Научная статья на тему 'Инновационные формы организации самостоятельной работы студентов'

Инновационные формы организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2644
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. В. Иншакова, А. К. Сиволапова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы организации самостоятельной работы студентов»

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Е. В. Иншакова, преподаватель ГОУ СПО «Новокузнецкий торгово-экономический техникум»

А. К. Сиволапова, преподаватель

Одной из важнейших проблем, стоящих перед системой СПО, является повышение качества подготовки специалистов. Студент учреждения СПО должен не только получать знания по программам учебных дисциплин и профессиональных модулей, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения, профессиональные знания. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов.

Формирование личности специалиста в процессе профессиональной подготовки обеспечивается комплексным использованием различных технологий вовлечения в образовательный процесс.

Ведущую роль среди них играют технологии организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа вызывает у студентов, особенно первых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы.

Основными причинами, затрудняющими качественное выполнение заданий самостоятельной работы, являются как внутренние факторы, зависящие от студентов (недостаточно высокий уровень сформированности умений и навыков самостоятельной работы, недостаточный уровень знаний, необходимых для качественного выполнения заданий, неорганизованность, отсутствие навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, планирования времени), так и внешние, зависящие от условий обучения в организациях СПО (недостатки в планировании объема учебной нагрузки, неравномерность планирования самостоятельной работы, слабый контроль за качеством ее выполнения).

Задача преодоления этих недостатков заключается в необходимости специальной системы организации самостоятельной работы студентов, где особую роль необходимо отвести применению инновационных форм организации. Преподавателями ГОУ СПО НТЭТ используются технология проектного обучения и технология «портфолио студента» для организации ау-

Е. В. Иншакова

А. К. Сиволапова

диторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Сегодня метод проектов — одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые методы. В контексте социальных дисциплин возможно широкое использование проектной технологии как метода организации самостоятельной работы студентов. Безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина социального цикла предоставляет большие возможности для реализации творческой активности студентов. В своей деятельности преподаватели используют разнообразные виды проектов:

1. По виду деятельности:

- исследовательские: изучение проблемы

в литературе, анализ изменений («Причины социальных катастроф», «СПИД — чума XXI века?»);

- информационные: социологические исследования круга вопросов дисциплины («Физическое и духовное здоровье студентов ГОУ СПО НТЭТ»);

- социальные, преобразующие материальный мир, предоставляющие решение какой-либо проблемы в контексте изучаемой дисциплины;

- телекоммуникационные, с использованием компьютерных средств («Терроризм — путь в никуда», «Экологические проблемы г. Новокузнецка»).

2. По содержанию:

- монопредметные, охватывающие только область одной учебной дисциплины (например,

только учебную дисциплину «безопасность жизнедеятельности»);

- межпредметые проекты (социология и БЖД — «Молодая семья: проблемы, риски, пути развития»);

- надпредметные, выходящие за рамки предмета, охватывающие разнообразные вопросы (БЖД и экология, география — «Экологические проблемы современности»).

3. По организационной форме: индивидуальные и групповые.

4. По времени: долговременный (неделя - год); кратковременный (неделя); мини-проект (один урок, одна тема).

Начальная подготовка любого проекта является самым важным этапом работы над проектом, поэтому еще в начале изучения дисциплины или профессионального модуля преподаватель нацеливает студентов на такую работу. Работа над любым проектом предполагает 5 этапов:

1. Подготовительный — определение темы, цели проекта, выбор вида проекта.

2. Планирование — определение источников информации, распределение ролей и обязанностей.

3. Исследование — сбор информации, решение промежуточных задач, оформление проекта.

4. Оценка результатов — анализ выполнения проекта, результатов.

5. Защита проекта — подготовка презентации материалов проекта, объяснение полученных результатов.

Содержание проекта по социальным дисциплинам — это материал учебной темы, оформленный как проблемно-поисковая задача, решение которой должно быть представлено в виде материального или идеального продукта, обладающий личностно и социально значимым смыслом для самих участников проекта.

Технология проекта позволяет отойти от традиционных форм организации самостоятельной работы студентов, позволяет студентам стать активными, а преподавателю — исполнять роль наблюдателя, помощника. Метод проектирования строится на обоснованиях, рассуждениях, анализе ситуации, творческом подходе студентов.

Перспективной технологией организации самостоятельной работы студентов ГОУ СПО НТЭТ по учебным дисциплинам и профессиональным модулям является технология «Портфолио студента» — комплект документов, материалов, достижений, накапливаемых студентом в ходе изучения дисциплины или профессионального модуля, которые затем могут быть использованы в профессиональной де-

ятельности. В портфолио студенты собирают свои наиболее значимые работы. Эта технология способствует повышению мотивации к учебной деятельности, творческой активности студентов.

Портфолио студента является не только инструментом оценочной деятельности личных достижений, но и технологией сбора и анализа информации в процессе обучения о результатах учебной деятельности, средством обратной связи между студентом и преподавателем. Данная технология обеспечивает необходимые условия для развития индивидуальных способностей студентов, активизирует их творческую деятельность, самостоятельность, имеет большой практический смысл.

Преподавание учебных дисциплин и профессиональных модулей по специальностям и профессиям техникума имеет практическую направленность, и поэтому наиболее приемлемым методом организации самостоятельной работы является технология «Портфолио студента».

Подготовка к обучению по этой технологии начинается с разработки рабочей программы учебной дисциплины или профессионального модуля, что позволяет проектировать учебный процесс в целом и одновременно осуществлять пошаговую организацию аудиторной и внеаудиторной деятельности.

Преподаватель разрабатывает задания для практических и самостоятельных работ, при выполнении которых будет формироваться портфолио студента. В портфолио студент может включить правильно оформленные изучаемые документы (договоры, кадастровые паспорта, примеры оформления доверенностей), проекты, рефераты, доклады и т. п. в зависимости от специфики получаемой специальности. Также в портфолио студент помещает свои достижения (грамоты, дипломы, результаты научноисследовательской деятельности). Таким образом, технология «Портфолио студента» — это основа его дальнейшей профессиональной деятельности, первая ступень на пути совершенствования как профессионала.

Критериями оценки содержания портфолио являются следующие показатели: грамотно оформленные работы, соответствие содержания работ содержанию портфолио (оно задается самим преподавателем применительно к каждой конкретной учебной дисциплине или профессиональному модулю), разнообразие материалов (вариация одних и тех же документов), качество изложения и творческий подход в представлении материалов.

Технология «Портфолио студента» — это форма творческого самовыражения будущего специалиста, способствующая формированию его ключевых профессиональных и общих компетенций. Студенты испытывают ситуацию успеха, положительные эмоции в ходе обучения, сбор материалов портфолио имеет соревновательный момент, что повышает мотивацию и интерес к обучению в целом, а также качество выполнения самостоятельных заданий.

Формирование у студентов интереса к самостоятельной деятельности является актуальной проблемой системы СПО, которую возможно решить за счет внедрения инновационных технологий обучения.

Используемые технологии организации самостоятельной работы способствуют расширению кругозора, формированию социально значимых компетентностей, повышению интереса к обучению. Созданные студентами проекты и портфолио могут быть использованы ими как образцы в дальнейшей профессиональной деятельности, при изучении других учебных дисциплин и профессиональных модулей в рамках обучения по специальности.

Самостоятельная работа должна осуществляться студентами как познавательная деятельность, стать средством формирования таких личностных качеств, как самостоятельность, активность, творческое отношение к воспринимаемой информации.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Л. А. Горбунова, преподаватель ГБОУ СПО «Киселевский горный техникум»

Изменения в системе образования нашей страны и развитие новых технологий информационного общества требуют нового подхода к дисциплине «иностранный язык» для студентов неязыковых специальностей. С одной стороны, современное общество нуждается в образованных специалистах, владеющих иностранным языком, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, с другой стороны, меняются интересы и потребности обучающихся, которые хотят знать иностранный язык и делают много для того, чтобы его изучать самостоятельно.

Самостоятельность не является врожденным качеством человека, поэтому, чтобы обеспечить активное владение иностранным языком в повседневной, специальной и общеобразовательной сферах общения, необходимо готовить студентов к самостоятельности. Одной из основных целей при изучении дисциплины становится развитие умений и навыков по организации самостоятельной работы во внеаудитор-

ное время. Необходимо так организовать и направить студентов в процессе обучения, чтобы они смогли сами приобретать знания и навыки, что будет способствовать общеречевому и интеллектуальному развитию, расширению общеобразовательного кругозора и формированию таких качеств личности, как самостоятельность и активность.

Программа внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «немецкий язык» в ГБОУ СПО КГТ разработана в 2012 году на основе методического пособия, изданного ГОУ «КРИРПО», «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения» и одобрена на заседании цикловой комиссии. Программа является документом, реализующим требования ФГОС в учреждениях среднего профессионального образования. Для внеаудиторной самостоятельной работы в процессе изучения студентами 1-го курса дисциплины «немецкий язык» предусмотрено 39 часов. В соответствии с примерными нормами затрат времени на различные виды самостоятельной работы по специальностям горного техникума 130405 «подземная разработка месторождений полезных ископаемых», 140448 «техническая эксплуатация и обслуживание электриче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.