УДК 699.8(083.7)
А.Ю. Кудрин к.т.н., И.В. Сосунов к.т.н., С.А. Качанов д.т.н., О.С. Волков
ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В НОВОЙ РЕДАКЦИИ СП 11-107-98 «ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И СОСТАВ РАЗДЕЛА «ИТМ ГОЧС» ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА»
Предупреждение чрезвычайных ситуаций, в т.ч. их предотвращение и уменьшение ущерба от чрезвычайных ситуаций, осуществляется по целому ряду направлений. При этом, одним из важнейших направлений является проектирование инженерно-технических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ИТМ ЧС) и их практическая реализация
В настоящее время в Российской Федерации на фоне экономической и политической стабилизации, улучшения инвестиционного климата стало очевидным «оживление» промышленности страны, сопровождающееся техническим перевооружением действующих предприятий, а также проектированием и строительством новых объектов промышленного производства с учетом требований ИТМ ЧС.
Однако статистическая информация свидетельствует о том, что, несмотря на усилия, направленные на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, количество пострадавших в результате аварий и катастроф остается значительным.
Так, только в 2005 г. в России имели место 2464 ЧС техногенного характера, в результате которых погибло 5528 человек, а пострадало 4 927 820 человек.
В связи с указанным, очевидной является необходимость неуклонного повышения эффективности организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на обеспечение комплексной безопасности населения России, выражающейся, прежде всего, в предупреждении чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. Недаром, в девизе МЧС России «Предотвращение, спасение, помощь» приоритетное место отведено именно предотвращению аварий, катастроф и сти-
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
хийных бедствий.
В подтверждение сказанного следует отметить активизацию усилий руководства МЧС России, направленных на создание в РФ системы аудита комплексной безопасности опасных объектов, в т.ч. пожарного аудита. На систему аудита предполагается возложить часть функций государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также государственного пожарного надзора. Система аудита комплексной безопасности предполагает, наряду с широким спектром решаемых задач, обеспечение безопасности потенциально опасных объектов владельцами объектов, путем страхования гражданской ответственности за причинение вреда в случае аварийных ситуаций, поражающие факторы которых выходят за пределы объектов и затрагивают интересы третьих лиц. Подразумевается, что чем выше степень безопасности объекта, тем выгоднее для его владельца условия страхования.
Под предупреждением ЧС, являющимся основой обеспечения комплексной безопасности, понимается система мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Предупреждение ЧС, в т.ч. их предотвращение и уменьшение ущерба от ЧС, осуществляется по целому ряду направлений. При этом, одним из важнейших направлений является проектирование инженерно-технических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ИТМ ЧС) и их практическая реализация.
На протяжении последнего десятилетия заблаговременная разработка ИТМ ЧС осуществлялась на этапах проектирования (технико-экономического обоснования) объектов экономики, зданий и сооружений различного назначения. С этой целью, в составе проектов (ТЭО) предусматривался раздел «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» («ИТМ ГОЧС»). В составе указанного раздела приводились проектные решения, обеспечивающие защиту производственного персонала проектируемого объекта, населения, территорий и снижение материального ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования к структуре и содержанию разделов «ИТМ ГОЧС» проектов строительства, а также порядок специализированной экспертизы указанных разделов регулировался СП 11-107—98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства. Введенный в действие в 2002 г. МДС 11-16.2002 «Методические рекомендации по составлению раздела «ИТМ ГОЧС» проектов строительства предприятий, зданий и сооружений» детализировал положения СП 11-107—98 и, до настоящего
времени, является значительным методическим подспорьем при проектировании ИТМ ЧС.
Однако существенные изменения, внесенные в российской законодательство в последние годы, в частности введение в действие Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ, вызвали необходимость корректировки ряда нормативных документов в строительстве, в т.ч. и СП 11-107—98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства».
Так, например, в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса, «Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению ЧС природного и техногенного характера» должна содержать проектная документация только для строительства объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности.
Положения Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определяют, что законодательство Российской Федерации в области технического регулирования, после введения в действие Федерального закона № 184-ФЗ, состоит из указанного закона, а также принимаемых в соответствии с ним технических регламентов
— документов, устанавливающих обязательные для применения и исполнения требований к различным видам продукции, в том числе к зданиям, строениям и сооружениям, процессам их производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества. Указанные технические регламенты могут быть приняты международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией; федеральными законами; указами Президента России и постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, положения действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся сферы технического регулирования могут применяться только в части, не противоречащей закону «О техническом регулировании».
Что касается деятельности по проектированию ИТМ ЧС в условиях реформирования системы технического регулирования, то в статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса» определено, что до вступления в силу технических регламентов по проектированию проверка соответствия проектной документации проводится согласно требованиям существующих нормативных технических документов.
Следует также отметить введение в действие 1 августа 2005 г. ГОСТ 22.1.12—05 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система
мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования», который устанавливает:
- категории потенциально опасных объектов, зданий и сооружений, подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС);
- основные требования к построению СМИС;
- перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;
- порядок информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой (ЕДДС) города, района;
- порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.
В связи с указанным, специалистами ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) была инициирована и выполнена научно-исследовательская работа по разработке новой редакции СП 11-107-98, учитывающей изменения в российском законодательстве, нормативных правовых и нормативных технических документах Российской Федерации, а также опыт по проектированию ИТМ ЧС, приобретенный проектными организациями с момента введения в действие СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», устанавливающей обязательность разработки разделов «ИТМ ГОЧС» в проектах строительства предприятий, зданий и сооружений производственного назначения.
Новая редакция СП 11-107-98 (далее — СП 11107—98*) содержит целый ряд новых положений, основными из которых являются следующие.
Во-первых, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ, специальный раздел проекта строительства, содержащий ИТМ ГОЧС, будет называться «Мероприятия по гражданской обороне. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (раздел МГОЧС).
Во-вторых, в СП 11-107-98* приведен перечень объектов, в проектах на строительство которых должен разрабатываться раздел МГОЧС. Таковыми объектами являются объекты использования атомной энергии, опасные производственные объекты, особо опасные, технически сложные, уникальные объекты, объекты обороны и безопасности.
К объектам использования атомной энергии, в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», относятся ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов.
К опасным производственным объектам, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», относятся объекты, на которых:
• получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные вещества, вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды;
• используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 оС;
• используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
• получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
• ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
К особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
а) высота более 75 м или с пролетами более 100 м, а также вылетами консолей более 20 м;
б) наличие более 1 подземного этажа;
в) использование конструкций и конструктивных систем, требующих применения нестандартных методов расчета с учетом физической или геометрической нелинейности либо разработки специальных методов расчета, а также применяемых на территориях, сейсмичность которых превышает 9 баллов.
К объектам обороны и безопасности относятся объекты капитального строительства, функционирование которых необходимо для реализации требований Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» и Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».
В третьих, в СП 11-107-98* указано, что в основе проектирования мероприятий, направленных на предупреждение ЧС природного и техногенного характера, которые могут возникнуть на проектируемом объекте, а также ЧС на рядом расположенных с проектируемым объектом потенциально опасных объектах, должен быть анализ риска аварий, катастроф и стихийных бедствий. При этом, для анализа риска рекомендуется применять следующие нормативные технические и методические документы:
• ГОСТ Р 51901-02 «Управление надежностью. Анализ риска технологических систем»;
• ГОСТ Р 12.3.047-98 «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля»;
• НПБ 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»;
• СТО РД Газпром 39-1.10-084-03. «Методические указания по проведению анализа риска для опас-
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
ных производственных объектов газотранспортных предприятий ОАО «Газпром»;
• РД 03-418-01. «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов»;
• СТП ВНИИГ 210.02.НТ-04. «Методические указания по проведению анализа риска аварий гидротехнических сооружений» и др.
В-четвертых, предусмотрено включение в перечень мероприятий по предупреждению ЧС, возникающих в результате возможных аварий на проектируемом объекте, решений по предупреждению ЧС на стадиях строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода объекта из эксплуатации.
В-пятых, в проекте СП 11-107-98*, с целью обеспечения комплексной безопасности объектов капитального строительства, определено, что для объектов, на которых предусматривается автоматизированная передача критических параметров работы инженерных систем жизнеобеспечения объектов в местную ЕДДС, в разделе МГОЧС должны быть приведены основные проектные решения по созданию структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС).
При этом указано, что рабочие проекты (проекты, рабочая документация) СМИС должна оформляться в соответствии с ГОСТ 22.1.12-05 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требо-
вания», ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания», ГОСТ 34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы», ГОСТ 34.003-90 «Информационные данные», ГОСТ 34.201-89 «Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем», ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», РД 50-34.698-90 «Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов» в виде самостоятельных томов (книг).
Необходимость включения в проект СП 11-107-98* требований по проектированию СМИС обусловлена введением в действие 01 августа 2005 г. ГОСТ 22.1.12-05 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования».
Указанный стандарт определяет, что на потенциально опасных, особо опасных, технически сложных, уникальных объектах, объектах социально-бытового, жилого и иного назначения следует оборудовать СМИС, информационно сопряженные с автоматизированными системами дежурно-диспетчерских служб (ДДС) объектов и ЕДДС с целью предупреждения возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. вызванных террористическими актами.
В соответствии с требованиями ГОСТ 22.1.12-05 СМИС создаются в целях обеспечения гарантированной устойчивости функционирования системы процессов жизнеобеспечения требуемого качества на
контролируемых объектах и выступают как средство информационной поддержки принятия решения по предупреждению и ликвидации ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, диспетчерами ДДС объектов и ЕДДС в условиях действия дестабилизирующих факторов.
СМИС строятся на базе программно-технических средств, осуществляющих мониторинг технологических процессов и процессов обеспечения функционирования непосредственно на объектах и обеспечивающих передачу информации об их состоянии по каналам связи в ДДС этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предвидения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС.
Объектами контроля СМИС, а в ряде случаев управления, должны являться подсистемы жизнеобеспечения и безопасности, в т.ч.:
- теплоснабжение;
- вентиляция и кондиционирование;
- водоснабжение и канализация;
- электроснабжение;
- газоснабжение;
- инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;
- лифтовое оборудование;
- система оповещения;
- системы охранной сигнализации и видеонаблюдения;
- системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийно химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей и др.
Объектами контроля при этом являются инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) объектов.
На СМИС возлагается контроль следующих основных дестабилизирующих факторов:
- возникновение пожара;
- нарушения в системе отопления, подачи горячей и холодной воды, вызванные выходом из строя инженерного оборудования на центральных тепловых пунктах, котельных, а также авариями на трубопроводах и приборах отопления;
- нарушения в подаче электроэнергии;
- нарушения в подаче газа;
- отказы в работе лифтового оборудования;
- несанкционированное проникновение в служебные помещения;
- повышение уровня радиации, предельно допустимой концентрации аварийно химически опасных веществ; биологически опасных веществ; взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей;
- затопление помещений, дренажных систем и технологических приямков;
- утечки газа;
- отклонения от нормативных параметров про-
изводственных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- изменение состояния инженерно-технических конструкций (конструктивных элементов) объектов.
СМИС, разрабатываемые в составе проектов, должны обеспечивать:
- прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций путем контроля за параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных;
- непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования объектов;
- формирование и передачу формализованной оперативной информации о состоянии технологических систем и изменении состояния инженернотехнических конструкций объектов в ДДС объекта;
- формирование и передачу формализованного сообщения о ЧС на объектах, в т. ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС;
- автоматизированный или принудительный запуск системы оповещения населения о произошедшей чрезвычайной ситуации и необходимых действиях по эвакуации;
- автоматизированное или принудительное оповещение соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность объектов;
- автоматизированный или принудительный запуск систем предупреждения или ликвидации ЧС по определенным алгоритмам для конкретного объекта и конкретного вида ЧС, которые должны быть утверждены установленным порядком (прекращение подачи газа, воды, включение средств пожаротушения и т.п.). Алгоритмы должны обеспечивать комплексную, взаимосвязанную работу всех необходимых систем безопасности и жизнеобеспечения с целью предупреждения и ликвидации ЧС. Для каждого вида ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, должны быть разработаны свои алгоритмы предупреждения и ликвидации ЧС;
- документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий ДДС объектов.
В состав СМИС предусмотрено включать следующие компоненты:
- комплекс измерительных средств, средств автоматизации и исполнительных механизмов;
- многофункциональная кабельная система;
- сеть передачи информации;
- автоматизированная система диспетчерского управления инженерными системами объектов;
- административные ресурсы.
В комплекс измерительных средств должны входить: аналоговые и (или) цифровые датчики контроля технологических параметров; водо-, газо- и электросчетчики; датчики аварий с дискретными сигналами; датчики контроля изменения состояния инженерных несущих конструкций; датчики обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ,
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей.
В комплекс средств автоматизации должны входить программируемые логические контроллеры, обеспечивающие дистанционную передачу информации и дистанционное управление исполнительными механизмами.
В качестве исполнительных механизмов следует использовать технические средства, обеспечивающие дистанционное управление (клапаны, задвижки, электроприводы, насосы и т.д.).
В многофункциональную кабельную систему включаются:
- кабеленесущие конструкции;
- электрические и слаботочные кабели;
- коммутирующие устройства (кроссы, электрические шкафы).
В автоматизированную систему диспетчерского управления инженерными системами здания входят:
- сеть сбора информации от локальных систем автоматики;
- серверы ввода-вывода;
- локальная и (или) глобальная вычислительные сети;
- рабочие станции диспетчеров;
- программный комплекс.
К административным ресурсам относят:
- организационные структуры, обеспечивающие эксплуатацию объектов;
- эксплуатационно-техническую и распорядительную документацию;
- документацию, регламентирующую взаимодействие с ЕДДС.
О необходимости проектирования СМИС при разработке мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, свидетельствует тот факт, что требования к СМИС уже нашли свое отражение в московских городских строительных нормах МГСН 4.19—05 «Многофункциональные высотные здания и комплексы». В частности, в МГСН 4.19—05 изложены следующие требования к обеспечению комплексной безопасности высотных зданий и их комплексов:
• юридические лица-участники (компании, организации, мастерские) должны выполнять организационно-технические меры в системе комплексного обеспечения безопасности, включая научнотехническое сопровождение и мониторинг высотных зданий на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации;
• автоматизированная система управления высотным зданием должна быть открытой с возможностью объединения в единую управляющую структуру практически любых инженерных систем и обеспечивать надежное управление системами здания и исполнительными устройствами;
• в высотных зданиях для комплексного обеспечения безопасности должны предусматриваться совместно функционирующие системы безопасности: мониторинга инженерных систем и несущих конструкций здания; противопожарной защиты; контро-
ля и управления доступом; управления эвакуацией при ЧС ситуациях; охранной и тревожно-вызывной сигнализации; охранного телевидения; охранного освещения. Дополнительные системы безопасности, в том числе антитеррористические технические средства, допускается предусматривать в задании на проектирование;
• мониторинг инженерных систем должен включать передачу информации о ЧС в высотных зданиях в единую систему оперативно диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях г. Москвы.
В-шестых, безусловно, в СП 11-107—98* существенно обновлен перечень руководящих, нормативных и методических документов, рекомендуемых для проектирования МГОЧС, поскольку за последние годы многие документы отменены или заменены на новые. Кроме того, произошло существенное развитие научно-методических основ анализа риска опасностей как природного, так и техногенного характера, а также прогнозирования последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, что так же нашло отражение в СП 11-107-98*.
Таким образом, с нашей точки зрения, задачи, поставленные перед разработчиками проекта СП 11107-98*, а именно:
создание предпосылок для повышения комплексной безопасности объектов капитального строительства;
учет и реализация изменений в российском законодательстве, нормативных правовых и нормативных технических документах Российской Федерации, регламентирующих деятельность в области капитального строительства, а также защиты населения и территорий от ЧС как военного, так и мирного времени;
учет передового опыта в области проектирования мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера будут решены и с введением в действие СП 11-107-98* позволит на новом качественном уровне обеспечивать уже на стадии проектирования объектов капитального строительства комплексную безопасность проектируемых объектов, и, следовательно, повышать уровень защищенности населения России от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
В настоящее время проект СП 11-107-98* находится на согласовании в Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Рострой). Предполагается, что введение в действие СП 11-107-98* состоится в конце 2006 г. - начале 2007 г., после чего специалистами ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) будет подготовлен проект новых методические рекомендации по составлению раздела «Мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства предприятий, зданий и сооружений, в которых предполагается детализировать требования СП 11-107-98*, главным образом касающиеся СМИС.