Научная статья на тему 'Комплексная безопасность потенциально опасных объектов в свете современных требований нормативных правовых актов Российской Федерации'

Комплексная безопасность потенциально опасных объектов в свете современных требований нормативных правовых актов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
749
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кудрин А. Ю., Качанов С. А.

В статье изложены основные положения технологии оснащения потенциально опасных объектов, зданий и сооружений структурированными автоматизированными взаимосвязанными инженерными системами комплексной безопасности и жизнеобеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кудрин А. Ю., Качанов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article there are stated main issues of potentially dangerous objects, buildings and constructions provisions, structured by automized interrelated engineering systems of complex safety and life support.

Текст научной работы на тему «Комплексная безопасность потенциально опасных объектов в свете современных требований нормативных правовых актов Российской Федерации»

УДК315.86(094.5):699.8

А.Ю. Кудрин к.т.н., С.А. Качанов д.т.н. (ФГУВНИИГОЧС(ФЦ)) КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

A. Kudrin, S. Kochanov (FGU VNIIGOChS (FC)) COMPLEX SAFETY OF POTENTIALLY DANGEROUS OBJECTS IN LIGHT OF MODERN DEMANDS OF

REGULATORY DOCUMENTS OF RF

В статье изложены основные положения технологии оснащения потенциально опасных объектов, зданий и сооружений структурированными автоматизированными взаимосвязанными инженерными системами комплексной безопасности и жизнеобеспечения.

In article there are stated main issues of potentially dangerous objects, buildings and constructions provisions, structured by automized interrelated engineering systems of complex safety and life support.

А.Ю. Кудрин

С.А. Качанов

В настоящее время, как в России, так за рубежом развивается новое направление работ по автоматизации функций контроля и

управления системами безопасности и жизнеобеспечения объектов. Однако, как за рубежом, так и у нас эти работы не систематизированы и в полной мере не решают вопросы предупреждения и ликвидации ЧС на объектах. Актуальность работ по автоматизации функций контроля и управления системами безопасности и жизнеобеспечения объектов подтверждается требованиями Правительства Российской Федерации разработать базовую систему мониторинга критически важных объектов (протокол совместного заседания Совета Безопасности РФ и президиума Государственного совета РФ от 13.11.2003 г. № 4, утвержденный Президентом Российской Федерации 4.12.2003 г. ПР-2192).

Постановлением Правительства РФ от 20.08.2002 № 619 «О присвоении ВНИИ ГОЧС статуса федерального центра науки и высоких технологий» поручено ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) разработать: технологии обеспечения инженерной безопасности (реальной устойчивости, сейсмостойкости и остаточного ресурса долговечности) зданий, сооружений, технологических систем; экспертизу этих технологий, а также создать комплекс программно-технических средств для мониторинга, прогнозирования и ликвидации последствий ЧС.

Выполняя требования вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации институтом совместно с входящими в кооперацию ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) компанией «ЭкоПрог» и учебно-консультационным центром «Базис» разработана оригинальная технология создания автоматизированных взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС). Разработанная технология позволяет предупредить или значительно уменьшить последствия чрезвычайных ситуаций, которые вызваны: авариями на системах жизнеобеспечения; пожарами; взрывами; повышенным содержанием аварийно химически опасных веществ (АХОВ); повышенным уровнем радиации или биологически опасных веществ; террористическими актами, внезапными обрушениями зданий и сооружений.

На основании данной технологии разработана «Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях». Методика аттестована и рекомендована Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 19.12.03 г. № 9) к использованию в качестве практического пособия при проведении экспертизы проектных решений и проверки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, в зданиях и сооружениях.

о

VO «

CP

го «

CP

и

CU т s

I

X

eu f— I

0

1

т

^

re I

0

Ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

е т

1

о н

т

у

а

I

С целью правового и технического регулирования проведения мероприятий по организации комплексной безопасности и предупреждения ЧС на объектах разработан национальный стандарт ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в ЧС. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования», устанавливающий:

- категории объектов, подлежащих оснащению СМИС;

- основные требования к построению СМИС;

- перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;

- порядок информационного сопряжения данных от СМИС с едиными дежурно-диспетчерскими службами (ЕДДС) города, района; порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС; порядок проведения подготовки специалистов по созданию и эксплуатации СМИС.

В соответствии с указанным национальным стандартом проектирование СМИС осуществляется в рамках раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства» («ИТМ ГОЧС»). В связи с этим, подготовлена, согласована и находится на утверждении новая редакция СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства. В данной редакции есть требование на разработку самостоятельного раздела по СМИС. Не дожидаясь выхода этого документа, руководством МЧС России во все главные управления МЧС России по субъектам РФ было отправлено указание на выдачу требований по проектированию СМИС на объекты, которые попадают под требования разработки раздела ИТМ ГО и ЧС.

В связи с тем, что проектирование СМИС началось проводиться относительно недавно и специалистов, которые могут реализовать требования по предупреждению и ликвидации ЧС на объектах с использованием структурированных систем мониторинга немного, МЧС России утверждена соответствующая программа обучения; по ней проводится обучение в УКЦ «БАЗИС», получившем для этого необходимую лицензию Департамента образования г. Москвы.

В настоящее время, по этой программе прошли обучение более 100 специалистов МЧС России, проектных, строительных и эксплуатационных организаций. Организации, сотрудники которых прошли обучение, получили добровольную аккредитацию в МЧС России по вопросам проведения проектно-конструк-торских работ по созданию программно-технических средств автоматизированных систем мониторинга и управления безопасностью и жизнеобеспечением критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны, опасных объектов, зданий и сооружений.

СМИС в Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) является автоматизированной системой местного и объектового звеньев, решающей задачи по обеспечению комплексной безопасности зданий и сооружений на уровне ЕДДС города, района

- дежурно-диспетчерской службы (ДДС) объекта. По сути СМИС дополняет существующую автоматизированную систему ЕДДС-«01», а в дальнейшем

— службу «112», обеспечивая при этом более высокую оперативность и эффективность решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС на объектах за счет оперативного получения в автоматическом режиме реального времени, (при минимальной зависимости от человеческого фактора), объективной информации о предпосылках, параметрах и факте ЧС. Такая информация позволяет оперативно провести оценку (расчет) последствий ЧС на объекте и довести эту информацию до привлекаемых к ликвидации последствий ЧС городских ДДС и аварийно-спасательных служб (АСС), а также организовать их информационное взаимодействие в части проведения совместных работ по предупреждению и ликвидации ЧС. С целью совместных работ городских ДДС и аварийно-спасательных служб при конкретных видах ЧС разрабатываются необходимые для этого регламенты информационного взаимодействия. Так, в г. Москве организовано информационное взаимодействие для предупреждения и ликвидации ЧС с 32 ДДС и аварийно-спасательными службами. СМИС также позволяет контролировать работоспособность автоматизированных систем жизнеобеспечения и безопасности и их функционирование по алгоритмам, обеспечивающим локализацию аварий, автоматическое оповещение, пожаротушение, эвакуацию. Это позволяет существенно сократить людские и материальные потери от последствий ЧС.

СМИС должны оснащаться объекты, проектная документация которых, в соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса РФ должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению ЧС природного и техногенного характера.

В соответствии с «Положением о Единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях города Москвы», введенным постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. № 374-ПП в дальнейшем существующие «... системы пожарной и аварийной сигнализации должны развиваться в структурированные системы мониторинга и управления инженерными системами жизнеобеспечения и безопасности потенциально опасных и социально значимых объектов города».

В соответствии с требованием ГОСТ Р 22.1.12— 2005 контролю со стороны СМИС подлежат следующие системы объектов:

1) системы жизнеобеспечения: электроснабжение; теплоснабжение; вентиляция и кондиционирование; водоснабжение и канализация; газоснабжение; лифтовое оборудование;

2) системы безопасности: инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта; система оповещения; системы охранной сигнализации и видеонаблюдения; системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически-опасных веществ, биологически опасных веществ;

3) инженерно-технические конструкции объектов.

На рис. 1 представлена типовая структура

сопряжения СМИС объекта с автоматизированной системой ЕДДС города (района).

На сервер СМИС объекта поступают данные для их комплексной обработки с:

- автоматизированной системы диспетчерского управления инженерными системами объектов;

- системы автоматического, в режиме реального времени, мониторинга инженерно-технических несущих конструкций (СМИК);

- комплекса измерительных средств, средств автоматизации и исполнительных механизмов;

- многофункциональной кабельной системы;

- сети передачи информации.

В настоящее время в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.1.12—2005 реализованы десятки проектов СМИС в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти, Красноярске. Среди объектов — многофункциональные высотные здания и комплексы, спортивные сооружения, предприятия нефтехимической отрасли, уникальные объекты. Начались работы по проектированию СМИС на ряде объектов в Рязани, Ставрополе, Волгограде.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.1.12—2005 разработаны, прошли регистрацию и сертификацию типовые программно-информационные комплексы по информационному взаимодействию СМИС с ЕДДС города и мониторинга изменения состояния инженерно-технических, несущих конструкций объектов в режиме реального времени. Эти комплексы разработаны с учетом: общероссийских словарей и классификаторов; словарей, классификаторов и Табеля срочных донесений МЧС России. Такие комплексы в полной мере реализованы при строительстве дворца спорта на Ходынском поле в г. Москве.

Работы по внедрению СМИС показали, что с наибольшей эффективностью система может функционировать и выполнять свои задачи в условиях обеспечения объектов современными средствами автоматизации и управления. В случае неразвитости систем автоматики и диспетчеризации объекта, в рамках разработки СМИС приходится принимать проектные решения по автоматизации и диспетчеризации в части мониторинга систем жизнеобеспечения и безопасности объекта.

Подготовлены и апробированы в ряде субъектов РФ необходимые для разработки СМИС типовые нормативно-методические документы:

1. Задание на разработку структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) в составе раздела «ИТМ ГОЧС».

Рис. 1. Структура системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

е т

I

о н

т

у

а

I

0

Ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и н

х

е т

1

о н

т

у

а

I

2. Специальные технические условия на создание структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами (СМИС) объекта.

3. Техническое задание на проектирование структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами (СМИС) объекта.

4. Состав раздела проекта СМИС стадий «Проект», «Рабочая документация».

5. Состав эксплуатационной документации.

6. Классификатор угроз, инцидентов, аварий, антисоциальных, криминальных действий для формирования информационных сообщений СМИС.

7. Положение о приемке СМИС.

8. Программа и методика приемочных испытаний СМИС.

В субъектах Российской Федерации вводятся в действие нормативные документы, направленные на обеспечение безопасности объектов повышенного риска.

Так, например, в г. Москве введены в действие:

1. Закон г. Москвы от 7 апреля 2004 г. №21 «О мониторинге технического состояния жилых домов на территории г. Москвы», который устанавливает основные требования к порядку ведения на территории г. Москвы мониторинга технического состояния жилых домов в целях обеспечения безопасности проживающих в них граждан и сохранности жилищного фонда и регулирует правоотношения в области осуществления мониторинга и реализации его результатов. Под объектом мониторинга в данном законе подразумеваются основные конструктивные элементы жилого дома, влияющие на его прочностные и эксплуатационные характеристики, инженерные системы, обеспечивающие тепло-, водо-, энергоснабжение, а также инженерное оборудование жилого дома, подлежащие мониторингу независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

2. Постановление Правительства Москвы от 18 мая 2004 г. № 320-ПП «О мониторинге состояния строительных конструкций большепролетных, высотных и других уникальных зданий и сооружений, строящихся и эксплуатируемых в г. Москве». Целью постановления является обеспечение требуемого качества строительно-монтажных работ и своевременной диагностики технического состояния строительных конструкций для безопасной службы строящихся и эксплуатируемых в г. Москве указанных выше объектов.

3. Московские городские строительные нормы (МГСН) (временные) 4.19—05 «Многофункциональные высотные здания и комплексы». В данном

документе указано, что в высотных зданиях для комплексного обеспечения безопасности должны предусматриваться совместно функционирующие системы безопасности: мониторинга инженерных систем и строительных конструкций здания; противопожарной защиты; контроля и управления доступом; управления эвакуацией при чрезвычайных ситуациях; охранной и тревожно-вызывной сигнализации; охранного телевидения; охранного освещения. Мониторинг инженерных систем должен включать передачу информации об авариях, чрезвычайных ситуациях в высотных зданиях в единую систему оперативно диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях г. Москвы.

Разработанная нормативная и нормативно-техническая база в целом определяет основы обеспечения безопасности объектов. Однако, с учётом широкого внедрения в настоящее время СМИС она сегодня требует определенной доработки, в том числе и включения необходимых требований в разрабатываемые технические регламенты. Необходимо на законодательном уровне также решить вопрос по: проектированию и экспертизе проектов СМИС; надзору за проектированием, вводом в действие и эксплуатацией СМИС; созданию и утверждению на правительственном уровне методики мониторинга инженерно-технических, несущих конструкций зданий и сооружений в режиме реального времени. Целесообразно также решить на законодательном уровне вопросы по типовым решениям (регламентам действий и протоколам информационного взаимодействия) единых ДДС, в том числе с учетом их перевода на единый европейский телефонный номер служб спасения «112», городских ДДС и аварийно-спасательных служб по их совместному реагированию на ЧС на потенциально опасных, уникальных и технически сложных объектах. Целесообразно разработать и ввести необходимые дополнения в программы обучения по проектированию СМИС в строительные ВУЗы, а также шире практиковать переподготовку специалистов ГУ МЧС России по субъектам РФ, проектных и строительных организаций по данному виду работ.

По предварительным расчетам, в результате создания СМИС количество возникающих ЧС, безвозвратных потерь населения и материальных потерь от ЧС на объектах будут снижены более чем на 15%. Кроме этого, повысится коэффициент готовности работы систем безопасности, инженерных систем жизнеобеспечения объектов при аварийных ситуациях техногенного характера на 0,3-0,5 ед., сократятся затраты на страхование до 60%, повысится эффективность работы надзорных органов.

Литература

1. Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2003.

2. ГОСТ Р 22.1.12-2005. Безопасность в ЧС. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.