Научная статья на тему 'Рабочая тетрадь по математике как средство организации самостоятельной работы студентов колледжа'

Рабочая тетрадь по математике как средство организации самостоятельной работы студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1898
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / ELECTRONIC WORKBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова Марина Анатольевна

Рассмотрены уровни самостоятельной работы студентов колледжа. Отражено соответствие уровней самостоятельной работы видам деятельности участников образовательного процесса и типам заданий рабочей тетради. Определены основные части электронной рабочей тетради, показаны результаты использования данного дидактического средства в учебном процессе в колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ситникова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORKING BOOK ON MATHEMATICS AS A MEANS OF ORGANIZATHION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF THE COLLEGE

The article considers the levels of the independent work of students of the College. Reflected the compliance of the level of students ' independent work activities of participants of the educational process. Defined are the main part of the electronic workbook, shows the results of the use of the didactic means in the educational process in the College.

Текст научной работы на тему «Рабочая тетрадь по математике как средство организации самостоятельной работы студентов колледжа»

УДК 51:377.35.026.7 ББК В1 р20(2)-267

М.А. СИТНИКОВА

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, среднее профессиональное образование, электронная рабочая тетрадь.

Рассмотрены уровни самостоятельной работы студентов колледжа. Отражено соответствие уровней самостоятельной работы видам деятельности участников образовательного процесса и типам заданий рабочей тетради. Определены основные части электронной рабочей тетради, показаны результаты использования данного дидактического средства в учебном процессе в колледже.

M.A. SITNIKOVA THE WORKING BOOK ON MATHEMATICS AS A MEANS OF ORGANIZATHION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF THE COLLEGE

Key words: independent work of students, secondary professional education, electronic workbook.

The article considers the levels of the independent work of students of the College. Reflected the compliance of the level of students ' independent work activities of participants of the educational process. Defined are the main part of the electronic workbook, shows the results of the use of the didactic means in the educational process in the College.

Современный специалист - это человек, владеющий современными информационными технологиями, обладающий коммуникативными способностями, умеющий преобразовать приобретенные знания в инновационные технологии и работать в команде, имеющий навыки самообразования. Наша цель как преподавателей подготовить таких специалистов с учетом индивидуальнопсихологических особенностей каждого студента.

Однако современная статистика такова, что уровень знаний и умений абитуриентов, поступающих в колледж, недостаточен для овладения новыми знаниями. Входной контроль для студентов первого курса показывает отсутствие знаний по тригонометрии, геометрии и умений решать логические задачи.

Анализ произвольной выборки абитуриентов приема за 2009, 2010 гг. (30 чел.) показывает разницу результатов единого муниципального экзамена (ЕМЭ) и входного контроля в Чебоксарском электромеханическом колледже (ЧЭМК) (рис. 1).

Рис. 1. Сравнение результатов ЕМЭ и входного контроля в ЧЭМК за 2009, 2010 гг.

Пробелы в знаниях так велики, что может показаться, что школьный курс математики не только не усвоен, но и не до конца изучен учащимися. А ведь знать школьный курс математики означает владеть каждым разделом изучаемого предмета, уметь оперировать любыми знаниями из этих разделов. Что-

бы добиться этого, необходимо обращаться к каждому разделу, а это невозможно из-за сильной загруженности на уроке, включая и время, затраченное на решение тестов при подготовке к ЕМЭ.

Для решения этой проблемы преподавателю необходимо стать организатором познавательной деятельности студентов. А ограничение во времени приводит к тому, что это возможно при особой организации образовательного процесса, ориентированного на активную самостоятельную работу студентов (СРС).

При всем разнообразии направлений, глубине исследований проблема самостоятельной работы студентов, в частности самостоятельная работа студентов колледжа, весьма актуальна.

Рассмотрим различные уровни самостоятельной работы, виды деятельности студентов, дидактические средства.

П.И. Пидкасистый выделяет четыре основных уровня самостоятельной работы: 1) воспроизводящие самостоятельные работы по образцу; 2) реконструктивно-вариативные работы; 3) эвристические работы; 4) творческие (исследовательские) работы [3].

Работы первого уровня выполняются студентами на основе образца, инструкции. При выполнении реконструктивных самостоятельных заданий в учебной деятельности студентов интеллектуальные и практические действия протекают в плане реконструирования, преобразования структуры текстов и опыта решения задач, предлагаемых преподавателем для самостоятельного выполнения. При выполнении самостоятельных работ эвристического типа самостоятельность студентов выражается в проводимых ими обобщениях при анализе проблемной ситуации, в разделении существенного и второстепенного и нахождении способа решения в рамках соответствующей задачи.

Самый высокий уровень самостоятельности студентов проявляется в ходе выполнения ими творческих самостоятельных работ. Задания творческих работ содержат условия, стимулирующие возникновение проблемной ситуации [4].

Все перечисленные уровни самостоятельной работы студентов взаимообусловлены и тесно связаны.

В реальном учебном процессе уровень самостоятельной работы студентов обеспечен определенным спектром видов деятельности участников образовательного процесса: преподавателя и студента. Рассмотрим данный материал в табл. 1, отражающей уровни самостоятельной работы и соответствующие им виды деятельности субъектов образовательного процесса в связи с поставленной целью.

Анализ учебной и методической литературы по математике для среднего профессионального образования (СПО) показывает недостатки дидактических материалов, мешающих организации полноценной самостоятельной работы студентов: множество однотипных задач и примеров, отсутствие уровневой дифференциации учебного материала, недостаточное количество пособий для самостоятельной работы студентов и т.п. С учётом увеличения доли самостоятельной работы студентов в системе СПО и снижения времени на аудиторные занятия мы пришли к выводу, что необходимо разработать новые дидактические средства, определить соответствующие формы и методы работы со студентами.

В последнее время общее признание у преподавателей и студентов получило такое средство обучение, как рабочая тетрадь.

Рабочая тетрадь - пособие с печатной основой для работы непосредственно на содержащихся в нем заготовках; применяется преимущественно на первоначальных этапах изучения темы с целью увеличения объема практической деятельности и разнообразия содержания, форм работы, а также видов деятельности студентов [1].

Таблица 1

Соответствие уровней самостоятельной работы студентов видам деятельности субъектов образовательного процесса

Уровень СРС Деятельность преподавателя Деятельность студента Цель СРС

1-й уровень -воспроизводящие самостоятельные работы по образцу Последовательно указывает на необходимость совершения строго определенных действий Обучается самостоятельно работать с учебником, находить ответ на поставленный вопрос, решать примеры, задачи Закрепление знаний, формирование умений, навыков

2-й уровень -реконструктивновариативные работы Привлекает учащихся к решению вариативных самостоятельных работ, сообщает в самом задании общую идею решения Воспроизводит не только отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру знаний в целом. Обучается развивать идею решения задания в конкретный способ решения применительно к условиям задачи Формирование умений преобразовывать, реконструировать, обобщать ранее приобретенные знания и умения для решения задач, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи

3-й уровень - эвристические работы Создает и организует по ходу занятий проблемную ситуацию, намечает план решения, консультирует и помогает в процессе реализации обучаемыми последующих поисковых этапов Разрешает проблемную ситуацию, которую создает или организует преподаватель, приобретает опыт поисковой деятельности, овладевает элементами творчества Формирование элементарных умений и навыков поисковой деятельности

4-й уровень -творческие (исследовательские) работы Ставит проблему, требующую опыта проведения целостного исследования процесса, способности самостоятельно видеть и решать творческие задачи Обучается раскрывать новые стороны. Ставит проблему, требующую опыта проведения исследования, способности видеть и решать творческие задачи Формирование навыков исследовательской, творческой деятельности. Проявление самого высокого уровня самостоятельной активности студента

Рассмотрим организацию СРС на примере дисциплины «Математика» для студентов I курса электромеханического колледжа, в частности, при изучении темы «Тригонометрия» с использованием рабочей тетради, которая содержит комплекс заданий и упражнений для самостоятельной работы, а также систему заданий для самопроверки.

Мы создали электронную версию рабочей тетради по тригонометрии. Применение электронной рабочей тетради (ЭРТ) при изучении тригонометрии актуально, так как в ней оптимально сочетание содержания информационной подготовки студентов с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности. При составлении данной рабочей тетради был сделан акцент на личностное развитие студентов, чтобы она дала возможность работать со студентами разной степени подготовленности, разного уровня развития.

Работа в данной тетради может быть выполнена в электронном виде, поскольку многие студенты в процессе обучения используют современные информационные технологии: ноутбуки, планшетные компьютеры и т.д. Проверка контрольных срезов, включенных в рабочую тетрадь, может быть осуществлена по электронной почте, на форуме студентов колледжа.

Итак, структура и содержание рабочей тетради по тригонометрии определены следующим образом:

1. Информационный комплекс по каждому разделу темы: краткие исторические сведения, краткие теоретические сведения, алгоритм решения типовых примеров. Наиболее сложные моменты имеют ссылки на соответствующий теоретический материал в Интернете. Теоретические сведения сосредоточены в удобной форме в виде таблиц, тем самым развивается информационная компетенция студентов (табл. 2).

Таблица 2

Простейшие тригонометрические уравнения

Уравнения Формулы решений уравнения

этх = a, ^| < 1 x = (-1)narcsina + рп, п є Z

cosx = a, И < 1 x = +arccсsa + 2рп, п є Z

со II та x = arctga + рп, п є Z

со = та о x = arcctga + рп, п є Z

sinx = a, сс^ = a, ^ | >1 нет решений

2. Задачи и упражнения для самостоятельной работы студентов.

ЭРТ по теме «Тригонометрия» предполагает следующие виды самостоятельной деятельности студентов: индивидуальную аудиторную самостоятельную работу в процессе проведения практических занятий и индивидуальную внеаудиторную самостоятельную работу. В табл. 3 отражено соответствие типов заданий рабочей тетради уровням сРс.

Таблица 3

Соответствие типов заданий рабочей тетради уровням СРС

Уровни СРС Задания для аудиторной СРС Задания для внеаудиторной СРС

1-й уровень дописать определение, формулу; ответить кратко на вопрос; решить задачу или пример пользуясь различными источниками записать определения тригонометрических функций; изучить историю тригонометрии более подробно и перечислить ученых, которые внесли наибольший вклад в ее развитие; решить упражнения

2-й уровень ответить на тест; решить упражнения 2-го уровня найти в различных источниках описание методов решения тригонометрических уравнений; решить уравнения различными способами

3-й уровень составить кроссворд, уравнения составить тесты; сделать сообщение

Самостоятельная работа с ЭРТ по теме «Тригонометрия», таким образом, предполагает три уровня самостоятельной работы: 1-й - воспроизводящие работы по образцу; 2-й - реконструктивно-вариативные; 3-й - эвристические. Выполнение заданий разных уровней обеспечивает у студентов приобретение знаний, выработку умений; позволяет приобрести опыт поисковой деятельности, овладеть элементами творчества.

Работы 3-го уровня - творческие - не включаются в задания рабочей тетради. Но, выполнив задания двух уровней, студент поэтапно будет готовиться к работам творческого, исследовательского характера.

Например:

1. 4sin42 + 12cos22 = 7 - 1-й уровень.

2. sin2 x + cos4 x = cos4x - 2-й уровень.

Задание эвристического характера:

Электрогенератор вырабатывает трехфазный ток:

I-i = I0 sin (wt + ф), I2 = Io sin (wt + ф + 2p/3), I3 = I0 sin (wt + ф + 4p/3)

Доказать, что в любой момент времени t: ^ + I2 + I3 = 0.

3. Обобщение и заключение по каждому разделу темы: примечания, контрольные срезы, творческие задания для внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР).

Примечания включают некоторые вопросы, раскрывающие применение данной темы на практике, в профессиональной деятельности, межпредметные связи.

Контрольные срезы осуществляются по гиперссылке на таблицу вариантов, где сосредоточены индивидуальные задания для каждого студента.

Вопросы для ВСР имеют исследовательский характер, например: проведите исследования о применении тригонометрии в вашей специальности.

Итак, рабочая тетрадь по теме «Тригонометрия» может рассматриваться как особое дидактическое средство, обеспечивающее самостоятельную работу студентов, контроль и самоконтроль в процессе овладения учебным материалом.

С целью проверки влияния рабочей тетради на усвоение основного содержания дисциплины проводилось сравнение результатов итогового тестирования студентов по дисциплине «Математика» без использования ЭРТ в системе СРС и при ее использовании в учебном процессе. В соответствии с набранными баллами студенты распределились по трем уровням усвоения содержания дисциплины: высокий уровень (85 баллов и более); средний уровень (от 70 до 84 баллов); низкий уровень (от 55 до 69 баллов) (рис. 2).

Анализ полученных результатов выявил положительную динамику уровня усвоения учебного материала студентами при использовании ЭРТ. Таким образом, применение ЭРТ при организации самостоятельной работы студентов колледжа действительно улучшило качество образования, повысилась эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, реализована возможность работать со студентами разной степени подготовленности. Данную методику организации сРс можно рекомендовать при изучении других разделов математики и дисциплин в колледже.

1. Аксенова О.В. Рабочая тетрадь по информатике для первого класса: на правах рукописи. Барнаул, 1997-1998.

2. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. С. 278.

Рис. 2. Изменение уровней содержания учебной дисциплины до и после использования ЭРТ, %

Литература

3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. С. 158.

4. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Соврем. слово, 2006. С. 685-688.

5. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2007.

СИТНИКОВА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА - аспирантка кафедры прикладной математики, Чувашский государственный университет; преподаватель, Чебоксарский электромеханический колледж, Россия, Чебоксары ([email protected]).

SITNIKOVA MARINA ANATOLIEVNA - post-graduate student of Applied Mathematics Chair, Chuvash State University; teacher, Cheboksary Electromechanical College, Russia, Cheboksary.

УДК 37.035 ББК Ц4,6(2)32/43

В.Н. ТИПУШКИН

НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ,

ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО СТРЕЛЬБЫ, И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Ключевые слова: боязнь, выстрел, производство выстрела, стрельба, отдача оружия, стрелковый тренажер.

В статье раскрываются негативные факторы, влияющие на качество стрельбы у начинающих стрелков. Изложены психофизиологические особенности стрелка, представлены технические средства, которые способствуют эффективному обучению стрельбе из огнестрельного оружия.

V.N. TIPUSHKIN NEGATIVE FACTORS INFLUENCED ON THE QUALITY OF SHOOTING AND METHODS OF THEIR ELIMINATION

Key words: fear, phobia of a shot, shot, production of a shot, shooting, recoil, stimulator for shooting.

In this article we can see negative factors which influence to the quality of shooting of the beginner shooters. Psychophysiological features of shooter are set out and technical means that facilitate to еffective training of shooting of military weapons.

Выстрел - физический процесс, заключающийся в выбрасывании пули при взрыве заряда внутри канала ствола в огнестрельном оружии. Выстрелом называется и звук от этого взрыва [2. C. 97].

Страх - отрицательная эмоциональная реакция, возникающая у отдельных военнослужащих под влиянием реальной или мнимой опасности вследствие недостаточной морально-психологической устойчивости. Снижает эффективность боевой деятельности, может вызвать панику [3. C. 713].

Боязнь выстрела является одним из основных факторов, влияющих на качество стрельбы у начинающих стрелков. Главная трудность стрелка, как начинающего, так и «опытного», состоит в невозможности унять волнение, связанное с дрожанием руки при прицеливании и неуверенностью в положительном результате выстрела. В этом многие видят причину плохой стрельбы. Этим обстоятельством обычно объясняют наличие у некоторых военных «огневой немощи», Так называют на военном сленге неумение метко стрелять. Она отмечается у них практически на протяжении всей службы. Решение проблемы обычно ищут в увеличении числа тренировок без боеприпасов, в регулярном проведении стрельб. Но по каким-то причинам, не всегда понятным начальникам, заметного успеха в преодолении «огневой немощи» у этих лиц не наблюдается.

К этому факту надо отнестись очень серьезно, ибо в своей наихудшей форме страх может развиться до такого состояния, что вообще исключит нормальную стрельбу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.