УДК 323.28(470 + 571) Токбаев Аюб Амербиевич
кандидат экономических наук, преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация:
В статье обоснована необходимость борьбы с проявлениями экстремизма путем принятия государством, а точнее его правоохранительными органами, ряда политико-правовых мер. Автором утверждается главенство и первостепенность профилактических, превентивных мер, позволяющих выявить очевидные признаки экстремизма на ранних этапах его развития, устранить причины его становления.
Ключевые слова:
экстремизм, религия, фанатизм, фундаментализм, экстремистская деятельность, экстремистская угроза, профилактика, превентивные меры.
Tokbayev Ayub Amerbievich
PhD in Economics, Lecturer, Police Special Operations Department, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
SOME ASPECTS OF THE EXTREMISM CONTROL IN THE MODERN RUSSIA
Summary:
The article substantiates the need to counter extremism manifestations by taking a number of political and legal measures by the state, or rather its law enforcement bodies. The authors argue the supremacy and top priority of preventive measures helping to detect obvious signs of extremism at the early stages of its development, to eliminate the causes of its formation.
Keywords:
extremism, religion, fanaticism, fundamentalism, extremist activities, extremist threat, prevention, preventive measures.
В сегодняшних реалиях экстремизм является самой остроактуальной общественно-политической проблемой, особенно активно он стал проявляться во всем мире и в России в частности в последние 15-20 лет. Отметим, что борьба с экстремизмом и некоторыми его проявлениями ведется на протяжении всего этого периода времени, так как общество, которое попускает экстремизм и сочувствует ему, может не только лишиться своего лица в мире, но и со всей полнотой потерять самоуважение. Наибольшая опасность экстремизма проявляется в антигуманном содержании и практической реализации его идей и установок, в основном выраженных в терроризме и других формах насилия.
В последнее время над Российской Федерацией и всем цивилизованным миром нависла террористическая угроза в лице так называемой организации ИГИЛ (в России и в большинстве стран мира признанной террористической). К большому сожалению, ряды данной организации пополняются и выходцами из Российской Федерации (по некоторым данным на стороне ИГИЛ воюет от 2 до 4 тыс. граждан Российской Федерации). Важными аспектами для исследования являются современное состояние экстремизма и перспектива дальнейшего его развития. В связи с этим полагаем необходимым обратить внимание на ряд политико-правовых мер в области противодействия экстремизму.
Экстремизм представляет собой некий социальный феномен и в настоящее время чаще всего проявляется как националистический и религиозный экстремизм. Это особенно опасно для России - многоконфессиональной и многонациональной страны. По данным исследования «Атлас религий и национальностей», проведенного в 2014 г., религиозная принадлежность россиян, общая численность которых составила на момент исследования 143,2 млн чел., распределилась следующим образом: 41 % исповедуют православие, 6,5 % - ислам, 4,1 % придерживаются христианства, но при этом не считают себя ни католиками, ни протестантами, ни православными, 1,5 % придерживаются православия, но не принадлежат к Православной Церкви и не являются старообрядцами, 1,2 % придерживаются принятой традиционной религии своих предков и поклоняются всякого рода богам и силам природы, 0,4 % придерживаются буддизма, 0,2 % - старообрядцы, 0,2 % - протестанты, 0,1 % исповедуют некоторые восточные религии и духовные практики, 0,1 % - католики, 0,1 % - иудеи, 25 % верят в Бога, но какую-нибудь отдельно взятую религию не исповедуют, 13 % не верят в Бога [1].
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2016, № 2)
В России противодействием экстремизму занимается ряд органов государственной власти. Главную роль в системе противодействия экстремизму играет Главное управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУПЭ МВД России), в основные функции которого входит непосредственная организация и координация антитеррористической деятельности в стране. Управление выполняет комплекс задач по исполнению государственной политики в части противодействия деятельности экстремистской и террористической направленности, а также по нормативно-правовому регулированию данной области деятельности. ГУПЭ МВД России также осуществляет непосредственную организацию борьбы с правонарушениями и преступлениями экстремистской и террористической направленности и обеспечивает организационное и методическое руководство соответствующими подразделениями на местах во всех регионах РФ.
Помимо данного Управления и некоторых других сопутствующих служб, Указом Президента РФ от 29 июля 2011 г. создана Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму, председателем которой является министр внутренних дел Российской Федерации.
К области противодействия экстремизму предъявляются требования по соблюдению некоторых общих принципов:
- защита и соблюдение прав и свобод юридических лиц и граждан,
- законность и гласность,
- приоритетность обеспечения безопасности страны в целом,
- приоритетность превентивных мер в отношении экстремизма,
- сотрудничество государственных органов и общественных организаций, а также граждан страны в противодействии экстремистской деятельности,
- неизбежность наказания за деятельность экстремистской направленности.
Отметим принцип главенства профилактических мер данного противодействия, которые должны осуществляться в направлении раннего выявления и пресечения экстремизма, и использование превентивных мер, связанных именно с предупреждением такого рода деятельности на начальном этапе развития. Неоспоримое преимущество в данном случае заключается в своевременном выявлении наиболее очевидных признаков экстремизма, непосредственном устранении конкретных причин его становления, а также условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности. Приоритетным направлением является корректировка мотивации социальной активности в стране в направлении ее переориентации от экстремизма к толерантности и гуманизму. Это особенно актуально при работе с молодым поколением государства, которому предстоит жить в обществе, общий фон ментальности которого следует формировать уже сегодня.
Упомянутые направления непосредственно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Однако если все же вести речь о приоритетности среди данных направлений, то признаем, что наиболее важной в социально-политическом плане является профилактика. Именно профилактические действия способны оказать содействие в преодолении экстремизма в РФ путем предотвращения его проявлений. Нужно отметить, что эта работа ведется уже сейчас. Далеко не последнюю роль в реализации данного направления играет правильное и полное понимание содержания экстремизма, что одинаково справедливо как для нормативно-правовой, так и для научно-теоретической его трактовки.
Используя современную нормативную базу, можно выделить основные характеристики экстремизма. Во-первых, экстремизм в силу своей сути посягает на то, что закрепляет Конституция России: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок государственного устройства и местного самоуправления.
Во-вторых, наиболее детально содержание экстремизма раскрывает статья 1 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В соответствии с этим законом под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается: попытка насильственного изменения основ конституционного строя и покушение на целостность нашей страны; терроризм (в том числе его оправдание); возбуждение социальной, национальной, расовой, а также религиозной розни; пропаганда идей национализма, расизма, фашизма и т. п.; нарушение свобод, прав и интересов граждан в зависимости от их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; устроение преград для осуществления гражданами их избирательных прав и т. п., а государственными и общественными организациями - их законной деятельности, соединенное с насилием или угрозой насилия; совершение преступлений по мотивам экстремистской идеологии, пропаганда и публичное демонстрирование экстремистской атрибутики или символики; публичные призывы к осуществлению экстремизма или массовое распространение, изготовление, хранение в целях массового распространения материалов экстремистской направленности; организация и подготовка экстремистских деяний, подстрекательство к их осуществлению, их финансирование, предоставление для них учебной, полиграфической и материально-технической базы, различных видов связи или оказание информационных услуг. Помимо этого, законом к экстремизму отнесено публичное заведомо ложное обвинение должностного лица в экстремистской деятельности [2].
Приходится констатировать тот факт, что со времени принятия данного закона, то есть с 2002 г., экстремизм продолжает укреплять свои позиции в современном обществе, в том числе в
российском. По данным информационно-аналитического центра «Сова» в настоящий период экстремистская угроза охватывает свыше 30 регионов Российской Федерации, постепенно выходя далеко за географические границы своего «традиционного» в нашем понимании распространения.
В связи с этим законодательство России продолжает совершенствоваться по данному аспекту противодействия. Так, в других законах уточняются те или иные моменты содержания экстремизма. Например, Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. № 255 уточняет характеристику понятия «экстремизм», представленного в № 114-ФЗ, дополнением «публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций» и вводит понятие «экстремистская символика» [3].
Сам термин «экстремизм» понимается как приверженность человека к крайним взглядам и методам. А раз это взгляды и методы, то, следовательно, экстремизм проявляется в теории и на практике. Это первое, на что хотелось бы обратить внимание в данном определении.
Другой момент касается того, что склонность к крайним позициям, превышение меры также называется и радикализмом. В ряде случаев, когда речь идет о принципах, взглядах, а также действиях, то экстремистскими их можно назвать, говоря о крайности в ее количественном измерении, а радикальными - в качественном измерении.
Оценочную сторону понятия «экстремизм» можно определить как третий момент. При дословной интерпретации определения представляется возможным заметить, что экстремизм как проявление крайности может иметь, насколько бы это абсурдно ни звучало, наряду с отрицательным и некоторое положительное значение. Сам феномен экстремизма может рассматриваться как привязанность к максималистски выраженным фанатичным и фундаменталистским взглядам и предельно притупленным методам их реализации, которая проявляется для общества в негативных формах терроризма и радикализма.
Это определение достаточно объемное и рельефное, так как оно отражает саму суть экстремизма, притом что радикализм нужно понимать как непримиримость и стойкость (приближенные к фундаментализму), а фанатизм - как доведенную до некой крайней степени приверженность к тем или иным верованиям либо вероисповеданиям, убеждениям или мировоззрениям, нетерпимость к другим взглядам, имеющим практическое продолжение в терроризме.
За осуществление деятельности экстремистской направленности в Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность. Уголовная ответственность за разжигание ненависти либо вражды, организация экстремистского сообщества, организация деятельности экстремистской организации, а также финансирование экстремистской деятельности закреплена в ст. 282 УК РФ и наказывается штрафом от 100 до 700 тыс. руб. либо лишением свободы сроком до 10 лет.
Следует констатировать тот факт, что закон достаточно суров в отношении признаков экстремизма в современном обществе. Тем не менее возникает вопрос: как вышеназванные структуры и нормативные правовые акты действуют в практических условиях и способствуют ли они реальной борьбе с экстремизмом?
Здесь можно категорически заявить, что сегодня нельзя говорить о бездействии или некомпетентности правоохранительных сил в РФ в отношении противодействия экстремизму. Приведем некоторые данные из выступления начальника Главного управления МВД России по СКФо генерал-полковника С.М. Ченчика о том, что в 2014 г. только в Северо-Кавказском федеральном округе было проведено свыше 2,5 тыс. различных мероприятий антиэкстремистской направленности. В ходе данных действий силовыми структурами МВД России был нейтрализован 391 бандит, в том числе и 50 лидеров бандформирований. Задержан 461 преступник. Явку с повинной осуществили 44 участника незаконных вооруженных формирований, было ликвидировано 105 баз и 386 тайников с вооружением, боеприпасами и запасом продуктов питания.
В заключение отметим, что основная проблема состоит в степени распространенности данной эпидемии в современном обществе и в необходимости срочно предотвратить социальную трагедию, название которой - «экстремистская угроза». Лозунги, призывающие к противостоянию правопорядку и гражданскому неповиновению, сопровождаемые серьезной финансовой поддержкой со стороны экстремистов-провокаторов, спонсирующих такие проявления в обществе, часто привлекают молодежь. Точное выявление и эффективная борьба с экстремизмом являются одними из важнейших задач государства в целом и правоохранительных органов как непосредственных исполнителей противодействия экстремизму в частности. Только своевременные выявление и нейтрализация всех видов экстремизма правоохранительными органами позволят построить цивилизованное общество.
Ссылки:
1. Атлас религий и национальностей России [Электронный ресурс] // Исследовательская служба «Среда». 11Р1_: http://sreda.org/arena (дата обращения: 04.02.2016).
2. О противодействии экстремистской деятельности : федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ.
3. О внесении изменений в статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» : федер. закон от 25 декабря 2012 г. № 255-ФЗ.