Научная статья на тему 'Методологические, нормативно-методические и организационные вопросы обеспечения мониторинга безопасности зданий и сооружений'

Методологические, нормативно-методические и организационные вопросы обеспечения мониторинга безопасности зданий и сооружений Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
464
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ / МОНИТОРИНГ И УПРАВЛЕНИЕ / ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ / ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ ОБЪЕКТЫ / КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СНИЖЕНИЕ РИСКОВ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НОРМАТИВНАЯ БАЗА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН (ТЕХРЕГЛАМЕНТ) / FEDERAL LAW (TECHNICAL REGULATIONS) / STRUCTURED SYSTEMS / MONITORING AND MANAGEMENT / ENGINEERING SYSTEMS OF BUILDINGS AND CONSTRUCTIONS / POTENTIALLY DANGEROUS OBJECTS / COMPLEX SECURITY / RISK REDUCTION / METHODOLOGICAL SUPPORT / REGULATORY BASE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Волков Олег Сергеевич, Ушаков Валерий Игоревич, Гудима Олег Брониславович

В статье проведен анализ нормативной базы и ее дальнейшего развития, а также рекомендации по созданию, функционированию и совершенствованию системы мониторинга (контроля) на потенциально опасных, технически сложных и уникальных объектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Волков Олег Сергеевич, Ушаков Валерий Игоревич, Гудима Олег Брониславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological, Normative and Methodological and Organizational Issues of Buildings and Constructions Monitoring Safety Provision

Article gives the analysis of the normative base and its further development, as well as recommendations on the establishment, functioning and improvement of the system of monitoring (control) of potentially dangerous, technically complex and unique objects.

Текст научной работы на тему «Методологические, нормативно-методические и организационные вопросы обеспечения мониторинга безопасности зданий и сооружений»

/44 Civil SecurityTechnology, Vol. 9, 2012, No. 2 (32)

УДК 614.8

Методологические, нормативно-методические и организационные вопросы обеспечения мониторинга безопасности здании и сооружении

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2012

О.С. Волков, В.И.Ушаков, О. Б. Гудима

Аннотация

В статье проведен анализ нормативной базы и ее дальнейшего развития, а также рекомендации по созданию, функционированию и совершенствованию системы мониторинга (контроля) на потенциально опасных, технически сложных и уникальных объектах.

Ключевые слова: структурированные системы; мониторинг и управление; инженерные системы зданий и сооружений; потенциально опасные объекты; комплексная безопасность; снижение рисков; методическое обеспечение; нормативная база; федеральный закон (техрегламент).

Methodological, Normative and Methodological

and Organizational Issues of Buildings

and Constructions Monitoring Safety Provision

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2012

O. Volkov, V. Ushakov, O. Gudima

Abstract

Article gives the analysis of the normative base and its further development, as well as recommendations on the establishment, functioning and improvement of the system of monitoring (control) of potentially dangerous, technically complex and unique objects.

Key words: structured systems; monitoring and management; engineering systems of buildings and constructions; potentially dangerous objects; complex security; risk reduction; methodological support; regulatory base; Federal law (technical regulations).

27 октября 2009 года Министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С. К. Шойгу был издан приказ № 612 «О совершенствовании нормативной базы по организации систем наблюдения и контроля (мониторинга) параметров состояния зданий и сооружений и оборудования потенциально опасных объектов».

В свете этого приказа Экспертному совету МЧС России рекомендовано: «провести анализ нормативной базы создания и функционирования систем мониторинга ПОО и подготовить рекомендации по ее совершенствованию ;

подготовить и представить предложения по вопросу совершенствования деятельности по созданию систем мониторинга на ПОО».

Катализатором появления данного приказа явились и трагические события на Саяно-Шушенской ГЭС, и в то же время последовательное, поступательное движение со стороны МЧС в реализации политики государства в области безопасности.

Главное внимание здесь сосредоточено на том, что защита населения и территорий Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одной из важнейших задач органов государственной власти всех уровней, независимо от их организационно-правовой формы собственности.

Объективными следствиями такой политики являются:

обеспечение комплексной безопасности на потенциально опасных и критически важных объектах, зданиях, сооружениях и территориях от опасных факторов природного, техногенного, социального характера;

решение задач по снижению рисков от опасных факторов техногенного характера.

Достигается это реализацией следующих направлений:

созданием технических и технологических систем, обеспечивающих в аспекте безопасности минимальные риски при функционировании;

созданием систем мониторинга технических, технологических систем, обеспечивающих предупреждение о возможности развития аварийной, чрезвычайной ситуации для своевременного принятия адекватных мер.

В рамках реализации второго из указанных направлений создаются структурированные системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС).

Технология создания СМИС в настоящее время является наиболее проработанной и перспективной. По сути, создана процедура разработки и внедрения СМИС, а также подготовки соответствующих специалистов и обслуживающего персонала. Эта процеду-

ра основывается на передовых технологиях мониторинга и существующей нормативно-правовой базе.

Для правового и технического регулирования осуществления мониторинга с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) на критически-важных и потенциально опасных объектах разработан национальный стандарт ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в ЧС. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования». Настоящий стандарт устанавливает: категории объектов, подлежащих оснащению СМИС; основные требования к построению СМИС; перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов; порядок информационного сопряжения данных от СМИС с ЕДДС города, района; порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.

Кроме того, в данной области разработан ряд организационно-методических документов:

Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах (ПОО), зданиях и сооружениях. Методика аттестована Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 19.12.03 г. № 9;

Методика оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений. Методика аттестована Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 25.02.2003 г. № 1;

Методика мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений. Общие положения и требования. Методика аттестована Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 18. 03. 2009 г. № 3.

В данных методиках определяется последовательность создания комплекса структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами потенциально-опасных объектов, зданий и сооружений; правила сопряжения СМИС с ЕДДС; способы анализа диагностической информации СМИС для определения технического состояния систем безопасности, жизнеобеспечения контролируемых объектов, инженерных (несущих) конструкций.

Указанные документы используются в качестве практического пособия при проведении экспертизы проектных решений и контроля работоспособности систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, в зданиях и сооружениях.

Однако существующая нормативная база не в полной мере соответствует современным требованиям, предъявляемым к системам мониторинга ПОО, и требует дальнейшего развития.

Состоявшееся 19 ноября 2009 г. заседание экспертного совета МЧС России по совершенствова-

нию нормативно-правовой базы создания систем мониторинга ПОО по осуществлению организационно распорядительной деятельности и развитию системы подготовки кадров для разработки и эксплуатации систем мониторинга ПОО постановило конкретнее рассмотреть перспективы развития СМИС и внести изменения в законодательную базу.

В соответствии с утвержденными МЧС России планами к разрабатываемому техническому регламенту готовятся следующие нормативные документы:

новая редакция свода правил (СП 11-107-98) «Порядок разработки и состав раздела «Перечень мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства». В новой редакции будут отражены требования по проектированию СМИС;

свод правил «Технические требования к системам мониторинга потенциально опасных объектов» установит конкретные требования к СМИС;

национальный стандарт «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Технические средства мониторинга чрезвычайных ситуаций. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Методы испытаний».

Кроме того, в настоящее время подготовлен проект изменений в ГОСТ Р 22.1.12-205, прошедший публичное обсуждение и переданный для утверждения и регистрации.

В конечном итоге, по результатам реализации всех мероприятий нормативной базы обеспечения, создания, функционирования и эксплуатации систем мониторинга ПОО, с учетом планируемых к разработке документов, при условии включения в них требований по созданию СМИС, в целом, позволит обеспечить приемлемый уровень безопасности контролируемых зданий и сооружений. Внедрение СМИС обусловливает тенденцию — с постепенного перехода от мероприятий по ликвидации к процессу заблаговременного предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Объектами контроля СМИС, а в ряде случаев и управления, являются технологические процессы, подсистемы жизнеобеспечения и безопасности: теплоснабжение, вентиляция и кондиционирование, водоснабжение и канализация, электроснабжение, газоснабжение, инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта, лифтовое оборудование, система оповещения, системы охранной сигнализации и видеонаблюдения. Системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей и др. Объектами контроля также являются инженерно-

технические конструкции (конструктивные элементы) объектов.

На основе технологии СМИС в настоящее время в России разработано свыше ста проектов для объектов капитального строительства. Среди них комплекс зданий Большого театра России (ГАБТ) в г. Москве, общественно-деловой центр «Охта» в г. Санкт-Петербурге, ОАО «Куйбышевазот» в г. Тольятти, Богучанская ГЭС в Красноярском крае, олимпийские объекты в г. Сочи.

На основе программно-технических комплексов СМИС/СМИК разработаны и функционируют опытные зоны СМИС в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, в Красноярском крае и Самарской области. Проведен анализ осуществления эксплуатации нижеперечисленных систем:

структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами (СМИС), системы мониторинга состояния инженерно-технических, несущих конструкций (СМИК) Дворца спорта «Мегаспорт» г. Москва (2007—2009 гг.);

пилотного проекта единой системы мониторинга критически важных и потенциально опасных объектов Москвы (ЕСМ КВ и ПОО Москвы) (2008—2009 гг.): РТС Чертаново; тоннельного комплекса Лефортово;

автоматизированной системы мониторинга деформационного состояния конструкций на этапе строительства (СМИК-С) административного здания с офисными зданиями и подземным паркингом на земельном участке, г. Санкт-Петербург (2008—2009 гг.);

СМИС, СМИК комплекса зданий и сооружений морского пассажирского терминала, Санкт-Петербург (2009 г.);

СМИС промышленного комплекса ОАО «КУЙБЫШЕВАЗОТ» (2009).

Все указанные объекты были спроектированы и реализованы по разработанной под руководством МЧС России технологий создания СМИС и в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.1.12-2005.

В ходе эксплуатации указанные системы в режиме реального времени автоматически осуществляют передачу предупреждающих сообщений на основе данных мониторинга параметров состояния зданий и сооружений, оборудования систем жизнеобеспечения и безопасности, а также от систем оповещения о пожаре, о химической опасности, о загазованности и др.

Функционирование систем мониторинга состояния зданий и сооружений и оборудования потенциально опасных объектов осуществляется независимо от служб эксплуатации.

Получателями информации являются дежурно-диспетчерские службы объектов и пунктов ЕДДС органов повседневного управления РСЧС. При этом автоматически регистрируются в базах данных объекта и ЕДДС инциденты, происходящие с объектами и на объектах. При выявлении нарушений осуществляется автоматическое информирование ЕДДС му-

ниципального образования, руководящего состава объекта. Системы мониторинга, кроме передачи текстовых сообщений, обеспечивают передачу видеоинформации с места нарушения в режиме реального времени.

Действия органов муниципального и объектового уровня РСЧС, их взаимодействие при получении сообщений от объектовых систем мониторинга регламентируются согласованными регламентами. В случае поступления от систем мониторинга объекта предупредительной информации, свидетельствующей о возможности развития чрезвычайной ситуации, регламентами предусмотрено проведение эвакуационных мероприятий.

В случае поступления от систем мониторинга объекта предупредительной информации, свидетельствующей о нарушении нормальной эксплуатации, предаварийном изменении состояния систем жизнеобеспечения, инженерно-технических (несущих) конструкций, регламентами предусматривается проведение соответствующих мероприятий по устранению причин нарушений, а также при необходимости обследование конструкций с выдачей заключений об их техническом состоянии и предложений по их усилению.

Все указанные выше объекты были спроектированы и реализованы по разработанной под руководством МЧС России технологии создания СМИС и в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.1.122005.

На всех анализируемых системах мониторинга для обеспечения информационного взаимодействия СМИС объекта с ЕДДС используется Программный комплекс информационного взаимодействия СМИС (ПК ИВ СМИС).

ПК ИВ СМИС имеет сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р 22.1.12-2005 и системы добровольной сертификации аварийно-спасательных средств МЧС России № РОСС RU/00103 ЭЧ16.Н 0071.

В номенклатуру программного обеспечения систем мониторинга включены:

операционные системы: Microsoft Windows Server 2008 Standard Edition Win32/Win64 English, Windows ХР Professional SP2b Russian;

система управления базами данных Microsoft SQL Server 2008 Standard Edition;

офисный пакет Microsoft Office 2007 Professional RUS;

антивирус Kaspersky Internet Security 9.0 Russian Edition. 10-Desktop 1 year Base Licence Pack.

На всех объектах мониторинга используется единая система классификации и кодирования АИУС РСЧС.

В состав информационного обеспечения проанализированных систем мониторинга включены:

перечень, описания и декларации разметки XML, SMS-сообщений СМИС;

описания экранных форм результатов выполнения функций (решения задач);

перечень, описание входных сигналов (сообщений) от сопрягаемых со СМИС технологических систем, систем жизнеобеспечения и безопасности объекта;

классификатор угроз (инцидентов, аварий, пожаров, террористических проявлений) при формировании сообщений СМИС.

Типовая структурно-функциональная схема СМИС на примере муниципального образования показана на рис. 1.

В целом, информационное обеспечение должно обеспечивать функционирование систем мониторинга в соответствии с проектными требованиями.

ПК ИВ СМИС является составной частью программно-аппаратного комплекса «ПТК СМИС/ СМИК».

В 2009 году программно аппаратный комплекс «ПТК СМИС/СМИК» был признан победителем проводимого ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России открытого конкурса «Программно-технический комплекс мониторинга, передачи информации, решения прикладных задач для центров управления в кризисных ситуациях, дежурных, дежурно-диспетчерских служб федерального, регионального, муниципального и объектового уровней РСЧС».

Разработчиком ПТК «СМИС/СМИК» является ЗАО «Инжиниринговый центр ГОЧС «БАЗИС», который принимал участие в разработке ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования», а также нормативно-методических документов: строительных норм МГСН 4.19-2005, «Методики мониторинга несущих конструкций зданий, сооружений. Общие положения», МЧС России, 2008 г., «Методики оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях», МЧС России, 2003 г.

Работы ведутся в целях создания и совершенствования инженерных систем безопасности, направленных на прогнозирование, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в сотрудничестве с ведущими Российскими научными институтами и учреждениями в области инженерной безопасности, такими как МГСУ, ЦНИИС, РАСС, НИИОСП. Применяются современные технологии съема, передачи и обработки информации. Разрабатываются аппаратно-программные комплексы, адаптированные под цели прогнозирования и предупреждения развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Важной (если не главной) составляющей обеспечения мониторинга КВО и ПОО является подготовка

Рис. 1

персонала для обслуживания ДДС и ЕДДС, а также для персонала обеспечения квалификационных норм аккредитации заинтересованных организаций. Организация и проведение данной подготовки в рамках ФЦ выполняется учебно-консультационным центром «Базис».

Обучение рассчитано на следующие категории слушателей:

сотрудники МЧС; сотрудники ЕДДС (ЕСОДУ); сотрудники дежурно-диспетчерских служб (ДДС) объектов;

специалисты организаций, занимающиеся проектными, строительно-монтажными и пуско-наладочными работами при создании СМИС;

специалисты, занимающиеся эксплуатацией СМИС объектов.

Дополнительно планируется обучение слушателей по разработанным новым четырем программам:

системы безопасности и жизнеобеспечения. Структурированные системы мониторинга и управления инженерными системами критически важных для национальной безопасности и потенциально опасных объектов, зданий и сооружений;

комплексная безопасность критически важных для национальной безопасности и потенциально опасных объектов, зданий и сооружений. Взаимодействие оперативных служб обеспечения безопасности;

создание и эксплуатация систем мониторинга состояния инженерно-технических несущих конструкций зданий и сооружений особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;

взаимодействие структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений с дежурно-диспетчерскими службами и центрами управления в кризисных ситуациях единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Федеральный центр науки и высоких технологий «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) является членом саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «Объединение разработчиков систем комплексной безопасности».

Под эгидой Федерального центра науки и высоких технологий сформировалась группа организаций, профессионально занимающихся научными исследованиями по вопросам сопровождения, внедрения и совершенствования технологий мониторинга. Обеспечен системный подход к осуществлению деятельности по созданию и эксплуатации систем мониторинга ПОО:

разработана и постоянно совершенствуется нормативно-правовая база;

разработаны, апробированы и совершенствуются технологии мониторинга ПОО;

разработаны и совершенствуются аппаратные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

средства и программные комплексы для мониторинга ПОО;

создан пул компаний, обладающих соответствующими компетенциями и ресурсами для эксплуатации систем мониторинга ПОО и входящих в НП «Объединение ОРСКБ» с целью координации деятельности по созданию, использованию и совершенствованию нормативной базы и технологий мониторинга.

создана и развивается система подготовки кадров для разработки эксплуатации систем мониторинга ПОО.

Осуществляется анализ функционирования систем жизнеобеспечения зданий и сооружений и выбор оптимальных способов их сопряжения со СМИС:

разработка протоколов сопряжения;

определение критичности параметров контролируемых систем;

анализ их влияния на состояние безопасности зданий и сооружений;

анализ последствий при выходе контролируемых параметров за предельно допустимые значения;

разработка сценариев развития возможных ЧС;

разработка сценариев реагирования на возможные ЧС.

В рамках научно-исследовательской деятельности для обеспечения мониторинга объекта на стадии эксплуатации разработаны подходы к построению физических моделей объектов, вибродиагностике физических моделей и реальных конструкций объекта, рекомендации по разработке динамических паспортов объектов; совершенствуется последовательность проведения работ по методическому обеспечению создания СМИК. Осуществляется разработка наиболее вероятных сценариев потери несущей способности зданий и сооружений. Отработка сценариев производится на компьютерных моделях, откалибро-ванных на физической модели.

Весь комплекс мер, упомянутых выше, направлен

на решение единой задачи — обеспечение безопасности человека и полностью отвечает требованиям политики государства в области безопасности.

Предварительные расчеты показывают, что в результате создания СМИС количество возникающих ЧС, безвозвратные потери населения и материальные потери от ЧС на объектах снизятся более чем на 50%. Подобными системами целесообразно оснастить все потенциально опасные объекты. А введение в действие федерального закона (технический регламент) «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» позволит установить обязательные для исполнения требования, обеспечивающие защиту от ЧС, к техническим средствам мониторинга и прогнозирования ЧС.

Литература

1. Федеральный закон № 384 от 30.12.2009 г «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

2. Постановление Правительства РФ от 21.12.2009 г № 1044 «О внесении изменения в Положение о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию».

3. ОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в ЧС. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования».

4. Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах (ПОО), зданиях и сооружениях (аттестована Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 19.12.2003 г № 9).

5. Организация и проведение обследования технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений. М.: 26 ЦНИИ МО РФ. 2001.

Сведения об авторах

Волков Олег Сергеевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с. 121352, г Москва, ул. Давыдковская, д. 7. E-mail: _vol963@mail.ru

Ушаков Валерий Игоревич: к.в.н., доц., ФГБУ ВНИИ

ГОЧС (ФЦ), начальник отдела.

121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7.

Тел.: 8-916-363-37-97.

E-mail: _vivat20071@rambler.ru

Гудима Олег Брониславович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с. Тел.: 8-909-945-31-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.