*!
В целом полученные данные позволяют утверждать, что будущие экономисты высоко оценивают роль права в своей профессиональной деятельности, положительно относятся к соблюдению правовых норм, но не умеют в должной мере осмыслить, особенно на младших курсах, информацию о положении дел на практике, с которой они сталкиваются, осваивая новые знания. Правовой нигилизм, скептицизм в правосознании современного общества ^ нередко отмечается в научной литературе и публицистике.
Приведенные примеры, характеризующие отношение будущих экономистов к правовым нормам, показывают, что их правосознание, особенно на втором курсе, отличается противоречивостью и требует целенаправленной работы по обсуждению соответствующих вопросов в образовательном процессе.
^ Квалификационные требования к выпускникам факультета подготовки финансово-
экономических кадров определяют, что выпускник должен иметь твердые убеждения в высшей ценности права, необходимости укрепления правового государства, защиты конституционного строя, значимости избранной специальности для обеспечения
5 последовательного развития общества, стабильного функционирования государства. Это ^ означает, что формирование правосознания будущих экономистов является важнейшей
задачей в их профессиональной подготовке.
^ Литература
„ 1. Безносов Д.С. Отношение к праву как проявление правового сознания курсантов:
^ Дис ... канд. психол. наук. СПб., 2004.
2. Бурханов Ч.М. Проблемы профессионально-правового воспитания экономистов в вузе МВД России // Актуальные проблемы философии права: Материалы всероссийской научной конференции. СПб., 2004. С. 103-104.
3. Гриб В.В. Правовой нигилизм как характерная черта российского правосознания и// Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской
^ научно-теоретической конференции. СПб., 2003. 268-271.
^ 4. Иванова А.М. Психосемантика индивидуального правосознания курсантов
^ образовательных учреждений МВД России: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006.
£
^ УДК-370.14
^ К.А. Каграманян*
N
6
Эстетическое содержание ^ культуроориентированного обучения иностранному языку
I
в высшей школе
The presentation deals with the problems connected with the aesthetic contents of culturally orientated ^ teaching English. The author highlights the most important aspects of the aesthetic education of the officers of militia in the process of teaching the foreign languages and investigates its conditions and possibilities.
W В представленной статье рассматриваются проблемы, связанные с эстетическим содержанием
культуроориентированного обучения иностранному языку. Автор подчеркивает наиболее важные аспекты 3 эстетического воспитания сотрудников ОВД в процессе культуроориентированного обучения иностранному языку и исследует его условия и возможности.
^ Ключевые слова: иностранный язык, эстетическое воспитание, культурориентированное обучение.
В условиях современной действительности эстетическое воспитание личности приобретает все более усиливающееся значение. Задача, стоящая сегодня перед российским образованием - это воспитание человека культуры, специалиста нового типа мышления,
* Старший преподаватель кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского университета МВД России
обладающего не только высоким профессионализмом, стремлением к активной творческой деятельности, но и способностью к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации как в профессиональном, так и личностном плане.
Обогащение эмоциональной и познавательной сферы будущего специалиста требует обращения к возможностям эстетического воспитания человека и усиления его роли в личностном и профессиональном развитии сотрудников правоохранительных органов.
Значение эстетики в духовном и культурном развитии человека была осознана уже древними мыслителями. С разных точек зрения данную проблему рассматривали многие философы, деятели науки, культуры и образования (Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и другие).
Обращая внимание на духовную специфику эстетического, выделяя его из сферы утилитарного, абсолютизируя практическую незаинтересованность человека в предмете эстетического наслаждения, И. Кант утверждал, что при эстетическом восприятии предмета наше отношение к нему бескорыстно, незаинтересованно, мы получаем от него удовольствие «без понятия», он воспринимается как целесообразный «без представления о цели» и рассматривается «как предмет необходимого удовольствия»1.
В имеющейся эстетико-философской литературе широко освещается сущность, специфика, задачи эстетического воспитания, его понятийно-терминологический аппарат и взаимосвязь с другими направлениями воспитательной работы, роль эстетического воспитания в формировании личности. Определенное внимание уделяется эстетическому воспитанию сотрудников правоохранительных органов в период вузовского обучения. Нормативно-правовые документы, в том числе Концепция развития и Программа воспитательной работы в Санкт-Петербургском университете МВД России на 2005-2010 гг., выделяют данное направление воспитания в самостоятельный раздел2 . Однако в общем объеме профессионально-образовательных задач мероприятия в данном направлении оказываются недостаточными для достижения уровня эстетической воспитанности, которая предъявляется к выпускнику университета в современных условиях. Необходимо использовать воспитывающий потенциал учебных предметов, среди которых иностранный язык занимает особое место, поскольку предусматривает освоение не только языковых, но и культурных реалий страны изучаемого языка.
В последние два десятилетия в связи с интенсификацией международных контактов, в т.ч. профессиональных, ведутся активные поиски новых методов преподавания иностранного языка (Н.В. Барышников, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, Л.В. Марищук, Л.П. Смит, С.Г. Тер-Минасова, В.Г. Тылец, Т.Г. Шарухина). Большой вклад в разработку современных технологий обучения иностранному языку обучающихся в вузах МВД России внесли исследования Н.А. Беломытцевой, Р.Н. Бердутиной, Н.Д. Гальсковой, Н.П. Иващенко, Н.С. Калейник, М.А. Перфиловой, В.В. Шарой.
Однако вопросы эстетического воспитания в процессе обучения иностранному языку до настоящего времени практически не исследованы. В практике его преподавания все еще наблюдается явный приоритет интеллектуального развития над эмоциональным в ущерб последнему и в конечном итоге в ущерб развитию личности в целом. В современных условиях проблемы систематического, разностороннего эстетического развития курсантов в педагогической науке еще не получили теоретического осмысления и научно-методической разработки. Это затрудняет раскрытие специфики эстетического воспитания курсантов высших учебных заведений в сегодняшних педагогических условиях как социокультурного, образовательно-развивающего феномена.
Эстетическое воспитание рассматривается в литературе как целенаправленный, организуемый и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Это означает, что эстетическое воспитание представляет собой процесс целенаправленного включения курсантов в эстетическую действительность, формирования у них знаний, умений и ценностей жизнедеятельности, построенной с учетом эстетических норм.
Содержание эстетического воспитания выражается в развитии эмоциональной, волевой и рациональной сторон сознания личности с целью формирования у нее эстетического вкуса. Эстетическое воспитание направлено на формирование целостной творческой личности, охватывая также интеллектуальную и ценностно-ориентационную ее стороны. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, и характер избирательности, и установки3 .
Ьв
ГЪ
СЪ
и
я
*
о?
*
т
е
р
у
<\>
съ
*
у
X
Я
сь
р
съ
Я
те
Г
р
съ
съ
Я
и
и
щ
При этом эстетическое воздействие на личность происходит на уровне бессознательного, на уровне чувств и эмоций, поэтому эстетическое воспитание занимает особое место в системе образовательной (обучающей и воспитывающей) работы вуза.
Функциональными задачами эстетического воспитания являются:
- привитие личности способности оценивать явления действительности по эстетическим ^ критериям;
- формирование ценностно-ориентационной направленности личности;
^ - развитие потребности и способности к творческому восприятию мира и искусства;
- формирование творческого отношения к делу, т.е. креативности;
- оттачивание и совершенствование чувств и эстетических вкусов человека, его эмоциональности, артистизма, в целом - повышение культурного уровня человека.
С точки зрения профессиональной подготовки специалистов, которым постоянно приходится взаимодействовать с людьми, задачи эстетического развития могут рассматриваться как формирование профессионально важных качеств личности. g Эстетическое воспитание обучающихся в вузе представляет собой систему
3 педагогической деятельности, использующую все объективные и субъективные возможности ^ их развития. Содержание и современные технологии изучения иностранного языка дают ^ большие возможности для эстетического развития будущих специалистов. Однако решение ^ этих задач требует значительной работы по инструментовке и обогащению традиционной организации занятий средствами и методами культуроориентированного обучения. Каждый из его компонентов реализуется через содержание обучения, специфические методы, приемы, формы и средства организации учебной деятельности на занятиях и во внеаудиторное время.
Сущность современной культуроориентированной парадигмы обучения иностранному языку заключается в том, что роль культурологической составляющей в овладении иностранным языком характеризуется синтезом лингвистических знаний и знаний о стране ^ изучаемого языка, являющимся главной задачей овладения языком в когнитивном аспекте4.
Это помогает усвоить свойственный лингвистическому социуму образ мира через призму 3 национальной культуры народа-носителя языка, выраженной различными вербальными и невербальными средствами (речевые обороты, литература, живопись, архитектура, музыка) и ставит процесс овладения иностранным языком на качественно иной уровень, превращая его в эффективный механизм эстетического воспитания.
Кроме того, важным дидактическим аспектом культуроориентированного обучения ^ является рассмотрения языка как органической части культуры каждого народа. В основе ^ языковых структур лежат структуры социокультурные. Это означает, что для того, чтобы активно пользоваться языком как средством общения, знать значения слов и правила грамматики недостаточно, здесь необходимо глубокое знание мира изучаемого языка. Картина мира, окружающая носителей языка, не просто отражается в языке, но формирует ^ язык и его носителя.
Без знания мира изучаемого языка (в разных научных школах этот феномен называется по-разному: фоновыми знаниями, вертикальным контекстом и др.) невозможно изучать язык м как средство общения, т.к. живой язык живет в мире его носителей, и изучение его без знания этого мира превращает живой язык в мертвый, т.е. лишает обучающегося возможности пользоваться этим языком как средством общения. Изучение мира носителей языка направлено на то, чтобы понять дополнительные смысловые нагрузки, политические, культурные, исторические и другие коннотации единиц языка и речи.
В основе любой коммуникации, то есть в основе речевого общения как такового лежит «обоюдный код» (shared code), обоюдное знание реалий, поэтому задачи обучения ^ иностранному языку как средству общения неразрывно сливаются с задачами изучения общественной и культурной жизни стран и народов, говорящих на этом языке»5. Таким образом, именно курс лингвострановедения и становится основой эстетического воспитания обучающихся в процессе преподавания иностранного языка в рамках программы по иностранным языкам для неязыковых вузов, в частности, Санкт-Петербургского ^ университета МВД России.
^ Конечной целью эстетического воспитания является формирование эстетически,
гармонично развитой личности, которая обладает умениями воспринимать и оценивать явления отечественной культуры и искусства. С этой точки зрения иностранную культуру и язык необходимо рассматривать как средство эстетического воспитания личности
В связи с этим уместно привести высказывание О.Ю. Гагиной, которая отмечает, что с точки зрения психологии художественное произведение является совокупностью
эстетических знаков, направленных на возбуждение эмоции. Поэтому его восприятие зависит, во-первых, от умения человека «читать» эти знаки, т.е. его теоретической подготовленности, во-вторых, от его эмоциональной развитости»6. По сути, эстетическое воспитание и представляет собой формирование этих двух сфер сознания и самосознания человека: информационной и чувственной (сензитивной).
В рамках нашего исследования было проведено изучение эстетической осведомленности и предпочтений курсантов следственного и экономического факультетов. Прежде всего анализ результатов показывает, что курсантам свойственна довольно высокая самооценка в рассматриваемой сфере. Значительный процент отвечавших оценили уровень своего эстетического развития как «высокий» (более 22%). Оценка «выше среднего» встречается у 36% заполнявших анкету. «Средний уровень» эстетического развития отметили у себя 30%. Лишь 8% выбрали позицию «ниже среднего» и 4% оценили уровень своего эстетического развития как «низкий».
Содержательный анализ предпочтений курсантов показывает, что их самооценки по данному вопросу явно завышены. Это касается как уровня их эстетической образованности (знаний и аналитических умений в сфере художественной действительности и творчества), так и художественных предпочтений и реальной активности в этом направлении (занятий каким-либо художественным творчеством, качества чтения, посещения театров, музеев, концертных залов, выставок).
Ранжирование видов искусств, которые значимы лично для каждого отвечавшего на вопросы анкеты, показало, что на первое место по значимости для большинства выходит художественная литература, кино, затем музыка, телевидение. В последнюю очередь отмечаются живопись архитектура, скульптура. Такое распределение ответов является закономерным, отражает жанры произведений, широко тиражируемые средствами массовой информации и рекламой. Например, беседы показывают, что музыку курсанты воспринимают не столько как эстетическое явление, сколько как средство расслабления, отдыха и предпочитают музыку популярно-песенного жанра. Лишь 28% называют среди своих музыкальных предпочтений рок, и 5% - джаз.
Интерес к классической музыке на начальном этапе эксперимента не отразил никто. Хотя в индивидуальных и групповых беседах выявилось, что фамилии таких композиторов, как Чайковский (чаще всего), Мусоргский, Рахманинов, Шостакович курсантам знакомы, но они практически не знают их творчества, произведений. Исключение составляют балеты П.И. Чайковского, посещали которые (как правило, в школьном возрасте) 28% опрошенных курсантов. Популярные мелодии Баха, Вивальди, Моцарта и Бетховена курсанты часто знают через ринг-фоны (музыку для телефонных звонков) или через такой жанр, как классический рэп, представляющий обработки классических произведений в современной интерпретации, аранжировке и исполняемый на современных электронных инструментах.
Точно так же можно оценить знания и активность курсантов в сфере художественного чтения. Конечно, благодаря курсу литературы в школе большинство из них знает не только фамилии, но и произведения классиков отечественной литературы. Однако современный круг чтения часто ограничивается детективами, фантастикой и фэнтэзи. Как правило, имен классиков, как отечественных, так и зарубежных, не входивших в программу средней школы (Сумароков, Лесков, Шергин, Флобер, Драйзер, Уайльд, Хемингуэй и др.), курсанты не знают, и что особенно важно, не понимают, зачем их нужно знать и читать в современных условиях.
Что касается эстетической образованности в области живописи, то здесь знания курсантов нужно оценить как очень низкие. Лишь единицы из опрошенных бывали в художественных музеях в последние годы. У большинства представления о картинах связаны с впечатлениями среднего школьного возраста, когда они ходили в Русский музей или в Эрмитаж организованно по инициативе учителя, реже - родителей. Из фамилий художников будущие экономисты смогли назвать Васнецова, Шишкина, Репина, в отдельных группах -Серова. Из зарубежных художников называли имена Рафаэля и Леонардо да Винчи, иногда Гойи, Ван Гога.
Сами по себе знания отдельных фамилий, авторов не составляют предмета эстетического воспитания, хотя оно и имеет значение для образованного человека. Гораздо важнее, что курсанты слабо владеют аналитическими средствами при рассмотрении любых произведений искусства и культуры. Наблюдение за поведением группы при посещении музея И.Е. Репина (которое осуществлялось в рамках формирующей работы), показало, что третья часть группы абсолютно была не готова к восприятию живописи, откровенно скучала и
Ьв
ГЪ
СЪ
и
я
*
*
т
те
ер
У
<\>
съ
*
У
X
я
ерр
съ
Я
те
Г
р
съ
съ
Я
и
и
тяготилась экскурсией. И это несмотря на эмоциональность и заинтересованность экскурсовода и проведенную предварительную подготовительную работу. Данный факт свидетельствует о недостаточном уровне подготовленности курсантов, в частности, в группах будущих экономистов, к восприятию произведений искусства.
В нашем исследовании разработанная программа эстетического воспитания рассчитана на обучающихся первых-вторых курсов вуза МВД. Тематика занятий определялась согласно учебному плану по иностранному языку. Содержание тем обогащалось дополнительными материалами по искусству в соответствии с поставленными целями и задачами исследования, усиливая реализацию триединой цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. От курса к курсу, от одной возрастной группы к другой осуществлялось усложнение ^ изучаемого материала и повторение наиболее важных тем на более высоком уровне.
Процесс подготовки и проведения занятий по английскому языку с усилением его эстетического содержания включал:
- предварительную работу, включающую в себя выбор темы, подбор теоретического и и практического материала, определение типа занятия, составление сценария
^ (драматургического построения занятия);
^ - практическую реализацию (проведения занятия);
- анализ и подведение итогов совместной работы преподавателя и обучающихся.
В содержание эстетического курса включался не только материал, отраженный в
учебной программе, но и дополнительная информация - как наглядная, так и текстовая. Для того чтобы в процессе обучения достигался воспитывающий эффект, деятельность обучаемых (познавательная, творческая) постоянно соотносилась преподавателем с критериями и показателями, которые характерны для эстетически развитой личности. Это новое наполнение, новое содержание традиционных методов.
Выше уже говорилось, что эстетическое воспитание на занятиях по иностранному языку в рамках курса страноведения выражается в систематической работе по анализу содержания ^ специально отобранных учебных текстов, печатных материалов, видеозаписей, р компьютерных программ страноведческой тематики. При освоении английского языка ^ основным объектом освоения эстетических явлений являются исторические и культурные ^ достопримечательности Великобритании, занимающие важное место в программе по 3 страноведению. Наиболее ярко они выражены в памятниках архитектуры, музеях и ^ картинных галереях, имеющих огромное значение для изучения культурного наследия страны.
N развития предварить изучение архитектурных памятников, музеев и художественных галерей ^ Великобритании сведениями об архитектуре и живописи как видах искусства в целом - об р истории их развития, стилях и направлениях, реализуя такие формы эстетического воспитания, как беседы и лекции на эстетические темы.
Внедрение разработанной программы проводилось на специальном факультете (группы
а.
а
будущих экономистов). Результативность проведенной работы оценивалась на основе тех ^ изменений, которые произошли в знаниях, отношениях и поведении курсантов за два учебных
года, т.е. одни и те же характеристики оценивались до начала и в конце эксперимента.
^ Как показывает анализ полученных данных, в оценках и предпочтениях курсантов
экспериментальных групп произошли существенные изменения, которые наиболее заметны по показателям, отражающим самооценку, осведомленность, оценку функции искусства в жизни человека. В экспериментальной группе значимо снизилось количество тех, кто % оценивает уровень собственного эстетического развития как «высокий». Это закономерно,
поскольку в процессе занятий неоднократно обсуждались критерии эстетической развитости, следовательно, курсанты стали оценивать себя более реально и у них есть стимул для ^ дальнейшего самосовершенствования, в т.ч. и в сфере эстетики.
По сравнению с курсантами контрольных групп, курсанты экспериментальной группы значительно чаще стали посещать учреждения культуры, читать художественную ^ литературу, в т.ч. англоязычных авторов и отечественных классиков. Это же подтверждают
^ и результаты бесед с курсантами.
В экспериментальной группе значительно возросло количество тех, кто стал больше ценить такие виды искусства как театр, живопись, архитектура, литература. Точно так же, отвечая на вопрос о роли искусства в жизни человека, они чаще стали отмечать такие его функции, как эстетическое наслаждение, средство повышения эмоциональности жизни и средство самосовершенствования.
В целом сравнение уровня эстетической развитости курсантов экспериментальной и контрольной групп показывает значимые различия по тем показателям, которые были предметом внимания и развития в процессе эстетического воспитания на занятиях по английскому языку.
Данные, полученные в процессе непосредственного общения с курсантами (наблюдения, бесед, оценивания достижений) позволяют сделать следующие выводы.
Заметно утвердилась в сознании курсантов ценность искусства как средства эстетического наслаждения, что говорит о появлении осознанного отношения к искусству, о понимании художественных достоинств произведений различного жанра. Умение оценить художественные стороны проявилось, например, в том, что почти половина курсантов, характеризуя художественное произведение, смогли назвать его эстетические характеристики, например, колорит, образ, композиция в картине; обилие украшений, лепнина в стиле барокко или витражи, стрельчатые окна в готическом стиле архитектуры. Более половины смогли назвать сильное эстетическое впечатление, которое они испытывали в последнее время, и оно, как правило, было связано либо с прочтением книги, либо с экскурсией по городу или в художественный музей. Многие (почти 55%) смогли определить предложенные эстетические понятия («реализм», «классицизм», стиль, художественное направление). Внимание к эстетической стороне искусства положительно сказывается на общем уровне художественного развития.
Беседы с курсантами показали, что кино посещает один раз в неделю или слушают музыку около трети курсантов, читают литературу почти каждый день более половины из них. За время формирующей работы количество посещений различных учреждений культуры у курсантов экспериментальной группы повысилось втрое. Почти треть курсантов посетила музей, художественную выставку или оперный театр за последние три месяца.
Курсанты экспериментальной группы значительно чаще по сравнению с начальным периодом работы, ценность искусства видят в повышении эмоциональности жизни. Это важный результат, т.к. действительно самым сильным воздействием искусства на человека является его эмоциональное влияние. Эстетическое наслаждение также является ведущей гедонистической функцией искусства. Способность наслаждаться прекрасным свидетельствует об эстетическом развитии личности, т.к. получать эстетическое удовольствие от прочитанного, увиденного или услышанного может только хорошо развитый в эстетическом отношении человек.
Особенно значительные сдвиги произошли в знаниях и эмоциональных оценках курсантов в вопросах английской культуры и искусства. Были совершенно верно отмечены два из трех английских художников и писателей, правильно названы английские композиторы и архитектор. Видимые изменения произошли в речи курсантов экспериментальной группы, причем и в английской, и в родной. Она стала более правильной, выразительной и образной благодаря не только тому, что курсанты стали больше читать, но и потому, что они освоили и стали к месту употреблять фразеологизмы - как компаративные, так и пословицы и поговорки.
В целом можно сказать, что в результате проведенной работы существенно изменилась структура художественных потребностей курсантов в сфере эстетизации окружающей среды, восприятия произведений культуры и искусства. Как главный итог, повысился интерес к культуре страны изучаемого языка, а это явно отразилось на интересе к занятиям иностранным языком и повышении успеваемости.
Таким образом, по всем критериям получены результаты, свидетельствующие о достаточной эффективности проведенной экспериментальной работы.
1 См.: Кант И., Соч.: В 6 т. Т. 5. - М., 1966. С. 212-245.
2 Концепция развития воспитательной работы в Санкт-Петербургском университете МВД России на 2005-2010 годы: Программа воспитательной работы с курсантами и слушателями СПбУ МВД России на весь период обучения/Сост.: Трещеткин В.А., Гаврильченко М.Ф. и др. СПб., 2005.
3 Олейников В.С., Паншина С.В. Состояние эстетического воспитания несовершеннолетних // Милицейский Петербург: Материалы научно-практической конференции курсантов и слушателей факультета подготовки оперативных работников. СПб., 2003. С.137-164.
4 Леонтьев А.А. Психолингвистика в овладении языком // Основы психолингвистики. М., 1999. С. 226.
5 См.: Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000. С. 203.
6 См.: Гагина О.Ю. Принцип дифференциации в работе с посетителями: Опыт картинной галереи ВладимироСуздальского музея-заповедника по привлечению детской и молодежной аудитории // Справочник руководителя учреждений культуры. 2006. № 1. С. 33-37.
Ьв
гъ
съ
1
?
а
I
3
у
<\>
съ
*
У
X
S
сь
■9
съ
I3