Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как фактор повышения качества образовательного процесса'

Самостоятельная работа как фактор повышения качества образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как фактор повышения качества образовательного процесса»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Т. С. Юдина, преподаватель ГОУ СПО «Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий»

Изменение социально-экономических условий в российском обществе, переход к рыночным отношениям привели к значительному повышению требований к уровню и качеству подготовки специалиста в организациях среднего профессионального образования. Современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, деловитость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, то есть быть конкурентоспособным на рынке труда. Поэтому в системе среднего профессионального образования стоит задача не просто научить обучающихся тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни. Требования ФГОС диктуют необходимость обеспечения самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения. Образовательные стандарты обязывают преподавателей учить студентов работать самостоятельно, добывать знания, расширять свой кругозор, стремиться к истине в науке и практике. Внеаудиторная работа обучающихся является составной частью образовательной программы СПО и наряду с производственной практикой остается наиболее сложной формой организации учебного процесса, требующей современной материально-технической базы, соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопрово-

ждения, соблюдения интересов работодателей и образовательного учреждения, а также учета потребностей обучающихся в самореализации.

Велика роль самостоятельной работы в повышении качества учебного процесса. Известно, что знание, которое приобретается в процессе самостоятельной деятельности, усваивается значительно лучше, чем то, которое сообщается преподавателем как готовое. При планировании самостоятельной работы следует определить, с какой целью она выполняется. Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия: готовность обучающихся к самостоятельному труду, наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала, консультационная помощь.

При составлении заданий для самостоятельной работы я ставлю следующие цели:

- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний и практических умений, полученных во время аудиторных занятий;

- самостоятельное овладение учебным материалом;

- формирование умений использовать правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- развитие исследовательских умений.

Для меня как преподавателя химии важная задача — организовать самостоятельную деятельность обучающихся таким образом, чтобы им было интересно выполнять задания. А самое главное — они должны понимать, для чего им это необходимо. В современной жизни, осо-

бенно в производственной деятельности человека, химия имеет исключительное значение. В то же время возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин, неприязнь к химии как школьной дисциплине привели к тому, что интерес к химии снижается у учащихся еще в школе. Отсюда — нежелание изучать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом. Это повлекло за собой слабые знания абитуриентов по предмету и низкую мотивацию к его изучению в техникуме. У студентов-первокурсников всегда возникает вопрос: для чего электросварщику, архитектору, правоведу, машинисту крана изучать химию? И как результат — слабые зна-

Чтобы сформировать у обучающихся положительное отношение к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, решенные задачи, написанные рефераты, подготовленные доклады и презентации к ним. Контроль за выполненной самостоятельной работой проводится в форме семинара или круглого стола, что всегда интересно обучающимся. Например, по теме «Ме-

ния по химии. В дальнейшем появляются трудности в усвоении профессиональных дисциплин, связанных с химией. Один из важных моментов — обучение студентов работе с книгой, публикацией, конспектированию, приемам запоминания, планированию, организации и реализации самостоятельной работы во внеаудиторное время. Чем раньше студенты овладеют методами работы с учебной литературой, тем быстрее они начнут ориентироваться в большом количестве новой информации, тем быстрее проявятся их самостоятельность, активность и инициативность.

Для развития учебно-познавательной активности обучающихся в техникуме используются разнообразные формы внеаудиторной работы.

таллы» студентам предлагалось подготовить доклад о современных видах металлов, способных выдерживать воздействия окружающей среды и не подвергаться коррозии. По теме «Кислородсодержащие органические соединения» обучающиеся подготовили презентации о вреде алкоголя и влиянии спиртосодержащих продуктов на организм человека. В ходе обсуждения студенты презентовали свои работы, высказывались по обсуждаемой проблеме, делали выводы. Мною отмечена положительная динамика роста интереса к изучаемому предмету, а впоследствии появляется готовность к самостоятельному принятию решения по поставленной задаче.

Виды самостоятельной работы на уроках химии

Вид самостоятельной работы Способы руководства со стороны преподавателей Формы контроля

Проработка конспектов лекций Составление электронных конспектов лекций Устный опрос, диктант, письменные работы

Составление опорных конспектов (конспектирование учебников, учебных пособий) Составление списка рекомендуемой литературы. Разработка методических указаний Семинар

Реферирование дополнительной литературы Разработка тем рефератов, подбор литературных источников Защита реферата

Систематизация приобретенных знаний и наглядное их представление Консультация Доклад, схемы, таблицы, графики, мультимедийные презентации

Выполнение индивидуальных домашних заданий Разработка вариантов заданий, консультация Проверка

Подготовка к практическим занятиям (промежуточному, текущему и итоговому контролю) Разработка контрольных заданий, тестов, ситуационных задач Устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач

Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его

стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике, что так необходимо для формирования конкурентоспособного специалиста.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

О. И. Друговская, преподаватель ГОУ СПО «Юргинский техникум машиностроения

и информационных технологий»

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам обучающегося — умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучающихся, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса — воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать проблемы и задачи, исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы обучающихся над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста обучающихся, воспитание их творческой активности и инициативы.

Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса.

Разумное сочетание самостоятельной работы с другими видами учебной деятельности позволяет реализовать три основных компонента академического образования:

1) познавательный, заключается в усвоении обучающимися необходимой суммы знаний

по избранной профессии, а также способности самостоятельно их пополнять;

2) развивающий — формирование навыков аналитического и логического мышления, способности профессионально оценить ситуацию и найти правильное решение;

3) воспитательный — формирование профессионального сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной ими специальностью, но и с общим уровнем развития личности.

Цель самостоятельной работы обучающихся:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать справочную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Формы самостоятельной работы:

- индивидуальное занятие (домашнее занятие) — важный элемент в работе обучающегося по расширению и закреплению знаний;

- конспектирование первоисточников;

- получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины;

- подготовка ответов на вопросы;

- подготовка к экзамену, зачету;

- подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры);

- выполнение контрольных работ.

Для проведения самостоятельной работы по дисциплине «материаловедение», по профессиям машиностроительного профиля мной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.