Научная статья на тему 'Современные системы мониторинга потенциально опасных объектов как основополагающее условие обеспечения безопасности населения и территорий'

Современные системы мониторинга потенциально опасных объектов как основополагающее условие обеспечения безопасности населения и территорий Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2156
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений / потенциально опасные объекты / федеральный закон / своды правил / программно-технический комплекс / единая дежурно-диспетчерская служба / structured system for monitoring and control of utility systems of buildings and facilities / potentially hazardous facilities / federal law / Codes / software-hardware complex / 24-hour dispatch service

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Хлобыстин Сергей Иванович

В статье даются анализ нормативных правовых и нормативных технических документов по созданию систем мониторинга на потенциально опасных объектах, существующая практика проектирования таких систем в Российской Федерации, в том числе на объектах олимпийского строительства, а также общая структура системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Хлобыстин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyses legal and technical documents that regulate the development of monitoring systems for hazardous facilities, the actual design and engineering practice for such systems in the Russian Federation, including the Olympic construction projects, as well as the general structure of the system for monitoring and control of utility systems of buildings and facilities.

Текст научной работы на тему «Современные системы мониторинга потенциально опасных объектов как основополагающее условие обеспечения безопасности населения и территорий»

УДК 699.8:614.8:519.8:504.064

Современные системы мониторинга потенциально опасных объектов как основополагающее условие обеспечения безопасности населения и территорий

С.И. Хлобыстин

Аннотация

В статье даются анализ нормативных правовых и нормативных технических документов по созданию систем мониторинга на потенциально опасных объектах, существующая практика проектирования таких систем в Российской Федерации, в том числе на объектах олимпийского строительства, а также общая структура системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений.

Ключевые слова: структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений, потенциально опасные объекты, федеральный закон, своды правил, программно-технический комплекс, единая дежурно-диспетчерская служба.

Advanced Systems for Hazardous Facility Monitoring as Prerequisite for Safeguarding of Population and Territories

S. Khlobystin Abstract

The author analyses legal and technical documents that regulate the development of monitoring systems for hazardous facilities, the actual design and engineering practice for such systems in the Russian Federation, including the Olympic construction projects, as well as the general structure of the system for monitoring and control of utility systems of buildings and facilities.

Key words: structured system for monitoring and control of utility systems of buildings and facilities, potentially hazardous facilities, federal law, codes, software-hardware complex, 24-hour dispatch service.

Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) (ст. 7). В нем установлено следующее: мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно; планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводятся с учетом экономических, природных и иных особенностей

территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств их предупреждения и ликвидации.

С целью регулирования порядка взаимодействия между МЧС России и Ростехнадзором, а также подведомственными им территориальными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции, подписано соответствующее соглашение от 24.12.1998 г. № 1-4-31/16.

Приказом МЧС России от 26.05.1999 г. № 284 определен порядок выдачи заключения о готовности потенциально опасного объекта (ПОО) к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Этот приказ, в частности, требует проверки наличия на объекте и работоспособности технических систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, эффективности систем и средств, исключающих разгерметизацию оборудования и высвобождение потенциально опасных веществ в количестве, способном вызвать образование полей поражающих факторов за пределами территории объекта.

Приказом МЧС России от 28.03.2003 г. № 105 определены требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения. Указанные требования, в частности, должны соблюдаться при организации работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования ЧС, проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, опасных для населения и территорий, управлении мероприятиями по предупреждению ЧС и защите населения и территорий от их опасных воздействий; подготовке объектов и территорий к действиям по ликвидации ЧС, оценке готовности потенциально опасных объектов к предупреждению ЧС и достаточности мер по защите населения и территорий.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16.07.1998 г. № БН-П4-20705 для обеспечения оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации в городах Российской Федерации созданы единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС). Их создание осуществлялось на основе следующих нормативно-методических документов:

— концепция создания ЕДДС в городах Российской Федерации, введенная в действие Приказом МЧС России от 25.08.1998 г. № 517;

— ГОСТ Р 22.7.01-99 «ЕДДС. Основные положения», введенный в действие постановлением Госстандарта России от 09.11.1999 г. № 400-СТ.

С целью реализации единой научно-технической политики МЧС России в части создания автоматизированных систем (АС) объединенных систем оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) субъектов Российской Федерации и ЕДДС городов приказом МЧС России от 30.06.2000 г. № 351 определена головная организация и назначен Главный конструктор по созданию АС ОСОДУ и ЕДДС — федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (Федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) разработаны и изданы типовой технический проект АС ОСОДУ субъекта Российской Федерации, а также типовые технические задания и проекты на создание АС ЕДДС для пяти категорий городов (по численности проживающего населения в соответствии с Градостроительным кодексом РФ) и сельского района, типовое специальное программное обеспечение (СПО), учитывающие возможность авто-

матизированного получения информации от систем мониторинга различного назначения.

Названные типовые проекты и СПО стали нормативно-технической основой для создания таких автоматизированных систем в субъектах Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» положил начало преобразованию Государственной противопожарной службы (ГПС) МВД России в ГПС МЧС России. С учётом преобразования ГПС и изменения статуса телефонного номера «01» была разработана и введена в действие приказом МЧС России от 10.09.2002 г. № 428 Концепция развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах Российской Федерации.

В настоящее время проводятся работы по созданию «Системы-112» на базе ЕДДС, которые осуществляются на основе следующих нормативных документов:

— постановления (закона) Европейского союза (ЕС) 91/396/ЕЕС от 29.07.1991 г. и директивы 98/10/ЕС от 26.02.1998 г., в которых определены основные требования к единому общеевропейскому номеру помощи в чрезвычайных ситуациях «112»;

— постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб»;

— концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 1240-р;

— приказа МЧС России от 15.12.2008 г. № 779 «О реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 1240-р;

— приказа МЧС России от 09.04.2009 г. № 224 «Об отработке методологии развертывания и функционирования «Системы-112» в пилотных регионах».

В субъектах Российской Федерации также выходят нормативные документы, направленные на обеспечение безопасности объектов повышенного риска. Так, например, в г. Москве приняты:

— Закон г. Москвы от 07.04.2004 г. № 21 «О мониторинге технического состояния жилых домов на территории г. Москвы», который устанавливает основные требования к порядку ведения на территории г. Москвы мониторинга технического состояния жилых домов в целях обеспечения безопасности проживающих в них граждан и сохранности жилищного фонда и регулирует правоотношения в области осуществления мониторинга и реализации его результатов. Под объектом мониторинга в данном законе подразумеваются основные конструктивные элементы жилого дома, влияющие на его прочностные и эксплуатационные характеристики, инженерные

системы, обеспечивающие тепло -, водо -, энергоснабжение, а также инженерное оборудование жилого дома;

— постановление Правительства Москвы от 18.05.2004 г. № 320-ПП «О мониторинге состояния строительных конструкций большепролетных, высотных и других уникальных зданий и сооружений, строящихся и эксплуатируемых в г. Москве», целью которого является обеспечение требуемого качества строительно-монтажных работ и своевременной диагностики технического состояния строительных конструкций объектов;

— московские городские строительные нормы (МГСН) (временные) 4.19-05 «Многофункциональные высотные здания и комплексы», в которых указано, что в высотных зданиях для комплексного обеспечения безопасности должны предусматриваться совместно функционирующие системы безопасности: мониторинга инженерных систем и несущих конструкций здания; противопожарной защиты; контроля и управления доступом; управления эвакуацией при чрезвычайных ситуациях; охранной и тревожно-вызывной сигнализации; охранного телевидения; охранного освещения. Мониторинг инженерных систем должен включать передачу информации о чрезвычайных ситуациях в высотных зданиях в единую систему оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях г. Москвы;

— постановление Правительства Москвы от 06.05.2008 г. № 375-ПП «О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий и сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы». В данном документе указано, что при проектировании критически важных для г. Москвы объектов необходимо предусматривать их оборудование структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) в соответствии с ГОСТ Р 22.1.12-2005.

Необходимо также отметить, что значительно расширило возможности по мониторингу ПОО постановление Правительства РФ от 21.12.2009 г. № 1044, которое «вернуло» в состав проектной документации объектов строительства отдельным разделом «перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности». Со дня вступления в силу Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ обязательность разработки в составе проектной документации отдельных разделов инженерно-технических мероприятий гражданской обороны отсутствовала, хотя в законе и предписывалось учитывать эти мероприятия, но не уточнялось, где и каким образом.

C целью правового и технического регулирования проведения мероприятий по организации комплексной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций на критически важных и опасных объектах разработаны:

— ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в ЧС. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования». Настоящий стандарт устанавливает: категории объектов, подлежащих оснащению СМИС; основные требования к построению СМИС; перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов; порядок информационного сопряжения данных от СМИС с ЕДДС города, района; порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС;

— методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально-опасных объектах, зданиях и сооружениях. Методика аттестована Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 19.12.2003 г. № 9) и рекомендована к использованию в качестве практического пособия при проведении экспертизы проектных решений и проверки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, в зданиях и сооружениях;

— методика оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений. Методика аттестована Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 25.02.2003 г. № 1);

— методика мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений. Общие положения и требования. Методика аттестована Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 18.03.2009 г. № 3).

МЧС России разработан и представлен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона (технический регламент) «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Технический регламент, в частности, устанавливает обязательные для исполнения требования к техническим средствам мониторинга и прогнозирования, обеспечивающие защиту от ЧС.

В соответствии с утвержденными МЧС России планами к разрабатываемому техническому регламенту будут подготовлены следующие нормативные документы:

— новая редакция свода правил (СП 11-107-98) «Порядок разработки и состав раздела «Перечень мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства». В новой редакции отражены требования по проектированию СМИС отдельным разделом (томом). Данный документ в настоящее время проходит стадию публичного обсуждения, его принятие намечено на август—сентябрь 2010 г.;

— свод правил «Технические требования к системам мониторинга потенциально опасных объектов», ко-

торый установит конкретные требования к СМИС. Данный свод правил планируется к размещению на официальном сайте ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в июле 2010 г. для публичного обсуждения;

— свод правил «Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Нормы и правила создания и эксплуатации», который установит требования по подтверждению соответствия СМИС нормам, установленным в техническом регламенте. Данный свод правил в настоящее время размещен на сайте ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и проходит стадию публичного обсуждения. Его принятие планируется в третьем квартале 2010 г.

Нормативная база обеспечения создания, функционирования и эксплуатации систем мониторинга ПОО, с учетом планируемых к разработке документов, при условии включения в них требований по созданию СМИС, в целом позволит обеспечить приемлемый уровень безопасности контролируемых зданий и сооружений.

Общий анализ функционирования систем мониторинга проводился на основе данных опытной эксплуатации нижеперечисленных систем:

— структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами, системы мониторинга состояния инженерно-технических и несущих конструкций (СМИК) Дворца спорта «Мегаспорт» в г. Москве (2007-2010 гг.);

— пилотного проекта единой системы мониторинга критически важных и потенциально опасных объектов Москвы (ЕСМ КВ и ПОО Москвы) (2008— 2010 гг.): РТС Чертаново; тоннельного комплекса Лефортово;

— автоматизированной системы мониторинга деформационного состояния конструкций на этапе строительства (СМИК — С) административного здания с офисными зданиями и подземным паркингом на земельном участке в г. Санкт-Петербурге (2008—2010 гг.);

— СМИС, СМИК комплекса зданий и сооружений морского пассажирского терминала, Санкт-Петербург (2009 г.);

— СМИС промышленного комплекса ОАО «КУЙБЫ-ШЕВАЗОТ» (2009—2010 гг.).

Все указанные выше объекты были спроектированы и реализованы по разработанной под руководством МЧС России технологии создания СМИС и в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.1.12-2005.

В ходе эксплуатации указанные системы в режиме реального времени автоматически осуществляют передачу предупреждающих сообщений на основе данных мониторинга параметров состояния зданий и сооружений, оборудования систем жизнеобеспечения и безопасности, а также от систем оповещения о пожаре, о химической опасности, о загазованности и др.

Функционирование систем мониторинга состояния зданий и сооружений и оборудования потенциально опасных объектов осуществляется независимо от служб эксплуатации.

Получателями информации СМИС, СМИК, ЕСМ КВ и ПОО являются дежурно-диспетчерские службы объектов и пунктов ЕДДС органов повседневного управления РСЧС. При этом автоматически регистрируются в базах данных объекта и ЕДДС инциденты, происходящие с объектами и на объектах.

На рассмотренных объектах автоматически осуществляется контроль работоспособности оборудования систем мониторинга и дееспособности дежурного персонала объекта.

При выявлении нарушений осуществляется автоматическое информирование ЕДДС муниципального образования, руководящего состава объекта. Ряд систем мониторинга, кроме передачи текстовых сообщений, обеспечивают передачу видеоинформации с места нарушения в режиме реального времени.

Действия органов муниципального и объектового уровня РСЧС, их взаимодействие при получении сообщений от объектовых систем мониторинга регламентируются согласованными документами (регламентами).

В случае поступления от систем мониторинга объекта предупредительной информации, свидетельствующей о возможности развития чрезвычайной ситуации, регламентами предусмотрено проведение эвакуационных мероприятий.

В случае поступления от систем мониторинга объекта предупредительной информации, свидетельствующей о нарушении нормальной эксплуатации, предава-рийном изменении состояния инженерно-технических, несущих конструкций, регламентами предусматривается проведение соответствующих мероприятий по устранению причин нарушений и/или обследованию конструкций с выдачей заключений об их техническом состоянии и предложений по их усилению.

Эксплуатация рассмотренных систем на муниципальном уровне (ЕДДС, ЕСОДУ) осуществляется в режиме опытной эксплуатации.

За анализируемый период времени по данным, полученным от рассмотренных систем, на объектах мониторинга чрезвычайных ситуаций не произошло аварий инженерных систем и пожаров, нарушений режима доступа не зарегистрировано.

Регистрировались сообщения о нарушении работоспособности систем жизнеобеспечения и безопасности при проведении регламентных работ.

Регистрировались сообщения о нарушении работоспособности элементов системы мониторинга несущих конструкций, о нарушении нормальной эксплуатации элементов несущих конструкций Дворца спорта «Мегаспорт». По каждому инциденту составлялся акт, выдавались заключение о причинах и рекомендации специалистов.

Обслуживающий персонал объектов мониторинга прошел обучение по правилам работы с системами мониторинга с принятием зачета. Часть персонала прошла обучение по программе дополнительного профессионального образования «Системы безопасности и жизнеобеспечения. Структурированные системы мониторинга и управления инженерными системами критически важных для национальной безопасности и потен-

циально опасных объектов, зданий и сооружений», утвержденной в МЧС России.

ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) активно участвует в обеспечении комплексной безопасности объектов олимпийского строительства в г. Сочи по линии МЧС России. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 458 и приказом ФСБ России от 27.08.2009 г. № 417 (издан на основании постановления Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 458) задания на проектирование более чем 100 объектов Олимпиады подлежат согласованию с МЧС России. МЧС России специальным письмом определило требования по обеспечению безопасности олимпийских объектов, одним из которых является разработка специальных технических условий (СТУ), в которых должны быть отражены решения по оснащению объектов СМИС. По состоянию на сегодня около половины заданий на проектирование объектов Олимпиады прошли согласование в МЧС России, разработаны СТУ и сами проекты СМИС. Представляется целесообразным для обеспечения безопасности населения и горных территорий Северо-Кавказского региона России принять аналогичные решения по оснащению системами мониторинга строящихся спортивных и других объектов (гостиницы, электростанции и т. д.) в случае принятия решения о развитии данного региона как горноклиматического курорта России, что сделано в г. Сочи (Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курор-

та и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Автоматизированная система диспетчерского контроля и управления процессами безопасности и жизнеобеспечения зданий и сооружений в системе ЕДДС города и ее функциональное решение приведены на рис. 1 и 2, а общая структура СМИС — на рис. 3.

Номенклатура средств технического обеспечения проанализированных систем мониторинга включает: техническое обеспечение ЕДДС муниципального образования (сервер и АРМы ЕДДС, комплекс средств связи СМИС ЕДДС); техническое обеспечение СМИС объекта (техническое обеспечение подсистемы мониторинга (сервер информационного взаимодействия СМИС объекта и ЕДДС, сервер интеграции СМИС объекта и систем жизнеобеспечения, безопасности объекта); техническое обеспечение подсистемы СМИК объекта (сервер и АРМ СМИК, сеть сбора и передачи информации, серверы локальных контроллеров, локальные контроллеры), измерительные пункты с датчиками контроля изменения состояния несущих конструкций (акселерометры, инклинометры, датчики измерения деформаций, сетевое оборудование СМИК), комплекс средств связи СМИС объекта и ЕДДС; оборудование автоматической рассылки SMS-сообщений.

Для обеспечения требований надежности технического обеспечения систем мониторинга используются сертифицированные промышленные компьютеры, контроллеры, датчики. Данные мониторинга одновременно пишутся и сохраняются на нескольких дисках, а наибо-

Рис. 1. Автоматизированная система диспетчерского контроля и управления процессами безопасности и жизнеобеспечения зданий и сооружений в системе ЕДДС города

лее ответственные элементы технического обеспечения систем мониторинга включаются в состав ЗИП.

На всех анализируемых системах мониторинга для обеспечения информационного взаимодействия СМИС объекта с ЕДДС используется программно-технический комплекс информационного взаимодействия СМИС (ПТК СМИС/СМИК).

ПТК СМИС/СМИК имеет сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р 22.1.12-2005 г. Системы добровольной сертификации аварийно-спасательных средств МЧС России № РОСС RU/00103 ЭЧ16.Н 0071.

СМИК объектов оснащены программными комплексами отечественной разработки. Серверы интеграции СМИС оснащены программными комплексами интеграции из состава ПТК СМИС/СМИК.

В номенклатуру системного программного обеспечения систем мониторинга включены:

— операционные системы: Microsoft Windows Server 2008 Standard Edition Win32/Win64 English, Windows ХР Professional SP2b Russian;

— система управления базами данных Microsoft SQL Server 2008 Standard Edition;

— офисный пакет Microsoft Office 2007 Professional RUS;

— антивирус Kaspersky Internet Security 9.0 Russian Edition. 10-Desktop 1 year Base Licence Pack.

В целом надежность функционирования программного обеспечения соответствует проектным требованиям.

На всех объектах мониторинга используется единая система классификации и кодирования МЧС России.

В состав информационного обеспечения проанализированных систем мониторинга включены:

— перечень, описания и декларации разметки XML, SMS-сообщений СМИС;

— описания экранных форм результатов выполнения функций (решения задач);

— перечень, описание входных сигналов (сообщений) от сопрягаемых со СМИС технологических систем, систем жизнеобеспечения и безопасности объекта;

— классификатор угроз (инцидентов, аварий, пожаров, террористических проявлений) при формировании сообщений СМИС.

Безопасность подключения систем мониторинга к системам объекта достигается реализацией проектных решений по обеспечению информационной безопасности СМИС и целостности технологических систем, систем жизнеобеспечения и безопасности объекта при сопряжении со СМИС.

Для обеспечения безопасного мониторинга наиболее ответственного технологического оборудования технические решения по подключению к нему СМИС проходят экспертизу у его разработчиков.

За анализируемый период времени при функционировании систем мониторинга нарушений в работе сопряженных с ними технологических систем, систем жизнеобеспечения и безопасности объектов не зарегистрировано.

Возвращаясь к теме зимней Олимпиады Сочи-2014, необходимо отметить, что к настоящему времени ПТК СМИС/СМИК оснащены центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) в г. Сочи, ЦУКС главного управления (ГУ) МЧС России по Краснодарскому

Комплекс контролирующих

средств (датчики, исполнительные механизмы контроллеры)

Системы безопасности

Системы электроснабжения

Механические инженерные системы

Сеть передачи информации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система сбора и обработки информации

Многофункциональная кабельная система

Системы диспетчерского управления

БИЗНЕСЦЕНТРЫ

ОБЪЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

® 100

СЕРВИС- СПОРТИВНЫЕ ЗРЕЛИЩНЫЕ ПРОВАЙДЕРЫ ОБЪЕКТЫ ОБЪЕКТЫ

ОБЪЕКТЫ ТОРГОВЛИ И БЫТА

ГОСТИНИЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ

ОБЪЕКТЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ТРАНСПОРТНЫЕ ОБЪЕКТЫ

ЖИЛЬЕ

Рис. 2. Структурированная систем диспетчерского контроля и управления процессами безопасности и жизнеобеспечения ПОО, зданий и сооружений в составе ЕДДС города

безопасности жизнеобеспечения

La U

4 " ' - X-

Датчики, измерительные приборы

Рис. 3. Общая структура СМИС

краю, ЦУКС Южного регионального центра МЧС России. Все системы мониторинга олимпийских объектов будут «заведены» на данные ЦУКСы. В дальнейшем в г. Сочи и Краснодарском крае планируется оснащать системами мониторинга не только объекты олимпийского строительства, но и потенциально опасные объекты с выводом информации в соответствующие ЦУКСы. Данные системы и технологии могут успешно применяться в любом регионе Российской Федерации, в т. ч. и на территории Северного Кавказа при строительстве или реконструкции объектов различного назначения.

Все анализируемые объектовые системы мониторинга сопряжены с ЕДДС (ЕСОДУ) по технологии частных корпоративных сетей (VPN) с использованием для передачи информации стека протоколов TCP/IP.

Единство требований по обеспечению сопряжения объектовых систем мониторинга и ЕДДС обеспечивается при проектировании выдачей технических условий ГУ МЧС России или уполномоченной организацией.

На анализируемых объектах отсутствуют решения по обеспечению гарантированной устойчивой радио и/ или телефонной связи между аварийно-спасательными подразделениями, действующими на объекте во время ликвидации последствий ЧС, и соответствующими штабами.

Обеспечивается передача данных мониторинга по каналам с пропускной способностью от объектовых систем мониторинга (от 256 кбит/с для текстовой информации, от 2 мбит/с для текстовой и видеоинформации); для центров сбора ЕДДС (100 мбит/с для текстовой и видеоинформации).

Для обеспечения связи объектовых систем мониторинга и ЕДДС муниципального образования при реа-

лизации технических условий сопряжения в различных регионах привлекаются от одного до четырех операторов связи.

Требуемая надежность сети связи операторами не гарантируется. Так, гарантируемое время восстановления неисправности сети связи составляет 6—8 ч в рабочий день (при требовании — 0,5 ч круглосуточно).

Таким образом, анализ практики проектирования, строительства и эксплуатации систем мониторинга потенциально опасных объектов, их взаимодействия с органами повседневного управления РСЧС показал:

— наиболее проработанной и отвечающей принципам развития РСЧС является технология структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений, которая может быть использована в качестве основы для систем мониторинга природных и техногенных угроз на потенциально опасных и критически важных объектах;

— разработанная под руководством МЧС России технология создания СМИС и реализация требований ГОСТ Р 22.1.12-2005 позволяют предупредить или значительно уменьшить последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе вызванных природными факторами или террористическими актами.

Сравнение систем мониторинга за контролируемыми объектами, используемыми за рубежом, и разработанной под руководством МЧС России системы показало, что предлагаемая российская система имеет следующие преимущества:

— работа всех технологических систем, систем безопасности и жизнеобеспечения в случае возможности или факта возникновения ЧС осуществляется по заранее определенным МЧС России и организацией,

эксплуатирующей объект, алгоритмам, позволяющим не допустить аварию или минимизировать людские потери и материальный ущерб. Прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций осуществляется путем контроля за параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных;

— обеспечивается возможность автоматизированной комплексной обработки информации о состоянии технологических систем, систем жизнеобеспечения, безопасности и инженерно-технических конструкций объектов и автоматической передачи необходимой информации об их состоянии и параметрах чрезвычайной ситуации по установленной форме в ДДС и ЕДДС муниципального образования. Данная информация архивируется в базе данных и в дальнейшем может быть использована для анализа специалистами;

— обеспечивается возможность автоматизированного или принудительного запуска системы оповещения населения о произошедшей чрезвычайной ситуации и необходимых действиях по эвакуации, автоматизированное или принудительное оповещение специалистов, отвечающих за безопасность объектов;

— обеспечивается возможность дистанционного управления системами жизнеобеспечения и безопасности объектов в случае чрезвычайных ситуаций из специализированного пункта управления. Объектами контроля, а в ряде случаев и управления,

СМИС являются технологические процессы, подсистемы жизнеобеспечения и безопасности: теплоснабжение, вентиляция и кондиционирование, водоснабжение и канализация, электроснабжение, газоснабжение, инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта, лифтовое оборудование, система оповещения, системы охранной сигнализации и видеонаблюдения, системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийно химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей и др. Объектами контроля также являются инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) объектов.

Следует отметить, что в настоящее время по разработанной МЧС России технологии и в соответствии с ГОСТ Р 22.1.12-2005 разработано уже более 100 проектов СМИС, которые в ближайшее время будут реализованы в виде действующих систем, работающих в рамках единой системы антикризисного управления МЧС России.

По предварительным расчетам, в результате создания СМИС количество возникающих ЧС, безвозвратные потери населения и материальные потери от ЧС на объектах могут быть снижены более чем на 50%. Подобными системами целесообразно оснастить все потенциально опасные объекты.

Важной составляющей обеспечения безопасности функционирования потенциально опасных объектов является система оповещения и информирования работающего персонала и населения, проживающего

в зоне возможного поражения. Автоматический мониторинг работоспособности систем оповещения — одна из задач СМИС. В настоящее время в основу комплексов оповещения заложены аналоговые проводные и радиоканалы управления. В перспективе — переход на цифровые технологии.

На сегодня отсутствует консолидированный подход к системам оповещения. Так, например, каждая система оповещения потенциально опасных объектов, расположенных на одной территории муниципального образования, имеют свои оконечные устройства и пункты управления, которые никак между собой не связаны и не согласованы. В случае возникновения чрезвычайной ситуации это может привести к накладкам при оповещении, когда одновременно два различных сообщения будут транслироваться на одну территорию. Часто такая ситуация возникает на гидросооружениях в связи с тем, что ведомства, отвечающие за ГЭС и шлюзовое хозяйство, разные. Например, филиалы ОАО «РусГидро» отвечают за ГЭС, а ФГУ Волжского ГБУ отвечают за районы гидросооружений и судоходства.

Для оповещения необходимо также использовать средства общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН) и службы коротких сообщений операторов мобильной связи. Сотрудникам потенциально опасных объектов целесообразно выдавать специальные индивидуальные устройства, которые могут быть оформлены в виде радиобраслетов и радиокнопок. Данные устройства должны позволять в случае необходимости подавать сигнал тревоги от автоматизированной системы оповещения, передавать информацию о чрезвычайной ситуации и месте нахождения сотрудника потенциально опасного объекта, снимать медицинские параметры, позволяющие судить о психофизиологическом состоянии оператора потенциально опасного объекта, ускорить поиск человека, попавшего в беду.

В то же время внедрение новых технологий не должно отменять прежние способы оповещения: теле-и радиотрансляции, громкоговорящие устройства, обеспечивающие речевое информирование через рупорные громкоговорители персонала о сложившейся ситуации, правилах поведения и необходимых мерах по защите.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным принять на законодательном уровне документ, касающийся вопросов организации и обеспечения автоматизированного мониторинга за состоянием безопасности потенциально опасных объектов, содержащий требования:

— к оснащению ПОО системами наблюдения и контроля (мониторинга) за параметрами состояния зданий, сооружений и оборудования;

— к организации сетей связи по информационному сопряжению систем мониторинга с ЕДДС муниципальных образований;

— к правовому, организационному, финансовому обеспечению создания и эксплуатации систем мониторинга.

Необходимо также внести в типовые программы обучения в области защиты населения и территорий от ЧС следующие вопросы:

— системы мониторинга и предупреждения ЧС на критически важных и потенциально опасных объектах;

— порядок разработки мероприятий и систем предупреждения чрезвычайных ситуаций на критически важных и потенциально опасных объектах и др. Все это позволит на более качественном уровне решать вопросы обеспечения безопасности населения и территорий, в т.ч. горных, особенно при реализации крупных инфраструктурных проектов.

Литература

1. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».

3. Постановление Правительства РФ от 21.12.2009 г. № 1044 «О внесении изменения в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

4. Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 458 «Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства».

5. ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в ЧС. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования».

6. Приказ МЧС России от 28.03.2003 г. № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».

7. Закон г. Москвы от 07.04.2004 г. № 21 «О мониторинге технического состояния жилых домов на территории г. Москвы».

8. Постановление Правительства Москвы от 18.05.2004 г. № 320-ПП «О мониторинге состояния строительных конструкций большепролетных, высотных и других уникальных зданий и сооружений, строящихся и эксплуатируемых в г. Москве».

9. Постановление Правительства Москвы от 06.05.2008 г. № 375-ПП «О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий и сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы».

10. Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях (аттестована Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 19.12.2003 г. № 9).

11. Методика оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений (аттестована Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 25.02.2003 г. № 1).

12. Методика мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений. Общие положения и требования (аттестована Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 18.03.2009 г. № 3).

Сведения об авторе:

Хлобыстин Сергей Иванович, к.в.н., доцент, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник научно-исследовательского центра, 121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7.

ББК 68.9 я2

Сосунов И.В. Актуальные вопросы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в условиях реформы технического регулирования. Монография. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2008. — 254 с.

ISBN 978-5-93970-029-0

Настоящая монография подготовлена на основе фундаментальных и прикладных научных исследований, выполненных научными сотрудниками Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России под научным руководством, а также при личном участии кандидата технических наук доцента Сосунова И.В. и предназначена для информирования широкого круга читателей об актуальных вопросах гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в условиях реформ технического регулирования. Кроме того, монография содержит разъяснения по особенностям учета вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций в проектной документации и планирующих документах потенциально опасных объектов, направленных на снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

© Сосунов И.В., 2008

© ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2008

Сведения об авторе

Сосунов Игорь Владимирович (Sosunov Igor) свою трудовую и научную деятельность осуществляет в Федеральном государственном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) (далее — ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в должности заместителя начальника управления — начальника отдела прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Сосунов И.В. является кандидатом технических наук, доцентом, академиком Всемирной академии наук ком-

плексной безопасности, экспертом Системы экспертизы промышленной безопасности Ростехнадзора в области экспертизы проектной документации и деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов нефтяной и газовой промышленности.

Игорь Владимирович активно совмещает свою научную деятельность с преподавательской — является профессором кафедры «Строительное производство» и преподавателем кафедр «Инженерные системы, безопасность жизнедеятельности и экологии», «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» Государственной академии специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС). Сосунов И.В. принимает активное участие в работе международных, всероссийских и отраслевых конференций по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения комплексной безопасности потенциально опасных объектов. Он является автором более 50 научных публикаций, 12 учебников и учебных пособий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Контактная информация: тел. раб. (495) 449-90-45; моб. 8-903-171-62-34, E-mail: [email protected].

Содержание

Предисловие

1. Реформа технического регулирования и перспективы учета мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в проектной документации объектов капитального строительства

2. Актуальные вопросы стандартизации в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в условиях реформирования системы технического регулирования

3. О сертификации как форме подтверждения соответствия продукции требованиям, обеспечивающим гражданскую оборону и защиту от чрезвычайных ситуаций

4. О роли и месте системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в системе технического регулирования

4.1. Предпосылки и нормативная база создания системы независимой оценки рисков

4.2. Требования в области гражданской обороны, подлежащие проверке в ходе независимой оценки рисков

4.3. Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций и защите населения от чрезвычайных ситуаций, подлежащие проверке в ходе независимой оценки рисков

4.4. Критерии оценки деятельности организаций, осуществляющих независимую оценку рисков в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности

5. Актуальные вопросы предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

5.1. Общие положения

5.2. Разработка технологий моделирования аварийных разливов нефти на суше и на акваториях

5.3. Разработка и внедрение технологий мониторинга распространения нефтяных загрязнений

5.4. Методика инженерного расчета сил и средств, необходимых для ликвидации аварийных разливов нефти

5.5. Методика расчета необходимого технического оснащения объектовых аварийно-спасательных формирований силами и средствами первого уровня реагирования для ликвидации аварийных разливов нефти (нефтепродуктов)

6. Паспорта безопасности опасных объектов: вопросы теории и практики

7. Особенности учета вопросов предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов

8. Особенности учета вопросов предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декларациях безопасности гидротехнических сооружений

Послесловие

Электронная версия книги в формате PDF

http://elibrary.ru/item.asp?id=12580229

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.