_I
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:
состояние и пути совершенствования
В.В. БАРАНОВ,
старший преподаватель кафедры информационных технологий
(Академия управления МВД России)
V.V. BARANOV,
Senior Lecturer at the Department of Information Technologies (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 343.59
Совершенствование правового обеспечения деятельности органов внутренних дел по противодействию проявлениям экстремизма в глобальной компьютерной сети
Extremism Online: improving Legal Provisions for Law Enforcement to Crack Down on it
В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами совершенствования правового обеспечения деятельности органов внутренних дел по противодействию проявлениям экстремизма в глобальной компьютерной сети, выявляются особенности правового обеспечения деятельности органов внутренних дел в указанной сфере.
The article is about the need to improve legal provisions for law enforcement organizations to combat extremist propaganda and recruitment campaigns on the Internet. The current state of the matter is carefully looked into.
Правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел, экстремизм, глобальная компьютерная сеть, Интернет.
Legal accommodation of law enforcement action, extremism, World Wide Web, Internet.
Необходимость изменений в организации правового обеспечения деятельности органов внутренних дел по противодействию проявлениям экстремизма в глобальной компьютерной сети продиктована нарастающей информатизацией общества и образованием глобального информационного пространства, направленного на эффективное информационное взаимодействие; доступностью глобальных информационных ресурсов; удовлетворением потребностей в информационных продуктах и услугах.
В настоящее время не существует единого понятия экстремизма в глобальной компьютерной сети. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Закон) к экстремистской деятельности (экстремизму) относит:
— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
— публичное оправдание терроризма, иную террористическую деятельность и т. д. [3, ст. 1].
К S
I
<
са
0 са н и
1 ы
Э
а ы са
0
и
S
н
^
с S
ы S
1 к
о н и о и
о са н
и
J3 <
ы е-
0
1
о
ЬЙ <
28
При этом в указанном Законе отсутствует определение экстремизма в глобальной компьютерной сети. В трех пунктах, описывающих деяния, отнесенные Законом к экстремистской деятельности, присутствует указание на публичность данной деятельности (публичное оправдание терроризма, публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, публичные призывы к осуществлению указанных деяний), к которой, очевидно, и предлагается отнести рассматриваемую нами категорию. Предлагаем добавить в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ в качестве определения экстремизма в глобальной компьютерной сети, или информационного экстремизма, п. 5 следующего содержания: «Информационный экстремизм — это проявление признаков экстремизма, описанных в п. 1 настоящей статьи, в глобальной компьютерной сети».
Здесь также следует обратить внимание на информационное право, прогностическая функция которого нацеливает организацию правового обеспечения на внесение изменений в Закон в части понятийного аппарата организации правового обеспечения деятельности органов внутренних дел по противодействию проявлениям экстремизма в глобальной компьютерной сети, основанного на данных юридического прогнозирования. Внесение изменений осуществляется субъектами законодательной деятельности: палатами Федерального Собрания Российской Федерации [6].
Возможны и другие определения экстремизма в глобальной компьютерной сети. По мнению А.А. Жуйкова, он «может рассматриваться в качестве собирательного понятия, которое объединяет в себе проявления агрессивного коммуникативного воздействия:
— манипуляция сознанием;
— информационный терроризм;
— распространение искусственно созданных
слухов;
— киберпреступления, совершаемые в пространстве Интернета» [9].
В данном определении считаем понятие «агрессивное коммуникативное воздействие» слишком широким, поскольку оно не является исчерпывающим признаком экстремизма.
Экстремизм в глобальной компьютерной сети может рассматриваться в качестве угрозы информационной безопасности страны [8].
Информационный экстремизм подразумевает использование информационных технологий и представляет собой деятельность в форме социально-психического и опосредованного деструктивного влияния, результатом которого становится достижение противоправных целей. Признаком информационного экстремизма
является нанесение законным интересам граждан ущерба различного характера [13].
По мнению О.С. Жуковой, «информационный экстремизм — это деятельность, связанная с:
а) созданием, хранением и (или) распространением информации, содержащей предусмотренные законом признаки экстремистской деятельности;
б) использованием обрабатываемой компьютером информации, компьютерной системы и (или) компьютерной сети, осуществляемым в целях воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, сопряженным с различными формами психического или опосредованного физического насилия (кибертерроризм);
в) использованием информации, оказывающей деструктивное воздействие на психику людей, не осознаваемое ими» [10].
В данном определении лишь пункт «б» содержит указание на использование компьютера, информационных технологий и компьютерной сети, и то без указания на ее глобальность, что является существенным недостатком предложенного определения, так как уже два соединенных друг с другом компьютера представляют собой сеть, пользователями которой, однако, не могут быть большие массы людей. Поэтому «манипуляция сознанием», как указывает А.А. Жуйков, в данном случае невозможна.
По мнению А.Х. Валеева, «Сеть Интернет представляет собой удобное поле для экстремистской деятельности, а также возможность распространения среди большого круга пользователей материалов экстремистского содержания. В сети Интернет информация доступна не только в виде статических веб-страниц — идет интенсивный интерактивный обмен ею в чатах, блогах и форумах, через которые все желающие могут общаться с экстремистами по всему миру. Одной из основных проблем борьбы с проявлениями экстремизма в сети Интернет, на наш взгляд, является проблема отсутствия законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с использованием сети Интернет» [7]. В указанном определении употребляется понятие «Интернет», подчеркивается его глобальный характер и описываются конкретные механизмы проявления экстремизма в глобальной компьютерной сети. Данное определение является наиболее полным из приведенных в литературе, поскольку экстремизм постоянно видоизменяется, используя последние достижения в науке и технике.
Необходимо максимальное снижение социальной напряженности, вызванной экстремистской деятельностью, что является стратегической задачей всей правоохранительной системы [11].
Деятельность правоохранительных органов по противодействию экстремизму положительно оценивается населением, однако при этом существуют и неиспользованные резервы [11].
Для наиболее полной их реализации Главным управлением по противодействию экстремизму МВД России (далее - ГУПЭ МВД России) организуется правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел по противодействию проявлениям экстремизма в глобальной компьютерной сети.
ГУПЭ МВД России при реализации поручений Правительства Российской Федерации и во взаимодействии с другими ведомствами осуществляет деятельность по внесению изменений в законодательство в сфере противодействия экстремизму. Результатом работы ГУПЭ МВД России являются проекты федеральных законов:
— № 588894-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (внесен в Государственную Думу РФ 4 августа 2011 г.);
— № 301629-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (внесен в Государственную Думу РФ 22 июня 2013 г.);
— № 307046-6 «О внесении изменения в ст. 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (внесен в Государственную Думу РФ 1 июля 2013 г.). Кроме того, при участии ГУПЭ МВД России были приняты подзаконные акты, например Указ Президента РФ от 26 июля 2011 г. № 988, в соответствии с которым была образована Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в Российской Федерации (далее — МВК) [5].
На заседаниях МВК были приняты решения по дальнейшему развитию законодательства с целью совершенствования правового регулирования противодействия экстремистской деятельности: внесены изменения в федеральные законы от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» [4] и от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [2], принят Межведомственный план мероприятий по про-
Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
3. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля
тиводействию экстремизму на 2013—2018 гг., разработан проект Стратегии противодействия экстремизму в РФ на долгосрочный период, предусматривающий основные направления государственной политики в области противодействия идеологии экстремизма, и другие правовые акты.
Проблемой в данном случае является невключенность в организацию правового обеспечения деятельности органов внутренних дел по противодействию проявлениям экстремизма в глобальной компьютерной сети подразделений по противодействию экстремизму, функционирующих на региональном уровне. Тем не менее, опыт отдельных регионов свидетельствует, что региональные центры по противодействию экстремизму все чаще включаются в данный процесс, несмотря на то, что ответственность за указанную деятельность возложена на штабы МВД по республикам, ГУ(У) МВД по субъектам Российской Федерации [11]. В результате повышается число выявленных фактов [12] проявлений экстремизма в глобальной компьютерной сети. Это происходит за счет выявления латентных преступлений в Интернете, появления новых статей в Уголовном кодексе Российской Федерации (таких, как «Прохождение обучения в целях террористической деятельности» [1, ст. 205.3], «Организация террористического сообщества и участие в нем» [1, ст. 205.4], «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации» [1, ст. 205.5].
Таким образом, перманентная целенаправленная работа центров по противодействию экстремизму территориальных органов должна стать обязательным элементом организации правового обеспечения деятельности органов внутренних дел по противодействию проявлениям экстремизма в глобальной компьютерной сети. Для этого требуется принятие мер правового характера, организационно-управленческих усилий со стороны руководителей организационных структур. Так, ключевыми факторами успеха являются: комплексный подход, использование современных достижений управленческой науки и положительного опыта работы.
4.
5.
2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031. О свободе совести и религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465. О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Феде-
к S
X
<
са О са н и X ы
Э
а ы са О
и
S
н
^
с S
ы S X к
о н и о и
о са н
и
J3 <
ы е-
о X
о
ЬЙ <
29
К S
I
<
са
0 са н и
1 ы
Э
а ы са
0
и
S
н
^
с S
ы S
1 к
о н и о и
о са н
и
J3 <
ы е-
0
1
о
ЬЙ <
HQ
30
рации (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации»): Указ Президента РФ от 26 июля 2011 г. № 988 (ред. от 17.02.2016) // СЗ РФ. 2011. № 31. Ст. 4705.
6. Агамиров К.В. Проблемы юридического прогнозирования: методология, теория, практика: монография / под науч. ред. Р.В. Шагиевой. М., 2015.
7. Валеев А.Х. Борьба с проявлением экстремизма в сети Интернет // Бизнес в законе. 2011. № 6.
8. Воронович Н.К. Интернет как угроза информационной безопасности России: дис. ... канд. социолог. наук. Краснодар, 2012.
9. Жуйков А.А. Интернет и проблема информационного экстремизма в современном российском обществе // Общество и право. 2015. № 4 (54).
10. Жукова О.С. Правовые меры противодействия информационному экстремизму: дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2006.
11. Захватов И.Ю., Карулин В.Ю. Вопросы межведомственного взаимодействия по вопросам противодействия терроризму и экстремизму // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 2 (34).
12. Статистика МВД России за 2015 год показала рост преступлений. URL: https://www. gazeta.ru/social/2016/01/22/8036075.shtml (дата обращения: 13.07.2016).
13. Упорников Р.В. Политико-правовые технологии противодействия информационному экстремизму в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007.
E-mail: [email protected]