Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В ОДЕССЕ (К 40-летию создания гигиенической секции и 20-летию гигиенического общества) '

К ИСТОРИИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В ОДЕССЕ (К 40-летию создания гигиенической секции и 20-летию гигиенического общества) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
21
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В ОДЕССЕ (К 40-летию создания гигиенической секции и 20-летию гигиенического общества) »

УДК 614(091 )(477.4)

К ИСТОРИИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В ОДЕССЕ

(К 40-летию создания гигиенической секции и 20-летию гигиенического общества)

Проф. И. Л. Дайлис (Одесса)

До Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране гигиенического общества не существовало. В 1896 г. медицинским департаментом был выработан нормальный устав гигиенических обществ, целью которых считалось распространение среди населения основных понятий о гигиене. Но вместо гигиенического общества была предпринята попытка создать «общество для борьбы с заразными болезнями», деятельность которого широкого распространения не имела. Гигиенические вопросы рассматривались на заседаниях или ставились в печатных трудах различных обществ смешанного характера или в некоторых журналах, например в «Медицине и гигиене», «Архиве судебной медицины и общественной гигиены», «Журнале общественной медицины» (Казань) или общих журналах.

Первое общество, ставившее своей задачей наряду с обсуждением практических вопросов клинического характера изучение санитарного состояния города, условий развития эпидемических заболеваний, было создано в Одессе в 1848 г. С 1874 г. оно стало разрабатывать статистику заболеваемости и смертности в городе, а с 1892 г. начало издавать «Южнорусскую медицинскую газету». В ней печатались статьи об инфекционных заболеваниях и по вопросам коммунальной и школьной гигиены; особенно много внимания уделялось лиманам и Одесской бухте. Кроме того, в газете опубликовывались и некоторые санитарно-статисти-ческие данные. Просуществовала она до 1897 г.

После создания земства деятельность существовавших тогда обществ врачей несколько оживилась, но они по-прежнему объединяли в своих рядах клиницистов, теоретиков и гигиенистов. К таким обществам надо в первую очередь отнести общество естествоиспытателей и врачей. В Одессе функционировал его филиал с 1870 г.; в его работе принимали активное участие такие выдающиеся ученые, как Л. С. Ценковский, И. И. Мечников, А. А. Вериго, Б. Ф. Вериго, Л. А. Тарасевич, Н. Ф. Гамалея, П. Н. Диатроптов и др. Общество сыграло большую роль в организации водоснабжения города, создании полей орошения, улучшении санитарного состояния. В 1883 г. в Одессе проходил VIII съезд естествоиспытателей и врачей, на котором И. И. Мечников произнес речь «О целебных силах организма». Интересны были проведенные с 1872 по 1877 г. публичные курсы по естествознанию; лекции читали И. М. Сеченов, И. И. Мечников, Б. Ф. Вериго и др.

Следует упомянуть о существовании в дореволюционные годы Русского общества охранения народного здравия, которое создало ряд отделений (секций): биологии, статистики, эпидемиологии, оздоровления населенных мест, гигиены предметов потребления, гигиены воспитания и образования. К сожалению, это общество в Одессе было малоактивно и следов его деятельности почти не сохранилось. Значительное развитие получило Общество русских врачей. Оно ставило на своих заседаниях не только специальные клинические доклады, но и доклады эпидемиологического, а иногда и гигиенического характера. В'Одессе такое общество было создано в 1893 г. по инициативе П. Н. Диатроптова, Н. В. Васильевского, Н. Ф. Гамалеи. Некоторое время (до 1904—1905 гг.) его деятельность носила прогрессивный характер, впоследствии же руководство им перешло к реакционной профессуре, которая,свела всю деятельность общества к обсуждению сугубо клинических вопросов. Существовавшее

с 1904 г. короткое время Медицинское общество при Новороссийском университете довольно широко ставило гигиенические вопросы. В состав его входили Л. А. Тарасевич, В. В. Подвысоцкий, Б. Ф. Вериго, Н. К. Лы-сенков, А. К- Медведев, С. М. Щастный и другие прогрессивные сотрудники медицинского факультета. Общество обсуждало общие проблемы здравоохранения, социального страхования, демографии и заболеваемости, вело санитарно-просветительную работу.

Наиболее активным было Общество одесских врачей, существовавшее с 1845 г. и продолжавшее свою деятельность некоторое время и после Октябрьской революции. В составе общества находилась наибольшая часть клиницистов, практических и санитарных врачей. Общество много внимания уделяло борьбе с инфекциями, изучению смертности, санитарному состоянию города и медицинской помощи населению. После Октября 1917 г. это общество некоторое время оставалось научным центром, объединявшим большинство врачей города.

Были в Одессе и некоторые специальные общества — бальнеологическое (существовавшее с 1887 г.), военно-санитарное, фармацевтическое и даже гомеопатов. Гигиенические вопросы местного значения обсуждались на съездах земских врачей. Касались они в основном обслуживания сельского населения.

Октябрьская революция, изменив в корне все отрасли экономики, культуры и быта, в том числе и здравоохранения, не могла не отразиться на организации и деятельности научных обществ. Советское здравоохранение строилось на основе профилактической медицины. Тем самым было подчеркнуто значение санитарных мероприятий, а следовательно, и гигиены как науки, создающей базу для деятельности санитарной организации.

Объединяющим общественным центром всей научной и организационно-практической деятельности явились съезды эпидемиологов, микробиологов и санитарных врачей — общесоюзные и республиканские, а также санитарные советы — союзные, республиканские, областные и городские. Одесское общество врачей, подобно Харьковскому, пыталось стать единым научным обществом, объединяющим различные специальности. Однако гигиенисты в работе этого общества принимали мало участия. В 1924 г. наряду с Одесским обществом врачей была создана Научная ассоциация врачей, построенная по типу единого медицинского общества. Инициаторами этого была группа пролетарских врачей при союзе Медсантруд. Правление научной ассоциации особое внимание уделяло вопросам социально-гигиенического и профилактического характера. Позднее возникли различные секции по специальностям. В частности, в начале 1926 г. стала работать секция социальной и профессиональной гигиены, объединившая всех гигиенистов и санитарных врачей. Таким образом, впервые была оформлена гигиеническая секция научной ассоциации врачей, предварившая создание в будущем гигиенического общества.

За время своего существования секция выносила на свое обсуждение вопросы охраны труда на производствах (доклады М. Л. Левонтина, М. Б. Златопольского, Л. Е. Берестечко, Я. Б. Резника и др.), коммунальной гигиены (Н. Н. Костямин, С. С. Аглицкий, Л. И. Геринштейн), борьбы с туберкулезом (В. А. Сукенников, А. М. Глузман); заслушивались доклады по общим вопросам здравоохранения (Г. А. Баткис, И. Л. Дайлис, Д. И. Ефимов, М. А. Хороший, Л. В. Громашевский) и гигиены (Н. Н. Костямйн, А. И. Бурштейн, Н. С. Железнякова, Г. И. Ма-тульский, М. А. Минчин). Доклады вызывали широкий обмен мнениями, и многие рекомендации затем претворялись в жизнь. Научная ассоциация врачей просуществовала до 1932 г. Ее заменило вновь созданное единое медицинское общество, продолжавшее деятельность научной ассоциации. Но в те годы стала проявляться тенденция к обособлению

обществ; в частности, эпидемиологи и микробиологи создали самостоятельное общество, базирующееся на Научно-исследовательском институте эпидемиологии и микробиологии.

Гигиеническая секция, возглавлявшаяся проф. Н. Н. Костяминым, сумела объединить вокруг себя всех гигиенистов, работавших на профильных кафедрах, и практических санитарных врачей. На пленумах секции неоднократно ставился вопрос о создании гигиенического общества, но это предложение не получало одобрения, так как большинство санитарных врачей являлось сторонниками единого научного общества. К началу Великой Отечественной войны единое общество распалось на отдельные общества, но гигиенического общества не было создано.

Лишь в 1946 г. было созвано совещание инициативной группы гигиенистов, которое решило организовать общество. Но решение удалось окончательно реализовать лишь 8/Х 1947 г. Первым председателем гигиенического общества был избран проф. Н. Н. Костямин, заместителем председателя — проф. И. Л. Дайлис и секретарем — доц. Н. С. Железня-кова. В связи с болезнью Н. Н. Костямина в 1955 г. общество возглавил И. Л. Дайлис, а заместителем его стал проф. А. Ф. Стояновский. В 1962 г. председателем был избран проф. А. Ф. Стояновский, заместителем его — М. А. Иродой и секретарем — М. Е. Фенко. В правление вошло 11 членов — представителей кафедр общей гигиены (специальные кафедры ликвидированы), областной, городской, дорожной и водной санэпидстанций.

На пленумах общества заслушивались различные доклады по запланированной правлением тематике. Иногда созывались объединенные с другими обществами (эпидемиологов, педиатров, паразитологов, курортологов, терапевтов) заседания и конференции. Ежегодно проходили заседания совместно с гигиенической секцией медицинского института. В 1953 г. при обществе стали организовываться секции по отдельным гигиеническим специальностям: гигиены труда, коммунальной гигиены, пищевой гигиены и гигиены детства. Возглавляли секции бюро, председателями которых состояли заведующие профильными кафедрами. В конце 1960 г. была создана еще одна секция — истории медицины, которая выделилась впоследствии в самостоятельное общество. Все секции работают активно, разбирая на своих заседаниях важные для гигиенической практики вопросы. Так, на секции гигиены труда обсуждались методика разработки заболеваемости с утратой трудоспособности, новые нормативы по метеорологическому фактору, вопросы оздоровления графитного производства, условия труда на суперфосфатном производстве, проводились реферативный разбор наиболее интересных работ, демонстрация новых приборов, разбор текущих задач промышленной санитарии. На секции коммунальной гигиены подвергалась обсуждению работа районных коммунальных санитарных врачей, загрязненность воздуха в газифицированных квартирах, характеристика подземных вод Одессы, предельно допустимые концентрации гексахлорбутадиона в водоеме, санитарная охрана Днестра и Дуная, протекающих в пределах Одесской области, и др. На собраниях секции проводились реферирование новых работ, демонстрация новых методов лабораторного контроля. Секция гигиены питания обсуждала вопросы пищевых отравлений небактериального характера, гигиеническую характеристику продукции Одесского мясокомбината, работу консервного завода, ошибки врачей при диагностике пищевых токсикоинфекций, вопросы повышения культуры на молочнотоварных фермах, гигиеническую характеристику молока, творога, творожных изделий и др. Секция гигиены детства рассматривала результаты обследования остроты зрения у школьников Одессы, условия политехнического обучения в школьных мастерских, режим для групп продленного школьного дня, состояние питания в дошкольных учреждениях,

санитарный режим и медицинское обеспечение детей в детских домах и школах-интернатах, эффективность добавочной С-витаминизации пищи, эффективность работы летних оздоровительных учреждений и др. Секция истории медицины до своего обособления обычно проводила объединенные заседания с другими обществами, в частности с Одесской группой советского национального объединения историков.

Кроме общих и секционных заседаний, происходили расширенные заседания правления, на которых, помимо обсуждения планов работы, рассматривались и гигиенические вопросы, например о путях повышения квалификации и вовлечения в научную работу санитарных врачей, об их аттестации, санитарно-гигиеническом факультете медицинского института, очистке сточных вод, сельскохозяйственных полей, плане реконструкции береговой полосы. Правление утверждало тезисы докладов на предстоявших съездах и конференциях.

Правление стремилось провести в жизнь принятые решения, помогать практическим органам здравоохранения, в частности санитарной организации. Для этого оно обращалось в областной или городской комитет партии, областной или городской исполком. Некоторые решения посылались в Министерство здравоохранения УССР, большинство же — в правление республиканского или союзного общества. Велась большая переписка, к сожалению, безрезультатная, с Министерствами здравоохранения СССР и УССР по поводу ликвидации санитарно-гигиенического факультета.

В составе общества насчитывалось 105—112 человек. Правда, это число изменялось по годам и уменьшилось в связи с ликвидацией санитарно-гигиенического факультета. Активность членов общества была довольно большой, особенно на секциях; до 70% докладов, заслушанных ими, было сделано практическими работниками; количество таких докладов на общих собраниях составляло 55%-

В работе правления и общества были недостатки, недоделки, а порой и ошибки. Еще недостаточно вовлечены в научную работу санитарные врачи, не всегда проявляется настойчивость в осуществлении принятых решений. Нужно сказать, что руководство областной санэпидстанции мало помогает обществу, не обеспечивает посещения санитарными врачами периферии его заседаний и конференций, не выступает с докладами по актуальным вопросам гигиены и санитарии. К сожалению, приходится отметить, что ликвидация санитарно-гигиенического факультета отрицательно сказалась на деятельности общества и его секций.

Между тем перед обществом стоят серьезные задачи. Они заключаются в том, чтобы подвести научную базу под гигиенические требования, которые выдвигаются жизнью, знакомить практических врачей с достижениями гигиенической науки и практики, воспитать санитарных врачей в духе любви и преданности делу, принципиальности и нетерпимости к недостаткам, встречающимся в различных областях нашей жизни. Необходимо шире привлекать санитарных врачей к научной деятельности, к разработке мероприятий, направленных на улучшение и научную организацию труда и быта, оздоровление населенных мест, улучшение питания, оздоровление населения, в первую очередь детей.

Директивы XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР подчеркивают важность оздоровления внешней среды, режима труда и быта, охраны здоровья населения. Исходя из этих Директив, гигиеническое общество должно наметить, какие конкретные меры следует осуществить в нашем городе и области. В Директивах подчеркнуто, что партия считает своей важнейшей задачей дальнейшее улучшение жизни советских людей. Все мы, в том числе и гигиеническое общество, должны активно содействовать выполнению этой задачи.

Поступила 15/1 II 1966 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.