УДК 349 ББК 67.51
© 2018 г. А. С. Бутенко,
адъюнкт Академии управления МВД России.
E-mail: lexrostovdon161@gmail.com
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
В статье актуализируется опасность экстремизма в сети Интернет в современном обществе, акцентируется внимание на комплексном подходе к противодействию экстремизму в Сети. Особое внимание автор уделяет описанию организации взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по противодействию экстремизму в Интернете.
Ключевые слова: организационное обеспечение, органы внутренних дел, общественные объединения, взаимодействие, принципы взаимодействия, направления взаимодействия, экстремизм, сеть Интернет.
A. S. Bulenko - Adjunct of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
THE ORGANIZATIONAL ENSURING OFTHE INTERACTION OF LAW ENFORCEMENT BODIES
WITH PUBLIC ASSOCIATIONS ON COUNTERACTION TO EXTREMISM ON THE INTERNET
In the article raises the danger of extremism on the Internet in today's society, focuses on an integrated approach to counter extremism on the Internet. The author pays special attention to the description of the interaction of internal affairs bodies with public associations to counter extremism on the Internet.
Keywords: organizational support, the bodies of internal Affairs, voluntary associations, interaction, principles of engagement, areas of interaction, extremism, Internet.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 31 декабря 2015 года, к основным угрозам государственной и общественной безопасности относит деятельность, связанную с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма [1].
Важнейшей характерной чертой «цветных революций» В. В. Васильченко называет активное использование Интернета в процессе подготовки и осуществления политических протестных акций. Автор подчеркивает: «Интернет - это уже не средство массовой информации в его традиционном виде (газеты, журналы, телевидение, радио) и даже не культура в привычных для века формах (литература, театр, кино, изобразительное искусство и т. д.)... это все вместе взятое, их симбиоз; и поэтому Интернет обладает значительно большими возможностями воздействия на сознание людей. Разница между Интернетом и традиционными средствами массовой информации принципиальная: Интернет обладает несопоставимо большим потенциалом доведения информации до пользователей (как
правдивой, так и искаженной или ложной) -разделяющий государства и народы "железный занавес" утратил свою силу» [2, с. 82].
В России, по данным социологической компании ООО «ФОМ», активная аудитория Интернета (пользователи, выходящие в сеть хотя бы раз за сутки) составляет 50,1 % от социально активного населения страны, или 58,4 млн человек. Если весной 2003 года за сутки Интернетом пользовалось 3,2 млн чел., то в 2015 году - 61,5 млн чел., а весной 2017 года -71,6 млн чел. Хотя бы раз в месяц в Сеть выходит 62 % населения, или более 72 млн человек. Годовой прирост пользователей, выходящих в Сеть хотя бы раз за месяц, составил 9 %, а для суточной аудитории данный показатель равен 12 % [3].
Компания Brand Analytics сообщает, что в Российской Федерации количество активных авторов, которые пользуются социальными медиа, составляет почти 40 млн человек. Ими только в феврале 2017 года создано около 1 ,5 млрд сообщений. Основная часть пользователей предпочитают социальные сети, ими сгенерировано более 69,6 % всех сообщений от совокупного объема упоминаний в социальных медиа. Самой активной из них признается социальная сеть «ВКонтакте», объ-
единяющая более 13 млн авторов, или около 10 % от всего населения России. Второе место занимает микроблог Twitter - 21,7 % от общей статистики авторов, третье - видео-хостинги You Tube [4] и vimeo.com - 5 % соответственно.
Таким образом, Интернет в современном мире является наиболее массовой информационно-телекоммуникационной сетью и по этой причине представляет собой удобную информационную среду для различных форм преступной деятельности, в том числе экстремистской.
Общественная опасность этого явления отмечена в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. В документе подчеркивается: «...информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть Интернет, стали основным средством коммуникации для экстремистских и террористических организаций, которое используется ими для привлечения в свои ряды новых членов, организации и координации совершения преступлений экстремистской направленности, распространения экстремистской идеологии» [5].
Одной из основных проблем борьбы с проявлениями экстремизма в сети Интернет, на наш взгляд, выступает недостаточная реализация мощного потенциала институтов гражданского общества, в том числе общественных объединений.
Следует согласиться с Ю. А. Лапуновой, которая утверждает, что современные инновационные реалии обусловливают необходимость комплексного подхода к информационному противодействию в сети Интернет. Это предусматривает в том числе объединение усилий общественных, негосударственных, некоммерческих, религиозных, научных интернет-сообществ по созданию агитационно-пропагандистского продукта противодействия идеологии экстремизма и терроризма с последующим его размещением на различных информационных ресурсах Всемирной сети, а также организации эффективного правового воспитания ее пользователей [6, с. 103].
На современном этапе происходит рост количества общественных объединений в нашей стране, которые требуют особого подхода к организации их взаимодействия с органами внутренних дел по противодействию экстремизму в сети Интернет. Общественные объединения не одинаковы по своему соста-
ву, направлениям деятельности, целям и финансовому положению. Поэтому для эффективного их взаимодействия с органами внутренних дел необходимо выработать действенный организационный механизм.
Так, исследователи в сфере информационного противоборства указывают на то, что для эффективного противодействия экстремистской идеологии в СМИ и сети Интернет необходимо «... выстраивание конструктивного взаимодействия с институтами гражданского общества и СМИ в целях противодействия пропаганде терроризма и экстремизма и формирования в общественном сознании понимания необходимости бескомпромиссной борьбы с указанными угрозами безопасности» [7, с. 135].
Ученые С. Н. Миронов, Р. Р. Абдулганеев, О. В. Артюшина, И. М. Усманов, Э. Д. Шай-дуллина и другие убеждены в необходимости усиления взаимодействия подразделений полиции с населением в вопросах предупреждения экстремизма. Они считают, что одним из первоочередных условий успешного предупреждения экстремизма является не только взаимодействие всех служб и подразделений органов внутренних дел, но и активное участие граждан в такой деятельности [8, с. 13].
Данные обстоятельства нуждаются в конкретизации и дальнейшей научной разработке принципов взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений по противодействию экстремизму в сети Интернет, которые во многом определяются характером отношений этих субъектов друг к другу.
Условно принципы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями в сфере противодействия экстремизму в сети Интернет, по нашему мнению, можно разделить на две группы: правовые принципы и принципы, обеспечивающие организацию эффективного взаимодействия.
К последним следует отнести принципы доверия, реальности взаимодействия, согласованности, преемственности, рационализации взаимодействия, равноправия сторон взаимодействия, обоснованности, целенаправленности, своевременности, консолидации усилий на приоритетных направлениях совместной деятельности, оперативности, наступательности и другие.
Принцип доверия - это категория, для которой характерна убежденность партнеров
или взаимодействующих сторон в обоюдной добросовестности, порядочности, правильности и честности. Нельзя не согласиться, что данные чувства приходят не сразу, а через определенное время по достижении целей взаимодействия и выполнения определенных совместных задач по противодействию экстремизму в сети Интернет.
Взаимное доверие дает возможность скоординировать действия сотрудников органов внутренних дел и представителей общественных объединений для достижения поставленной совместной цели. Доверие особенно необходимо для решения таких «деликатных» задач, как совместная работа по противодействию религиозному экстремизму и разрешении межконфессиональных конфликтов, где присутствует опасность задеть религиозные чувства и убеждения верующих.
Принцип реальности взаимодействия заключается в применении партнерами сложившихся в настоящее время социальных и иных условий и перспектив, необходимых для достижения поставленных целей и задач в сфере противодействия проявлениям экстремизма в сети Интернет. При соблюдении этого принципа сотрудничество по противодействию экстремизму в сети Интернет будет носить результативный характер.
Принцип согласованности предполагает координацию усилий сторон взаимодействия, в результате чего достигается цель создания управляющей системой рационального и комплексного использования сил, средств и методов совместной деятельности, сочетание ресурсов, характерных для субъектов взаимодействия по противодействию экстремизму в сети Интернет.
Согласованность взаимодействия, на наш взгляд, видится не только в единстве места, времени и цели, но и в обеспечении надлежащей организации, поддерживающей взаимодействие сторон и координацию их усилий. Несогласованность между субъектами взаимодействия рано или поздно приведет к дезорганизации их деятельности. Существующие между партнерами разногласия обусловливают тяжелые факторы, препятствующие организации взаимодействия по противодействию экстремизму в сети Интернет.
Принцип преемственности взаимодействия подразумевает обобщение и использование предшествующего опыта сотрудничества и партнерства субъектов совместной дея-
тельности. С помощью преемственности можно не только накапливать знания, умения и навыки по противодействию экстремизму в сети Интернет, но и совершенствовать их.
Принцип рационализации взаимодействия означает усовершенствование или более целесообразную организацию чего-либо. Он обеспечивает регулярное развитие связей между субъектами взаимодействия. Элементы рационализации взаимодействия - плановость и динамичность. Планирование взаимодействия состоит в последовательном осуществлении всеми субъектами совместной деятельности, что приведет к повышению эффективности совместной работы и обеспечит своевременную и полную реализацию поставленных вопросов.
Равноправие сторон взаимодействия предполагает, что в ситуации взаимодействия между органами внутренних дел и общественными объединениями основополагающим положением должно быть равенство, паритет взаимодействующих сторон, их юридическая и фактическая независимость. Они не должны подчиняться друг другу. Однако инициатива взаимодействия в ситуации противодействия экстремизму в сети Интернет должна исходить в первую очередь от органов внутренних дел, которые наделены властными полномочиями по обеспечению безопасности и борьбе с экстремизмом. Сотрудники органов внутренних дел, в зависимости от конкретных факторов, влияющих на правопорядок, а также конкретных задач и обстоятельств, определяют, когда и в каких формах необходимо привлечь представителей каких общественных объединений к сотрудничеству по противодействию экстремизму в сети Интернет. Это соответствует ст. 8 ФЗ 23.06.2016 № 102-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [9], в п. 4 которой установлено, что федеральные органы исполнительной власти в сфере профилактики правонарушений обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в данной деятельности. В то же время представитель общественного объединения может обратиться в орган внутренних дел и предложить свою помощь, если он видит, что его участие необходимо.
Координацию должны осуществлять соответствующие органы государственной власти, в частности органы местного самоуправле-
ния. Так, например, в Указе Президента РФ от 11.12.2010 № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» определена организация взаимодействия территориальных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов России и органов местного самоуправления, а также организация взаимодействия указанных органов с институтами гражданского общества. Обязанность по осуществлению данных мер возложена на высшие должностные лица субъектов России и создаваемые постоянно действующие координационные совещания [10].
Принцип обоснованности. Его элементами являются научность и соразмерность. Обоснованность взаимодействия означает построение сотрудничества с учетом реального состояния дел. В практическом плане обоснованность взаимодействия означает его целесообразность в ситуации противодействия экстремизму в сети Интернет.
Принцип целенаправленности говорит об общности целей и задач при осуществлении взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями. В частности, это защита граждан от влияния экстремистской идеологии.
Принцип своевременности. Под своевременностью следует понимать использование совместных усилий в нужный момент и в соответствии с требованиями сложившейся обстановки в условиях противодействия экстремизму в сети Интернет. Здесь нежелательны как преждевременность, так и промедление.
Мероприятия по противодействию распространению и влиянию идеологии экстремизма в Сети, предотвращению вербовки граждан и другое эффективны тогда, когда они осуществляются своевременно.
Принцип консолидации усилий на приоритетных направлениях совместной деятельности по противодействию экстремизму в сети Интернет представляет собой концентрацию усилий двух сторон в определенный промежуток времени для решения срочных задач. Например, в ситуации, когда экстремисты с целью привлечения на незаконный митинг распространяют массово в Сети информацию с экстремистскими призывами, на которую необходимо всесторонне и незамедлительно реагировать.
Принцип оперативности. Сеть Интернет позволяет экстремистам в режиме реального
времени организовывать незаконные действия, освещать те или иные события. Это требует оперативной реакции органов внутренних дел и общественных объединений в он-лайн-режиме.
Принцип наступательности. Любая проводимая работа, особенно в правоохранительной сфере, должна быть активной и непрерывной. Только в таком случае могут быть достигнуты положительные результаты в противодействии экстремизму в сети Интернет.
Рассмотренные принципы организации взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений по противодействию экстремизму в сети Интернет не исчерпывающие, их перечень может быть расширен.
Немаловажную роль в расширении взаимодействия с институтами гражданского общества играют общественные советы при МВД России и его территориальных органах. Одной из основных их задач является привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, обеспечения общественной безопасности, а также содействие в реализации государственной политики в сфере противодействия преступности, в частности противодействия экстремизму в сети Интернет.
В условиях усиленной борьбы с любыми проявлениями экстремизма, важным шагом к совершенствованию взаимодействия органов власти (в том числе органов внутренних дел) с институтами гражданского общества является участие профессиональной общественности в работе Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации. Об этом говорится, в частности, в Указе Президента Российской Федерации от 26 июля 2011 года № 988 «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации»: «... комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ...общественными объединениями и организациями» [11].
Целесообразно создать, опираясь на опыт зарубежных стран, при участии компаний, оказывающих интернет-услуги, специализированные наблюдательные советы и «горячие линии», которые бы обладали полномочиями оперативно удалять из глобальной сети Интернет материалы, содержащие призывы
к экстремизму и насилию, детскую порнографию и другое [12, с. 64].
В целях более полного учета общественного мнения в работе органов внутренних дел, создания режима делового партнерства при выработке совместных решений в сфере противодействия экстремизму в сети Интернет необходимо:
- организовывать конференции, семинары, круглые столы с участием представителей сторон взаимодействия;
- совместно проводить учебные занятия с различными группами населения, особенно с молодежью, по вопросам безопасного использования Интернета, информационного влияния и вербовки экстремистов в Сети;
- приглашать представителей общественных объединений на открытые совещания по вопросам противодействия экстремизму в сети Интернет;
- создавать совместные рабочие и экспертные группы, целевые консультативные и совещательные органы для участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по рассматриваемой тематике;
- организовывать систематические встречи руководителей органов внутренних дел и территориальных центров по противодействию экстремизму с представителями общественных объединений и гражданами по информационной безопасности в сети Интернет;
- инициировать общественные слушания по проблемам противодействия экстремизму в сети Интернет;
- инициировать участие общественных объединений в проведении общественных экспертиз ведомственных нормативных актов, затрагивающих права и свободы человека в сети Интернет.
Организацию взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по противодействию экстремизму в сети Интернет необходимо осуществлять по следующим направлениям:
1 . Формирование общего перечня сайтов, пропагандирующих экстремизм, и признаков экстремистских интернет-ресурсов, осуществление необходимых действий по их нейтрализации.
2. Противодействие экстремистской идеологии, распространяемой в сети Интернет. Необходимо применять методы информаци-
онного реагирования и контрпропаганды на проявление информационной активности экстремистских формирований. К ним можно отнести: распространение официальных информационных сообщений и опровержений в сети Интернет, проведение онлайн-брифингов, подготовка и распространение различной информационной продукции контрпропагандистского характера, участие в дискуссиях на форумах и в социальных сетях.
Представляется верным мнение С. А. Боровой, которая утверждает, что борьба с экстремистскими проявлениями в Интернете заключается в создании более мощного потока конструктивной информации, противостоящей деструктивной экстремистской. Борьба с экстремизмом должна вестись не полицейскими методами, а педагогическими, путем развенчивания его идеологии, создания положительных образцов для подражания. Здесь представляется возможным использовать достижения Интернета как универсального информационного пространства. Практика правоохранительной деятельности зарубежных стран доказывает, что наиболее существенным методом противодействия экстремизму являются информационные кампании. Главная цель экстремистов и террористов, по мнению ученого, - распространение своей идеологии и запугивание противников [13, с. 95].
3. Противодействие вербовке в сети Интернет новых членов экстремистских организаций осуществляется с помощью методов контрпропаганды, направленные на разоблачение истинных целей и намерений экстремистских организаций, описание видимой «романтичности» их деятельности, распространение информации о невинных жертвах преступлений экстремистского характера. На основе конкретной ориентирующей граждан информации о способах вербовки и лицах, их совершивших, необходимо предупреждать об опасности в сети Интернет. Важным является присутствие представителей общественных объединений в социальных сетях - основной сфере присутствия вербовщиков.
4. Взаимодействие по обучению и воспитанию пользователей Интернета с целью формирования у них «информационного иммунитета» к пропаганде идеологии экстремизма.
Действенными будут методы обучающего и воспитательного воздействия, включающие в себя меры по формированию психологиче-
ского барьера в отношении поступающей деструктивной информации. Это создание инте рне т-сайтов информационно-разъяснительного и просветительского характера, выработка контрнарративов антиэкстремистской пропаганды. В итоге создание обстановки нетерпимости и общего осуждения экстремистов и террористов и лиц, им попустительствующих. К таким мерам можно отнести: например, проведение обучающих занятий и учебных курсов в образовательных организациях, проведение разъяснительной работы в ходе религиозных мероприятий, распространение специальной учебной литературы, создание специализированной информационной продукции интернет-сайтов информационно-разъяснительного и просветительского характера, организация и проведение культурных, спортивных и иных массовых мероприятий и другое. Следует заметить, что рассматриваемая группа мер должна быть встроена в общую государственную информационную и образовательную политику государства, направленную на противодействие экстремизму в сети Интернет.
5. Контроль ограничения свободы слова в ситуации инициирования экстремизма в сети Интернет. Важным направлением является участие и общественный контроль представителей гражданского общества в проводимых органами внутренних дел мероприятиях, затрагивающих свободу слова в сети Интернет. Необоснованная блокировка сайтов в сети Интернет может привести к отрицательной реакции пользователей. Для соблюдения баланса гражданских прав и свобод и ограничительных мер необходимо шире задействовать саморегуляцию интернет-сообщества с использованием механизмов гражданского общества.
6. Разработка и проведение комплексных профилактических мероприятий по противодействию распространению идеологии экстремизма в сети Интернет с участием общественных объединений. В соответствии с п.п. 4.4 приказа МВД РФ от 17 января 2006 года № 19, утверждающего Инструкцию о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, структурные подразделения центрального аппарата МВД России в установленном порядке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, организациями, общественными объединениями, религиозными конфессиями участ-
вуют в разработке нормативных правовых актов и программно-целевых мероприятий, направленных на предупреждение преступности. По нашему мнению, будет весьма эффективной разработка и регулярное проведение профилактических мероприятий совместно с общественными объединениями, например, под названием «Безопасный Интернет» или «Белый Интернет». В программу мероприятия включить комплекс мер по противодействию идеологии экстремзма, предотвращению вербовок. Причем информацию антиэкстремистского характера следует доносить до адресата не только в сети Интернет, но и в школах, высших учебных заведениях и т. п.
7. Стимулирование позитивной социальной активности населения, направленной на противодействие распространению идеологии экстремизма в сети Интернет, предполагает:
- создание и поддержку деятельности общественно-политических организаций;
- проведение различных конкурсов в сети Интернет с участием общественных объединений;
- стимулирование активности интернет-пользователей на основе интернет-платформ, в частности краудсорсинга. Его формы могут быть самыми разнообразными: от проведения интернет-конкурсов плакатов антиэкстремистской направленности до организации синхронных массовых акций по рассылке сообщений в социальных сетях. Например, УОС и ГУПЭ МВД России в период с 2013 по 2015 год провели конкурсы на лучшие видеоролики антиэкстремистской и антитеррористической тематики с участием общественных объединений.
В сентябре-октябре 2017 года ГУПЭ МВД России приняло участие в проведении фестиваля социальных видеороликов «Я против экстремизма», организованного Национальным центром информационного противодействия терроризму и экстремизму, расположенным в Ростове-на-Дону.
8. Формирование культуры общения в сети Интернет у граждан. Культура сетевого общения в России крайне низка, что «компенсируется» повышенной эмоциональностью и агрессией. Если сравнить сообщения и комментарии европейских или американских сайтов с русскоязычными, то легко можно в этом убедиться. Причины лежат, вероятно, в об-
ласти психологии, социологии, культурологии, образования. Русскоязычные пользователи Сети часто склонны к однозначным, резким и очень грубым выводам, избыточной драматизации любых фактов и событий, легко используют непечатные выражения, быстро переходят к оскорблениям и не склонны к поискам компромиссов. Превратиться в повод для экстремистских призывов или «возбуждения ненависти» может любое сообщение по самому незначительному поводу.
Таким образом, организация взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по противодействию экстремизму в сети Интернет способствовала бы:
- рациональному распределению функ-
Литература
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II).
2. Васильченко В. В. Влияние интернет-коммуникаций на активизацию протестных движений молодежи в современной России: дис. ... канд. полит. наук. М., 2016.
3. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/13585 (дата обращения: 15.04.2018).
4. Brand Analytics. Статистика социальных сетей. URL: https://branalytics.ru/statistics/author (дата обращения: 25.08.2017).
5. О Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: утв. Президентом Российской Федерации 28.11.2014 № Пр-2753// СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 10.03.2016).
6. Лапунова Ю. А. Распространение идеологии экстремизма и терроризма в киберпро-странстве: проблемы и пути их решения // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 3 (43).
7. Теория и практика информационного противодействия экстремистской и террористической деятельности: монография / И. Ю. Сундиев, А. А. Смирнов, А. И. Кун-детов и др. М., 2014.
8. Противодействие органов внутренних дел экстремизму и терроризму: учебное пособие/ С. Н. Миронов, Р. Р. Абдулганеев, О. В. Артюшина и др. Казань, 2017.
9. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» //
циональных обязанностей между взаимодействующими сторонами, координации их действий;
- формированию организационного механизма совместных действий органов внутренних дел и общественных объединений, выработки мер по противодействию экстремизму в сети Интернет, наделению представителей взаимодействующих сторон теми ресурсами и в таком количестве, которые дали бы возможность им наиболее плодотворно выполнять возложенные на них функции;
- повышению эффективности взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по противодействию экстремизму в сети Интернет в целом.
Bibliography
1. The national security strategy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation dated December 31, 2015 № 683 // Coll. the legislation of the Russian Federation. 2016. № 1 (part II).
2. Vasilchenko V. Influence of Internet communication on reinvigorating youth protest movements
in modern Russia: dis____PhD in political. Moscow,
2016.
3. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/13585: Internet in Russia: Dynamics of penetration (date of the address: 15.04.2018)
4. Brand Analytics. Social networking statistics. URL: https://branalytics.ru/statistics/author (date of the address: 25.08.2017).
5. The strategy of counter extremism in the Russian Federation up to the year 2025: approved the President of the Russian Federation 28.11.2014 № Ol-2753) // SPS ConsultantPlus (date of the address: 10.03.2016).
6. Lapunova Yu. A. Spreading of extremism ideology and terrorism in cyberspace: problems and ways of their solution // Proceedings of Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 3 (43).
7. Theory and practice of information counter extremist and terrorist activities: monograph / I. Yu. Sun-diev, A. A. Smirnov, A. I. Kundetov, etc. Moscow, 2014.
8. Resistance of internal affairs bodies extremism and terrorism: manual / S. N. Mironov, R. R. Abdul-ganeev, O. V. Artjushina, etc. Kazan, 2017.
9. The federal law from 23.06.2016 № 182-FZ «On fundamentals of the system prevention of offences in the Russian Federation» // SPS Consult-antPlus (date of the address: 15.04.2018.)
СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.04.2018).
10. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.04.2018).
11. О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации» (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации»): указ Президента РФ от 26 июля 2011 года № 988 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.04.2018).
12. Самошин А. В., Горовой В. В. Особенности предупреждения распространения экстремистских материалов в молодежной среде по глобальной сети Интернет // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39)
13. Боровая С. А., Гаврилова Т. В., Ткач Е. В. Экстремизм в современном обществе: сущность, формы проявления, пути противодействия. М., 2014.
10. The federal law from 23.06.2016 № 182-FZ «On fundamentals of the system for prevention of offences in the Russian Federation» // SPS «Con-sultantPlus» (date of the address: 15.04.2018.)
11. The Interdepartmental Commission on combating extremism in the Russian Federation (with the «Regulation on the Interdepartmental Commission on combating extremism in the Russian Federation»): the decree of the President of the Russian Federation dated July 26, 2011 № 988 // SPS «ConsultantPlus» (date of the address: 15.04.2018.)
12. Samoshin A. V., Gorovoy V. V. Prevent the dissemination of extremist materials in youth Wednesday on the Internet Features // Proceedings of Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 3 (39).
13. Borovaya S. A., Gavrilova T. V., Tkach E.V. Extremism in contemporary society: essence, forms, ways of countering. Moscow, 2014.