Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ГИГИЕНЫ НА СЪЕЗДАХ РУССКИХ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ И ВРАЧЕЙ'

ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ГИГИЕНЫ НА СЪЕЗДАХ РУССКИХ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ И ВРАЧЕЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ГИГИЕНЫ НА СЪЕЗДАХ РУССКИХ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ И ВРАЧЕЙ»

При анализе качества знаний выявилось, например, что студенты не всегда умеют связывать различные формы профессиональной патологии с конкретными профессиями и видами работ, не всегда

■ знают отдельные вопросы спецгигиены и др. На это было обращено большее внимание в лекционном курсе. Спецгигиену стали преподавать отдельным курсом лекций и практических занятий.

Анализ качества тестов проводится с целью определения их трудности, различительной способности и валидности по общепринятой методике. В каждом варианте (для них созданы тестовые матрицы) были выделены группы трудности по долям верно решенных задач. К 1-й (очень легкой) группе были отнесены задачи, решенные верно 91—100% экзаменующихся, к 3-й (очень трудной) — решенные до 10% студентов. Оказалось, что к 1-й группе относятся 8%, а ко 2-й — 9% вопросов. Эти вопросы, согласно методике конструирования тестов, были частично изъяты и заменены другими. В тех случаях, когда высокую степень трудности можно было связать с недостаточно глубоким или ясным изложением материала на занятии, обращали особое внимание на эти вопросы. Основные 83% вопросов оценены по их различительной способности (по результатам обработки по косинусу коэффициента корреляции).

1 Переработанные тесты используют как в качестве экзаменационных, так и как источник вопросов для текущего и рубежного контроля.

0 Создание экзаменационных тестов и экзамены по ним, с нашей точки зрения, весьма полезно и перспективно. Главным при этом является высокая надежность результатов экзамена, которую гарантируют как качество тестов, так и само число вопросов и ответов (100 и 500), а также очень высокая активность студентов как в течение года, так и в период сессии, активное посещение консультации,

работа со всеми методическими материалами. Процесс конструирования тестов учебных достижений имеет большое методическое значение: построение тестов требует тщательной обработки учебного материала, усовершенствования его структуры. Формулировка вопроса, подбор альтернатив для ответов зависят от исследования структуры предмета, по которому строится тест. В этом случае преподаватель, строящий тест, вынужден рассматривать свой предмет не только с точки зрения сложившейся в науке структуры знания, но и с точки зрения того, как правильней организовать структуру знания с ¡методической точки зрения, усовершенствовать структуру предмета с позиций законов обучения этому знанию. Таким образом, построение экзаменационных тестов имеет не только педагогическое, стимулирующее значение, но и помогает усовершенствовать систему того знания, в которое он включен. Работа над тестами стимулирует совершенствование самих преподавателей, что особенно важно для молодых, нестажированных. Тесты очень четко и подробно определяют знания, которые должны иметь студенты к экзамену и ответственность за которые несет преподаватель. При наличии наряду с программой набора экзаменационных тестов можно успешно унифицировать как содержание преподавания гигиены, так и требования к студентам во всех медицинских вузах.

Выводы. 1. Применение в учебном процессе тестов как средств оценки знаний имеет преимущество перед традиционным экзаменом как более объективный и щадящий метод.

2. Конструирование тестов множественного выбора способствует оптимизации учебного процесса, унифицируя содержание преподавания и повышая его качество.

Поступила 11.03.81

УДК 614.2:061.3(470) €18-19»

М. А. Тикотин

ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ГИГИЕНЫ НА СЪЕЗДАХ РУССКИХ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ И ВРАЧЕЙ

I Ленинградский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова

Проходившие во второй половине XIX — начале XX века съезды русских естествоиспытателей и врачей сыграли заметную роль в развитии важнейших проблем медицинской науки, в том числе общественной гигиены. В отличие от Пироговских съездов на них в обсуждении вопросов улучшения охраны народного здоровья принимали участие не только врачи, но и агрономы, учителя, земские статистики, инженеры, а также представители других слоев русской интеллигенции.

В период, непосредственно предшествующий первой русской революции 1905 г., состоялись 3 таких съезда: IX съезд в Москве (1894), X в Киеве

(1898) и XI в Петербурге (1901). Подготовка и работа съездов протекали в сложных условиях. В стране происходило дальнейшее развитие капиталистических отношений, создавались крупные промышленные предприятия, шло классовое расслоение пореформенной русской деревни. Одновременно интенсифицировалось рабочее движение, что сопровождалось распространением марксистских идей, организационно оформлялась ленинская пролетарская партия. Буржуазия и ее идеологи открыто превращались в контрреволюционную силу. На арену борьбы за уничтожение буржуазно-монархического строя выступил русский рабочий

класс. Все это оказало большое влияние на формирование мировоззрения передовой части русских врачей. Именно в это время наибольшее распространение получают идеи общественной гигиены, волновавшие широкие слои русского общества и настоятельно требовавшие, быстрейшего практического воплощения.

Постоянная озабоченность передовой русской общественности и врачей крайне сложной эпидемиологической обстановкой в стране, вызванной тяжелыми условиями жизни населения царской России и низким санитарным состоянием населенных мест, обусловила внимание участников съездов русских естествоиспытателей и врачей к разработке мероприятий по борьбе с инфекционными заболеваниями. Русские гигиенисты указывали на необходимость подъема общей культуры народа путем распространения среди широких слоев населения санитарно-гигиенических знаний, активного привлечения к делу санитарного благоустройства общественной самодеятельности.

Успешная борьба с эпидемиями во многом зависела от развития коммунальных служб, состояния систем водоснабжения, канализации, очистки населенных мест. Поэтому вопросы коммунальной гигиены неоднократно фигурировали в повестке заседаний секции. Представляет интерес выступление на 10-м съезде приват-доцента Казанского университета В. А. Арнольдова «Некоторые данные о составе реки Волги и ее главных притоков». Внимание к вопросам водоснабжения определялось необходимостью обеспечения населения городов доброкачественной водой и ролью водного фактора в распространении кишечных инфекций. В докладе отмечалось, что в некоторых городах и населенных пунктах, расположенных но берегу Волги, водоснабжение явно недостаточно. К тому же существующий сброс сильно загрязненных вод, всякого рода нечистот по трубам может привести к вспышкам и распространению инфекционных болезней. Это выступление показало не только заинтересованность гигиенистов в проведении специальных гигиенических исследований в области водоснабжения, но и вызвало беспокойство передовой общественности за судьбу великой русской реки.

Тема санитарной охраны населенных пунктов была продолжена и на XI съезде докладом санитарного врача И. В. Поляка «Об удалении домашних отбросов в городах». «Домашний мусор, — указывалось в докладе,— представляет собой опасный продукт человеческой жизни, сильный болезнетворный агент городского населения»1. Охарактеризовав различные системы уборки нечистот и мусора, докладчик был вынужден в заключение констатировать, что отвечающие правилам гигиены способы хранения, удаления и обработки мусора в России не применяются.

1 Дневник XI съезда русских естествоиспытателей и

врачей в Санкт-Петербурге. С.-Пб., 1902, № 8, с. 358.

На заседании секции гигиены специально ставился вопрос о необходимости борьбы с инфекционными болезнями в школах. На десятом съезде приват-доцент Московского университета А. Н. Филиппов в докладе «Борьба с заразными болезнями в шко- 1 лах» подчеркнул, что для борьбы с инфекционными заболеваниями в школах необходимо способствовать развитию невосприимчивости организма путем улучшения гигиенических школьных условий, правильного распределения умственного и физического труда и организации разумного воспитания детей. Этот вывод докладчика дополнил врач Д. И. Педь-ков, который совершенно справедливо увязал борьбу с заразными болезнями в школах с состоянием санитарной грамотности всего населения: «Успешная и плодотворная борьба с заразными болезнями в школах мыслима только при условии поднятия общего уровня культуры населения»2. Прозвучал призыв и к дифференцированному подходу при оценке эпидемиологического состояния учебных заведений различного профиля. Врач П. И. Пушкин в своем выступлении в прениях обратил особое внимание на положение народных школ, где обучались дети именно из тех слоев населения, которые особенно легко подвергались заразным болезням. А. Н. Филиппов закончил свое сообщение предложением «своевременно и тщательно уничтожать источники заразы опаснейших инфекционных забо- 1 леваний, для чего желательна выработка новых карантинных правил»3.

Следует отметить, что. проблемы школьной гигие- ^ ны довольно часто включались в повестку дня секции гигиены съездов русских естествоиспытателей и врачей. Так, на IX съезде Ф. Ф. Эрисман выступил с докладом «Об освещении классных комнат на основании фотометрических исследований». При обсуждении проблем гигиены в школах главное место отводилось факторам, влияющим на нервно-психическое развитие учащихся. Отечественные гигиенисты с самого начала совершенно верно оценивали ведущее значение нервной системы для здоровья ребенка. С таких позиций на X съезде московский гигиенист В. Е. Игнатьев сделал доклад на тему «К вопросу о влиянии экзаменов на учащихся».

В конце XIX века с развитием в России капиталистических отношений и ростом промышленности усиливается внимание русских гигиенистов к охране труда рабочих. Особое значение имела продолжительность рабочего дня рабочих. Нерегламен-тированный, чрезмерно большой (до 15 ч) рабочий день относился к наиболее тяжелым условиям труда российского пролетариата, который вел упорную борьбу за свои права, в том числе за снижение продолжительности рабочего дня. В этих условиях гигиенисты, которые научно оценивали крайне неудовлетворительные условия труда рабочих, да-

2 Дневник X съезда русских естествоиспытателей и врачей в Киеве. Киев, 1898, № 8, с. 266. 'Там же.

/ вали физиологическое обоснование необходимости регламентации рабочего дня. Это было очень ценно, I поскольку привлекало внимание широких кругов I передовой русской общественности к этим важпей-ш шим сторонам жизни народа. Г В ряду многих содержательных и аргументированных выступлений русских гигиенистов и фабрично-заводских врачей, затрагивавших вопрос о снижении продолжительности рабочего дня, видное место принадлежит докладу Л. Б. Бертенсона «К вопросу о нормировке'рабочего времени применительно к особо вредным производствам», сделанному на совместном заседании секций медицины и гигиены XI съезда русских естествоиспытателей и врачей. Среди главных положений, выдвинутых видным врачом и общественным деятелем Л. Б. Бер-тенсоном, особое внимание заслуживает критика установленных фабрично-заводским законодательством норм рабочего времени в промышленности: «Указанная у нас 11'/2-часовая норма рабочего времени, чрезмерная для любого фабрично-заводского труда, недопустима при производствах особо вредных»'. В этом выступлении указано и на опасность возникновения профессиональных заболеваний у лиц, работающих в особо вредных условиях тпуда, для которых сокращение рабочего дня было наиболее важным. По этому поводу в докладе говорилось: «Ввиду полного отсутствия на наших фабриках, заводах, промыслах мер предосторожности в смысле предупреждения профессиональных Ф заболеваний сокращение нормы рабочего времени может быть установлено и независимо от мер предосторожности, применяемых к ослаблению вреда производств»6.

Наряду с борьбой за сокращение рабочего дня организации рабочих выдвигали требование ввести государственное страхование от болезней, инвалидности, несчастных случаев, улучшить медицинское обслуживание на фабриках и заводах. Это нашло свое отражение и в работе секции гигиены съездов русских естествоиспытателей и врачей. На XI съезде вопрос о страховании рабочих в случае болезни был поднят в докладе врача О. А. Лн-тинского «Об общественном и государственном значении страхования на случай болезни». Признавалось крайнее неблагополучие в этой важнейшей сфере общественной жизни: «Расходы на болезнь во всех случаях должны рассматриваться как налог на несчастье. Налог этот тяжел для большей части населения и непосилен для громадного класса мелких тружеников, бюджет которых быстро теряет равновесие вследствие больших расходов, вызываемых болезнью. Положение дела еще значительно ухудшается в том случае, когда заболевает глава семьи, так как, помимо увеличения расходов, иссякает также и источник существования для семьи... Подобный порядок вещей ведет к расстройству

4 Дневник XI съезда русских естествоиспытателей и

врачей о Санкт-Петербурге. С.-Пб., 1902, № 7, с. 287.

'Там ж е, с. 288.

здоровья отдельных лиц, нарушает благосостояние семьи и наносит громадный ущерб государственной экономике, понижая качество и производительность труда. Обнищавшая семья является непосредственным бременем для близких и косвенным — для общества и государства. Болезнь во всех случаях должна рассматриваться не как дело личное, но общественное и государственное»". Проблема страхования трудящихся не рассматривалась в отрыве от общего состояния медицинской помощи населению, и в этом докладе прозвучало грустное заключение: «Современная организация медицинской помощи населению должна быть признана крайне неудовлетворительной»7.

В решении вопросов страхования рабочих, медицинской помощи населению многие русские врачи проявляли большую непоследовательность, стояли на либеральных, соглашательских позициях. Отсюда вытекает не вяжущееся со сказанным в докладе О. А. Литинского его же утверждение, что крестьянское население, обеспеченное земской врачебной помощью, и рабочий класс в городах, имеющий к своим услугам думских врачей и больницы, в отношении медицинского обслуживания поставлены в более благоприятные условия. Ограниченность мировоззрения докладчика проявилась и в том, какие меры он предлагал для улучшения страхования рабочих: «Выход можно найти в страховании на случай болезни. Принцип этого страхования состоит в том, чтобы небольшими периодическими взносами, делаемыми в состоянии здоровья и трудоспособности, обеспечить себе и своей семье-самую широкую бесплатную врачебную помощь в случае заболевания»8. Как явствует из слов докладчика» основные надежлы он возлагал на страхование за счет самих трудящихся. II действительно, царское правительство в вопросах страхования не пошло дальше введения ограниченного законодательства, предусматривающего участие государства лишь в двух видах страхования по болезни и несчастному случаю.

Критике прогрессивно настроенных врачей подвергалась на заседании секции гигиены X съезда русских естествоиспытателей и врачей официальная правительственная политика по борьбе с тяжелейшим социальным бедствием — алкоголизмом. Это произошло при обсуждении доклада харьковского гигиениста В. В. Фавра «Казенная винная монополия и ее гигиеническое значение». Он выступал как сторонник введенной царским правительством винной монополии, считая, что монополия имеет высокое гигиеническое значение для России, где борьба с пьянством якобы могла быть успешной только на почве государственных мероприятий. Давая высокую оценку введения винной монополии в борьбе с пьянством, В. В. Фавр заявил, что в России теперь сделано больше, чем во многих

«Там же, № 9, с. 433. 'Там же. 8 Там же.

странах Западной Европы. Это утверждение вызвало серьезные возражения со стороны присутствовавших на заседании секции гигиены. Все выступавшие в прениях отмечали, что с введением винной монополии не наблюдалось уменьшения пьянства, оно стало быстрее возрастать. Подытожил дискуссию петербургский статистик М. С. Житков: «Оптимистическое отношение к казенной винной монополии по кратковременности действия очень преждевременно»9. Обсуждение гигиенического значения казенной винной монополии на X съезде русских естествоиспытателей и врачей воочию показало полную незаинтересованность царской администрации в подлинной борьбе с алкоголизмом в стране.

Передовые представители русской медицины постоянно проявляли значительный интерес к повышению санитарной культуры населения. Делом большой общественной важности они считали широкое распространение гигиенических знаний, видя в нем непременный залог успешности санитарно-оздоровительных мероприятий. Ставился даже вопрос о необходимости преподавания гигиены в различных учебных заведениях. На заседании секции гигиены IX съезда русских естествоиспытателей и врачей инженер К. И. Тумский в докладе «Роль техники в вопросах гигиены» внес предложение о введении курса гигиены во все высшие технические учебные заведения. В качестве предпосылки своего предложения он выдвинул следующее обоснование: «Так как техники имеют близкое соприкосновение с различными слоями общества, то образование среди них специально подготовленных гигиенистов должно явиться могущественным средством для распространения в массе русского народа правильных гигиенических понятий»10. Предложение К. И. Тумского не встретило одобрения врачей, так как они справедливо считали, что гигиенической деятельностью могут успешно заниматься только лица, имеющие медицинскую подготовку. Точку зрения врачей на возможность преподавания гигиены в технических учебных заведениях наиболее четко выразил видный деятель земской сани-

' Дневник X съезда русских естествоиспытателей и врачей в Киеве, Киев, 1898, № 6, с. 193.

10 Дневник IX съезда русских естествоиспытателей

и врачей в Москве. М., 1894, № 8, с. 20.

тарной организации М. С. Уваров: «Я признаю возможным преподавание гигиены в технических училищах, но главным образом с той целью, чтобы мероприятия врачей встречали готовую почву»11.

Деятельность секции гигиены IX, X и XI съездов русских естествоиспытателей и врачей, проходивших в годы, предшествующие первой русской революции 1905 г., в полной мере отражала основные тенденции развития общественной гигиены конца XIX века. Подъем рабочего движения в стране, проникновение во врачебную среду марксистских идей обусловили внимание участников съездов к таким проблемам, как борьба с эпидемиями, санитарное благоустройство населенных мест, охрана труда рабочих и государственное страхование, борьба с социальным бедствием — алкоголизмом. Обсуждение этих вопросов велось с позиций критики господствующего в стране общественного строя, для передовых русских врачей было характерно стремление связать низкий уровень санитарной культуры в стране и широкий размах инфекционных заболеваний с существовавшими в царской России социально-экономическими условиями. В то же самое время, как это показывает изучение материалов этих съездов, отечественные гигиенисты в условиях самодержавия не видели возможности изменить положение народа, добиться коренного улучшения состояния здоровья населения. Поэтому подавляющее большинство предлагаемых ими мероприятий носило ограниченный характер, было направлено на повышение санитарной культуры населения, распространение гигиенических знаний в народе. Ошибочность этих концепций тем не менее не помешала проявиться в работе секции гигиены передовым, демократическим устремлениям отечественной медицины. Деловое обсуждение насущных проблем общественной гигиены на этих съездах способствовало формированию прогрессивных идей русской гигиенической науки. Секция гигиены сыграла свою роль и в выполнении основной задачи, стоявшей перед съездами русских естествоиспытателей и врачей, добиться консолидации сил отечественной науки, помочь ей занять подобающее место в общественной жизни страны.

__Поступила 20.04.81

» Тан же, с. 21.

УДК 613.6-07: Гб 16-09 I +616-008.9-092.18]-07

Т. А. Кочеткова

ПРИМЕНЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ГИГИЕНЕ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

За последние годы нами апробирована и внедрена новая схема экспресс-метода предварительного (поэтапного) отбора гистологического материала по 3 органам: печени как органа дезинтоксикации, секреции и органа, контролирующего и регулирую-

щего различные обменные процессы в организме, надпочечников как одного из органов нейроэндо-кринной регуляции и органа или системы по месту поступления (воздействия) изучаемого фактора.

Целенаправленные морфологические, цитоло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.