе МВД России. Преподаватель высшего учебного заведения знает индивидуально-психологические особенности каждого курсанта, используя эти знания не только для решения обучающих, но и диагностических, коррекционных и прогностических функций.

В рамках преподавания дисциплины «Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД» подчеркивается необходимость развития у будущих сотрудников мыслительных способностей, которые помогают им принимать адекватные решения в создавшейся служебной ситуации, прогнозировать последствия принимаемых решений, проявлять рассудительность и детальный анализ происходящих явлений. Учитывая тот факт, что уровень развития мыслительных способностей у курсантов различен, дидактический материал, предлагаемый на групповых занятиях, составляется с учетом индивидуальных особенностей курсантов. Для курсантов с недостаточно развитым уровнем развития мыслительных операций

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2002, №2 (18)

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.