Научная статья на тему 'О возможностях сопряжения систем мониторинга и управления безопасностью и жизнеобеспечением зданий и сооружений с единой дежурно-диспетчерской службой'

О возможностях сопряжения систем мониторинга и управления безопасностью и жизнеобеспечением зданий и сооружений с единой дежурно-диспетчерской службой Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1269
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Качанов С. А., Запорожец А. И., Гинзбург В. В., Волков О. С., Шахраманьян А. М.

Рассмотрены основные положения, порядок создания и другие вопросы автоматизации функций контроля и управления системами безопасности и жизнеобеспечения зданий и сооружений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Качанов С. А., Запорожец А. И., Гинзбург В. В., Волков О. С., Шахраманьян А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О возможностях сопряжения систем мониторинга и управления безопасностью и жизнеобеспечением зданий и сооружений с единой дежурно-диспетчерской службой»

УДК 002 2:614.84:35

С.А. Качанов д.т.н., А.И. Запорожец, к.т.н.,

В.В. Гинзбург, О.С. Волков (ООО «ЭкоПрог»), А.М. Шахраманьян (ООО «Дата+»)

О ВОЗМОЖНОСТЯХ СОПРЯЖЕНИЯ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ С ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБОЙ

Рассмотрены основные положения, порядок создания и другие вопросы автоматизации функций контроля и управления системами безопасности и жизнеобеспечения зданий и сооружений

А.И. Запорожец

В.В. Гинзбург

А.М. Шахраманьян

В процессе эксплуатации системы жизнеобеспечения (отопление, водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и др.) несущие конструкции зданий и сооружений изнашиваются и теряют свою работоспособность. Эксплуатация зданий и сооружений с поврежденными системами жизнеобеспечения и (или) конструктивными элементами может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, в которых высока вероятность гибели людей или нарушения условий их жизнедеятельности. Случаи взрывов домов из-за утечки газа или при использовании различных взрывчатых веществ, нарушения условий жизнедеятельности населения из-за аварийных нарушений теплоснабжения (отопления в зимний период) или отключения электроэнергии, внезапных обрушений конструктивных элементов зданий подтверждают это.

В настоящее время, как за рубежом, так и в России развивается новое направление работ по автоматизации функций контроля и управления системами безопасности и жизнеобеспечения зданий и сооружений. Однако, у нас эти работы не систематизированы и в полной мере не решают вопросов предупреждения и ликвидации ЧС на потенциально опасных объектах (ПОО), зданиях и сооружениях. Более того, в случае неправильного проектирования указанных выше систем, они могут способствовать гибели людей находящихся на объекте и за его пределами. Например, при аварии связанной с выбросом химически опасных веществ, может быть не отключена система вентиляции воздуха на объекте и не выполнены условия по своевременному оповещению рабочего персонала и органов МЧС России.

Состояние нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения безопасности потенциально опасных объектов, зданий и сооружений

Постановлением Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. № 66 введено «Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней». Это Положение определяет результаты всесторонней оценки риска аварий, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации аварии на опасном производственном объекте.

С целью регулирования порядка взаимодействия между МЧС России и Госгортехнадзором России, а также подведомственными им территориальными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции, в целях повышения эффективности регулирования промышленной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обусловленных промышленными авариями, подписано соответствующее соглашение от 24 декабря 1998 г. № 1-4-31/16.

Приказом МЧС России от 26 мая 1999 г. № 284 определен порядок выдачи заключения о готовности потенциально-опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Этот приказ, в частности требует проведения проверки наличия на объекте и работоспособности технических систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, эффективности систем и средств, исключающих разгерметизацию оборудования и высвобождение потенциально-опасных веществ в количестве, способном вызвать образование полей поражающих факторов за пределами территории объекта.

Приказом МЧС России от 28 марта 2003 г. № 105 определены требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения. Указанные требования, в частности, должны соблюдаться при: организации работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования ЧС; проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов опасных для населения и территорий; управлении мероприятиями по предупреждению ЧС и защите населения и территорий от их опасных воздействий; подготовке объектов и территорий к действиям по ликвидации ЧС; оценке готовности потенциально опасных объектов к предупреждению ЧС и достаточности мер по защите населения и территорий.

Разработанная нормативная и нормативно-техническая база в целом определяет основы обеспечения безопасности потенциально опасных объектов, зданий и сооружений. Однако, с учётом широкого внедрения в настоящее время структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) она сегодня требует определенной доработки.

Состояние работ по обеспечению безопасности зданий и сооружений

Созданные автоматизированные системы ЕДДС в субъектах и городах РФ в настоящее время не обеспечивают необходимого автоматизированного получения сообщения от СМИС.

Почти все опасные производственные объекты Российской Федерации прошли декларацию их промышленной безопасности.

Начались работы по автоматизированному контролю утечек химически опасных веществ на потенциально опасных объектах Российской Федерации и передачи в необходимых случаях автоматизированного сообщения об аварии в единую дежурно-диспетчерскую службу.

В ФЦ ВНИИ ГОЧС разработана методика и программно-технический комплекс оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений. Методика определяет последовательность операций и способы анализа диагностической информации для определения инженерной безопасности и степени повреждения зданий (сооружений) с учетом влияния сейсмологических условий строительной площадки и возможных опасностей на находящихся на объекте людей. В методике не рассматривается влияние на инженерную безопасность технологических систем,

обеспечивающих жизнедеятельность. Разработанная методика и программно-технический комплекс апробированы при проведении исследований инженерной безопасности зданий и сооружений на более чем 1 000 объектов как у нас в стране, так и за рубежом.

Российскими компаниями «Сигма-ИС», «НПА Вира Реалтайм» и рядом других организаций разработаны отдельные элементы, а компанией «ЭкоПрог» создана и запатентована архитектура построения СМИС, которые строятся на базе программно-технических комплексов, осуществляющих мониторинг технологических процессов непосредственно на объектах зданий и сооружений и обеспечивающих их передачу на диспетчерские пункты для последующей обработки с целью оценки, предвидения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени.

Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2002 г. № 619 ФЦ ВНИИ ГОЧС поручено разработать технологии обеспечения инженерной безопасности (реальной устойчивости, сейсмостойкости и остаточного ресурса долговечности) зданий, сооружений, технологических систем и экспертиза этих технологий, а также создать комплекс программно-технических средств для мониторинга, прогнозирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Выполняя требования постановления Правительства Российской Федерации ФГУ ВНИИ ГОЧС совместно с входящей в корпорацию ФЦ ВНИИ ГОЧС компанией «ЭкоПрог» разработана оригинальная технология создания автоматизированных взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения, информационных систем и СМИС. Разработанная технология позволяет предупредить или значительно уменьшить последствия следующих ситуаций: возникновения пожаров; несанкционированного проникновения в служебные помещения; аварий на системах жизнеобеспечения; аварий, связанных с выбросом химически опасных веществ, аварий, связанных с использованием различных взрывчатых, биологически или радиационно опасных веществ, террористических актов.

Предлагаемая система по сравнению с зарубежными и отечественными аналогами имеет следующие преимущества:

— в составе систем безопасности, жизнеобеспечения, информационных систем и СМИС может использоваться оборудование различных производителей;

— работа всех систем управления инженерными системами и системами безопасности зданий и сооружений в случае чрезвычайных ситуаций осуществляется по определенным, научно-обоснованным алгоритмам;

— обеспечивается дистанционный контроль состояния систем жизнеобеспечения, безопасности и инженерно-технических конструкций зданий и сооружений;

— обеспечивается возможность автоматизированной передачи необходимой информации о парамет-

рах чрезвычайной ситуации по установленной форме в единую дежурно-диспетчерскую службу;

— обеспечивается возможность дистанционного управления системами жизнеобеспечения и безопасности зданий и сооружений из пункта управления единой дежурно-диспетчерской службы.

На основании данной технологии разработана «Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях».

Методика предназначена для оценки систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС потенциально опасных объектов, зданий и сооружений на основе комплексного анализа и проверки отдельных подсистем безопасности и жизнеобеспечения по соответствующим разработанным методикам и нормативным документам.

Структурированные системы мониторинга и управления инженерными системами создаются в целях обеспечения гарантированной устойчивости функционирования системы процессов жизнеобеспечения требуемого качества в контролируемых зданиях и сооружениях и выступают как средство информационной поддержки принятия решения диспетчером единых дежурно-диспетчерских служб в условиях действия дестабилизирующих факторов.

Методика может быть использована органами МЧС России, Госстроя и другими ведомствами, отвечающими за безопасность потенциально опасных объектов, зданий и сооружений.

В методике не рассматриваются вопросы норм пожарной безопасности и вопросы гражданской обороны, которые определены действующими нормативными документами, но эти документы учитываются при создании структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами.

Методика определяет: последовательность создания комплекса структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами потенциально опасных объектов, зданий и сооружений; правила сопряжения структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами с едиными дежурно-диспетчерскими службами; способы анализа диагностической информации структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами для определения технического состояния систем безопасности и систем жизнеобеспечения контролируемых объектов.

Объектами контроля и в ряде случаев управления являются:

— инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) зданий и сооружений;

— подсистемы жизнеобеспечения и безопасности: теплоснабжение (центральное отопление, вентиляция и кондиционирование); водоснабжение и канализация; электроснабжение; газоснабжение; инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта; лифтовое оборудование; система голосового оповещения; система охранной безопасности; система обеспечения технологических процессов в зданиях

и сооружениях (контролируемые параметры: температурный режим, давление, уровень радиации, состав воздуха и концентрация токсичных и взрывоопасных газов, напряжение электросети и др.).

Методика основана на использовании апробированных и запатентованных программно-технических комплексов, которые осуществляют мониторинг технологических процессов и процессов обеспечения функционирования непосредственно в зданиях и сооружениях и обеспечивают передачу информации об их состоянии по каналам связи на единую дежурнодиспетчерскую службу для последующей обработки с целью оценки, прогноза и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени.

Удобство использования методики заключается в том, что она дает научно-обоснованные практические рекомендации по созданию и проверке структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами потенциально-опасных объектов, зданий и сооружений.

Данная методика аттестована решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 19 декабря 2003 г. № 9) и рекомендована комиссиям по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным центрам МЧС России в качестве практического пособия при проведении экспертизы проектных решений и проверки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, в зданиях и сооружениях. Методика также прошла экспертизу на межведомственном координационном научном совете по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (Протокол от 18 сентября 2003 г. № 3 (18)) .

Необходимое дополнительное нормативно-правовое

и нормативно-техническое обеспечение создания структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений

В настоящее время, в ФГУ ВНИИ ГОЧС разрабатывается технический регламент, который определит «Требования к структурированным системам мониторинга и управления системами безопасности и инженерными системами жизнеобеспечения потенциально-опасных объектов, зданий и сооружений».

Технический регламент разрабатывается в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества и направлен в первую очередь на решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций и безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Актуальность создания технического регламента подтверждается требованиями Правительства Российской Федерации осуществлять информационное обеспечение деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) с использованием информационно-управляющей системы (постановление Правительства Российской

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794) и разработать базовую систему мониторинга критически важных объектов (протокол совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. № 4, утвержденный Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 г. ПР-2192).

Предлагаемый технический регламент определит требования к: категориям зданий и сооружений, подлежащих обязательному оснащению СМИС; основным требованиям к построению СМИС; перечню обязательных функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности зданий и сооружений; порядку создания СМИС; порядку информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурнодиспетчерской службой города, района; программу комплексных испытаний СМИС.

Введение требований технического регламента позволит обеспечить:

— внутриобъектовый контроль за работой всех инженерных систем ПОО, зданий и сооружений;

— в случае превышения заданных «предкрити-ческих» параметров работы инженерных систем обеспечить предупреждение или ликвидацию ЧС по определенным рассчитанным алгоритмам;

— дистанционный контроль состояния систем жизнеобеспечения и инженерно-технических конструкций зданий и сооружений;

— возможность автоматизированной передачи необходимой информации о параметрах чрезвычайной ситуации по установленной форме в единую дежурно-диспетчерскую службу;

— возможность дистанционного управления (в случае ЧС) системами жизнеобеспечения и безопасности зданий и сооружений из пункта управления единой дежурно-диспетчерской службы.

Должен быть также разработан и утвержден установленным порядком типовой закон субъекта РФ «О безопасности объектов повышенного риска». Этот закон должен определять правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации зданий, сооружений (мосты, туннели, путепроводы), а также таких объектов, как места массового скопления населения (киноконцертные залы, стадионы, торговые центры, школы, больницы, и т.п).

Закон должен быть направлен на предупреждение аварий на потенциально опасных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий; предупреждение негативных воздействий на объекты массового скопления населения последствий аварий на опасных объектах и обеспечение готовности этих объектов, к локализации и ликвидации последствий негативных воздействий аварий.

Кроме этого, должны быть разработаны и утверждены установленным порядком «Технические требования к СМИС».

Для дальнейшего развития ЕДДС и обеспечения их сопряжения с СМИС должны быть внесены со-

ответствующие изменения в «Типовое положение о ЕДДС», «Типовые штаты и штатные перечни по должностям работников ЕДДС» и «Типовые нормы обеспечения ЕДДС».

Для конкретизации общих положений обеспечения безопасности зданий и сооружений в части, касающейся оснащения их СМИС, определения конкретных требований к таким системам, порядка их построения, функционирования и эксплуатации, а также иных аспектов автоматизированного контроля за обеспечением безопасности зданий и сооружений в развитие создаваемого технического регламента могут быть разработаны соответствующие государственные стандарты.

В соответствии с разработанными государственными стандартами в области обеспечения безопасности зданий и сооружений целесообразно осуществить доработку нормативной базы, регламентирующей требования к вводимым в эксплуатацию зданиям и сооружениям, а также содержание деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов на предмет включения в соответствующие документы положений регламентирующих обязательное оснащение соответствующих зданий и сооружений СМИС.

Для организации создания и развития СМИС в конкретных субъектах Российской Федерации на основании разрабатываемого технического регламента необходимо разработать и утвердить установленным порядком, соответствующие положения субъектов Российской Федерации, инструкции о порядке информационного сопряжения СМИС с ЕДДС, а также другие необходимые документы.

Основные положения по созданию структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений

СМИС создаются в целях обеспечения гарантированной устойчивости функционирования системы процессов жизнеобеспечения требуемого качества в контролируемых зданиях и сооружениях и выступают как средство информационной поддержки принятия решения диспетчером ЕДДС в условиях действия дестабилизирующих факторов (рис. 1).

Объектами контроля и в ряде случаев управления являются:

— инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) зданий и сооружений;

— подсистемы жизнеобеспечения и безопасности: теплоснабжение (центральное отопление, вентиляция и кондиционирование); водоснабжение и канализация; электроснабжение; газоснабжение; инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта; лифтовое оборудование; система голосового оповещения; система охранной безопасности; система обеспечения технологических процессов в зданиях и сооружениях (контролируемые параметры: температурный режим, давление, уровень радиации, состав воздуха и концентрация токсичных и взрывоопасных газов, напряжение электросети и др.).

Структурированные кабельные системы

Телекоммуционные и информационные приложения

Информационные сети

Системы управления информационной инфраструктурой

Системы общего, бесперебойного и гарантированного электроснабжения

Системы диспетчерского управления

Системы безопасности

Системы отображения информации

Единые

дежурно-диспетчерские службы

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

ЗДАНИЕ/

ПРЕДПРИЯТИЕ

Г Механические инженерные системы ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

(В ® (Ш і і @® И00Э

БИЗНЕС-ЦЕНТРЫ ЖИЛЬЕ ОБЪЕКТЫ СЕРВИС-

ПРОМЫШЛЕННОШ ПРОВАЙДЕРЫ

СПОРТИВНЫЕ ЗРЕЛИЩНЫЕ ОБЪЕКТЫ ОБЪЕКТЫ ОБЪВСТЫ ЗДРАВО- ТРАНСПОРТНЫЕ

ОБЪВСТЫ ОБЪЕКТЫ ТОРГОВЛИ И БЫТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОХРАНЕНИЯ ОБЪЕКТЫ

Рис. 1. Системные технические решения создания систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений и ее сопряжения с ЕДДС города

СМИС должны обеспечивать (рис. 2):

— предупреждение и прогнозирование ЧС;

— непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений;

— решение задач контроля параметров процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений и определения отклонений их текущих значений от нормативных;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— получение автоматизированной формализованной оперативной информации о состоянии инже-

Рис. 2. Автоматизированная система диспетчерского контроля и управления процессами безопасности и жизнеобеспечения потенциально опасных объектов, зданий и сооружений в системе ЕДДС города

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

нерно-технических конструкций и технологических систем зданий и сооружений руководителями соответствующих служб, в том числе и ДДС;

— автоматизированное или принудительное, в том числе и с использованием мобильного телефона, оповещение соответствующих специалистов для принятия необходимых мер по предупреждению или ликвидации ЧС в зданиях и сооружениях (прекращение подачи газа, воды, включение средств пожаротушения и т.п.);

— повышение оперативности доведения информации о нештатных и аварийных ситуациях до соответствующих служб через информационное сопряжение с ЕДДС;

— оперативное автоматизированное информационное обеспечение взаимодействия ДДС при ликвидации ЧС в зданиях и сооружениях;

— документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий диспетчеров служб зданий и сооружений по их предупреждению и ликвидации;

— организацию автоматизированного учета эксплуатационных ресурсов технологического оборудования и его своевременного технического обслуживания.

В состав СМИС должны входить следующие компоненты: комплекс контролирующих средств (датчики и измерительные приборы, исполнительные механизмы, контроллеры); многофункциональная кабельная система; сеть передачи информации; система сбора и обработки информации; административная система.

В комплекс контролирующих средств должны входить: сейсмодатчики; аналоговые и (или) цифровые датчики контроля всевозможных технологических параметров; водо, газо и электросчетчики; датчики аварий с дискретными сигналами; датчики контроля наличия всевозможных взрывчатых и радиоактивных веществ и т. д.

В качестве исполнительных механизмов могут использоваться технические средства, обеспечивающие автоматическое, автоматизированное или ручное управление (клапаны, задвижки, электроприводы, насосы и т. д.).

В многофункциональную кабельную систему включаются: кабеленесущие конструкции; электрические и слаботочные кабели; коммутирующие устройства (кроссы, электрические шкафы).

В систему сбора и обработки информации входят: серверы ввода-вывода; локальная и (или) глобальная вычислительные сети; рабочие станции диспетчеров; программный комплекс.

В административную систему входят: организационная структура, обеспечивающая эксплуатацию здания (сооружения); эксплуатационно-техническая и распорядительная документация; документация, регламентирующая взаимодействие с ЕДДС.

ЕДДС в части решения задач безопасности зданий и сооружений должны решать следующие основные задачи:

• получение от СМИС информации о чрезвычайной ситуации или текущей информации;

• анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до дежурно-диспетчерских служб (далее ДДС), в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

• обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена (подсистемы) РСЧС;

• оперативное управление аварийно-спасательными и пожарными силами и средствами постоянной готовности, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий ЧС, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);

• обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение и корректировка (по обстановке) заранее разработанных и согласованных с городскими службами вариантов решений по ликвидации ЧС;

• постоянное информирование дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

• представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления по подчиненности об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов);

• доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

• обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.

Пример взаимодействия системы пожарной сигнализации с инженерно-техническими системами объекта показан на рис. 3.

СМИС подлежат обязательной установке в зданиях и сооружениях следующих категорий:

• жилые здания, общей площадью более 10 000 кв. м;

• здания и сооружения промышленного и иного назначения, которые в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-83, относятся к категории потенциально опасных производственных объектов;

• здания и сооружения промышленного и иного назначения функционирование которых сопряжено с риском возникновения аварий, катастроф и иных ЧС;

• здания и сооружения производственного, социально-бытового и иного назначения, в соответствии с функциональным предназначением предусматривающие одновременное нахождение в них 500 и более человек;

Рис. 3. Пример взаимодействия системы пожарной сигнализации с инженерно-техническими системами объекта

• здания и сооружения (независимо от их функционального предназначения) наземная архитектура которых составляет более 10 этажей (высота — более 30 м), расположенные в районах массовой застройки;

• мосты, туннели, транспортные развязки;

• места утилизации промышленных, бытовых и иных отходов;

• гидротехнические сооружения;

• очистные сооружения.

Оборудование зданий и сооружений, указанных выше, СМИС должно осуществляться:

• при проведении проектно-изыскательских, строительных и монтажных работ для вновь строя -щихся зданий и сооружений;

• при проведении планового капитального ремонта для зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации.

Режимы функционирования и состав ЕДДС должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.7.01—99 «ЕДДС. Основные положения»

Программно-технические средства СМИС должны быть сертифицированы МЧС России.

Порядок создания структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях

и их информационного сопряжения с ЕДДС города

Для создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города проводится следующий комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий:

• определение и согласование между администрацией города, органом управления по делам ГОЧС

и городскими службами состава существующих ДДС, привлекаемых для ликвидации различных видов ЧС в жилых зданиях и сооружениях, а также порядка их взаимодействия и информационного обмена с ЕДДС;

• уточнение городской группировки сил и средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС в случае ЧС в зданиях и сооружениях;

• разработка порядка информационного обеспечения ЕДДС в случае ЧС в зданиях и сооружениях во всех режимах ее функционирования;

• разработка и утверждение необходимых правовых, организационно-методических и нормативнотехнических документов, являющихся основой для дальнейшего совершенствования ЕДДС в части их информационного сопряжения с СМИС;

• получение необходимых разрешений и разработка технического проекта сети связи зданий и сооружений с центральным диспетчерским пунктом дирекции единого заказчика (ДЕЗ) и ЕДДС с учетом привязки к сети общего пользования по техническим условиям оператора связи;

• совершенствование существующих систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС в части предупреждения или ликвидации последствий ЧС в зданиях и сооружениях;

• сопряжение комплекса средств автоматизации ЕДДС с СМИС.

Основными этапами создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города являются: организационный этап, в течение которого решаются организационные вопросы построения СМИС и

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

их информационного сопряжения с ЕДДС города; технический этап, на протяжении которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства СМИС, а также осуществляется их информационное сопряжение с ЕДДС города.

Для создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города на организационном этапе разрабатываются и утверждаются следующие документы: положение о СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города; инструкции об обмене информацией между центральными диспетчерскими пунктами ДЕЗ зданий и сооружений, ЕДДС и городскими ДДС; дополнения и изменения к действующим инструкциям ДДС (в части их взаимодействия с ЕДДС) и другие.

На техническом этапе создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города разрабатываются техническое задание и технический проект на создание автоматизированной системы. На основании этих документов создаются и вводятся в эксплуатацию СМИС.

Для придания необходимого юридического статуса СМИС установленным порядком вводятся в действие: типовое положение о СМИС и типовое положение о ЕДДС города в части контроля зданий и сооружений.

В целях создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, конкретного города разрабатываются на основе типовых положений и утверждаются в городской администрации: «Положение о СМИС», «Положение о ЕДДС города в части контроля зданий и сооружений», инструкции об обмене информацией между центральными диспетчерскими пунктами ДЕЗ зданий и сооружений, ЕДДС и городскими ДДС, а также другие необходимые нормативно-методические документы.

С целью унификации и стандартизации проектирования и дальнейшего развития СМИС в качестве головной организации по данному вопросу целесообразно определить ФЦ ВНИИ ГОЧС.

Для разработки необходимого методического, специального программного, информационного и технического обеспечения головной организацией привлекаются специализированные научно-исследовательские учреждения и организации заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Основные положения по обучению создания взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях

Работы по проектированию, установке, приемке и эксплуатации взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений должны осуществляться только теми органи-

зациями, у которых имеется необходимое количество специалистов (не менее 5) прошедших обучение в специально создаваемом на базе ФЦ ВНИИ ГОЧС учебном центре и получившими соответствующие лицензии. ФЦ ВНИИ ГОЧС может предоставлять право на проведение учебных работ в области СМИС организациям и научным учреждениям, специализирующимся в области создания систем безопасности в чрезвычайных ситуациях, после проведения обучения и аттестации специалистов (преподавателей) из этих учреждений. В этом случае этим организациям выдаются соответствующие лицензии ФЦ ВНИИ ГОЧС на право проведения работ по обучению создания СМИС сроком на 1 год. По истечении указанного срока лицензии она может быть продлена ФЦ ВНИИ ГОЧС сроком на 1, 2 или 3 года.

Учебные центры по созданию взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений должны решать следующие задачи:

— подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов осуществляющих оценку, экспертизу и приемку СМИС;

— аттестацию юридических и физических лиц на предмет разрешения проведения работ по проектированию, установке, приемке и эксплуатации СМИС;

— управление патентной деятельностью в области СМИС;

— консалтинг, лицензирование, подготовку и реализацию инновационных решений, научное, программно-техническое и учебно-методическое сопровождение реализации проектов связанных с созданием, внедрением, эксплуатацией и модернизацией СМИС на различных объектах.

Программы обучения специалистов в области создания взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений составляются учебным центром ФЦ ВНИИ ГОЧС и утверждаются руководством МЧС России.

ФЦ ВНИИ ГО ЧС или организации, специально уполномоченные для этого ФЦ ВНИИ ГОЧС, выдают юридическим и физическим лицам лицензии на проектирование, монтаж, эксплуатацию и модернизацию взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений и ведут их реестровый учет. Лицензии на право проведения работ по проектированию, монтажу, эксплуатации и модернизации взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений выдаются сроком на 1 год. По истечении указанного срока лицензии она может быть продлена ФЦ ВНИИ ГОЧС или организациями, специально уполномоченные для этого ФЦ ВНИИ ГОЧС, сроком на 1, 2 или 3 года. ФЦ ВНИИ ГОЧС ведет общий реестр выданных учебным центрам и юридическим лицам лицензий и организует их опубликование в специализированных изданиях.

Организации, которым ФЦ ВНИИ ГОЧС предоставлено право на проведение обучения в области создания взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений,

должны ежеквартально предоставлять ФЦ ВНИИ ГОЧС перечень юридических лиц, которым ими выданы лицензии на проведение указанных выше работ.

В субъектах Российской Федерации управления (главные управления) ГОЧС осуществляют следующие функции:

— территориальный реестровый учет организаций, получивших лицензии на проведение работ по созданию взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений;

— надзор за выполнением правовых и нормативных документов в части проектирования и эксплуатации взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений;

— организацию и контроль подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов управления по делам ГОЧС, осуществляющих надзор за проектированием, созданием и эксплуатацией взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений;

— выдачу и согласование в установленном порядке

исходно-разрешительной проектно-эксплуатаци-

онной документации на взаимосвязанные системы безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений;

— выполнение задач, возложенных на ЕДДС города в части взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений.

Финансовое обеспечение работ по созданию структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений

Разработку и совершенствование технических и технологических решений СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС, а также подготовку соответствующей нормативно-правовой и нормативно-технической базы целесообразно финансировать за счет средств ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года», средств федерального бюджета, выделяемых на финансирования плана научных исследований ФЦ ВНИИ ГОЧС.

Разработка типовой нормативно-методической документации по созданию СМИС, а также их доработка и адаптация в интересах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления финансируются за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Разработка конкретных технических и технологических проектов создания СМИС финансируется за счет средств органов и организаций, которым принадлежат (которыми эксплуатируются) соответствующие здания и сооружения.

На всех стадиях к финансированию работ по созданию и развитию СМИС целесообразно привлекать средства организаций заинтересованных в их разработке, страховых компаний и общественных организаций. К реализации настоящей Концепции целесообразно привлекать средства из других внебюджетных источников.

Такая организация финансирования работ по созданию и развитию СМИС позволит обеспечить единую научно-техническую политику МЧС России в этом направлении и снизить общие финансовые расходы государства путем исключения возможного дублирования проектных работ в других федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Социально-экономическое обоснование работ по созданию структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений

По предварительным расчетам в результате создания СМИС безвозвратные потери населения в чрезвычайных ситуациях будут снижены на 10—15 %.

Автоматизированные системы предотвращения ЧС (прерывание подачи газа, воды, электричества и т.п.), входящие в автоматизированные системы наблюдения и контроля на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях, могут спасти здоровье и жизнь многих тысяч людей и (по предварительным оценкам) не менее чем на 15-20 % сократить материальные потери от ЧС, а в некоторых случаях полностью исключить их. Исходя из этого, только за 2002 год экономический эффект от уменьшения материальных потерь от ЧС, вызванных пожарами на различных промышленных и жилых строениях, составил бы не менее 8 млд. рублей.

Осуществление автоматизированной информационной поддержки координации действий по ликвидации ЧС ведомственных дежурно-диспетчерских служб и подчиненных им сил и средств позволит сократить не менее чем на 10-15 % материальные затраты на ликвидацию последствий ЧС. Это достигается за счет определения рационального состава и более эффективного применения аварийно-спасательных сил и средств, а также их рационального материально-технического обеспечения.

Создание СМИС позволит примерно на 15 % уменьшить количество возникающих ЧС и существенно снизить тяжесть их последствий. Исходя из этого, необходимое количество постоянных сил и средств, требуемых для предупреждения и ликвидации ЧС, может быть снижено примерно на 10 %.

Предлагаемые ФЦ ВНИИ ГОЧС совместно с компанией «ЭкоПрог» технические решения применялись на объектах Банка России, МПС России, МЧС России, ОАО «Аэрофлот», ОАО «НК Лукойл», ОАО «НК Юкос», АФК «Система», ОАО «Белгородэнерго» и других организаций.

Предлагаем рассмотреть возможность применения рассмотренной выше технологии создания СМИС при строительстве и реконструкции зданий и сооружений повышенного риска.

Для получения консультации по указанным выше вопросам Вы можете обратиться в ФЦ ВНИИ ГОЧС по тел. 445-44-65 (Качанов Сергей Алексеевич) или по тел. 108-53-29 (Волков Олег Сергеевич).

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.