УДК 551.22:614.8
О.С. Волков, В.И. Клецин, к.т.н. (УКЦ«Базис»)
РАБОТА ГЛАВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ МЧС РОССИИ ПО СУБЪЕКТАМ РФ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ГОСТ Р 22.1.12-2005
Изложены основные подходы и направления работы главных управлений МЧС России по субъктам РФ по реализации требований ГОСТ Р 22.1.12-05. Даны практические рекомендации
В.И. Клецин
С сентября 2005 года в стране начаты работы по реализации требований национального стандарта ГОСТ Р 22.1.12—2005. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений Общие требования». В соответствии с национальным стандартом потенциально опасные, особо опасные, технически сложные и уникальные объекты социально-бытового, жилого и иного назначения следует оборудовать структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС), информационно сопряженными с автоматизированными системами дежурно-диспетчерских служб (ДДС) объектов и ЕДДС (ЕСОДУ, ОДДС) с целью предупреждения возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. вызванных террористическими актами.
Создаваемые в соответствии с ГОСТ Р 22.1.12—05 СМИС, дополняют существующую систему единого номера «01» («112») вызова пожарных, дежурных, аварийных подразделений и спасателей системой, обеспечивающей информирование и вызов соответствующих подразделений и служб в автоматическом режиме.
Создание СМИС осуществляется за счет средств заказчиков объектов.
С ростом числа объектов, оснащенных СМИС, ожидается снижение количества чрезвычайных ситуаций за счет их выявления и устранения на начальных стадиях возникновения, а также повышение оперативности принятия мер по ликвидации последствий ЧС.
В настоящее время основными направлениями реализации требований ГОСТ Р 22.1.12—05 являются:
1. Обучение специалистов главных управлений МЧС России по субъектам РФ (далее — ГУ МЧС России), проектных организаций по программе «Системы безопасности, жизнеобеспечения, структурированные системы мониторинга и управления инженерными системами (СМИС) критически важных для национальной безопасности и потенциально опасных объектов, зданий и сооружений. Взаимодействие СМИС с оперативными службами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденной директором Департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС России.
2. Добровольная аккредитация организаций по направлению — проведение проектно-конструкторских работ связанных с созданием СМИС (в соответствии с приказом министра МЧС от 25.10.2004 г. № 485)
3. Выдача ГУ МЧС России заданий на разработку подразделов СМИС разделов «ИТМ ГОЧС» и осуществление экспертизы соответствующих разделов проектов.
4. Разработка проектирующими организациями проектной документации с разделами по СМИС.
5. Разработка программно-технических комплексов СМИС, сопрягаемых с автоматизированными системами ЕДДС.
6. Подключение СМИС объектов к объектам ЕСОДУ (ОСОДУ г. Москвы, ОДДС).
7. Совершенствованию нормативной базы в направлении реализации требований национального стандарта.
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
В результате проделанной работы на настоящий момент:
• проведено обучение в соответствии с утвержденной программой представителей одиннадцати организаций;
• по работам связанным с созданием СМИС прошли добровольную аккредитацию МЧС России шесть организаций;
• ГУ МЧС России выданы десятки заданий на разработку подразделов СМИС разделов «ИТМ ГОЧС» проектов;
• разработано проектов СМИС:
• стадия «П» — 5;
• стадия «Р» — 3;
• разработан типовой программный комплекс информационного взаимодействия СМИС (ПК ИВ СМИС), сопрягаемый с автоматизированной системой ЕДДС;
• в ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России разработан и проходит согласование проект новой редакции СП 11-107—98* Порядок разработки и состав раздела «Мероприятия по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в проектной документации объектов капитального строительства;
• не дожидаясь выхода технического регламента разработаны Московские городские строительные нормы и правила, включающие требования по СМИС — «многофункциональные высотные здания и комплексы», МГСН 4.19—05;
• проводятся работы по учету требований по СМИС в проектах ниже указываемых документов:
— технического регламента «О безопасной эксплуатации зданий, строений и сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий»;
— макроотраслевого технического регламента «Система антитеррористической и противокрими-нальной защиты объекта. Общие требования»;
— специальных технических регламентов: «Системы противокриминальной защиты имущества» и «Продукция обеспечения противокриминальной защиты объектов».
Накопленный опыт работы ФГУ ВНИИ ГОЧС, ГУ МЧС России и проектных организаций, в частности, в Москве, Санкт-Петербурге, Самарской и Волгоградской областях позволяет обозначить проблемный вопросы, рекомендовать проверенные способы или наметить пути их разрешения.
Обучение сотрудников ГУ МЧС России
На обучение целесообразно направлять специалистов ГУ МЧС России занимающихся:
• выдачей заданий на создание СМИС;
• согласованием технических заданий и проектов (стадия «П»);
• экспертизой проектов по созданию СМИС;
• созданием, развитием и обеспечением функционирования ЕДДС (ЕСОДУ, ОДДС).
Накопленный опыт позволяет сделать вывод о
целесообразности проведения совместного обучения в одной группе представителей ГУ МЧС России и проектных организаций, представляющих один регион. В этом случае повышается эффективность их последующей совместной работы.
Выявилась следующая проблема. Несмотря на очевидную необходимость, достаточно сложно осуществляется набор на обучение специалистов ГУ МЧС России.
Основные причины:
• недостаток средств на оплату проезда, проживания в гостинице и командировочных расходов (само обучение для сотрудников МЧС России бесплатное);
• обучение не предусмотрено планами ГУ МЧС России;
• необходимость отрыва сотрудников от исполнения прямых функциональных обязанностей на срок обучения.
Следствие — в силу недостаточной подготовки соответствующих специалистов усложняется и замедляется решение вопросов оборудования СМИС объектов подпадающих под действие ГОСТ Р 22.1.12—05, а также объектов ЕДДС (ЕСОДУ).
Возможными путями решения указанной проблемы, с нашей точки зрения, являются — планирование обучения специалистов ГУ МЧС России и осуществление финансового обеспечения обучения.
Обеспечение подключения СМИС объектов к объектам ЕДДС (ЕСОДУ)
В настоящее время заданиями на создание СМИС, выдаваемыми ГУ МЧС России по субъектам РФ в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.1.12—05 предусматривается «автоматическая передача сообщений о чрезвычайных ситуациях в ЕСОДУ города». Реализация этого требования предполагает оборудование центров (пунктов) управления ЕДДС (ЕСОДУ) за счет средств заказчиков техническими средствами СМИС.
Общий порядок работ по реализации заданий на создание СМИС предусматривает:
1. Получение исходных данных, необходимых для выполнения проектных работ по СМИС:
по объекту — от заказчика;
по ЕДДС — от ГУ МЧС России по субъекту РФ.
2. Разработка концепции, технического задания на создание СМИС и проекта СМИС (стадия «П»).
3. Разработка проекта СМИС (стадия «РД»).
4. Строительно-монтажные и пуско-наладочные работы на объекте и на пункте управления ЕДДС (ОСОДУ, ОДДС).
По сложившейся практике координацией работ связанных с созданием СМИС, занимается заместитель начальника ГУ МЧС России.
Организацией выдачи исходных данных и обеспечением выполнения строительно-монтажных и пус-ко-наладочных работ в ЕДДС (ЕСОДУ) — начальник дежурно-диспетчерской службы.
Исходные данные, полученные организацией
проектирующей СМИС используются:
• для оценки возможности реализации и разработки предложений по обеспечению реализации технических условий подключения оборудования СМИС к комплексу технических и программных средств пункта управления ЕДДС (ЕСОДУ);
• для разработки требований по сопряжению оборудования СМИС к комплексу технических и программных средств пункта управления ЕДДС (ЕСОДУ), включаемых в техническое задание на создание СМИС.
Для организации выдачи исходных данных ГУ МЧС России совместно с руководством ЕДДС (ЕСОДУ) определяют:
• должностных лиц ГУ МЧС России ответственных за обеспечение приема информации от СМИС объектов в ЕДДС (ЕСОДУ) в соответствии с выдаваемыми заданиями на СМИС;
• порядок согласования ТЗ на СМИС;
• порядок проведения экспертизы подразделов проекта по СМИС.
Исходные данные, как правило, включают сведения в соответствии со следующим перечнем:
1. Адрес (почтовые реквизиты) пункта управления ЕДДС (ЕСОДУ), оснащаемого программно-техническими средствами СМИС.
2. Контактная информация по пункту управления ЕДДС (ЕСОДУ): телефон, факс, электронная почта руководителя, системного администратора (ответственного за техническое состояние), ответственного за решение вопросов по связи.
3. Контактная информация об операторе связи обслуживающем пункт управления ЕДДС (ЕСОДУ)
- телефон, факс, электронная почта руководителя, технического директора (главного инженера).
4. Контактная информация об Интернет-провайдере, обслуживающем пункт управления ЕДДС (ЕСОДУ) — телефон, факс, электронная почта руководителя, технического директора (главного инженера).
5. Поэтажный план пункт управления ЕДДС (ЕСОДУ) со схемами размещения технических средств.
6. Техническое и программное оснащение ПУ ЕДДС:
— наличие, тип, краткая характеристика каналов связи пункта управления ЕДДС (ЕСОДУ), в том чис-
ле по сопряжению с автоматизированной системой объединенных систем оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях субъекта РФ (города);
— состав и характеристика комплекса средств связи: тип, вид, краткая техническая характеристика, количество средств;
— наличие и характеристика Интернет-соединения: тип, краткая техническая характеристика Интернет соединения;
— наличие, тип и краткая характеристика локальной вычислительной сети пункта управления ЕДДС (ЕСОДУ), в том числе тип и краткая характеристика серверного оборудования и автоматизированных рабочих мест;
— тип и характеристика общего программного обеспечения используемого на пункт управления ЕДДС (ЕСОДУ);
— тип и характеристика специального программного обеспечения используемого на пункте управления ЕДДС (ЕСОДУ);
— тип и характеристика прикладного программного обеспечения используемого на пункте управления ЕДДС (ЕСОДУ).
По полученным исходным данным проектировщик:
1. Оценивает возможности реализации технических условий подключения СМИС на пункте управления ЕДДС (ЕСОДУ) по вопросам:
— размещения;
— подключения электропитания;
— сопряжения с ЛВС;
— обеспечения условий эксплуатации.
2. Разрабатывает проектные решения по реализации технических условий на подключения и функционирование СМИС на пункте управления ЕДДС (ЕСОДУ);
В заключение выражаем надежду, что изложенные подходы и наше видение направлений работы ГУ МЧС России по субъектам РФ по реализации требований ГОСТ Р 22.1.12—05, а также практические рекомендации будут способствовать более эффективному решению задач по созданию структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений во всех регионах страны.
Научно-технические разработки