ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.02.06 СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГОРОДСКИХ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 05. ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГЕОЛОГИИ
Бойко Т.Г.
Бойко Татьяна Гавриловна - преподаватель высшей категории, Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства, г. Благовещенск
Аннотация: в статье раскрываются особенности организации самостоятельной работы студентов при изучении ОП 05. Основы инженерной геологии. На примере собственного опыта работы показываются формы и варианты заданий, приемы и методы активации самостоятельной познавательной деятельности студентов.
Ключевые слова: самостоятельная работа, познавательная деятельность, поиск информации, творчество, профессиональная деятельность.
Основная задача среднего профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности [1]. Для решения этой задачи недостаточно просто передачи знаний от преподавателя к студенту, необходимо научить его активному творчеству, умению формулировать проблему, анализировать пути ее решения, находить оптимальный результат. То есть, во главу угла современного профессионального образования поставлены не только и не столько знания, умения, навыки, но и компетентность, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования. Именно поэтому, среди сложившихся форм и методов обучения все большее значение приобретает самостоятельная работа. Практика обучения подтверждает, что только знания, добытые самостоятельным трудом, делают выпускника продуктивно мыслящим специалистом, способным творчески решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать свои позиции [2]. Но надо чётко определять, что такое самостоятельная работа студента.
Самостоятельная работа - это учебная деятельность учащегося, выполняемая без вмешательства преподавателя, но под его руководством, это так же средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность. Именно в процессе самостоятельной работы студенты формируют навыки поиска решения задач, методы организации самоподготовки. Это совокупность всех видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной деятельности студента позволяющая воспитать будущего профессионала, и неважно происходит при этом прямое общение с преподавателем или такой контакт отсутствует.
Данный вид познавательной деятельности предназначен не только для овладения конкретной дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. [3].
ОП 05. Основы инженерной геологии является общепрофессиональной дисциплиной для студентов специальности 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения. На самостоятельную работу приходится значительная доля времени изучения дисциплины. Цель её для студентов — научиться приобретать и использовать знания на практике самостоятельно, проявлять инициативу в ходе выполнения заданий, использовать творческий подход к работе [4]. Для преподавателя же главной целью является помощь студентам в их познавательной самостоятельности. Именно поэтому самостоятельная работа планируется еще на стадии проработки рабочей программы по дисциплине, утверждается по срокам в календарно-тематическом плане и обязательно озвучивается и
92
доводится до студентов в первую неделю обучения. Важно понимать, что для активации самостоятельной познавательной деятельности студентов, им необходимо дать фундаментальные знания, на основе которых они смогли бы обучаться самостоятельно в нужном направлении. Закрепление и пополнение этих базовых знаний обеспечивает аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. И здесь очень важно правильно распределить объем учебного материала, вынесенного на самоподготовку, не менее важным является структура содержания материала. При выдаче задания необходимо заинтересовать студентов, обратить их внимание на отдельные моменты, тонкости, способные вызвать интригу. Поиск информации для студентов должен стать не просто обязанностью, а желанным, увлекательным делом. Помощь в таком поиске обеспечивает преподаватель, поэтому обязательно должно быть необходимое методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
СРС включает в себя как воспроизводящие, так и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:
1) Ознакомительный (конспектирование);
2) Репродуктивный (тренировочный). Предполагается деятельность в виде алгоритма на основе схожей ситуации с использованием знакомых методов действий и теоретических знаний студентов в совокупности с частично изменёнными ситуациями;
3) Продуктивный (творческий, поисковый). Приобретение ранее не известного опыта и применение его в нестандартной ситуации. Такие задания помогают студентам развивать способность исследовательской и творческой деятельности [3].
Естественно, что, как в освоении дисциплины, так и в самостоятельной работе по дисциплине, студенты движутся от простого к сложному. Так, при изучении в начале курса темы «Минералы», после получения базовой информации об этих природных соединениях, студенты на ознакомительном уровне самостоятельной работы составляют опорные конспекты об основных породообразующих минералах. Затем на внеаудиторную работу выносится составление кроссворда и ответов к нему на тему «Свойства минералов и формы нахождения минералов в природе». Эти же кроссворды используются для проверки уровня усвоения знаний в других группах в качестве аудиторной самостоятельной работы. И это уже репродуктивный уровень, который также отражается в самостоятельной деятельности студентов на лабораторной работе, где они определяют минералы по диагностическим признакам, пользуясь коллекцией камней колледжа, методическими рекомендациями и своим опорным конспектом. Заключительным аккордом изучения данной темы является индивидуально подготовленная каждым студентом презентация о любом природном минерале под рубрикой «Узнай, это интересно!», где ребята рассказывают об интересном факте из истории открытия, мифологии или свойствах минерала. Обязательное условие - материал должен быть представлен максимально наглядно и информация взята из проверенных источников, но не из учебника. Заинтересованность в поиске такого материала определяется особенностью подачи преподавателем базовой информации, когда скучный материал из учебника обязательно сопровождается красочными фотографиями и рассказами различных историй открытий, находок и т.п. Это обязательно стимулирует студентов к поиску и к желанию поделиться узнанным с товарищами, презентовать свою работу. Такая публичная демонстрация работ студентов очень важна для дальнейшего успешного развития творческих способностей, навыков самообразования, желания самосовершенствоваться.
Успешность самостоятельной работы в первую очередь определяется степенью подготовленности студента. Но как показывает опыт, многие учащиеся сегодня не имеют навыков конспектирования, испытывают трудности в анализе и самоанализе, не умеют планировать свою работу и время, четко излагать свои мысли. Именно поэтому, основной задачей преподавателя является помощь студентам в организации их самостоятельной работы. Для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины ОП 05. Основы инженерной геологии тщательно отбирается материал для работы, студентам предлагается:
1. Составление опорного конспекта по темам: «Основные породообразующие минералы», «Классификация вулканов», «Различие между грунтом и почвой».
2. Написание конспекта первоисточника на темы: «Особенности строительства инженерных сооружений при интенсивном проявлении процессов выветривания». «Значение напряженного состояния при оценке несущей способности грунтового массива. Осадка сооружений. Фазы работы грунтового состояния», «Мерзлотные станции Амурской области».
3. Составление схем, иллюстраций (рисунков): «Условия и формы залегания магматических горных пород», «Классификация горных пород по происхождению».
4. Подготовка информационного сообщения на выбор темы: «Геологическая деятельность ветра», «Деятельность стоячих вод, ледников», «Химический состав подземных вод и его влияние на подземные сооружения», «Геологические и гидрогеологические условия возведения и эксплуатации различных инженерных сооружений», «Опасные инженерно-геологические явления».
5. Составление и решение ситуационных задач (кейсов) по темам: «Сейсмичность. Сейсмическое районирование», «Подземные воды. Закон Дарси для ламинарного потока», «Определение гидрогеологических условий местности. Определение направления движения грунтовых вод», «Определение гранулометрического состава грунта ситовым методом».
6. Создание презентаций: «Узнай, это интересно!».
7. Составление кроссворда по теме и ответов к нему: «Свойства минералов и формы нахождения минералов в природе».
8. Составление тестовых заданий и эталонов ответов к ним по темам: «Защита горных выработок от действия верхних и подземных вод», «Полевой анализ грунта», «Геофизические методы разведки».
9. Написание реферата на выбор: «Промышленные и притрассовые карьеры по добыче полезных ископаемых в Амурской области», «Проектирование экологии окружающей среды. Сохранение сельхозугодий и лесных массивов», «Ландшафт и рекреация. Защита водных ресурсов. Оценка качества природоохранных мероприятий».
10. Научно-исследовательская деятельность.
Для данных работ созданы инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы, электронный образовательный ресурс (ЭОР). Обеспечение студентов методическими материалами необходимо для превращения самостоятельной работы в процесс творческий.
При этом эффективность творческой деятельности студентов зависит от организации занятий и характера влияния преподавателя. Он должен уметь заинтересовать студента данной темой, мотивировать его на самостоятельную познавательную деятельность. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности, но немаловажную роль играет и творческий подход самого преподавателя. Необходимо учитывать, что успешность и качество выполнения домашнего задания студентами находятся в прямой зависимости от качества проведенного занятия, от уровня усвоенного материала. Преподаватель должен тщательно готовить домашние задания, обязательно их разнообразить по видам деятельности, по дидактическим целям, характеру выполнения и уровню проявления познавательной активности студентов [2]. Часто домашние задания являются логическим продолжением работ, выполняемых на занятии, например, при изучении темы «Вулканизм. Продукты извержения вулканов» студенты знакомятся с классификацией вулканов по активности, а в качестве внеаудиторной самостоятельной работы должны изучить и законспектировать классификацию вулканов по форме и типу извержения. Результат самостоятельной работы подводится по видеофрагментам вулканов мира, которые необходимо классифицировать, пользуясь домашним опорным конспектом. Публичное доказательство выбранной классификации обязательно.
По своей сути самостоятельная работа предполагает максимальную активность студентов в различных аспектах: организации умственного труда, поиске информации,
94
стремлении сделать знания убеждениями. Психологические предпосылки развития самостоятельности студентов заключаются в их успехах в учебе, положительном к ней отношении, заинтересованности и увлеченности предметом, понимании того, что при правильной организации самостоятельной работы приобретаются навыки и опыт творческой деятельности [3]. То есть творчество преподавателя активирует творческую деятельность студентов. Показателем такой активности является желание и умение студентов участвовать в научно-исследовательской деятельности. По окончанию изучения дисциплины ОП 05. Основы инженерной геологии студенты проходят практику «Геологические изыскания», которая включает как полевые исследования грунтов под дорожное строительство, так и их лабораторные испытания. Инженерно-геологические изыскания являются основным видом изысканий, выполняемых для строительства автомобильных дорог. Поэтому будущие выпускники специальности 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения должны обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Участвовать в выполнении работ по изысканию городских путей сообщения [5].
Такая геологическая практика является продуктивным уровнем самостоятельной деятельности обучающихся, дает возможность самостоятельно применять приобретенные навыки, анализировать проблему и находить решения, опираясь на собственные знания и опыт. Кроме того, она стимулирует студентов на конкретные исследования. В частности, в 2017 году были проведены инженерно-геологические изыскания грунтов для проектируемой грунтовой дороги от улицы Промышленной до садового товарищества «Тополек». Данное товарищество располагается в районе Благовещенского Молокозавода, подъездной путь к нему проходит по грунтовой дороге в объезд мокрого луга. От улицы Промышленной до садового товарищества через луг по кратчайшему расстоянию проходит тропа для пешеходов и велосипедистов. Возникает необходимость строительства грунтовой дороги по пути следования тропы, так как дорога, проложенная по данной тропе, оптимизирует время проезда и транспортные расходы садоводов. Результаты данной научно-исследовательской работы были презентованы на конференциях различного уровня, а также переданы в садовое товарищество «Тополёк». Таким образом при проведении изысканий студенты актуализируют свои теоретические знания, получают практические навыки, опыт решения нестандартных задач, подтверждают свои профессиональные компетенции и видят результат своей познавательной деятельности, что очень важно в организации самостоятельной работы студентов.
Но, при организации самостоятельной работы студентов даже при правильном подходе к выбору заданий, при качественном методическом обеспечении и творческом потенциале самого преподавателя, нельзя забывать о своевременном контроле выполнения СРС. Критерии оценки и график проверки работ озвучиваются сразу с выдачей задания и дидактических материалов студентам. Такой подход дисциплинирует обучающихся и активирует их на планирование работы по поиску информации, систематизации полученных знаний, самостоятельный поиск решения проблемы. Преподаватель в зависимости от сложности выданного задания, сам озвучивает способ подачи результатов СРС или предоставляет студентам право выбора презентации своей работы.
Таким образом, организация самостоятельной работы студентов при изучении ОП 05. Основы инженерной геологии позволяет улучшить профессиональную подготовку будущих специалистов, сформировать у них профессиональные знания, умения и навыки, необходимые в самостоятельной практической деятельности.
Это особенно важно будущему выпускнику, так как после окончания учебного заведения специалисту приходится заниматься самообразованием - изучать новые технологии и методики, постоянно совершенствующиеся в условиях технического прогресса, повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения материала.
Список литературы
1. Зуб М.А., Григорьев С.В. Организация самостоятельной работы студентов медицинского колледжа как средство повышения профессиональной компетентности будущего специалиста // Международный журнал экспериментального образования, 2012. № 4-2. С. 86-89.
2. Муханова О.В. Организация самостоятельной работы студентов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 1September.ru / Открытый урок. рф /статьи/647878/ http://xn--i1 abbnckbmcl9fb. xn--
p 1 ai/%D1 %81 %D1 %82%D0%B0%D1 %82%D1 %8C%D0%B8/647878/ (дата обращения: 03.02.2019).
3. Самостоятельная работа студентов - Методика преподавания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.e-
reading.club/chapter.php/98177/41/Metodika_prepodavaniya_psihologii_konspekt_lekciii.ht
ml/_ (дата обращения: 03.02.2019).
4. Академия профессионального развития / формы и виды самостоятельной работы студентов СПО по ФГОС / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://academy-prof.ru/blog/samostoyatelnaya-rabota-studentov-spo/ (дата обращения: 03.02.2019).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 802.