Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ВОПРОСЫ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / профессиональная / мотивация / образование / учебная деятельность / успех / students / professional motivation / education / learning activities / success

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Элиза Жарматова

Основной целью исследования являлось рассмотрение профессиональной мотивации студентов как основы успешности в их обучении. Были изучены подходы к определению этого понятия, которые позволили определить профессиональную мотивацию как систему ценностей и целей, побуждающих студентов к успешному обучению. Проведенная диагностика профессиональной и учебной мотивации студентов позволила выделить наиболее значимые мотивы, оказывающие наибольшее влияние на успешность обучения студентов вузах. Что дало возможность сформулировать мотивационный комплекс, зависящий от множества факторов, которые обуславливаются как личностными мотивами успешности обучения, так и способностью педагогов вдохновлять и мотивировать студентов стать хорошим специалистом в своей области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF MOTIVATION OF STUDENTS TO LEARNING ACTIVITIES IN HIGHER SCHOOL

The main purpose of the research was to consider the professional motivation of students as the basis for their success in their education. Approaches to the definition of this concept were studied, which made it possible to define professional motivation as a system of values ​​and goals that motivate students to successful learning. The diagnostics of the professional and educational motivation of students made it possible to identify the most significant motives that have the greatest impact on the success of students' education in universities. That made it possible to formulate a motivational complex, depending on many factors, which are determined both by personal motives of successful learning and the ability of teachers to inspire and motivate students to become a good specialist in their field.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

Педагогика

УДК 37.013.42:551.4012

Б01: 10.52754/16947452_2022_2_171

ВОПРОСЫ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Жарматова Элиза Кубанычбековна, преподаватель, Ошский государственный университет,

Ош, Кыргызстан

Аннотация: Основной целью исследования являлось рассмотрение профессиональной мотивации студентов как основы успешности в их обучении. Были изучены подходы к определению этого понятия, которые позволили определить профессиональную мотивацию как систему ценностей и целей, побуждающих студентов к успешному обучению. Проведенная диагностика профессиональной и учебной мотивации студентов позволила выделить наиболее значимые мотивы, оказывающие наибольшее влияние на успешность обучения студентов вузах. Что дало возможность сформулировать мотивационный комплекс, зависящий от множества факторов, которые обуславливаются как личностными мотивами успешности обучения, так и способностью педагогов вдохновлять и мотивировать студентов стать хорошим специалистом в своей области.

Ключевые слова; студенты, профессиональная мотивация, образование, учебная деятельность, успех.

ЖОГОРКУ МЕКТЕПТЕ СТУДЕНТТЕРДИН ОКУУ ИШТЕРИНЕ МОТИВАЦИЯЛООНУН МАСЕЛЕЛЕРИ

Жарматова Элиза Кубанычбековна, окутуучу, Ош мамлекеттик университети, Ош, Кыргызстан

Аннотация: ИзилдввнYн негизги максаты болуп студенттердин кесиптик мотивациясын алардын билим алуудагы ийгилигинин негизи катары каралды. Бул тYШYHYктYн аныктамасына болгон изилдввнYн ыкмалары каралып бул студенттердин ийгиликтYY окууга турт^ болгон баалуулуктар жана максаттар системасы катары кесиптик мотивацияны аныктоого мYмкYндYк берет. Студенттердин кесиптик жана билим берYYчY мотивациясын диагностикалоо студенттердин ЖОЖдордо билим алуусунун ийгилигине эц чоц таасир тийгизген эц маанилYY мотивдерди аныктоого мYмкYндYк берди. Натыйжада бул квптвгвн факторлордон квз каранды болгон мотивациялык комплексти тYЗYYгв мYмкYндYк берип, алар ийгиликтYY окуу YЧYн жеке мотивдери менен ошондой эле мугалимдердин окуучуларды вз тармагында жакшы адис болууга шыктандыруу жвндвмдYYЛYгY менен аныкталат.

Ачкыч свздвр: студенттер, кесиптик мотивация, билим берYY, окуу ишмердYYЛYгY, ийгилик.

ISSUES OF MOTIVATION OF STUDENTS TO LEARNING ACTIVITIES

IN HIGHER SCHOOL

Zharmatova Eliza Kubanychbekovna, teacher

Osh State University, Osh, Kyrgyzstan

Abstract: The main purpose of the research was to consider the professional motivation of students as the basis for their success in their education. Approaches to the definition of this concept were studied, which made it possible to define professional motivation as a system of values and goals that motivate students to successful learning. The diagnostics of the professional and educational motivation of students made it possible to identify the most significant motives that have the greatest impact on the success of students' education in universities. That made it possible to formulate a motivational complex, depending on many factors, which are determined both by personal motives of successful learning and the ability of teachers to inspire and motivate students to become a good specialist in their field.

Keywords: students, professional motivation, education, learning activities, success.

Введение

Система образования, в том числе высшее образование, в настоящее время испытывает определенные трудности. Перед ней стоят острые проблемы, являющиеся следствием осуществляемых в Кыргызстане глубоких реформ в сфере образования. Происходящие в обществе политические, социально-экономические, организационные преобразования требуют существенных перемен в подготовке будущих специалистов.

Материалы и методы исследования

Актуальность темы заключается в следующем. Мотивированность к учебе - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Именно мотивированность определяет желание студентов заниматься учебной деятельностью. Состояние мотивации индивида к учебе определяет результативность учебной деятельности студента, успешность его адаптации к будущей профессии, эффективность его профессионального труда.

Теоретико-методологической основой данной работы послужили теоретические проработки отдельных аспектов мотивированности к учебе, как специальной деятельности, осуществленные Г. Мюнстерббергом и Ф. Парсонсом 1. Важной вехой стали труды, посвященные проблемам учебной мотивации А. Анастази, А. Маслоу, Дж. Холланд

2. Можно указать и на работы наших соотечественников, посвященные анализу различных сторон мотивированности к учебе и вопросам практического содействия в этом учащейся молодежи: Е.И. Фадеева, В. Н. Фомин

3. Эмпирическая база работы включает в себя результаты следующих исследований: Во-первых, результаты включенного наблюдения и анализа документации во время прохождения практики в Центре социологических исследований Апробация результатов осуществлялась путем обсуждения промежуточных результатов на совещании рабочей группы, исследующей данную проблему. Одной из форм апробации можно считать сопоставление полученных результатов с мнением экспертов по изучаемой проблеме. Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, образования с высоким уровнем профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Это предполагает перестройку процесса обучения в целом и каждой из его сторон, в особенности мотивационной. Очевидно, что основой успешной учебной деятельности любого студента является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. Отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости студента. Каждый психолог знает, что без мотивов нет никакой деятельности. Двигателем любого действия человека будет как раз мотив, то есть некое средство, вызывающее дальнейшее действие. Конечно, на первом месте оказываются те побуждения, которые продиктованы потребностями, прежде всего, физиологическими: потребностью в пище, отдыхе, защите.

А вот обучение относится уже к более сложным видам деятельности, а значит, требует более значимых, сильных мотивов.

Мотивация - это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе. Она основывается на мотивах, под которыми имеются в виду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. Если говорить о мотивации студентов, то она представляет собой процессы, методы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В качестве мотивов могут выступать в совокупности эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки.

Поэтому мотивы представляют собой сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора. Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала.

Качество образовательного продукта зависит не только от мастерства преподавателей, но и от отношения студентов к учебе. Даже при самом высоком качестве образовательных услуг, предоставляемых в вузе, фактор отношения студентов к учебе определяет степень усвоения ими преподаваемых знаний. Устойчивые знания, умения и навыки, отвечающие

требованиям профессиональной подготовки, можно получить на основе позитивного отношения к учебной деятельности. Однако особенности мотивации учения, связанные со спецификой системы межличностных отношений учащихся, редко становятся предметом исследований. В то же время, мотивация поведения человека, выступая как психическое явление, всегда есть отражение взглядов, ценностных ориентации, установок того значимого для личности социального слоя, представителем которого она является. Анализ научной литературы показывает, что, социально-психологические особенности учебной и учебно-профессиональной деятельности могут быть важной определяющей ее мотивации. Мотивация учебно-профессиональной деятельности студента может быть представлена как соотношение целей, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности его личности [1] Маркина Г.И. Высокая мотивированность студента выражается в принятии им целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых. Иерархическая мотивационная структура определяет направленность личности студента, которая может приобретать различный характер в зависимости от того, какие именно мотивы становятся в тот или иной момент для него доминирующими.

Начиная обучение в вузе, бывший школьник сталкивается с рядом изменений: во-первых, резко снижается уровень внешнего контроля за деятельностью студента; во-вторых, изменяется структура самой учебной деятельности — мотивы учения дополняются и тесно переплетаются с профессиональными мотивами; в-третьих, происходит вхождение в новую социальную общность — «студенчество». В свете таких изменений особенно важным становится вопрос мотивации студентов. Для того чтобы учебная деятельность протекала успешно, студент должен самостоятельно планировать, реализовывать и контролировать свою учебную деятельность. А для этого необходима достаточно выраженная мотивация учения.

Одним из важных вопросов, стоящих на данный момент перед высшей школой, является вопрос влияния внутренней и внешней мотивации на эффективность учебной деятельности.

Е.П. Ильин среди мотивов поступления в вуз выделяет желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкую сферу ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям. Следует разделять цели обучения и цели учения. Первые задаются извне и выявляют общественные запросы и ценности, которые по отношению к студентам являются внешними. Вторые определяются индивидуальными потребностями, сформировавшимися на основании их предшествующего опыта. Обе цели могут совпадать лишь в

идеальном случае Ильин Е. П. [2] Многие исследования показывают, что если в недавнем прошлом одним из ведущих мотивов поступления в вуз являлся мотив повышения интеллектуального и общекультурного уровня, то сейчас, хотя он и остается достаточно значимым, на первое место выходит желание добиться в дальнейшем с помощью диплома престижного места в обществе, сделать служебную карьеру.

Результаты и обсуждения.

Как же повысить заинтересованность студентов учебной деятельностью?

Студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний. Для этого можно проводить интегрированные уроки (семинары), на которых прослеживается связь образовательного и специального предметов. Здесь широко используются познавательные мотивы, которые проявляются как ориентация на эрудицию. Студенту очень важно, чтобы педагог был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить волнующие его вопросы (даже, если они отдаленно связаны с темой урока). Преподаватель должен использовать эффективную форму мотивации — укреплять уверенность в собственных силах студента. Чем больше доверяют учащимся, тем охотнее они сотрудничают с преподавателем в процессе обучения.

Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения. Д. Карнеги советует: «...не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. Дайте другому то, что вы хотите получить от него». Все студенты будут с удовольствием посещать занятия, если заинтересовать их своим предметом. Можно создать им такие ситуации на уроках, в которых они могли бы отстаивать свое мнение, принимать участие в обсуждениях, находить несколько вариантов возможного решения поставленной задачи, решать их путем комплексного применения известных им способов решения и т. п.

Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности — это введение рейтинговой системы оценки. Знания оценивать в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по тому или иному предмету за разные виды успешно выполненных работ (как самостоятельных и практических, так и аудиторных). Т. е. в самом начале семестра обозначить расширенные возможности перед учащимися, чтобы студент осознавал и понимал, что его отсутствие на лекции или практическом занятии — это минус какой-то

определенный балл, а подготовка доклада, выступление на конференции, подготовка презентации и т. д. — плюс столько-то баллов. В итоге учащийся будет замотивирован конкретными бонусами и преференциями на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу. Интерес учащегося к изучаемому предмету обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами педагога. Преподаватель, который доброжелательно относится к окружающим, не опаздывает, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет контрольные, самостоятельные и практические работы студентов, ценится ими. Нельзя обманывать студентов. Если обещали увлекательную экскурсию или провести интересный тест, соревнование или посмотреть фильм, то не отступать от намеченных целей. Необходимо подбадривать и одобрять выбор профессии студентов, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах. Самому педагогу нужно уважительно относиться к различным профессиям, по которым учатся студенты образовательного учреждения. Доброжелательный, спокойный тон, положительный, приветливый настрой, залог эффективного труда.

Интонации должно быть достаточно, чтобы выделить важное, сделать акцент, заставить задуматься. Если возникают дискуссионные моменты среди представителей различных профессий, педагог - наставник должен уметь разъяснить и убедить каждого в нужности и важности своей специальности. Мы все с детства знаем, что «все профессии нужны, все профессии важны».

Перед преподавателями высших учебных учреждений в настоящий момент стоит задача создания таких условий, при которых студенты за короткие сроки смогли бы усвоить максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике.

Выводы

Основной задачей высшего учебного учреждения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику. Мотивация студентов — это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения, а мотивы являются движущей силой процесса обучения и усвоения материала. Соответственно в педагогическом процессе формирование социально-личностной компетенции студентов должно быть неразрывно сопряжено с опытом выявления социально-культурных, универсальных ценностей человеческих

отношений [5]. Важно добиться того, чтобы в вузы Кыргызстана учащиеся шли не с целью получения диплома- «корочки», а знаний, которые помогут им в дальнейшем, трудоустроиться, прокормить себя и близких. Таким образом, образование станет по-настоящему эффективным, когда будет вестись подготовка специалистов по востребованности рынком труда и экономическими реалиями. Для каждого вуза очень важно сделать каждого студента замотивированным в получении качественных знаний.

Литература:

1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. М.: Р Г П У им. Герцена, 2005.

2. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.,1990 г.

3. Маркина Г.И. Мотивация деятельности. - Спб: «Питер», 2001

4. Брайт, Джонс - Стресс. Мифтер, теориялар, изилдее. - БрЬ.; Р Я I М Е

5. Дыйканбаева Т. Т., Алимбаева С. А. Некоторые материалы для формирования социально-личностной компетенции студентов.//Вестник ОшГУ.2021.№4.С.45-50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.