B.M. Игнатов*, Л.Т. Бородавко**
Характеристика правосознания § будущих экономистов-юристов
^ в связи с задачами его формирования
^ в процессе вузовской подготовки
’"'Ч
Исследованию проблем формирования правосознания граждан в различные ^ исторические периоды развития государственного устройства посвящена обширная научная g литература. Немалое количество работ относится к формированию правосознания 3 сотрудников органов внутренних дел, в т.ч. и в связи с их профессиональной подготовкой в вузах МВД России.
^ Анализ литературных источников по теме показал, что данная проблема
^ рассматривается по преимуществу как требующая философского, юридического или к. психологического осмысления. Большинство диссертаций, защищенных по соответствующей проблематике, относятся к специальности 12.00.01 (теория права и государства; история права и государства; история политических и правовых учений) либо 19.00.06 (юридическая психология). И относительно редко к этим вопросам обращаются исследователи по педагогическим специализациям.
С точки зрения юридической науки исследуются не только содержательные, структурные, теоретико-методологические и исторические вопросы правосознания и правовой культуры, их взаимосвязи и роли в процессе социализации личности (Сальников
B.П., 1990; Мостовщиков А.Д. 1995; Шапиева О.Г., 1997; Тапчанян Н.М., 1999; Фомичев
C.М., 2000; Евстратов А.М., 2001 и др.), но и те аспекты проблемы, которые традиционно рассматриваются педагогической наукой. Это формирование правосознания, воспитание
2 правовой культуры личности, правовое воспитание и образование.
"С Например, в юридическом аспекте проведены исследования В.И. Тимченко по
формированию профессионального правосознания сотрудников милиции (1993); А.А. Абдулгамилова по формированию правосознания работников органов внутренних дел (1995). ^ Уголовно-правовой и уголовно-процессуальный аспект формирования правосознания в связи с художественной литературой в советской России 1917-1929 гг. представлен в диссертации ^ А.А. Нейстат (2000).
^ Точно так же вопросы правовой культуры и правового воспитания чаще изучаются в
^ юридическом аспекте. Так, юридическая диссертация А.Г. Арсентьевой посвящена нравственно-правовой культуре и ее формированию у сотрудников ОВД (1996). Формированию правовой культуры сотрудников ОВД в условиях реализации концепции ^ правового государства посвящена работа И.А. Кузнецова (1997). Пути формирования правовой культуры должностных лиц и пути ее исследует Л.А. Ершова (1995). В.В. Бондуровский рассматривает формирование правовой культуры курсантов и слушателей государственных образовательных учреждений пожарной безопасности МВД России (1999). Н.Г. Канунникова также с юридической точки зрения изучает правовое воспитание ^ сотрудников ОВД в условиях реорганизации МВД России: (1999). В.М. Боер формирование правовой кульутры личности рассматривает в связи с правовой информированностью (2001). ■£ Нравственно-правовое воспитание осужденных изучалось в работе А.П. Стоцкого (2006). ^ Среди педагогических исследований следует назвать докторскую диссертацию В.С.
Олейникова по теме «Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудников ^ органов внутренних дел России» (1993). Много позже защищены диссертации М.Ю. ^ Санниковой по правовому воспитанию старшеклассников (1996), С.В. Григорьевой по воспитанию правовой культуры у несовершеннолетних правонарушителей (1999), С.Н. Байжуминовым по правовому воспитанию несовершеннолетних правонарушителей
£
3
а*
5
£
* Соискатель Санкт-Петербургского университета МВД России.
** Кандидат педагогических наук.
учащихся средней школы (2002) - т.е. педагогический аспект правового воспитания касается в основном старшеклассников различных категорий.
Таким образом, анализ состояния проблемы позволяет с полным основанием утверждать, что педагогический процесс формирования правосознания курсантов вузов МВД России, их правового воспитания и формирования правовой культуры исследован явно недостаточно, и выбор данной темы является весьма актуальным.
Второе положение связано с тем фактом, что формирование правосознания будущих экономистов, которые будут служить в правоохранительных органах, как самостоятельная проблема в литературе до сих пор не рассматривалось. Это можно объяснить тем, что подготовка данной категории служащих в образовательных учреждениях МВД России начата относительно недавно (с 1999 г.). Вместе с тем содержание и технологии формирующей работы в рассматриваемом направлении весьма важно. Деятельность финансово-экономических работников в подразделениях ОВД обладает выраженной спецификой по сравнению с гражданскими организациями, а также и по сравнению с другими категориями сотрудников правоохранительных органов. Исследования В.Н. Коробки, работа которого посвящена профессиональному правосознанию следователей (1997), и В.Н. Кирьянова, изучавшего юридический аспект формирования профессионального правосознания сотрудника ГИБДД (2000), говорят о том, что особенности профессиональной деятельности имеют большое значение в формирующей работе с сотрудниками ОВД. Предварительный анализ показывает, что проблема формирования правосознания экономистов, работающих в правоохранительных органах, является междисциплинарной. Необходимо не только учитывать, но и интегрировать в образовательном процессе разнонаправленные требования, которые данная деятельность предъявляет к личности будущего специалиста.
Нами изучались особенности деятельности экономистов в правоохранительных органах на современном этапе развития общества, проводилась диагностика характеристик правосознания будущих экономистов на разных этапах освоения профессии. Решение намеченных задач осуществлялось в процессе диагностического и формирующего этапов исследования на факультете подготовки финансово-экономических кадров Санкт-Петербургского университета МВД России.
Деятельность специалистов финансово-экономической сферы в подразделениях органов внутренних дел обладает выраженной спецификой. Она направлена на обеспечение сохранности, укрепление законности и повышение эффективности использования материальных и финансовых ресурсов всех форм собственности. Общеизвестно, как выросло количество преступлений в экономической сфере. Распространение и изменение видов экономических преступлений в постсоциалистическом обществе вызвало необходимость целенаправленной подготовки кадров, обладающих комплексной юридической и экономической квалификацией. Основной базой в МВД по подготовке и переподготовке специалистов данного направления стал Санкт-Петербургский университет МВД России. В соответствии с приказом Министерства внутренних дел № 458 от 30 июля 1998 г. в его составе был организован факультет подготовки финансово-экономических кадров.
В системе МВД экономисты работают в различных подразделениях в области экономики, управления, финансовой и контрольно-ревизионной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Основными функциями экономистов в ОВД являются организационно-управленческая, контрольно-ревизионная, информационно-аналитическая, нормативно-методическая, внешнеторговая. Кроме того, выпускники экономического факультета по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» могут решать административно-хозяйственные, экспертно-консультационные, оперативно-экономические, экономико-правовые и научно-методические задачи. Выпускники вузов МВД, получившие подготовку по экономической специализации, направляются на службу в управления по борьбе с организованной преступностью, в контрольно-ревизионные управления и отделы, работают в финансовой разведке, налоговой полиции, выполняют обязанности экспертов и консультантов.
Однако в каком бы подразделении ни работал выпускник экономического факультета вуза МВД, он является защитником правопорядка и законности в обществе. Поэтому качеством, объединяющим разнонаправленные требования, может выступать профессиональное правосознание юристов-экономистов. Для любого юриста уровень его сформированности рассматривается как важнейшее профессионально-важное качество, как
Ьв
ГЪ
СЪ
І
Я
*
£
*
I
3
<\>
съ
*
X
Я
сь
■9
съ
Я
3
съ
съ
Я
І
необходимое условие выполнения специалистом возложенных на него обязанностей в правоохранительной сфере.
В современной правовой науке правосознание понимается как одна из форм общественного сознания, которое отражает взгляды, представления и чувства граждан относительно права и государственно-правовых явлений. В исследованиях психологов ^ правосознание рассматривается как совокупность чувств, эмоций, взглядов, в которых ^ выражается отношение людей к действующему, желаемому и предполагаемому праву и иным явлениям правовой действительности.
В нашем исследовании была поставлена задача изучить психолого-педагогические условия формирования правосознания будущих экономистов в вузе МВД. На ^ диагностическом этапе изучались мнения и суждения курсантов, характеризующие особенности их отношения к праву, правовым нормам и правовому поведению.
На диагностическом этапе использовались две методики. Первая - это тематический * опросник «Отношение к праву», апробированный в психологических исследованиях Д.С. 5 Безносова (2004) и А.М. Ивановой (2006). Методика позволяет выявить типы правосознания ^ на основе сочетания четырех характеристик: отношение к правовым знаниям (и самооценку ^ их уровня), отношение к праву в собственной жизнедеятельности, положительные эмоции, направленность на правомерное поведение и оценку значимости законов в регуляции социальных отношений. Различные комбинации четырех характеристик - правовое знание, правомерное поведение, значимость для себя и для общества - образуют восемь уровней сформированности правосознания - четыре позитивных (реализм, идеализм, конформизм и ^ фетишизм) и четыре негативных (инфантилизм, скептицизм, цинизм, нигилизм).
Вторая методика «Неоконченные предложения» была проективной и дополняла первую. Ее формулировки позволяли выявить типичные суждения будущих экономистов по различным вопросам их профессионально-правовой деятельности. Дополнительно использовались материалы, полученные в процессе групповых и индивидуальных бесед с курсантами. Были опрошены 100 человек (50 человек в начале второго года обучения, и ^ столько же - в начале пятого года, из них 57 девушек и 43 юноши), осваивающих ^ специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Бухгалтерский учет, анализ и ^ контроль в бюджетных и некоммерческих организациях». Ниже представлены некоторые
результаты проведенного исследования.
Прежде всего следует отметить, что юноши и второго, и пятого курса в подавляющем большинстве хотели бы после окончания университета работать в контрольно-ревизионных N службах или в подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями. В единичных
^ случаях отмечается желание работать в ОВД, но по другой специальности. На пятом курсе ^ значимо возрастает количество желающих работать в коммерческих структурах. Девушки ^ также, как правило, намерены работать по специальности в ОВД. Иногда называются ^ подразделения налоговой инспекции, лицензионно-разрешительной системы, контрольноревизионные организации.
^ Знание правовых норм для специалистов финансово-экономической сферы почти все
отвечавшие оценивают очень высоко. В неоконченных предложениях используются такие ^ формулировки как «обязательно», «необходимо», «чрезвычайно важно», «неотъемлемая часть его деятельности», «основа благополучной работы».
По методике «Отношение к праву» суждение «Я считаю, что необходимо знать и ^ сознательно соблюдать правовые нормы» также занимает первое рейтинговое место. % Несогласных с ним выявлено не было. Также высоко курсанты оценивают суждение «Я считаю, что поведение человека должно соответствовать нормам права». К тому же подавляющее большинство отвечавших высоко или выше среднего оценивает уровень своих ^ правовых знаний и уровень собственного правосознания. Лишь 15%, в основном девушки, отметили, что требуется самосовершенствование и дальнейшее развитие.
Анализ ответов, касающихся понимания сущности правосознания экономиста, ^ показывает, что по этому вопросу суждения курсантов бессистемны, отрывочны. ^ Второкурсники гораздо чаще ориентируются на знание законов, нормативно-правовых актов, реже называется отношение или понимание права. На старших курсах значимо чаще наряду со знанием законодательства называются компетентность, профессионализм, умение применить знания на практике, соблюдение норм в своей деятельности. Одновременно почти половина отвечавших считает, что в современных условиях развитое правосознание очень важно, необходимо, но редко встречается.
а
В то же время, заканчивая предложение «Соблюдать правовые нормы в современных условиях экономисту....», лишь 70% второкурсников (девушки значимо чаще) предложили утверждающие формулировки: «нужно», «необходимо», «очень важно», «обязательно» и т.д. Остальные высказывали такие суждения, как «очень сложно, т.к. нужно знать все правовые нормы»; «можно не соблюдать, главное, чтобы об этом не узнали»; «приходится, но очень трудно»; «нужно, а то посадят»; «невозможно в современных условиях».
Пятикурсники в основном высказывают позитивные суждения, но часто отмечают, что это сложно, трудно, нелегко в современных условиях, «потому что нужно работать с другими», «т.к. каждый пытается что-то положить в карман» и т.д., т.е. их суждения можно считать боле зрелыми и реалистичными, но и более скептичными.
Еще более показательными являются суждения курсантов и второго, и пятого года обучения, заканчивавших предложение «Умение обойти закон для экономиста.». Лишь третья часть юношей оценивает это умение негативно. Столько же считают, что такое умение необходимо, «чтобы своевременно пресечь преступные действия», «для сотрудника инструмент по пресечению преступлений». Некоторые считают, что это признак профессионализма. Это такие ответы, как: «является весьма важным»; «очень важно»; «доказательство его умений и навыков»; «очень необходимо»; «богатое будущее»; «в некоторых случаях крайне важно»; «значит правильно и умело сделать то, что он задумал»; «это профессионализм»; «это навык, заработанный годами».
Девушки в основном оценивают это умение негативно, но и у них встречаются формулировки «важно в сегодняшнее время»; «это доскональное знание законодательства и умение применить недостатки этого законодательства в свою пользу»; «умение жить»; «значит владеть нормами»; «это показатель знания закона»; «очень важно».
Одновременно «В профессии экономиста тот, кто нарушает правовые нормы.» -«преступник, подлежит ответственности перед законом»; «должен нести за это наказание»; «не является хорошим специалистом», «не должен работать в ОВД»; «несет административную или уголовную ответственность» и т.д. Индивидуальные и групповые беседы с курсантами на эту тему показали, что они часто понимают умение обойти закон не как его нарушение, а как использование разночтений, противоречий в законодательстве.
Еще один пример противоречий в правосознании будущих экономистов связан с суждениями курсантов, высказанными в предложении «Правопослушный экономист в правоохранительных органах.». Несмотря на то, что большинство пятикурсников и девушки-второкурсницы дают ему очень высокую оценку, но она формулируется, скорее, как идеальная и желательная, чем реальная. Например, типичны такие высказывания: «это должно стать для всех законом; «это гордость», «редкость», «редкое и очень востребованное явление», «образец для подражания», «ценный работник», «отличный, ценный, хороший сотрудник»; «служит идеалом для системы»; «это как благородный врач»; «это правило не имеющее исключения»; «существует»; «образец для подражания»; «залог хорошего отношения к МВД»; «редкость, но встречается»; «это нормальное явление»; «данность». Юноши-второкурсники гораздо более скептичны и выражают это в соответствующих формулировках.
Вместе с тем, заканчивая предложение «Сочетание правопослушности и успешности работы экономиста.», курсанты значительно чаще (до 65% формулировок) дают позитивные утверждения, хотя также подчеркивают трудность такого сочетания.
Преобладают позитивные ответы и в суждениях относительно выбора средств для служебного роста. «Для того, чтобы продвигаться по служебной лестнице.», считают курсанты (в т.ч. и юноши-второкурсники, хотя и здесь скептицизма больше, чем у других категорий отвечавших), «нужно выделяться в лучшую сторону»; «нужно много знать и помогать товарищам»; «надо много работать»; «нужно служить честно, добросовестно работать, выполнять свои обязанности»; «все время повышать свой квалификационный уровень»; «нужно быть знатоком своего дела и просто хорошим, решительным человеком»; «понимать свою работу»; «быть правопослушным, проявлять свою инициативу»; «нужно усердно работать и завоевывать авторитет у начальства»; «знание своего дела»; «добросовестное выполнение служебных обязанностей, хорошие знания» и т.д.
Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что более 20% курсантов старших курсов считает, что «Успешный специалист в финансовой сфере руководствуется, прежде всего.» - «опытом», «своей интуицией и умом», «умениями», «своим правильным взглядом на сущность вещей». Большинство в этой фразе ставит на первое место закон, законодательство, нормативно-правовые акты.
Ьв
ГЪ
СЪ
І
Я
*
£
*
I
<\>
съ
*
я
сь
■9
съ
Я
3
съ
съ
Я
І
*!
В целом полученные данные позволяют утверждать, что будущие экономисты высоко оценивают роль права в своей профессиональной деятельности, положительно относятся к соблюдению правовых норм, но не умеют в должной мере осмыслить, особенно на младших курсах, информацию о положении дел на практике, с которой они сталкиваются, осваивая новые знания. Правовой нигилизм, скептицизм в правосознании современного общества нередко отмечается в научной литературе и публицистике.
Приведенные примеры, характеризующие отношение будущих экономистов к правовым нормам, показывают, что их правосознание, особенно на втором курсе, отличается противоречивостью и требует целенаправленной работы по обсуждению соответствующих вопросов в образовательном процессе.
^ Квалификационные требования к выпускникам факультета подготовки финансово-
экономических кадров определяют, что выпускник должен иметь твердые убеждения в высшей ценности права, необходимости укрепления правового государства, защиты конституционного строя, значимости избранной специальности для обеспечения
5 последовательного развития общества, стабильного функционирования государства. Это ^ означает, что формирование правосознания будущих экономистов является важнейшей
задачей в их профессиональной подготовке.
^ Литература
„ 1. Безносов Д.С. Отношение к праву как проявление правового сознания курсантов:
^ Дис ... канд. психол. наук. СПб., 2004.
2. Бурханов Ч.М. Проблемы профессионально-правового воспитания экономистов в вузе МВД России // Актуальные проблемы философии права: Материалы всероссийской научной конференции. СПб., 2004. С. 103-104.
3. Гриб В.В. Правовой нигилизм как характерная черта российского правосознания
^ // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской
^ научно-теоретической конференции. СПб., 2003. 268-271.
^ 4. Иванова А.М. Психосемантика индивидуального правосознания курсантов
^ образовательных учреждений МВД России: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006.
£
^ УДК-370.14
^ К.А. Каграманян*
N
6
Эстетическое содержание ^ культуроориентированного обучения иностранному языку
I
в высшей школе
The presentation deals with the problems connected with the aesthetic contents of culturally orientated ^ teaching English. The author highlights the most important aspects of the aesthetic education of the officers of ^ militia in the process of teaching the foreign languages and investigates its conditions and possibilities. r«
W В представленной статье рассматриваются проблемы, связанные с эстетическим содержанием
^ культуроориентированного обучения иностранному языку. Автор подчеркивает наиболее важные аспекты
3 эстетического воспитания сотрудников ОВД в процессе культуроориентированного обучения иностранному языку и исследует его условия и возможности.
^ Ключевые слова: иностранный язык, эстетическое воспитание, культурориентированное обучение.
В условиях современной действительности эстетическое воспитание личности приобретает все более усиливающееся значение. Задача, стоящая сегодня перед российским образованием - это воспитание человека культуры, специалиста нового типа мышления,
* Старший преподаватель кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского университета МВД России