Научная статья на тему 'К вопросу о самостоятельной работе студентов как составляющей учебного процесса'

К вопросу о самостоятельной работе студентов как составляющей учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE / МОТИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / MOTIVATING FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарифуллина Н.Л.

В статье обсуждаются подходы к выбору заданий для внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы. Главным критерием отбора выступает соответствие приобретаемых студентом знаний его профессиональным и жизненным потребностям. Также приводится обзор факторов, мотивирующих интерес к выполнению заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AS PART OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article discusses approaches to the selection of tasks for in-school and extracurricular independent work. The main selection criterion is compatibility between knowledge acquired by student and his professional and life’s needs. An overview of the factors, that motivate interest in doing tasks, is given.

Текст научной работы на тему «К вопросу о самостоятельной работе студентов как составляющей учебного процесса»

УДК 377 Н. Л. Гарифуллина, преподаватель

Златоустовского индустриального колледжа им. П. П. Аносова (ЗлатИК), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: jun.zlat@yandex.ru

К ВОПРОСУ О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В статье обсуждаются подходы к выбору заданий для внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы. Главным критерием отбора выступает соответствие приобретаемых студентом знаний его профессиональным и жизненным потребностям. Также приводится обзор факторов, мотивирующих интерес к выполнению заданий.

Ключевые слова: самостоятельная работа, учебно-познавательная компетенция, мотивирующие факторы.

Модернизация отечественного образования вызывает неоднозначные оценки в обществе, в среде педагогических работников. Наряду с поддержкой ряда инициатив звучат слова опасения за сохранение традиций российского образования. В общем контексте мнений, пожалуй, одна из сфер реформы не вызывает разногласий, а именно ориентация современного образования на существенное повышение качества подготовки будущего специалиста. В свете реформы системы среднего профессионального образования основной ее задачей является формирование конкурентоспособной и творческой личности, способной к самостоятельной профессиональной деятельности и к постоянному самосовершенствованию. Важную роль в этом процессе играют преподаватели социально-гуманитарных дисциплин, в том числе учителя истории. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) [1] выпускник, освоивший программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС), должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности, иметь свою позицию и уметь рационально организовывать самостоятельную познавательную деятельность. Однако для этого требуются новые нестандартные подходы, отказ от старых схем организации учебного процесса, готовность осваивать новые области знания. В связи с этим самостоятельная работа (СР) студентов становится одной из основных составляющих учебного процесса. Усиление роли СР студентов означает принципиальный пересмотр организации учебного

процесса в колледже, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, обучать его способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире [2].

Многие известные ученые (С. Архангельский, В. Буряк, В. Козаков, П. Пидкасистый, В. Сластенин и др.) в своих исследованиях рассматривают самостоятельную работу как одно из важных средств повышения эффективности подготовки специалистов. Они исходят из того, что в широком смысле самостоятельная работа — это совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствие [3].

Педагоги-практики разделяют эту позицию. В современных педагогических пособиях отмечается воспитательное значение самостоятельной работы, которая формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как свойство характера, играющее существенную роль в структуре личности современного рабочего и специалиста [4]. В этом видится новизна целеполагания при работе со студентами во время внедрения СР в учебный процесс. При традиционной системе обучения СР направлена исключительно на усвоение учебного материала. Развитие личности и ее самостоятельной деятельности относят в лучшем случае к второстепенной цели; в большинстве случаев такая цель не ставится вовсе. «Сложилась противоречивая ситуация: общество требует коренных изменений... преподаватели на конференциях и в научных трудах, государственные органы в соответствующих постановлениях — тоже за изменения

в учебном процессе на базе активизации самостоятельной работы студентов и индивидуализации обучения, а ощутимого улучшения нет» [5]. Однако планирование, организация, методическое обеспечение и контроль СР являются одним из наиболее слабых мест в практике СПО. Во ФГОС СПО на самостоятельную работу (в т. ч. и внеаудиторную) отводится не менее половины бюджета времени студента за весь период обучения. Таким образом, времени на СР в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно его использовать.

Студенты профессиональных образовательных организаций отличаются друг от друга своими стартовыми учебными возможностями. При этом каждый из них имеет некий исходный интеллектуальный уровень и определенный внутренний резерв по его увеличению. Поэтому организация СР требует дифференциации в зависимости от специальности и курса, на котором обучается студент, а также уровня его самостоятельности.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная — выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию; внеаудиторная — выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. При этом удельный вес внеаудиторной самостоятельной работы при выполнении разнообразных заданий по истории возрастает как в силу современных требований к СПО, так и благодаря популярности сети Интернет, где студенты самостоятельно могут найти разнообразные исторические материалы, учебную и специальную литературу. Однако любая СР по истории, как и работа на уроке, в той или иной мере предполагает общение с преподавателем — сначала при постановке задачи, а затем при обсуждении и оценке исполнения. Таким образом, сегодня задания для самостоятельной работы часто предполагают сочетание внеаудиторных занятий и занятий в классе.

Содержание аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов определяется в соответствии с рекомендуемыми видами учебных заданий, представленными в рабочей программе учебной дисциплины «История».

Общеизвестно, что в настоящее время обучение все больше переориентируется с преимущественно пассивного усвоения знаний на способность самостоятельно мыслить, творчески использовать и наращивать знания. Применительно к обучению истории это означает, в первую очередь, развитие учебно-познавательной и ценностно-смысловой компетенций [6].

Автор статьи как педагог-практик главной задачей преподавания дисциплины «История» считает формирование у студентов интереса к историческим проблемам и желания в дальнейшем заниматься их углубленным самостоятельным изучением. Объем курса не позволяет охватить в лекциях весь учебный материал, поэтому внимание сосредотачивается на основных темах и проблемах, на дискуссионных вопросах истории. В связи с этим уроки ограничиваются объяснениями преподавателя и проверкой домашних заданий, а основную работу по изучению истории студенты проделывают самостоятельно. Для этого преподавателем было разработано методическое пособие по учебной дисциплине «История». Оно состоит из двух частей: в первой содержатся рекомендации по выполнению каждого из видов СР, во второй — темы для СР, которые охватывают события как всемирной, так и отечественной истории, в том числе краеведческого характера.

Подбор заданий для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы основан на результатах трехлетнего педагогического исследования, проводимого в Златоустовском индустриальном колледже. Исследовательский этап заключался в диагностике интереса студентов к предложенным историческим проблемам; мотивирующих факторов, влияющих на выбор темы работы и на качество ее выполнения; преимущественного использования тех или иных видов информационных средств для выполнения работы студентами 1-2-го курсов; зависимости качества СР от места проживания студента (дом или общежитие). Итоговый вариант пособия является универсальным для студентов всех профессий и специальностей, которым обучают в колледже.

Следует отметить, что задания для СР должны соответствовать содержанию учебной дисциплины и учебному плану. И если в начале обучения главенствующую роль играют познавательные аспекты, то в дальнейшем СР имеет большое значение для личностного развития будущего специалиста. Приобретаемые при этом знания исторического материала и умения аналитически его обрабатывать должны отвечать реальным потребностям студента. Например, необходимость быстро перерабатывать большие объемы информации требует, чтобы выпускник свободно владел навыками различных видов чтения учебника, первоисточника, справочной литературы.

Самостоятельная работа с исследовательской и учебной литературой, изданной на бумажных

носителях, сохраняется как важное звено, но ее основу теперь составляет работа с обучающими программами, с тестирующими системами, с информационными базами данных. По существу, все известные виды электронных изданий могут служить основой для организации СР студентов; наиболее эффективными из них являются мультимедийные издания. Задания для самостоятельной работы тем полезней, чем шире спектр навыков и умений, которые они тренируют.

Важно отметить, что именно, на взгляд педагога, важно иметь в виду при выборе заданий. Нечеткость преподавательских указаний часто ведет к тому, что задание выполняется плохо. Преподаватель должен быть уверен, что времени на уроке будет достаточно, чтобы разъяснить, что и как предстоит сделать, а в некоторых случаях и где найти необходимый материал. Достаточно времени должно быть и для финального контроля. Лучше всего, если результаты СР будут представлены в классе в устной форме — в виде индивидуального доклада или парной презентации. Тема сообщения может определяться индивидуальными интересами студента. Так, в группе студентов по профессии «Станочник (металлообработка)» были выслушаны выступления на тему: «Викинги и современное кино», «Бортничество древних славян и современное пчеловодство», «Стрелковое оружие Великой Отечественной». Для некоторых студентов выступление в классе является первой практикой публичного выступления перед аудиторией. Таким образом, отрабатываются навыки публичного выступления, ведения диалога. При этом в какой-то мере совершенствуются знания культуры речи, поскольку преподаватель может обратить внимание студента на характерные грамматические ошибки, а также на неточности в произношении и употреблении слов. Кроме того, реализуется свойственная многим студентам потребность в общении, творческом самовыражении, соревновательном сравнении себя со сверстниками, что может стать существенным мотивирующим фактором для выполнения самостоятельной работы в дальнейшем.

Несмотря на то что устное выступление имеет ряд преимуществ, студенты второго курса представляют результаты в виде письменного реферата, эссе, научно-исследовательской работы. Для выполнения данных видов СР требуется изучение справочников, нормативных и правовых документов, составление библиографии использованных литературных источников. Если для студента первого курса достаточно делать выписки из текста, создавать

тематические кроссворды, то для второкурсника обязательным является умение составлять таблицы для систематизации учебного материала («Конференции стран антигитлеровской коалиции»), аналитически обрабатывать текст («Роль международных организаций в мировой политике конца XX века»), готовить мультиме-диапрезентации и доклады для выступления на научно-практической конференции колледжа («Блокада Ленинграда», «Украина 2014 — "цветочная" революция»).

Наличие мотивирующих факторов — один из важнейших критериев при выборе заданий для СР. При недостаточной мотивации задание если и будет выполнено, то лишь формально. В результате наблюдений было выявлено несколько факторов, способных мотивировать студентов к выполнению заданий. К ним относятся:

1) непосредственная связь задания с будущей профессиональной деятельностью (например, будущие повара и делопроизводители охотно выполняли следующее задание: найти в Интернете исторические документы, связанные с профессией, и представить их на уроке в виде краткого рассказа об истории развития своей профессии с древних времен до современности);

2) актуальность и реальная познавательная ценность информации, полученной в процессе самостоятельной работы (одно из заданий такого рода было выполнено студентами второго курса, когда обсуждалась возможность вступления России в ВТО: студенты подготовили и сделали на уроке сообщения о том, как вступление в ВТО отразится на состоянии российской экономики и на взаимоотношениях нашей страны с зарубежными странами);

3) ощущение жизненной достоверности проблемы, представленной в ролевой игре, которое особенно ярко проявляется при изучении военных кампаний (наиболее качественные результаты работа подобного рода дает в кадетских группах, которые лучше ориентируются в вопросах военной тактики и больше интересуются военной историей);

4) использование мотивирующих факторов контроля знаний: накопительных оценок, дополнительных поощрительных баллов за активность и новизну подходов к выполнению заданий для СР и т. п. (студенты, выполнившие СР в максимальном объеме и на «хорошо» или «отлично», могут быть освобождены от дифференцированного зачета, получают возможность выбрать на контрольной работе индивидуальное

задание или претендовать на более высокий аттестационный итоговый балл);

5) стремление продемонстрировать свои способности (ярче всего проявляется в презентациях — в том виде деятельности, который весьма популярен у студентов).

Таким образом, для успешного выполнения заданий самостоятельная работа должна быть интересной для студентов и соизмерима с их возможностями. Опыт показывает, что уже ко второму курсу все студенты в той или иной степени способны овладеть навыками, необходимыми для разнообразных видов и форм самостоятельной работы.

В заключение можно сделать вывод, что сущность СР заключается не в том, что студент выполняет задания без помощи преподавателя, а в том, что он самостоятельно управляет собственной учебно-познавательной деятельностью, умеет использовать приобретенные знания

Библиографический список

и применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Жак Делор в своем докладе «Образование: сокрытое сокровище» выделил четыре глобальные компетенции специалиста XXI века: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [7, с. 3].

Поэтому для моих студентов самостоятельная работа включает три ступени: первая — осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом и научной информацией; вторая — сформировать основы самоорганизации и самовоспитания; третья — сохранить стремление познавать новое и умение в дальнейшем непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию. Первые две ступени мы проходим вместе, а на третью они придут самостоятельно, выйдя в большую жизнь.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 151902.03 Станочник (металлообработка) [Электронный ресурс] : [утв. приказом Мин-ва образования и науки РФ от 2 авг. 2013 г. № 822]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70346190/.

2. Марков, В. Р. Учить работать самостоятельно и систематически [Текст] / В. Р. Марков, А. В. Тарасов // Университетская наука — региону : сб. науч. трудов по материалам 74-й науч.-практ. конф. СтГАУ. — Ставрополь : АГРУС, 2010. — 282 с.

3. Сластенин, В. А. Доминанта деятельности [Текст] / В. А. Сластенин // Народное образование. — 1998. — № 9. — С. 41-43.

4. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П. И. Пидкасистый. — М. : Педагогика, 1980. — 240 с.

5. Беспалько, В. П. Персонифицированное образование [Текст] / В. П. Беспалько // Педагогика. — 1998. — № 6. — С. 12-17.

6. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58-64.

7. Делор, Ж. Образование : Сокрытое сокровище / Ж. Делор. — Изд-во ЮНЕСКО, 1996. — 113 с.

УДК 378 Н. А. Кузякина, преподаватель филиала

Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА»), г. Челябинск, e-mail: knata.78@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОЙ ЛЕКСИКЕ КАК НЕОБХОДИМОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В ВОЕННОМ АВИАЦИОННОМ ВУЗЕ

При обучении будущих авиаспециалистов одной из основных проблем является проблема обучения лексике иностранного языка, расширения словарного запаса, так как это является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.