Научная статья на тему 'Использование самостоятельных и внеаудиторных форм работы при изучении дисциплин экономического характера'

Использование самостоятельных и внеаудиторных форм работы при изучении дисциплин экономического характера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1316
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрище Виталий Иванович

Самостоятельная работа студентов экономических специальностей и внеаудиторная деятельность, инициируемая педагогическим коллективом или творческой активностью самих студентов, осуществляется на основе современных технологий, активных методов обучения и является важным элементом их профессиональной подготовки. Инновационным направлением в развитии самостоятельной работы студентов при изучении экономических дисциплин является выполнение творческих и исследовательских проектов. Творческие проекты предполагают максимальную активизацию познавательной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрище Виталий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование самостоятельных и внеаудиторных форм работы при изучении дисциплин экономического характера»

Петрище В.И.

Использование самостоятельных и внеаудиторных форм работы при изучении дисциплин экономического характера

Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность как никогда зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию результатов своих самостоятельных действий. Это требует переориентации самостоятельной работы обучаемого с традиционной - простого усвоения знаний, приобретения умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности - на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, активно преобразующего отношения к получаемой информации, способности выстраивать индивидуальную траекторию самообучения. Последнее особенно актуально в связи с развитием новых форм образовательного процесса: магистратуры, бакалавриата, экстерната, дистанционного обучения, системы непрерывного образования.

Изменяется и роль преподавателя в самостоятельной работе студентов. С традиционной, контролирующей, функции акцент в его деятельности переносится на функцию управления внешними факторами: формирование установок, определение характера информационной среды, включение самостоятельного задания в структуру занятия (лекционного, семинарского, самостоятельной контролируемой работы и т. д.), выбор методов работы в соответствии с намеченными целями и т. п. Управляя внешними факторами, преподаватель создает условия для развития внутренней самодеятельности - целевых и волевых установок, рефлексии, прояснения ценностей.

Важно показать обучающимся, что готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения) - одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность.

Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности размещения, хранения, обработки и доставки информации любого объема и содержания на любые расстояния. В этих условиях на первый план при подготовке специалистов выходит направляемая работа по самообучению. Огромное значение при внедрении современных технологий в образование имеет педагогическая содержательность обучающего материала и создание условий для самообучения. Имеется в виду не только отбор содержания материала для обучения, но и структурная организация учебного материала, включение в обучение не просто автоматизированных обучающих программ, а интерактивных информационных сред, целостное взаимосвязанное функционирование всех процессов познания и управления им. Другими словами, эффективность и качество обучения в большей мере зависят от эффективной организации процесса самообучения и дидактического качества используемых материалов.

Решение этих непростых задач во многом зависит от мастерства, подготовленности педагогов к работе в условиях лавинообразного нарастания потока информации, педагогов, которые могут и должны стать на уровень современных методов представления, поиска и переработки информации. Подготовленность педагогов к работе в новом информационном пространстве, прогрессивность их взглядов являются необходимым условием разработки и внедрения новых форм и технологий обучения.

Среди основных задач современного образования есть задача развития личности учащегося вуза, предполагающая формирование его способности к самообразованию,

самообучению, самовоспитанию, рефлексии собственной деятельности. Для этого в процессе обучения студента в вузе необходимо сформировать у него систему профессионально значимых качеств, включающих основные функциональные компоненты профессиональной деятельности: гностический, проектировочный,

конструктивный, коммуникативный и организаторский. Однако в силу ряда объективных причин - временных ограничений в рамках аудиторных занятий эти качества не всегда могут быть сформированы. Поэтому важным элементом педагогической деятельности в вузе является «научить студента учиться», что является необходимым для эффективной организации их самостоятельной и внеаудиторной работы, которая должна способствовать:

• расширению, закреплению и углублению знаний, полученных в аудитории;

• активному приобретению новых знаний;

• развитию творческого подхода к решению поставленных проблем;

• проявлению индивидуальности студента;

• формированию практических навыков в решении ситуационных задач.

В целом самостоятельная и внеаудиторная работа развивает такие качества: умение работать со специальной литературой, справочниками, периодическими изданиями, с современными информационно-коммуникативными технологиями; организованность, дисциплинированность, инициатива, активность в решении поставленных задач.

Самостоятельная работа студентов (СРС) в зависимости от места и времени ее проведения, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами подразделяется на следующие виды:

самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера;

творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Главным в организации самостоятельной работы студентов является оптимизация ее отдельных видов и создание условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

Успех любого дела зависит от заинтересованности человека в достижении определенных результатов. Для преподавателя это, прежде всего, правильно спланированная «звонковая» нагрузка, а для студента - наличии серьезной устойчивой мотивации. Особо следует выделить:

Внешнюю мотивацию - зависимость профессиональной карьеры от результатов учебы в вузе. К сожалению, этот фактор пока работает слабо.

Внутреннюю мотивацию - склонности студента, его способности к учебе в вузе. Ею можно управлять в период довузовской подготовки; путем использования тестов при выборе специальности, обоснованной рекомендации при определении направления образования и т. д.

Процессуальную (учебную) мотивацию. Проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы. Требуется психологически настроить студента, показать ему важность выполняемой работы как в плане профессиональной подготовки, так и в плане расширения кругозора, эрудиции специалиста. Можно доказать, что результаты СРС помогут ему лучше понять лекционный материал, лабораторные работы и т.д. Большой эффект дает включение заданий на СРС составной

частью в курсовой, а тем более в дипломный проект, причем это можно сделать на одном из младших курсов.

Важнейшими направлениями реализации самостоятельной работы студентов в вузе являются:

1) Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при участии студентов в работе студенческих предметных кружков.

2) В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т. д.

3) В библиотеке, дома, в общежитии, на занятиях при выполнении студентом конкретных заданий по самостоятельной работе.

Для активного овладения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо понимание учебного материала и творческое его восприятие. Но реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на механическое запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Преподаватели должны уделять внимание проблеме восприятия лекции студентами. Необходимо высвечивать внутри и междисциплинарные связи, преемственность дисциплин. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость. Активное использование мультимедийных технологий так же повышает интерес к дисциплине и логическое восприятие. На занятиях любого типа преподаватель может ставить творческие и проблемные задачи перед студентом, определять конкретные рабочие ситуации, контролировать и направлять самостоятельное решение. Особенно важно это для дисциплин, имеющих важное прикладное значение.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории контролируется усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по прочитанной и исходным темам, студенты на лекции следят за планом чтения лекции, прорабатывают конспект лекции, затем дополняют конспект рекомендованной литературой.

На практических и семинарских занятиях из различных форм СРС для наилучшим образом подходят «деловые игры». Тематика игры может быть связана с конкретными клиническими ситуациями или в игровой форме отрабатываются практические навыки. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения, а также приобрести практические навыки в подборе исходных данных и проведении необходимых расчетов по оценке эффективности инновационных проектов (деловая игра ««Оценка эффективности инновационно-инвестиционного проекта».

При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами). Решение проблемной задачи затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно пользоваться имеющимися теоретическими знаниями, справочной литературой. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.

К внеаудиторной деятельности мы относим любую деятельность студентов, осуществляемую в рамках учебного заведения вне учебного процесса,

способствующую их личностному развитию, расширению и углублению профессиональных знаний и формированию профессионально значимых качеств.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами (согласно положению о самостоятельной работе студентов):

• для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника,

дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-

исследовательская работа; использование аудио - и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

• для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа

над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио - и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов: составление

библиографии, тематических кроссвордов и др.;

• для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение

вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетнографических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-

экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивнооздоровительного характера.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на семинарских и практических занятиях, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

• уровень освоения учебного материала,

• умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,

• полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,

• обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,

• оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.

Содержание и виды внеаудиторной деятельности определяются не требованиями учебно-воспитательного процесса, а научно-методическими интересами преподавателей, пожеланиями студентов и научно-технической базой учебного заведения. Внеаудиторная деятельность организуется на добровольной основе для желающих студентов и не подлежит оценке со стороны преподавателя, который сам может в ней участвовать наравне со студентами, но учитывается на соответствующем факультете или кафедре для более адекватной оценки качеств учащихся. Степень руководства внеаудиторной деятельностью студентов со стороны педагога может быть различна: от жесткого руководства до полной самостоятельности и творчества. Мы выделяем следующие уровни руководства внеаудиторной деятельностью: управление, регулирование, сотрудничество, наблюдение, самостоятельная внеаудиторная деятельность. Названные уровни определяются, прежде всего, личными особенностями преподавателей, инициирующих внеаудиторную деятельность, и индивидуальными особенностями участвующих в ней студентов (мотивация к педагогической деятельности, познавательная активность, самостоятельность и т.д.). Виды внеаудиторной работы определяются достигнутым уровнем активности и самостоятельности студентов. Особо следует выделить следующие:

• Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы, причём студенту предоставляется право выбора темы.

• Самостоятельное решение ситуационных задач с использованием условий из задачников, имеющихся в кабинете, составление задач с представлением эталонов ответов.

• Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.

• Выполнение курсовых и дипломных работ.

• Подготовка к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне вуза.

• Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, актуальной тематики, слайдового сопровождения докладов на заседаниях предметного кружка.

• Подготовка бесед-лекций по актуальным темам инновационного развития современной России.

• Подготовка графических диктантов, кроссвордов, глоссариев.

• Разработка сценариев деловых игр.

• Изготовление наглядных пособий, макетов, муляжей.

Для студентов, занимающихся внеаудиторной деятельностью, могут быть организованы управляемые или регулируемые педагогом виды деятельности (студенческая студия, мастерская, студенческое конструкторское бюро, студенческое научное общество и т. д.).

Внеаудиторная деятельность, инициируемая педагогическим коллективом или творческой активностью самих студентов, осуществляется на основе современных технологий, активных методов обучения и является важным элементом их профессиональной подготовки.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования отводит на внеаудиторную самостоятельную работу студента не менее 27 часов в неделю в среднем за весь период обучения, что составляет половину недельного бюджета времени студента. Это не мало. Вопрос в том, как эффективно использовать это время. Анализ ситуации приводит к выводу.

Во-первых. Часть преподавателей и большинство студентов оказались не готовы к такой форме учебных занятий, причем как в профессиональном, так и психологическом

аспектах. Некоторые кафедры стали планировать объемы заданий на СРС, число контрольных мероприятий по принципу «Чем больше - тем лучше». (Есть случаи превышения запланированного объема СРС в 3 и более раз). Другие кафедры наоборот - выдавали задания объемом 20-50% от запланированного. Эти факторы привели к тому, что студенты стали формально относиться к выполнению СРС, участились случаи не самостоятельного (за плату) выполнения домашних заданий.

Во-вторых. Слабое методическое обеспечение внеаудиторной СРС, причем не только количественно, но и качественно.

В-третьих. Слабая материально-техническая база. (Отсутствие оборудованных мест на кафедрах для встреч преподавателей со студентами, должного числа компьютеров, множительной техники для студентов и т. д.).

В зависимости от курса, на котором учится студент, специфики изучаемого предмета задание для самостоятельной внеаудиторной работы может быть весьма разнообразным. При этом важно стремиться к тому, чтобы на младших курсах СРС ставила целью расширение и закрепление знаний и умений, приобретаемых студентом на традиционных формах занятий. На старших курсах СРС должна способствовать развитию творческого потенциала студента. Задания могут носить индивидуальный, бригадный или комплексный характер. Однако контроль выполнения СРС, отчет по СРС должны быть сугубо индивидуальными.

Таким образом, для выполнения требований образовательного стандарта и соответствующей организации внеаудиторной СРС необходимо:

• сформировать достаточную степень подготовленности студентов к самостоятельному труду, определенный уровень самодисциплины студентов;

• разработать нормативы по определению объемов внеаудиторной СРС для преподавателя и для студента, осуществлять календарное планирование хода и контроля выполнения СРС;

• наличие специальной учебно-методической литературы. Наряду с конспектами лекций, сборниками задач и другими традиционными материалами, необходимы их электронные версии, тем более, что многие студенты сегодня имеют домашние компьютеры. Необходимы новые поколения тренажеров, автоматизированных обучающих и контролирующих систем, которые позволяли бы студенту в удобное время и в привычном для него темпе самостоятельно приобретать знания, умения, навыки.

• высокая обеспеченность вычислительной техникой, множительной техникой, доступной для преподавателей и студентов;

• усиление консультационно-методической роли преподавателя;

• возможность свободного общения между студентами, между студентами и преподавателем;

• перестройка традиционных форм учебных занятий, освободив их от школярских приемов обучения.

Инновационным направлением в развитии самостоятельной работы студентов при изучении экономических дисциплин является выполнение творческих и исследовательских проектов. Творческие проекты предполагают максимальную степень свободы студентов. Они не имеют заранее определенной и проработанной структуры. Преподаватель определяет лишь общие параметры проекта и указывает оптимальные пути решения поставленных задач. Студенты выполняют творческие проекты при изучении таких дисциплин как «Стратегический менеджмент», «Бизнес планирование», «Маркетинг». Творческие проекты предполагают максимальную активизацию познавательной деятельности студентов.

Исследовательские проекты отличаются наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, использования научных методов обработки и оформления результатов. При этом во главу угла ставится принцип доступности для студентов содержания и методов исследования. Тематика исследовательских проектов должна отражать наиболее актуальные для современной науки проблемы, учитывать их актуальность и значимость для развития исследовательских навыков студентов.

Исследовательские и творческие проекты выполняются с применением мультимедийных технологий. Реализация творческих и исследовательских проектов позволяет максимально раскрыть творческие возможности студентов и стимулировать их научно-исследовательскую работу. Студенты с лучшими творческими рефератами, творческими и исследовательскими проектами принимают участие во всероссийских конкурсах и конференциях, где получаю высокую оценку жюри конкурса.

Перспективным направлением внеаудиторной работы со студентами как фактора подготовки государственного служащего, в рамках деятельности Орловской региональной академии государственной службы, выступает Центр открытого предпринимательства. Задачей Центра открытого предпринимательства является продвижение идеологии предпринимательства в студенческом сообществе, разработка бизнес - проектов, подача этих проектов на инвестиционные конкурсы с возможной последующей реализацией, обсуждение актуальных проблем современной российской экономики.

Возрастание роли информационных технологий (ИТ) в профессиональной подготовке современного специалиста, как в области естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, способствует росту интереса студентов к информационным технологиям и различным аспектам их применения. Появляется возможность использования средств ИТ для решения широкого круга исследовательских, учебных и внеучебных задач. Информационные технологии, используемые во внеаудиторной деятельности, выступают в качестве средства коммуникации, самовыражения и самореализации. Этому способствует, прежде всего, направленность образовательной внеаудиторной деятельности на реализацию конкретных проектов. Внеаудиторная деятельность студентов с использованием информационных технологий способствует не только более качественной подготовке выпускников вуза к профессиональной деятельности в условиях интенсивно развивающейся информатизации общества, но и формированию информационной культуры специалиста.

Повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время - основная задача преподавателей. Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом «вообще», а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.

Она заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.

Список литературы:

1. Абасов З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 81-84.

2. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / Под ред. А.С. Обухова. Ижевск:УдГУ, 2008.

3. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. № 6. 2003.

4. «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» Письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. N 14-55-996ин/15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.