Научная статья на тему 'Вопросы межведомственного взаимодействия по вопросам противодействия терроризму и экстремизму'

Вопросы межведомственного взаимодействия по вопросам противодействия терроризму и экстремизму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1621
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERDEPARTMENTAL COOPERATION / ЦЕНТРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ / COUNTER EXTREMISM CENTERS / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захватов И. Ю., Карулин В. Ю.

В статье рассматриваются вопросы межведомственного взаимодей-ствия при противодействии терроризму и экстремизму в Российской Федерации, ставшие крайне важными в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues of interdepartmental cooperation in counterrorism and counter extremism activity

In article the questions of interdepartmental interaction at counteraction to terrorism and extremism in the Russian Federation which became the extremely important in the modern world are considered.

Текст научной работы на тему «Вопросы межведомственного взаимодействия по вопросам противодействия терроризму и экстремизму»

I_

криминологические

проблемы

правоохранительной деятельности

И.Ю. ЗАХВАТОВ,

доцент кафедры управления органами внутренних дел, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

ВЮ. КАРУЛИН,

оперуполномоченный по особо важным делам (Главное управление по противодействию экстремизму

МВД России)

I.YU. ZAKHVATOV,

assistant professor of the department of management of the interior bodies

сandidate of law, sciences associate professor (Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

V.YU. KARULIN,

detective officer for very important cases the General Counterextremism Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia

УДК 323.28

вопросы межведомственного взаимодействия по вопросам противодействия терроризму и экстремизму

some issues of interdepartmental cooperation in counterrorism and counter extremism activity

В статье рассматриваются вопросы межведомственного взаимодействия при противодействии терроризму и экстремизму в Российской Федерации, ставшие крайне важными в современном мире.

Межведомственное взаимодействие, терроризм, экстремизм, центры противодействия экстремизму.

In article the questions of interdepartmental interaction at counteraction to terrorism and extremism in the Russian Federation which became the extremely important in the modern world are considered.

Interdepartmental cooperation, terrorism, extremism, counter extremism centers.

Всемирная глобализация и одновременно углубление экономических, культурных и этноконфессиональных противоречий, бесконтрольное нарастание миграционных потоков неблагоприятно влияют на криминогенную ситуацию в России, тем самым подтверждая, что интеграция в мировое сообщество при всех положительных моментах имеет и негативные стороны. С учетом информационной прозрачности современного мира существенно нарастает и целенаправленное влияние извне, которое приводит, в том числе, к проявлениям экстремизма — от сепаратизма до бытовой ксенофобии. Экстремизм является основной идеологией террористических организаций, инструментом рекрутирования новых членов.

При всех предпринимаемых государством мерах следует признать, что правоохранительные органы в данный момент не могут на должном уровне гарантировать значительной части населения социально приемлемый уровень противодействия экстремистским проявлениям, осуществлять эффективную предупредительно-профилактическую работу. Речь идет не только о противодействии наиболее опасному на сегодняшний день экстремистскому течению — исламскому фундаментализму [10]. Общественной безопасности, политической стабильности и правам человека как в России, так и в мире угрожают и иные фундаменталистские тенденции, а как следствие — связанные с ними проявления экстремизма, причем далеко не всегда религиозного [12].

Между тем состояние общественной безопасности в РФ характеризуется как нестабильное. Несмотря на все усилия, направленные на борьбу с преступными и иными противоправными посягательствами, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, необходимый уровень обеспечения общественной безопасности не достигнут [16]. В стране сложилась непростая криминогенная обстановка, появились новые виды угроз криминального характера [6].

Уровень террористической угрозы на территории РФ продолжает оставаться высоким, масштабы последствий террористических актов значительны. Террористы стремятся расширить географию своей деятельности, отмечается активность международных террористических организаций, которые привлекают боевиков, состоящих в экстремистских организациях, и оказывают им финансовую помощь, поставляют оружие.

Думается, тому есть объективные причины. Российская Федерация является крупнейшим полиэтническим государством, сложившимся на федеративной основе. Здесь проживают представители 182 этнических общностей (народов), обладающих уникальны-

ми особенностями традиционной материальной, соционормативной, духовной культуры и сыгравших свою особую историческую роль в формировании российской государственности. Степень опасности экстремизма тесно связана с экономическими, политическими, этносоциальными, культурно-идеологическими особенностями регионов и России в целом [15]. Неравномерность социально-экономического развития различных регионов, исторические межнациональные конфликты, взаимные территориальные притязания приводят к возникновению экстремистских проявлений. Другая причина обострения межнациональных отношений — это демографическое давление извне в виде мигрантов из-за рубежа и увеличение внутренней миграции, в результате которых на многих территориях меняется этнический баланс. Поэтому главной опасностью для современной России становятся национализм, ксенофобия и религиозный радикализм, на базе которых возрастают политический экстремизм и терроризм. Иными словами, экстремизм и терроризм — это звенья одной цепи. Экстремизм как крайняя форма радикализма является тем «отравленным зерном», которое, будучи брошенным в благодатную почву социального неравенства, национализма и ксенофобии, прорастает «ядовитыми плодами» терроризма.

Рост экстремистских проявлений представляет реальную угрозу. В ряде регионов России отмечены попытки раскола по национальному и конфессиональному признаку, дестабилизации социально-политической ситуации. Резкая активизация деятельности объединений экстремистской направленности создает угрозу поддержанию правопорядка, нарушает права человека на мирное сосуществование в многонациональной среде. Экстремистские организации и их члены используют любые социальные, этнические, религиозные, социально-экономические проблемы, безработицу среди молодежи, иные формы нестабильности в целях достижения своих идеологических и политических интересов. Особую роль играют факторы общефедерального уровня, а также региональные и местные условия [8].

Экстремизм видоизменяется, адаптируясь к современным реалиям, вбирает в себя последние достижения науки и техники, активно эксплуатирует религиозные и иные идеологические концепции, получившие широкое распространение [11]. Произошло фактическое слияние экстремистской и террористической среды при ее активной финансовой, организационной и технической поддержке определенных сил как внутри страны, так и из-за рубежа. Отсюда следует, что снижение до минимума социальной напряженности, вызванной осуществлением экстремистской деятельности в российском

S н и о X

л

<

и н к

И

о X

л

<

и н S

X

<

а

X о о

са <

а С

и <

ш о а С и S а и и

У S

I—

о <

о X S 2 S а bS

65

S н и

0

1

л

<

и н к

И

:|S

0

1

л

<

и н S

I

<

а

X о о

м

<

а С

и <

ш о а С и S а и и

У S

I—

о <

0

1 S

2 S а bS

66

обществе, является стратегической задачей всей правоохранительной системы [9].

В сложившихся обстоятельствах необходима реализация комплекса совместных мероприятий различных ведомств и негосударственных институтов в области противодействия экстремизму и терроризму, разрушения их основ. Повышенного внимания требует обеспечение безопасности граждан, защиты потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Для противодействия экстремизму требуются согласованность действий всех государственных органов и органов местного самоуправления, их взаимодействие с институтами гражданского общества, формирование консолидированной позиции по вопросам профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Хотя опыт исследования проблем экстремизма в регионах России показывает, что деятельность правоохранительных структур по противодействию экстремизму в целом положительно оценивается населением, здесь еще немало неиспользованных резервов [13]. Для их полнейшего и эффективного использования руководством страны выстроена система, которая обеспечивает действенное им противодействие. В ее структуру входят МВД России, ФСБ России, Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, иные ведомства.

Так, Главным управлением по противодействию экстремизму МВД России (далее - ГУПЭ МВД России) в целях реализации поручений Правительства Российской Федерации во взаимодействии с иными структурными подразделениями МВД России, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в последние годы предприняты конкретные усилия по внесению изменений в законодательство в сфере противодействия терроризму и экстремизму, в их числе: проекты федеральных законов № 588894-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (внесен в Государственную Думу РФ 4 августа 2011 г.); № 301629-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (внесен 22 июня 2013 г.); № 307046-6 «О внесении изменения в ст. 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (внесен 1 июля 2013 г.).

Предполагается, что внесение данных изменений даст возможность использовать в отношении лиц, причастных к совершению преступлений, предусмотренных ст.ст. 280, 282, 282.1 и 282.2 УК РФ, весь арсенал средств и методов оперативно-разыскной деятельности [1]. В частности, это не позволит ранее возглавлявшим общественные

или религиозные объединения лицам, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности возобновить свою противоправную деятельность [3].

В сфере противодействия экстремизму уже принят и ряд подзаконных актов. Так, Указом Президента РФ от 26 июля 2011 г. № 988 «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации» образована Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в РФ (далее — МВК, Комиссия), на которую возложены задачи по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму [5]. Утверждено положение о Комиссии, объявлены ее состав и президиум. Председателем МВК является Министр внутренних дел Российской Федерации, ответственным секретарем комиссии — начальник ГУПЭ МВД России. По итогам заседаний МВК приняты решения, направленные на внесение изменений в законодательные акты в целях совершенствования правового регулирования противодействия экстремистской деятельности (федеральные законы от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» и от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») [4, 2].

Кроме того, Комиссией утвержден Межведомственный план мероприятий по противодействию экстремизму на 2013—2018 гг., а также ведется разработка проекта Стратегии противодействия экстремизму в РФ на долгосрочный период, предусматривающей направления государственной политики в области противодействия идеологии экстремизма. Принимаются и иные меры правового характера, направленные на противодействие терроризму и экстремизму, включая издание межведомственных актов об организации взаимодействия [7].

Важно, чтобы потребность в межведомственном взаимодействии, объективно необходимом отнюдь не только на уровне центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, стала объектом постоянного внимания руководителей подразделений по противодействию экстремизму, функционирующих на региональном уровне. Уже имеется опыт, свидетельствующий о том, что именно региональные центры по противодействию экстремизму (далее — ЦПЭ) все чаще берут на себя всю полноту ответственности в решении вопросов организации взаимодействия министерств,

главков, управлений МВД России с антитеррористическими комиссиями, хотя номинально эта работа возложена на штабы МВД по республикам, ГУ(У) МВД по субъектам РФ. ЦПЭ активно сотрудничают в вопросах противодействия экстремизму с территориальными органами иных правоохранительных ведомств (управлениями ФСБ России, Следственного комитета РФ по субъектам РФ), и эта работа приносит ожидаемые плоды. Одним из ее результатов является постоянный рост выявленных в стране преступлений экстремистской направленности (в 2013 г. их прирост составил 28,7 %), своевременное на них реагирование, пресечение и качественное расследование, а также расширение возможностей по профилактике преступных деяний подобного рода [14].

Список литературы

1. 2.

3.

4.

5.

б.

У.

Можно сделать вывод о том, что постоянная, целенаправленная работа ЦПЭ территориальных органов МВД России по противодействию экстремизму в РФ, одним из обязательных сегментов которой является межведомственное взаимодействие, способна позитивно повлиять на стабилизацию оперативной обстановки в стране и регионах и является условием ее улучшения. Это потребует дополнительных мер правового характера, а также организационно-управленческих усилий со стороны руководителей соответствующих организационных структур. Комплексный подход, использование современных достижений управленческой науки, положительного опыта работы в этом направлении должны послужить залогом успеха деятельности по противодействию экстремизму и терроризму.

Уголовный кодекс Российской Федерации. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // СПС Гарант.

О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // СПС Гарант. О свободе совести и религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // СПС Гарант. О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 26 июля 2011 г. № 988 // СПС Гарант. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № Пр-2685. URL: http:// www.kremlin.ru (дата обращения: 20.01.2014). О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма: приказ Минюста России, МВД России, ФСБ России от 25 ноября 2010 г. № 362/810/584 // СПС Гарант. Борисов С.В., Васнецова А.С. О некоторых вопросах противодействия экстремистской деятельности правоохранительными органами и органами прокуратуры // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 4(28). Катаргина И.В. Информационное обеспечение органов внутренних дел в сфере противодействия экстремизму: монография. М., 2012.

10. Кочесоков З.Х., Арипшев А.М. Факторы, влияющие на развитие религиозного фундаментализма на современном этапе // Научный портал МВД России. 2013. № 3(23).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Лялякин Ю.А. Экстремизм — современная угроза безопасности государства и деятельность органов внутренних дел по его противодействию // Проблемы и перспективы противодействия современным угрозам безопасности личности, общества и государства: сб. матер. XV междунар. науч.-практ. конф. М., 2013.

12. Рашковский Е. Сикхизм: «воинствующая церковь» // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 5.

13. Сальников Е.В. Экстремизм в повседневном мире провинциальной России (по матер. социологического исследования в Орловской области) // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 3(27).

14. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2013 года. М., 2014.

15. Смирнов В.Н. Психологические особенности проявлений экстремизма в России // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1(21).

16. Толчева И.В. Проблемы реализации законодательства о противодействии экстремизму в деятельности органов внутренних дел и основные направления его совершенствования // Актуальные вопросы совершенствования административной деятельности органов внутренних дел: сб. ст. М., 2013.

E-mail: [email protected]

S H

и о X

л

<

и

H

к

И

о X

л

<

и

H

s

X

<

а

X о о

са <

а С

и <

ш о а С и S а и и

У

s

I—

о <

о X

s s

а ¡Ü

б7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.