Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранных языков'

Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
967
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранных языков»

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Л. А. Горбунова, преподаватель ГБОУ СПО «Киселевский горный техникум»

Изменения в системе образования нашей страны и развитие новых технологий информационного общества требуют нового подхода к дисциплине «иностранный язык» для студентов неязыковых специальностей. С одной стороны, современное общество нуждается в образованных специалистах, владеющих иностранным языком, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, с другой стороны, меняются интересы и потребности обучающихся, которые хотят знать иностранный язык и делают много для того, чтобы его изучать самостоятельно.

Самостоятельность не является врожденным качеством человека, поэтому, чтобы обеспечить активное владение иностранным языком в повседневной, специальной и общеобразовательной сферах общения, необходимо готовить студентов к самостоятельности. Одной из основных целей при изучении дисциплины становится развитие умений и навыков по организации самостоятельной работы во внеаудитор-

ное время. Необходимо так организовать и направить студентов в процессе обучения, чтобы они смогли сами приобретать знания и навыки, что будет способствовать общеречевому и интеллектуальному развитию, расширению общеобразовательного кругозора и формированию таких качеств личности, как самостоятельность и активность.

Программа внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «немецкий язык» в ГБОУ СПО КГТ разработана в 2012 году на основе методического пособия, изданного ГОУ «КРИРПО», «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения» и одобрена на заседании цикловой комиссии. Программа является документом, реализующим требования ФГОС в учреждениях среднего профессионального образования. Для внеаудиторной самостоятельной работы в процессе изучения студентами 1-го курса дисциплины «немецкий язык» предусмотрено 39 часов. В соответствии с примерными нормами затрат времени на различные виды самостоятельной работы по специальностям горного техникума

130405 «подземная разработка месторождений полезных ископаемых», 140448 «техническая эксплуатация и обслуживание электриче-

ского и электромеханического оборудования»,

130406 «обогащение полезных ископаемых», 140102 «теплоснабжение и теплотехническое оборудование» предлагается:

• подготовка к контрольной работе и зачету;

• выполнение практического задания;

• подготовка сообщения, диалога, делового письма, рекламного объявления;

• подготовка проекта и презентации;

• самостоятельное изучение темы. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы представлено в таблице 1.

Таблица 1

План-график самостоятельной внеаудиторной работы

Наименование разделов, тем Количество часов на самостоятельную работу

Работа над презентацией Выполнение упражнения Самостоятельное изучение темы Подготовка сообщения Подготовка к зачету и конт. раб Учить диалог Перевод текста

Раздел 1. Основной модуль

Введение(Входное тестирование) і

Тема 1. Описание людей 2

Тема 2. Межличностные отношения і

Тема 3. Человек, здоровье, спорт і і

Тема 4. Город, деревня, инфраструктура 4 і

Тема 5. Природа и человек і

Тема 6. НТП і і

Тема 7. Повседневная жизнь, условия жизни 2

Тема 8. Досуг і

Тема 9. Новости, СМИ і і

Тема 10 Навыки общественной жизни і і

Тема 11. Культурные и национальные традиции і і

Тема 12. Государственное устройство 2

Раздел 2. Профессионально направленный модуль

Тема 1. Цифры, числа, математические действия 2

Тема 2. Основные геометрические понятия и физические явления і і

Тема 3. Промышленность, транспорт, детали, механизмы 2 2 і

Тема 4. Оборудование, работа 2

Тема 5. Инструкции, руководства і 2

В разделе 1 основного модуля самостоятельная работа составляет 25 часов; в разделе 2 профессионально направленного модуля технического профиля — 14 часов. В данном разделе изучение непосредственно связано со спецификой будущей специальности.

Для успешной реализации требований ФГОС к результатам освоения дисциплины «немецкий язык» обучающийся должен уметь общаться (устно и письменно) на профессиональные и повседневные темы, переводить (со словарем) тексты профессиональной направленно-

сти, самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас, знать лексический и грамматический минимум, что помогает освоить различные учебные стратегии: работать с текстом, в том числе специализированным, с памятками по выполнению того или иного задания, пользоваться учебником, пособиями, справочной литературой, электронными ресурсами, Интернетом, готовить проекты, презентации, коллажи, сочинения.

Также акцентирую внимание на следующих видах самостоятельной деятельности во внеаудиторной работе:

- овладение новыми знаниями (работа с учебником, дополнительной литературой, информацией электронного ресурса);

- закрепление и систематизация знаний (работа с конспектом, подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций и др.);

- формирование практических знаний (основного компонента компетенций): перевод тек-

ста, выполнение упражнений, составление деловых писем и рекламных объявлений, подготовка проектов и др.

Преподавателями образовательного учреждения ведется работа по внедрению новых образовательных технологий в процесс преподавания дисциплины «иностранный язык». Хотелось бы остановиться на использовании языка современных педагогических технологий, которые способствуют формированию навыков самостоятельной работы. Особое внимание уделяется технологии познавательной самостоятельности при изучении грамматики, лексики, чтении научно-технических текстов, общении, при подготовке проектов и презентаций, где она очень тесно переплетается с компьютерно-коммуникативной технологией.

Формирование уровней познавательной самостоятельности в деятельности студентов осуществляется в 4 этапа по нарастанию продуктивного и творческого начал и представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Уровни познавательной самостоятельности студентов

Самостоятельная работа студентов обладает огромным образовательным потенциалом, поскольку при ее выполнении происходит систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений. В процессе самостоятельной работы по выполнению коммуникативно ориентированных задач у студентов развиваются:

• общеучебные умения: работа с учебником, словарем, справочной литературой; составление плана доклада, выступления по проблеме и т. д.;

• специальные учебные умения: умение сокращать текст и передавать его в устной форме; осуществлять тематический подбор лексики, составлять сообщения, делать краткие записи по проблеме; начинать, поддерживать и завершать беседу; пользоваться двуязычным словарем и т. д.;

• собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.

Самостоятельная работа студентов дает возможность развития личности, формирования та-

ких качеств, как ответственность, организованность, способность к самосовершенствованию и стремление к самореализации в настоящем и в будущем, в процессе работы по избранной специальности.

На уроках необходимо создавать среду, способствующую формированию у студентов мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации, ее использованию. Самостоятельная работа является не са-

моцелью, а средством получения прочных знаний, инструментом формирования активности и самостоятельности.

Пример заданий для самостоятельной работы для студентов первого курса представлен в таблице 2. В каждом задании указываются основные и дополнительные источники, интернет-ресурсы, время на выполнение работы, критерии оценивания и методические рекомендации.

Таблица 2

Задания для самостоятельной работы

Самостоятельная работа

Тема:

Город, деревня, инфраструктура Числительные в немецком языке Инструкции, руководства

Цель:

Культуроведческое обогащение за счет сведений о городах Германии Закрепление грамматического материала Приобщение к работе с Интернетом, зарубежными источниками информации, справочной литературой

Содержание работы:

I. Самостоятельно изучить дополнительную информацию о городе Германии II. Написать краткое сообщение на немецком языке с опорой на вопросы: 1. Wann wurde diese Stadt gegründet? 2. Wie nennt man sie? 3. An welchem Fluss liegt sie? 4. Welche Industriezweige gibt es hier? 5. Was gehört zu den Sehenswürdigkeiten der Stadt? III. Подготовить презентацию «Лицо города — визитная карточка страны» Повторить тему «Числительные (количественные, порядковые и дробные)» II. Выполнить грамматическое упражнение: 1. Запишите цифрами и прописными буквами свой номер мобильного телефона 2. Запишите словами год, дату и месяц своего рождения в предложении: Ich bin am ... geboren 3. Запишите прописными буквами денежную сумму: 26, 108, 567, 1900, 2000000 4. Запишите прописными буквами сегодняшнюю дату и год 5. Запишите прописными буквами время: 7.15, 11.30, 15.55, 22.00 6. Запишите прописными буквами 0,2; 1/2 7. Приведите примеры с математическими действиями (сложение, вычитание, деление и умножение) и запишите цифрами и прописными буквами 8. Запишите предложение: Урок начинается в 8.00, а заканчивается в 10.40 I. Самостоятельно найти текст (объемом 0,5 печатной страницы) по предложенной теме (инструкция для оборудования) II. Прочитать текст III. Перевести письменно с немецкого языка на русский

Самостоятельная работа студентов во всех ее видах и формах помогает им глубже, прочнее усваивать материал, приучает их к наблюдательности, пробуждает творческую активность и инициативу. Постоянная новизна, нарастание

трудностей в процессе работы постепенно увлекают студентов, и они начинают проявлять интерес к самому процессу деятельности. Полученные в ходе самостоятельной работы знания, познавательный опыт приносят им удовлетво-

рение. Студенты осознают полезность выполняемой работы, начинают участвовать в творческой деятельности, в олимпиадах: учатся чувствовать, мыслить, наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, входить в контакт с другими людьми, самостоятельно добывать и использовать полученную информацию, делать выводы, овладевать логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Л. А. Полякова, преподаватель ГОУ СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 2»

Вопрос подготовки будущего специалиста является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение Федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций. Их формирование заявлено одной из главных целей профессионального обучения. Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности, профессии. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда.

ФГОС четко определяет, какими общими и профессиональными компетенциями должен обладать выпускник. Так, при изучении основ философии у обучающихся должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции: умение анализировать про-

цесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей; умение анализировать занятие, умение систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов; умение заниматься исследовательской и проектной деятельностью в области дошкольного образования.

Важное требование ФГОС СПО — это и организации самостоятельной работы студентов, доля которой в процессе обучения возрастает. Рабочей программой учебной дисциплины «основы философии» по специальности 050144 «Дошкольное образование» на эту работу отводится 12 часов из 63, в т. ч. на практические занятия — 45 ч и лишь 6 ч — на теоретические. Только через собственный постоянный практический опыт можно сформировать в себе про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.