Научная статья на тему 'Вопросы методологии самостоятельной работы в военном вузе'

Вопросы методологии самостоятельной работы в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы методологии самостоятельной работы в военном вузе»

ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В ВОЕННОМ ВУЗЕ

С.А. ДОЧКИН

КАНД. ПЕД. НАУК, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ КЕМЕРОВСКОГО ВЫСШЕГО ВОЕННОГО КОМАНДНОГО УЧИЛИЩА СВЯЗИ

Теория и практика организации самостоятельной работы (СР) в военном вузе (ввузе) в настоящее время ориентированы на превращение курсанта из пассивного, управляемого преподавателем объекта обучения, в активный субъект, способный самостоятельно и ответственно управлять собственной учебной деятельностью. Автономия, самостоятельность обучающегося определяется в таком случае как способность и умение ответственно управлять своей учебной деятельностью, в ходе которой он сам определяет цели обучения, его содержание и стратегию, а также в значительной мере выбирает методы и приемы самообучения и призван дать объективную оценку проделанной работы. Современные условия развития российского общества предполагают постоянное возрастание значимости СР обучающихся (курсантов, студентов, учащихся). Без навыков, полученных в ходе этой работы, выпускник, специалист не может постоянно находиться на современных рубежах науки, что в конечном опыте отрицательно отразится на его профессиональном росте.

Причем, несмотря на то, что самостоятельная работа - широко обсуждаемая проблема обучения и повышения качества подготовки курсантов (студентов) в вузе, единого мнения о сущности понятия «самостоятельная работа» до сих пор нет. По Б.П. Есипову: «СР учащихся, - такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических действий». Несколько отличное определение дает М.А. Данилов: «СР называется вся та учебная деятельность школьников, которая определяется заданием учителя и выполняется школьниками при максимальном напряжении их сил, на основе приобретенных знаний, умений и навыков без непосредственной помощи учителя». А.С. Аында считает, что: «СР является одной из форм организации учебной деятельности учащихся, которая способствует развитию их самостоятельности и активности в обучении. Она может выполняться на уроке и во внеурочное время по заданию учителя и на основе его инструктажа и консультаций». В любом случае, СР может быть определена как целенаправленная, внутримотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и регулируемая им по процессу и результату деятельность. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет студенту удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. В общем виде организация СР курсантов рассматривается как состоящая из трех элементов: планирование; методическая помощь и обеспечение; оценка и контроль. Но только рационально организованные аудиторные и внеаудиторные формы и виды СР, их интеграция в единую взаимосвязанную систему способствуют формированию

полноценных знаний, умений и навыков, творческому мышлению, положительному отношению к учению, оптимальным способам и приемам умственного труда, самостоятельности и активности как обобщенных свойств личности.

Как показали исследования, результативность СР курсантов обусловливается многими принципами, к основным из которых можно отнести: наличие высокого уровня мотивации; умение самостоятельно и автономно определять конечные и промежуточные цели обучения; умение определять содержание обучения; способность выработать свою индивидуальную стратегию познавательной деятельности, основанную на предыдущем опыте обучения; умением использовать приемы и методы освоения учебного материала; знанием источников получения необходимых для решения поставленных задач материалов; умением правильно выделить способствующие успешному освоению материала виды учебной деятельности; способностью систематически осуществлять самоконтроль и самокоррекцию.

В ходе наших исследований было отмечено, что степень самостоятельности курсантов на различных этапах их обучения в ввузе различна. И здесь можно выделить три основные «формы» организации СР курсантов. Первая отличается незначительной долей самостоятельных работ, и характеризуется наличием большого количества репродуктивных видов учебной деятельности. Следующая форма организации присутствует на среднем этапе обучения. Она представляет собой разумный баланс СР курсантов и учебной деятельности под руководством преподавателя. Задания, предлагаемые курсантам ввуза для выполнения самостоятельно, могут носить репродуктивный и креативный творческий характер, при преобладании репродуктивных упражнений. И, наконец, последняя форма, ориентированная на выполнение обучающимися как можно большего количества заданий самостоятельно, без участия преподавателя. Причем, следует отметить, что первые две формы концентрируют свое внимание на выполнении самостоятельных заданий в часы плановой самостоятельной подготовки, а третья в равной мере позволяет предлагать курсантам самостоятельные виды работы, как в аудитории, так и во внеучебное время.

Однако пока в сложившейся практике обучения не наблюдается желаемой степени самостоятельности курсантов, их активность часто подменяется активностью преподавателя. На протяжении ряда лет получаемые данные по анализу воспитательно-образовательного процесса ввузов связи фактически остаются неизменными: примерно 2/3 учебного времени на практических занятиях занимает активность педагога. Особенно тяжело приходится курсантам первых курсов, многим из них трудно соотнести индивидуальный ритм собственной работы с ритмом учебного процесса Данные опроса показывают, что 47,3% курсантов вуза признают, что не умеют правильно организовать СР, 81,7% не думают о том, что свое время нужно распределять.

Признаками слабой самоорганизации являются пропуски занятий, несвоевременное выполнение или невыполнение домашних заданий, невыполнение в срок курсовых и лабораторных работ, штурмовщина и авралы перед семинарами, контрольными работами, зачетами и экзаменами. Все это ведет к существенным пробелам в знаниях, неуспеваемости, отчислению из ввуза. Среди внешних факторов, усложняющих учебную самоорганизацию

курсантов, следует отметить несогласованность, нескоординированность действий и требований преподавателей различных кафедр, особенности военной службы, несовершенство составленного расписания, согласно которому, например, на весь день планируются только семинарские и практические занятия или семинар планируется на понедельник, когда последняя лекция по теме была прочитана в субботу.

С учетом этих факторов формирование способностей подлинной СР зависит от совместных действий преподавателей и курсантов, осознания ими особенностей этой работы как специфической формы деятельности, предъявляющей к ее субъекту особые требования и доставляющей ему интеллектуальное удовлетворение. Причем целенаправленное обучение курсантов СР включает формирование приемов моделирования самой учебной деятельности; приемов поиска дополнительной информации; приемов работы с текстом, сформированность которых может служить основой СР; приемов подготовки к практическим занятиям, зачетам и экзаменам.

И в первую очередь, преподаватель для эффективной СР курсантов должен четко продумать и определить всю систему своей работы по дисциплине. Перед началом СР обучающимся необходимо дать специальные пояснения к ее выполнению: определить требования, дать четкие рекомендации по

организации работы, предоставить список основной и дополнительной литературы, учебно-методических пособий и разработок, а также обеспечить возможность доступа к этим источникам посредством использования библиотечных фондов и получения информации через 1п1ете1:, рекомендовать наиболее рациональную методику работы над учебным материалом, определить наиболее подходящие формы СР. К критериям выбора форм СР следует отнести научно обоснованный объем обязательной самостоятельной работы курсантов, учитывающий курс и форму обучения, уровень знаний и умений, соотношение с другими дисциплинами.

Данные, полученные в ходе исследований на основе анализа общего бюджета времени курсантов, свидетельствуют о том, что обучающиеся часто перегружены заданиями для самостоятельной работы. Оптимальный объем всех видов СР, по расчетам специалистов, должен составлять до 35-40% общего учебного времени. В настоящее же время внеаудиторные формы СР превышают 50% общей недельной учебной нагрузки курсантов, а с учетом возможных пропусков занятий - и больше. Часто преподаватели ввуза не знают допустимых расчетных норм нагрузки и лишь немногие преподаватели планируют СР курсантов исходя из норм. При этом ясно, что предлагать к изучению курсанту можно только то количество материала, которое он в состоянии твердо усвоить за отведенное для этого в учебном плане время. С этой целью все виды работы должны быть предельно увязаны между собой.

По нашему мнению, в основу организации СР курсантов должен быть положен системный подход. Методической основой этого подхода является деятельная концепция, предполагающая ритмическую работу курсанта (выполнение микро- и макрозаданий с постоянным индивидуальным контролем). Значимость такого подхода в том, что нормированное задание позволяет курсанту самому определять время его выполнения, и, значит, исчезает отрицательный момент учебной мотивации - принудительность. Учет

приведенных ниже норм времени может позволить регулировать нагрузку для СР курсантов. (Таблица 1.)

Таблица 1

Виды работ Нормы времени

Самостоятельное изучение тем (разделов) дисциплин 4-5 часов на 2-х часовую тему

Подготовка к лекционным занятиям 0,5 - 2 часа на 1 лекцию

Подготовка к практическим и семинарским занятиям, групповым занятиям и упражнениям, деловым играм 1,5-2 часа на одно занятие

Написание реферата 10-12 часов на 1 реферат

Индивидуальные практические задания по темам и До 3х часов на одно

разделам курса задание

Контрольные работы (тесты), задания на самостоятельную подготовку 15-20 часов на 1 работу

Курсовые работы 30-50 часов на 1 работу

Таким образом, желание быстрее выполнить задание будет подталкивать курсанта к самостоятельному изучению темы, что в свою очередь способствует более осознанному восприятию учебного материала, более глубокому изучению дисциплины. Причем, для того чтобы задания для СР могли быть выполнены всеми курсантами, цели заданий должны быть им понятны, сами учебные задания должны соответствовать уровню знаний обучающихся, содержать алгоритмы их выполнения, элементы новизны, возможность своевременного контроля и коррекции.

А чем же СР ценна для самих курсантов? Как показали опросы, в СР курсанты больше всего ценят возможность профессиональной творческой самореализации личности; общение с товарищами, возможность высказать свою точку зрения по проблеме и т. д. Важно, что СР курсантов нацелена не только на усвоение содержания изучаемого материала, но и осознание результатов процесса обучения, их адекватности и глубины. Для того чтобы эти цели были достигнуты, необходимо сформировать у курсантов способность к объективной самооценке. Завышенная самооценка, как и заниженная, часто приводит к драматическим последствиям в жизни человека. Низкая самооценка вызывает у человека состояние неуверенности, робости, подавленности, что ведет к снижению деловой активности и продуктивности профессиональной деятельности. Завышенная самооценка ведет к остановке и регрессии в развитии человека как личности и субъекта деятельности. Умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования необходимо учить так же, как вооружить знаниями, умениями и навыками. На занятиях должна идти постоянная и последовательная работа в режиме понимания, когда весь ход занятия (содержательно, логически, психологически) отслеживается курсантами вначале вместе с преподавателем, а затем и самостоятельно. Таким образом, осуществляется переход от внешнего контроля преподавателя к самоконтролю обучающегося и от внешней оценки к формированию его самооценки.

Итак, эффективная СР есть следствие правильно организованной учебной деятельности курсанта на занятиях, что мотивирует самостоятельное ее

расширение, углубление и продолжение во внеаудиторное время. Она отражает специфику учебного процесса ввуза, поскольку именно самостоятельная внутренняя переработка лекционного материала, формирование собственных оценочных суждений необходимы для глубокого усвоения научных знаний и их последующего творческого использования специалистом.

Каковы же методы организации СР, что нужно сделать и как организовать работой преподавателей, чтобы СР курсантов была более эффективной? В первую очередь, методы организации СР все-таки направлены на углубленное освоение программного материала. В практике вузовского преподавания методы самостоятельного изучения выполняют функцию послелекционного закрепления материала, его расширения, углубленного понимания и осмысления, широко используются самостоятельные поиски в учебных пособиях, дополнительной учебной и периодической литературе, сети Іпіетеї ответов на поставленные преподавателем вопросы после прочтения лекций, при составлении аннотаций статей, монографий, оформлении выписок по отдельным изучаемым вопросам и т. д. Они могут быть использованы в процессе подготовки к предстоящему семинарскому или практическому занятиям, групповому упражнению, зачету, экзамену.

Мы уже отмечали необходимость и целесообразность контроля и руководства СР курсантов со стороны преподавателей. С этой целью следует использовать регулярные групповые и индивидуальные консультации Практический опыт показывает, что хорошо организованные консультации являются одним из методов эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью курсантов. Причем групповые консультация - это не просто ответы на случайные вопросы курсантов перед экзаменом или зачетом. Преподаватель, беседуя или отвечая на вопросы, вникает в ход мысли курсантов, определяет трудности и заблуждения в оценке ситуации, стремится распознать и поддержать интересные мысли и идеи, а также дать совет, в каком направлении имеет смысл дальше поработать. Целью индивидуальной консультации является выборочное осуществление контроля за поэтапностью и систематичностью СР курсантов. Такие консультации позволяют повысить качество в выполнении работы.

Но только одних консультаций мало, курсантов необходимо специально учить самостоятельной работе. Опыт преподавания в военном вузе показывает, что в СР курсантов возникают трудности следующего характера: недостаточность навыков конспектирования, составления тезисов, аннотаций, написания рефератов. Очень часто курсанты затрудняются сформулировать основные идеи прочитанного текста, классифицировать и обобщать факты, подготовить конспекты.

В связи с этим, целесообразно в процессе преподавания уделить специальное внимание формированию у курсантов необходимых знаний и умений для СР. Для этого необходимо курсантам показать, в чем состоит специфика конспектирования, аннотирования, составления тезисов, как при чтении источника литературы выделить главные идеи прочитанного, логику и ход мыслей, рассуждения, систему аргументации.

Одним из необходимых приемов СР является составление тезисов. Тезисы занимают промежуточное положение между планом и конспектом. В отличие от плана, тезисы кратко формулируют основные мысли из прочитанного. Другим

из распространенных приемов СР является конспектирование. Его применяют в целях детального понимания, более глубокого проникновения в содержание материала. После этого материал лучше запоминается и легче воспроизводится в памяти при подготовке к экзамену или зачету

Должное внимание необходимо уделить и лекционному курсу. Основной целью преподавателя в процессе чтения лекции является привлечение курсантов в рассуждение, возможность сделать обучающихся соучастниками размышлений лектора. На лекции преподаватель учит аудиторию навыкам рассуждений, приемам сравнений, доказательств, чтобы это можно было в дальнейшем использовать в самостоятельной работе.

Не менее важным методом направленного руководства СР курсантов являются семинары. Чаще всего они проводятся по предметам,

изучаемым только лекционным методом. Их задачей является выяснение степени понимания прослушанных лекций и определение того, как курсанты работают над рекомендованной литературой. Помощью курсантам в СР являются и краткие собеседования, обычно проводимые в начале лекции, на которых курсантам объясняется как нужно работать над материалом лекции и рекомендованной к изучению литературой. Систематическая СР воспитывает у обучающихся умение рассуждать, самостоятельно проникать в суть изучаемых явлений, прививает интерес к науке. Выработанная самостоятельность суждений и направленный познавательный интерес стимулируют СР, способствуют формированию потребности к постоянному совершенствованию своих знаний, умений и практических навыков.

Все перечисленные выше методы способствуют активизации СР курсантов ввуза и позволяют организовать самостоятельную деятельность самих курсантов, их опыт творческих поисков, исследовательской работы, а также использовать возможности преподавания для управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся.

Как уже отмечалось, при организации СР курсантов нельзя исключать и такой важнейший элемент как контроль за этой работой со стороны преподавателей. По опыту работы, нами использовалась следующая система контроля: стартовый контроль (в начале каждого семестра); текущий контроль; рубежный контроль (середина семестра); итоговый контроль - после окончания изучения дисциплины, для этого нами использовались различные тестовые методики. В настоящее время в ввузах часто используют и рейтинговую оценку, мы также включили ее в свою деятельность, использовав компьютерную поддержку. Бесспорно, рейтинговая система оценки знаний обучающихся вписывается в общую систему организации контроля СР курсантов, повышая ее эффективность Важно только, чтобы рейтинговая система не стала данью «моде» и не выполняла лишь функции количественной оценки знаний, а стала основой и важнейшим атрибутом разрабатываемых новых технологий обучения. В этой связи чрезвычайно важно вдумчиво подойти к разработке положения о рейтинге и знакомству с ним курсантов уже на первых занятиях. Хотя, разумеется, нельзя считать рейтинговую систему единственным способом оценки качества знаний, полученных в процессе СР курсантов.

Итак, совершенствование содержания и форм организации, обеспечения и контроля самостоятельной работы курсантов (студентов) следует рассматривать как важнейшую составную часть процесса перехода высшего

профессионального образования на многоуровневую систему, что ставит эту работу на одно из приоритетных мест в системе высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.