Научная статья на тему 'Вопросы надежности функционирования оперативных дежурных в системах управления РСЧС'

Вопросы надежности функционирования оперативных дежурных в системах управления РСЧС Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
149
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Носов М. В., Романов А. С.

В статье представлен анализ надежности функционирования оперативных дежурных объединенных систем оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Носов М. В., Романов А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article there is given analyses of reliability of on duty functioning united systems of efficient control management in emergency situations

Текст научной работы на тему «Вопросы надежности функционирования оперативных дежурных в системах управления РСЧС»

УДК 614.8:338

М.В. Носов к.т.н., А.С. Романов ВОПРОСЫ НАДЕЖНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ДЕЖУРНЫХ В СИСТЕМАХ

УПРАВЛЕНИЯ РСЧС

M. Nosov, A. Romanov

RELIABILITY QUESTIONS OF OFFICERS ON DUTY FUNCTIONING IN THE SYSTEMS OF ES

В статье представлен анализ надежности функционирования оперативных дежурных объединенных систем оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях.

In article there is given analyses of reliability of on duty functioning united systems of efficient control management in emergency situations.

М.В. Носов

А.С. Романов

Крупные аварии и катастрофы первой четверти ХХ века, происшедшие непосредственно или косвенно по вине человека, в очередной раз обратили внимание на проблему человеческого фактора. Аварии и катастрофы на атомных станциях ТМ1 (США) в 1979 г. и Чернобыльской АЭС (Украина) в 1986 г., утечка ядовитых газов на химическом комбинате в Бхопале (Индия) в 1984 г., череда авиационных катастроф на внутренних и международных авиалиниях по вине диспетчерских служб показали, что проблема надежности оперативно-диспетчерского персонала структурно-сложных систем управления далека от своего разрешения.

При угрозе или возникновении масштабных чрезвычайных ситуаций (ЧС) непосредственное руководство работами по их предупреждению и ликвидации возлагается на координирующие и постоянно действующие органы управления РСЧС. Важную роль при угрозе или возникновении ЧС играют органы повседневного управления РСЧС — оперативно-диспетчерские службы. На этапе возникновения и в ходе ликвидации масштабной ЧС возрастает необходимость координации их действий. С целью дальнейшего повышения оперативности и эффективности функционирования всех сил и средств РСЧС разрабатываются и внедряются объединенные системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ) [1, 2], объединенная комплексная система информирования и оповещения населения, национальный центр управления в кризисных ситуациях, системы оповещения гражданской обороны [1, 2, 6].

Заметим, что элементами указанных систем управления РСЧС являются не только технические устройства, но и оперативные дежурные (ОД). Системы, где человеку приходится взаимодействовать со сложной техникой, относятся к классу эргатических систем (человеко-машинных систем). В государственном стандарте [3] за этим термином закреплено довольно узкое понятие: система «человек - машина» - это такая система, в которой субъект труда находится не непосредственно у объекта труда, а удален от него и осуществляет управление, используя информационную модель, т.е. субъект управления — оператор.

Другое определение, данное известным американским исследователем в области человеческого фактора Мэйстером [4], расширяет класс человеко-машинных систем и указывает на наличие у таких систем общей одной или нескольких целей: «система «человек-машина» - это организация, состоящая из операторов мужского или женского пола и машин, на которых они выполняют определенные действия, обеспечивающие реализацию тех целей, ради которых и была разработана система».

Качество управления в такого рода системах определяется оптимальностью распределения функций управления между человеком и автоматикой. Интуитивно понятно, что задача разделения функций заключается в том, чтобы решить, что в системе управления необходимо возложить на человека, а что можно доверить автоматическим устройствам. Неоспоримыми достоинствами автоматики являются [4,

о

VO «

CP

го «

CP

и cu т s

I

X

cu f— I

0

1

т

^

re I

0

Ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

е т

1

о н

т

у

а

I

5]: высокое быстродействие и точность работы; длительный ресурс и продолжительность непрерывной работы; неограниченное число каналов параллельной обработки сигналов; большой объем памяти; высокая надежность и жесткий самоконтроль. Перечисленные качества в гораздо меньшей степени присущи человеку — он быстро устает, его ресурсы (память, быстродействие) крайне ограничены, он подвержен стрессам, его действия могут быть неточными, а работа в целом менее надежной. Все это говорит в пользу полной автоматизации системы. Однако основным ограничением автоматики является детерминированность алгоритма ее работы. Это означает, что все возможные действия должны быть заранее предусмотрены и описаны, но одним из признаков сложной системы является тот факт, что ее поведение в некоторых случаях (тем более в условиях ЧС) может оказаться для нас неожиданным. Другими словами, для сложной системы нет полностью адекватной модели, что в свою очередь делает невозможным полную автоматизацию процесса управления и, следовательно, требует наличия в контуре управления человека-оператора. Никакая автоматика сегодня не может превзойти человека в его способности к быстрому изменению алгоритма управления, возможности прогнозировать развитие событий на основе собственного опыта и интуиции, способности ориентироваться в условиях неполной и искаженной информации.

Вопросы разграничения функций между автоматикой и оперативными дежурными применительно к системам управления РСЧС в настоящее время окончательно не решены. С учетом указанных достоинств и недостатков автоматики и человека в контуре управления, можно определить набор функций, которые должны быть отнесены к автоматическому управлению или непосредственно к оперативному дежурному. Инструментарием решения этой задачи может быть экспертный анализ специалистов, занимающихся вопросами создания и применения систем управления РСЧС. Обработка экспертных оценок на основе теории нечетких множеств позволит обеспечить адекватное распределение функции управления между человеком-оператором и автоматикой.

Надежность оперативных дежурных (наряду с надежностью техники) является одним из важнейших свойств, влияющих на качество, эффективность и безопасность работы систем управления РСЧС. Понятие надежности функционирования ОД определяется как способность сохранять устойчивость запланированного процесса функционирования, заключающуюся в отсутствии вынужденных прекращений процесса (срывов) и неправильного его исполнения по отношению к запланированному в результате ошибочных действий [5].

Существуют два подхода к интерпретации надежности оперативных дежурных [4, 5]:

1) процессуальный, когда под надежностью понимается некоторое свойство, проявляемое в процессе деятельности, и не указывается, какой результат в итоге был достигнут;

2) результативный (прагматический), когда под надежностью понимается свойство человека достигать результат, независимо от того, как складывался процесс деятельности.

В процессуальном смысле надежность понимается как способность человека сохранять требуемые рабочие качества и устойчивость оптимальных рабочих параметров (работоспособности, помехоустойчивости), безотказно выполнять деятельность, сохранять устойчивость запланированного процесса функционирования, заключающуюся в отсутствии срывов и ошибочных действий.

С прагматической точки зрения надежность рассматривается как способность человека достичь поставленную цель, успешно выполнить работу (задание) или поставленную задачу, выполнить в полном объеме возложенные функции и некоторые обусловленные системой действия, принять оптимальное (или хотя бы приемлемое) решение, не нанести ущерба системе.

Важнейшим обстоятельством, характеризующим надежность оперативных дежурных, являются условия, в которых протекает их деятельность. Одно дело, когда надежным считается ОД, не ошибающийся в обычной спокойной обстановке, другое — когда он справился с задачей в экстремальной ситуации. Именно это подчеркивается в ряде определений [4], отмечающих, что надежность как свойство человека проявляется на любом требуемом уровне функционирования системы управления, при определенных условиях работы и при возможном усложнении обстановки. Другим важным обстоятельством, характеризующим надежность функционирования ОД, является время, выступающее в двух аспектах: как ограничивающий фактор выполнения определенного задания и как условие сохранения устойчивого функционирования в течение заданного времени.

Для количественной оценки свойства надежности функционирования ОД могут быть рекомендованы следующие показатели:

- безотказность — вероятность безотказной работы ОД ОСОДУ в течение определенного отрезка времени, процент выполненных (не сорванных отказами) заданий ОД ОСОДУ, вероятность появления отказа при совершении ошибки ОД ОСОДУ в течение определенного отрезка времени;

- своевременность — вероятность своевременного выполнения работы ОД ОСОДУ, т.е. фактическое время выполнения функции меньше предельно допустимого (оценка своевременности опирается на оценку быстродействия, показателем которого является время решения задачи или выполнения функции);

- готовность — коэффициент готовности ОД ОСОДУ (вероятность включения ОД ОСОДУ в работу в нужный момент времени);

- восстанавливаемость — среднее время исправления допущенной ошибки.

Оценивание указанных показателей, как правило, выполняется на основе использования эксперт-

ных оценок специалистов. При этом вся информация должна быть систематизирована по ошибкам действий ОД и их причинам.

Наиболее показательная статистика взаимодействия оперативных дежурных в системах управления имеется в ядерной энергетике. Например, на конференции МАГАТЭ «Человеко-машинное взаимодействие в ядерной энергетике» в Токио (1988 г.) в качестве основных причин возникновения проблем с безопасностью реакторов на ряде АС (по результатам анализа более 450 инцидентов в 24 странах) были названы [4]:

- недостаточная квалификация персонала — недостаточные знания, неподходящие личные качества, отсутствие мотивации, неадекватная тренировка (20%);

- неадекватная поддержка персонала — неадекватные процедуры, средства и системы управления, несовершенная эргономика (40%);

- неадекватное управление персоналом — плохая организация работы, сложность задач, низкая культура безопасности (40%).

Весьма значимой причиной являются также неблагоприятные психологические качества человека. Поэтому к выполнению функциональных обязанностей ОД должны допускаться сотрудники систем управления РСЧС, прошедшие соответствующее медицинское освидетельствование.

К сожалению, на данный момент отсутствует какая-либо статистика применительно к действиям ОД в системах управления РСЧС. Вместе с тем следует иметь в виду, что учет ошибочных действий ОД в системах управления РСЧС позволит более эффективно разделить функции между ОД и техническими средствами управления в различных ЧС. Внесение соответствующих поправок в должностные инструкции с учетом ошибочных действий ОД повысит надежность их работы и устойчивость функционирования систем управления РСЧС.

Заметим, что надежный ОД любой системы управления РСЧС — это пунктуальный, дисциплинированный и ответственный специалист, способный, с одной стороны, четко и точно выполнить инструкцию в предусмотренных для этого случаях, и, с другой стороны, обладающий достаточными знаниями, опытом и волевыми качествами, чтобы хладнокровно найти выход из экстремальных непредвиденных ситуаций.

Создаваемые системы управления РСЧС помимо своего основного предназначения, призваны решить важную социальную задачу — дать людям чувство защищенности от негативного воздействия ЧС. Качественное решение этой задачи во многом будет определяться подготовленностью ОД к действиям в ЧС, их способностью применять накопленные знания, умения и опыт в практической работе.

Литература

1. Концепция развития ЕДДС в субъектах РФ. Приказ МЧС России от 10.09.2002 г. № 428.

2. Фалеев М.И., Шахраманьян М.А., Кокурин Л.А., Попов А.П. Вопросы дальнейшего развития автоматизированных систем оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях субъектов Российской Федерации // Научно-технический журнал «Технологии гражданской безопасности» № 1 (3), 2004.

3. ГОСТ 21. 033—75. Системы «человек - машина». Основные понятия. Термины и определения.

4. Острейковский В.А. Теория надежности. — М.: Высшая школа, 2003.

5. Губинский А.И. Надежность и качество функционирования эргатических систем. — Л.: Наука, 1982.

6. Носов М.В., Филин Б.П., Романов А.С. и др. Расчет надежности автоматизированной системы Московской областной ОСОДУ // Электросвязь. № 4 — 2004.

о

VO га ср

го «

ср

и

CU т X I X CU н

I

0

1 т

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.