Научная статья на тему 'Обеспечение индивидульных достижений студентов в образовательном процессе колледжа'

Обеспечение индивидульных достижений студентов в образовательном процессе колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ACTIVITY APPROACH / COMPETENCE-BASED APPROACH / INDIVIDUAL / PROGRESS OF STUDENTS / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабанова Любовь Борисовна

В статье представлен опыт обеспечения индивидуальных достижений студентов учреждения среднего профессионального образования средствами педагогических технологий. Необходимость введения изменений в образовательный процесс определена поиском новых педагогических решений, способствующих развитию творческой личности. Предлагается модель индивидуальных достижений студентов и перечень педагогических технологий, ее обеспечивающих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карабанова Любовь Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORTING OF INDIVIDUAL PROGRESS OF COLLEGE STUDENTS IN EDUCATIONAL PROCESS

The article presents the experience of supporting individual progress of students in institutions of vocational secondary education by means of teaching technologies. The need to introduce changes to the educational process is determined by the search for new pedagogical decisions that contribute to the development of a creative personality. The model of students, individual progress and the list of teaching technologies supporting it are offered

Текст научной работы на тему «Обеспечение индивидульных достижений студентов в образовательном процессе колледжа»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА

SUPPORTING OF INDIVIDUAL PROGRESS OF COLLEGE STUDENTS IN EDUCATIONAL PROCESS

Л.Б. Караванова L.B. Karabanova

Деятельностный подход, компетентностный подход, индивидуальные достижения студентов, педагогические технологии, образовательный процесс.

В статье представлен опыт обеспечения индивидуальных достижений студентов учреждения среднего профессионального образования средствами педагогических технологий. Необходимость введения изменений в образовательный процесс определена поиском новых педагогических решений, способствующих развитию творческой личности. Предлагается модель индивидуальных достижений студентов и перечень педагогических технологий, ее обеспечивающих.

Activity approach, competence-based approach, individual, progress of students, educational technologies, educational process.

The article presents the experience of supporting individual progress of students in institutions of vocational secondary education by means of teaching technologies. The need to introduce changes to the educational process is determined by the search for new pedagogical decisions that contribute to the development of a creative personality. The model of students' individual progress and the list of teaching technologies supporting it are offered.

В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены приоритетные задачи, одна из которых подготовка специалиста, востребованного на рынке труда, одновременно, творческой личности для новой экономики. Выполнение данного заказа невозможно при традиционном построении учебного процесса и требует создания особых условий для подготовки выпускников к самостоятельной, деятельной, созидательной жизни.

Бм/о^анализ образовательного процесса в колледже на начало исследования (2006-2007) выявил внутренние проблемы, среди которых: падение интереса к учению у значительного количества студентов; низкая сформированность у студентов ценностей общества, качеств самоуправления личности; ориентированность образовательного процесса на обучение и воспитание личности, а не на ее развитие, на оценку знаний и умений; применение элементов педагогических технологий при планировании занятия. Внутренние проблемы порождают внешние: преобладание социально-пассивных выпускников; их неу-спешность на рынке труда.

Образовательный процесс, согласно определению И.Ф. Харламова, П.И. Пидкасистого и других, является целостным развивающимся и самоорганизующимся началом и выступает в качестве средства развития творческих способностей личности, стимулирования ее познавательной активности. Активность личности определяется индивидуальными достижениями в определенных сферах деятельности.

Проблема исследования определена поиском ответов на вопрос: как организовать образовательный процесс, чтобы обеспечить приращение индивидуальных достижений студентов. Основная идея исследования заключается в обеспечении аксиологической, личностно ориентированной и деятельностной направленности образовательного процесса подготовки студентов колледжа на основе разработки и внедрения модели индивидуальных достижений студентов. Объект исследования - образовательный процесс колледжа (ГБОУ РХ СПО «Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса»). Предмет исследования - обеспечение индивидуальных достижений студентов в образовательном процессе колледжа. Цель исследования в рамках

статьи - обоснование педагогического обеспечения индивидуальных достижений студентов колледжа при актуализации потенциала личности к творческой самореализации средствами педагогических технологий как одного из условий опытноэкспериментальной работы. Основные методы исследования: анализ нормативной, социальной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, синтез, анализ продуктов деятельности, самооценка, педагогический эксперимент.

Нами выявлено, что в научной литературе отсутствует однозначное понимание «индивидуальные достижения студентов». На основании толкования энциклопедических словарей С.И. Ожегова,

Н.Ю. Шведова, В.И. Даля, исследований В.Н. Дружинина, Г.С. Косты ко, С.А. Хазовой, положения о построении общенациональной системы оценки качества образования и др., выяснили, что индивидуальные достижения определяются как совокупность достижений, позволяющих успешно социализироваться в обществе, в профессиональной сфере и реализовывать себя как всесторонне развитую личность в различных сферах деятельности.

Мы определяем индивидуальные достижения студентов колледжа (далее - достижения) как положительный результат каких-либо усилий по становлению творческой личности в стремлении к самореализации, динамики ее успешной деятельности в определенной области.

В ФГОС СПО виды деятельности представлены наборами компетенций, характеризующихся способностью и готовностью применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности. Вариативная часть стандарта нацеливает на формирование профессиональных компетенций, являющихся ключом к профессии, выявленных на основании требований работодателей, представителей академической общественности, социума и самих студентов, для которых образование определяет их индивидуальное развитие и место в обществе.

Анализ требований работодателей республики показал их неопределенность, неоднозначность и даже противоречивость. Анализ рынка труда Республики Хакасия выявил отсутствие крупных предприятий, развитие сферы индивидуального

предпринимательства (Долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия», мониторинг ее реализации на портале исполнительных органов государственной власти РХ и др). В республике активно действует фонд «Молодежный центр стратегических инициатив и проектов», осуществляющий грантовую поддержку молодежных инвестиционных инновационных проектов.

На основании вышеизложенного нами определена необходимость развития творческой личности, ее способностей к самореализации, разработки Модели индивидуальных достижений студентов (далее - Модель). В основе Модели закономерности творческого развития личности образование будет способствовать становлению человека как творческой личности, если образование переходит в самообразование, воспитание - в самовоспитание, а развитие - в творческое саморазвитие и творческую самореализацию личности.

При проектировании Модели и выделении групп достижений были учтены несколько принципов и подходов, а именно определение «столпов образования»: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить, научиться жить вместе» [Образование..., 1997, с.58]; групп компетенций, относящихся к самому человеку как личности, к субъекту деятельности и общения; к деятельности человека; к социальному взаимодействию человека и социальной сферы [Зимняя, 2006]. Выделение качеств «самости» как интегративных характеристик творческой личности производилось на основании трудов В.И Андреева [Андреев, 2003, с. 85]. При выделении качеств совместной деятельности: «Путь к "само-" лежит через "со-": со-действие, со-трудничество, со-участие, со-стязание, сотворчество» использовались разработки В.И. За-гвязинского [Загвязинский, 2006, с. 18]. Определение такого качества, как «надо-», дополнительно к качествам личности «само-», «со-» строилось на основании концептуальных положений экспериментальной площадки «Планета ЮНЕСКО» как технологических принципов, обеспечивающих отдельному человеку, группе, сообществу, государству и всему человечеству в целом устойчивость и безопасное существование как в настоящем, так и будущем [Редюхин, 2000]. Перечисленные концептуальные подходы соотнесены нами в табл. 1.

Таблица 1

Соотнесение концептуальных подходов к формированию групп компетенций / компетентностей студентов колледжа

Ключевые компетенции (И.А. Зимняя, 2006) Фундаментальные цели образования ЮНЕСКО (Дж. Делор, 1996, 2007) Принципы «САМО, СО, НАДО» (В.И. Редюхин, 2000)

Субъект Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности Научиться жить, чтобы содействовать расцвету собственой личности, проявляя независимость, самостоятельность и личную ответственность САМО - это то личное, что делает из человека творческую индивидуальность

Субъектно- субъектное взаимо- действие Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми Научиться жить вместе, воспитывая понимание другого и ощущение взаимозависимости, осуществлять общие проекты и быть готовым к урегулированию конфликтов в условиях уважения ценностей взаимопонимания и мира СО - это путь творческой индивидуальности к публично представленной, общественно значимой и социально зримой активности, путь к становлению личности

Деятель- ность Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах Научиться познавать, чтобы воспользоваться возможностями, которые дает непрерывное образование; научиться делать, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и компетентность НАДО - это форма человеческой активности, дополняющая творческую индивидуальность и общественную личность до позиции гражданина своей страны

Сопоставление концептуальных подходов к выделению групп компетенций позволило спроектировать Модель индивидуальных достижений студентов колледжа. Под технологической составляющей «само-» нами понимается формирование качеств личности от самоопределения до саморазвития с ценностными принципами познания себя, потребностей к саморазвитию в личной, социальной и профессиональной сфе-

рах. Под составляющей «со-» - виды совместной деятельности; ценности: социальная ответственность и признание ценности другого. «Надо-» -умения выполнять различные социальные и профессиональные роли, знание своих прав и обязанностей, умение их применять и отстаивать для осуществления своей деятельности; ценности: реализация собственных возможностей в деятельности (рис.).

Рис, Модель индивидуальных достижений студентов колледжа

В схеме отражены только основные группы достижений. Структура целостной Модели включает компетенции (общие, профессиональные, дополнительные) и их показатели.

На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что в образовательном процессе достижения обеспечиваются применением современных педагогических технологий. Согласимся с определением педагогической технологии: «строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» [Беспалько, 1989, с. 13]. Выбор педагогических технологий осуществлялся в соответствии принципами деятельностного подхода. Апробация технологий в колледже (2006-2012) включала следующее: педагогическая технология В.П. Беспалько, музейная педагогика, кейс-технологии, технология проектной деятельности, технологии профессионального обучения, ориентированные на действие, проблемное обучение, портфолио, информационно-коммуникационные технологии, педагогические мастерские, моделирование в образовательном процессе, обучение в сотрудничестве, ТРИЗ-технология.

В процессе опытно-экспериментальной работы установлено:

1. Не все из перечисленных технологий имеют в своей основе технологически законченный процесс, гарантирующий планируемый результат; многие из технологий являются сквозными, интегрированными.

2. Базовой технологией для управления образовательным процессом и его оценивания является педагогическая технология В.П, Беспалько [Беспалько, 1989]. Технология полностью соответствует требованиям новых образовательных стандартов к условиям реализации и гарантирует результат.

3. Обеспечивают достижения педагогические технологии, прошедшие первоначальный жизненный цикл в профессиональной сфере, т. е. пришедшие в образование из бизнеса. Рассмотрим технологии личностно ориентированной и деятельностной направленности, влияние которых на обеспечение групп достижений выявлено в рамках исследования:

Технологии профессионального обучения, ориентированные на действие [Райер и др., 2004]. Фазы методик технологии направлены на «полное

рабочее действие» (метод кейса) от постановки задачи до контроля и оценки ее выполнения, что позволяет планировать достижение цели, прогнозировать результат и обеспечивать «готовности» студентов к достижениям.

Технология проектной деятельности [Дьюи, 2000; Новые..., 2003]. Технология способствует интеграции процессов обучения и воспитания, теории и практики, аудиторной и внеаудиторной работы и др., что обеспечивает формирование компетенций в зависимости от области исследования: валеологические, культурологические и др. Наибольшая значимость технологии в обеспечении «способностей» личности.

Технология портфолио [Новые..., 2003]. Первый опыт разработки портфолио студентами колледжа приобретен через участие в проекте «Кейс выпускника-специалиста» в 2008 г. Участники исследовали типы, виды портфолио (карьерное, творческое, трудоустройства, развития, учебной группы и др.) и презентовали их на региональном конкурсе. Для повышения мотивации к разработке портфолио и разработки студентами его стратегии и структуры нами использовались направляющие вопросы. Диагностический инструментарий, разработанный для самооценки, включает приемы технологии критического мышления, мониторинг собственных достижений и планирование новых успешностей, что обеспечивает формирование стратегических способностей студентов. Портфолио представляется социальным партнерам колледжа на экзаменах и конкурсах, что требует от студентов умения самопрезентации и способностей отстаивать свои идеи.

Сквозными технологиями, обогащающими технологично организованный образовательный процесс, можно назвать следующие:

- информационно-коммуникационные технологии обеспечивают формирование инструментальных способностей личности. Применяются как средства программированного контроля, организации процесса обучения на новом информационном уровне: проектная деятельность в информационной среде (ИнтеВики), самостоятельная работа через блоги, электронные портфолио достижений и др;

-музейная педагогика обеспечивает аксиологическую направленность через включение в об-

разовательный процесс максимально возможного объёма культурного наследия. Музей колледжа (комплекс музеев профессий колледжа) в 2003 г. признан победителем конкурса музеев республики. Музей как исследовательский центр обеспечивает межпрофессиональное взаимодействие и сотрудничество с социальными партнерами - учреждениями культуры. На его базе организуются выставки и экскурсии для учащихся Республики Хакасия. Экспонаты музея - проектные продукты студентов в области изучения культуры и искусства

республики и народов, ее населяющих (более 100 национальностей). Применение музейной педагогики расширило виды деятельности студентов по горизонтали: музейная, выставочная, экскурсионная, уровень представления результатов по вертикали до международного, что обеспечило качественные и количественные изменения показателей достижений.

Наличие индивидуальных достижений студентов подтверждается изменениями по всем показателям. Некоторые из них приведены в табл. 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ индивидуальных достижений студентов

Наименование показателя Инструментарий Измерители Входная диагностика, (2006), % Итоговая диагностика, (2011), % Приращение достижений, %

Качество выпускной квалификационной работы Ведомость защиты ВКР Количество студентов, защитивших работу на «отлично» 7,7 23 15,3

Качество итоговой госаттеста-ции Ведомость итоговой госаттестации Количество студентов, выполнивших работу «на 4 и 5» 61 74,2 13,2

Ориентация на здоровый образ жизни Анкета «Зависимость от вредных привычек» Количество курящих, % 32,5 27,4 5,1

Участие в олимпиадах, конкурсах Дипломы Количество призовых мест 8 31 23

Участие в научно-практических конференциях Программы работы секций конференций Количество участников 3 86 83

Социальная креативность личности Анкета «Определение социальной креативности личности» Шкала от 18 до 162 баллов 100,73 (в баллах, уровень средний) 108,74 (в баллах, уровень выше среднего) 7,95 (в баллах)

Считаем, что приведенные показатели достижений студентов обеспечиваются эффективным использованием педагогических технологий.

Таким образом, в статье обоснован выбор технологий обучения как средств педагогического обеспечения достижений студентов при актуализации потенциала личности к творческой самореализации в образовательном процессе колледжа, значит, цель исследования достигнута.

Научная новизна исследования заключается в уточнении понятия «индивидуальные достижения студентов колледжа», разработке модели индивидуальных достижений, актуализирующей потенциал личности к творческой самореализации.

Теоретическая значимость - в обосновании выбора компонентов и показателей Модели; раскрытии возможностей обеспечения достижений студентов за счет использования педагогических технологий в образовательном процессе. Практическое значение работы состоит в предложении педагогических технологий, обеспечивающих достижения студентов. Объективность и достоверность результатов основывается на анализе фактического материала из практики организации образовательного процесса в колледже: использование педагогических технологий и наличие достижений студентов подтверждается отчетными материалами, дипломами и грамотами на сайте колледжа; база-

ми данных по учебным проектам и портфолио достижений на блоге отдела проф. образования ГАОУ РХДПО «Хак ИРОиПК»; публикацией достижений в сборниках материалов конференций (2009, 2010, 2011, 2012) и др.

Библиографический список

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

3. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000.108 с.

4. Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2006.160 с.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Эйдос: интернет-журнал. 2006. 5 мая. 1Ж: http://www.eidos.ru/journai/2006/0505.htm

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие

для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2003. 272 с.

7. Образование: сокрытое сокровище // Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века / Жак Делор и др.; МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»: Изд-во ЮНЕСКО, 1997.295 с.

8. Райер Г., Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Технологии профессионального обучения, ориентированные на действие: учеб.-метод. пособие. 2-е изд. перераб. и доп. Омск: Омскбланкиз-дат, 2004.128 с.

9. Редюхин В.И. Технологии Планеты ЮНЕСКО, или летняя «самосонада»: материалы портала Интернет-педсовет. URL: pedsovet.org/forum/ index.php?act=attach&type... (дата обращения: 10.2010).

10. Фонд «Молодежный центр стратегических инициатив и проектов» // Бизнес Хакасии. 2013. № 2.22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.