УДК 378.147.88
Разенкова Надежда Ефимовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологии дошкольного образования, декан факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Кузбасской государственной педагогической академии, Smit-27@yandex.ru, Новокузнецк
Рукавицина Елена Дмитриевна
Старший преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и теоретических основ обучения факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Кузбасской государственной педагогической академии, Smit-27@yandex.ru, Новокузнецк
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Razenkova Nadezhda Efimovna
Pedagogics and Technologies of Preschool Education the faculty of under school age and correction pedagogics and phychology, Dean of the Faculty of Preschool and Remedial Pedagodics and Psychology, Assistant Professor Chair Kuzbass State Pedagogical Academy, Smit.-27@yandex.ru, Novokuznetsk
Rukavicina Elena Dmitrievna
Senior teacher Chair of special pedagogy, psychology and theoreticalfoundations of learning the faculty of under school age and correction pedagogics and phychology Kuzbass State Pedagogical Academy, Smit-27@yandex.ru, Novokuznetsk
SYSTEM-ACTIVITY APPROACH IN THE PEDAGOGICAL PRACTICES STUDENTS POLYTECHNICS
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС) основывается на компетентностном подходе в подготовке будущего педагога. Выделенные в ФГОС ведущие компетенции (ключевые, базовые и специальные) призваны обеспечить становление профессиональной компетентности как определенной целостности, интегративной личностной характеристики будущего специалиста.
На основе выделенных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего педагогического образования компетенций можно определить пять основных задач формирования базовых компетенций, лежащих в основе становления специальных компетенций будущего педагога системы дошкольного образования:
- Видеть ребенка в образовательном процессе;
- Проектировать и помогать в реализации маршрутов профессиональной деятельности своей и других педагогов;
- Организовывать взаимодействие с субъектами педагогического процесса;
- Создавать и использовать образовательную среду для решения задач развития личности детей;
- Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
С позиции реализации названных задач характеристика специальных
компетенций может быть рассмотрена как готовность выпускника использовать, владеть и пополнять имеющиеся профессинально - необходимые знания и опыт деятельности.
Будущий специалист системы дошкольного образования должен быть готов использовать систематизированные теоретические и практические знания для проектирования и реализации педагогического процесса ДОУ, в том числе знания:
- особенностей анатомо-физиологического, психического и социокультурного развития современного ребенка раннего и дошкольного возраста;
- современных способов психофизиологического, психологического и педагогического изучения ребенка раннего и дошкольного возраста в контексте обновляющихся социокультурных условий;
- ценностно-целевых, содержательных и технологических особенностей организации современного педагогического процесса в ДОУ;
- возможностей использования социокультурной среды в решении задач развития ребенка;
- способов и форм взаимодействия с субъектами образовательного процесса ДОУ;
- способов профессионального и личностного самопознания, самообразования;
готов пополнять:
- профессиональные знания путем: использования оригинальных источников, в том числе электронных, из разных областей общей и профессиональной культуры;
Будущий специалист должен владеть способами анализа и критического осмысления различных теорий, концепций, подходов к построению педагогических процесса ДОУ;
Выпускник ВУЗа должен уметь:
- проектировать и организовывать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач дошкольного образования на основе использования известных методов педагогической диагностики;
- реализовывать комплексные и парциальные образовательные программы дошкольного образования, используя различные методы, формы, технологии дошкольного образования;
- использовать разнообразные методы оценивания образовательных достижений ребенка на ступени дошкольного образования;
- использовать имеющиеся возможности среды ДОУ для обеспечения качества образования;
- оценивать собственные образовательные достижения и проблемы, определять потребности в дальнейшем образовании.
Формирование названных компетенций невозможно без полноценного включения в образовательный процесс педагогических практик, играющих важную роль в профессиональном становлении будущего педагога. Однако, до настоящего времени нет глубокого изучения сущности профессиональной практики и, к сожалению, не разработана технология организации педагогических практик. Нами сделана попытка разработать системно-де-ятельностный подход в организации педагогических практик студентов высшего педагогического учебного заведения.
С целью обеспечения системно-деятельностного подхода в подготовке будущего специалиста дошкольного образования на факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Кузбасской государственной педагогической академии разработана и внедряется модель выпускника факультета, которая структурно-содержательно представлена через определение ее основных элементов:
- стандартов общепедагогического профессионализма: рефлексивные, профессионально - деятельностные и стандарты социальной защиты;
- профессиональной культуры педагога системы дошкольного образования, включающей в себя педагогическую, психологическую, технологическую, информационную, деловую, исследовательскую культуры и общекультурный уровень развития;
- профессионально-значимых личностных качеств;
К рефлексивным стандартам нами отнесены: знание своих профессионально-значимых качеств; владение технологией педагогического творчества; владение технологией сотрудничества; знание социальных проблем государства; владение интроспекцией педагогического профессионализма; самооценкой по трехфакторной модели значимого другого (авторитет, превосходство в знаниях и опыте, успех делового партнерства, власть).
Профессионально-деятельностные стандарты мы рассматриваем как владение парадигмой педагогической науки, технологией диагностики развития личности, технологией организации когнитивной, развивающей деятельности.
Стандарты социальной и психологической защиты на наш взгляд, включают в себя: профессионально-правовую осведомленность и осведомленность о профессиональных педагогических стрессах, путях их предупреждения и преодоления.
На основании выделенных стандартов нами были определены основные критерии качества педагогической практики: Выпускник факультета в процессе педагогических практик должен:
осознать:
- самоценность детства как особого периода развития личности человека;
- цель и задачи подготовки будущего педагога дошкольного образовательного учреждения;
быть готов:
- к содействию охране прав ребенка;
- к сохранению психического и физического здоровья детей;
обладать:
- целостным представлением об образовании, педагогическом процессе, психологической службе в образовательном учреждении;
- культурой речи, мышления, общения;
владеть:
- системой знаний о ребенке как субъекте психической деятельности, источниках его активности, закономерностях психического развития и развития сознания и самосознания, основных возрастных новообразованиях и условиях, обеспечивающих личностный рост;
- системой знаний в области профессиональной деятельности (о человеке; закономерностях, принципах, формах и методах образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении; о взаимосвязи физического, психического и социального здоровья человека);
- системой медико-биологических знаний о человеке;
- способами профессиональной и личностной рефлексии, самоизмене-ния и организации творческой деятельности человека;
- методами психологического просвещения;
- умениями обработки и анализа материалов, постановки психологического диагноза;
- искусством и техникой профессиональной речи;
знать:
- различные способы, формы и методы познания и освоения окружающего мира, современные методики поиска, обработки и использования информации;
- историю и современные тенденции развития системы дошкольного образования;
- особенности девиантного поведения, отклонений в психическом развитии детей и причины нарушения психики;
- приемы и технику психологической диагностики и консультирования;
уметь:
- строить взаимоотношения с детьми и коллегами, принимать и реализовывать управленческие решения в профессиональной деятельности;
- свободно владеть письменной и устной речью;
- использовать в своей деятельности иностранный язык;
- осуществлять диагностику развития личности и межличностных отношений;
- организовывать все виды деятельности детей;
- прогнозировать процесс развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- оказывать методическую помощь педагогам;
- выявлять психологическое содержание педагогических технологий;
- проводить психолого-педагогический анализ различных образовательных систем, делать заключение о целесообразности обучения конкретного ребенка по данной программе.
Важным элементом разработки и реализации системно-деятельностного подхода в организации практик и формирования базовых и специальных компетенций мы считаем наличие четко структурированной технологии организации педагогической практики. В современной теории и практике высшего профессионального образования достаточно много внимания уделяется технологиям обучения. В то же время нами не найдено работ, касающихся технологий организации и проведения педагогических практик. Анализ существующих технологий высшего профессионального образования позволил нам рассматривать модульно-рейтинговую технологию, как наиболее приемлемую в организации педагогических практик. В течение пяти лет на факультете разработана и внедряется модульно-рейтинговая технология организации педагогических практик. Каждый модуль является целостным и законченным этапом профессиональной деятельности студен-та-ирактиканта.
Каждый модуль состоит из ряда этапов:
- целеполагания;
- деятельностного или экспериментально-деятельностного;
- этапа самостоятельной работы;
- этапа рефлексии;
- подготовки отчета по модулю.
Важными составляющими технологии являются критерии оценки деятельности студента, четко структурированной технологической карты практики, позволяющей каждому студенту самостоятельно простраивать траекторию своей деятельности и наличие психолого-педагогического практикума.
Основными принципами организации практики по данной технологии являются:
- комплексность и интегрированный характер практики;
- личностно-ориентированная направленность;
- профессиональная самоактуализация студентов в процессе педагогической практики;
- логика системного проектирования процессов;
- модульный характер организации.
В целом, реализацию системно-деятельностного подхода в организации и руководстве педагогическими практиками можно представить на рисунке.
Реализация системного подхода в организации и руководстве педагогическими практиками (на примере практики в качестве учителя-логопеда по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология»)
8
"Г1
Н
5*
сз
Си
Е
ОЧ
К
X
<й
Си
О
«
О
о
св
О
ю
ей
Си
со
ей
Си
Факультетскшї Курсовой руководитель
руководитель практики <= =о практики
Диагностика запросов к содержанию практики
ГОС стандарт
Компетентности
будущего
специалиста
Выпу с кающая кафедра
Дисциплины
ОПДТЩД
>Я
а
л
и
8
5
35
О
О
Факультетский руководитель практики
<^=^>
Курсовой руководитель практики
V
Содержание практики
V
Отдел народного образования
Групповые руководители
Администрация базовых С.ДОУ .............
Студенты
Логопеды базовых СДОУ
Окончание рисунка
>х
3
=
о
О
2
р
I модуль Подготовительный Цель: изучение содержания деятельности педагога-логопеда.
И модуль Адаптационный Цель: адаптация к специальному дошкольному учреждению
III модуль Проектаровочно - диагностический Цель: проектирование самостоятельной деятельности.
IV модуль Деятельносто -экспериментальный Цель: осуществление самостоятельной деятельности в качестве педагога - логопеда.
V модуль Обобщающее -аналитический Цель: Подвести итоги, проанализировать полученные результаты и представить их в отчетной документации.
Факультетский руководитель практики
<с
Курсовой руководитель практики
Администрация базовых СДОУ
Логопеды базовых СДОУ
Групповые руководители
И
Студенты
к
Сформігрованность у студентов профессиональных компетентностей
С
Я
н
л
>
Факультетский руководитель
Ежегодная конференция по результатам педагогической практики
Отдел народного образования Коллектив ДОУ Курсовые родители практики
Предложения по совершенствованию организации и руководства практикой
Важным средством реализации системно-деятельностного подхода и управления качеством профессионального становления студентов на педагогических практиках является технологическая карта практики. Технологическая
карта позволяет студенту осознанно проектировать весь процесс собственной деятельности на практике, осуществлять регулярную рефлексию своей профессиональной деятельности и достижений, регулировать организацию, и определять качество результатов.
В качестве примера можно привести вариант технологической карты по практике студентов в среднем профессиональном учебном заведении. Технологическая карта
По производственной практике в среднем профессиональном учебном заведении.
5 КУРС
факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии 2009/2010 учебный год
Семестр - 9
Итоговая аттестация - дифференцированный зачет
Группа: ДП-05-01
Ф.И.О. преподавателей:
курсовой руководитель
групповые руководители
Цель: формирование специальных компетенций через закрепление теоретических и практических знаний и умений в разнообразной профессиональной деятельности будущего преподавателя дошкольной педагогики и психологии. Задачи:
- Актуализировать теоретические знания в области будущей специальности.
- Развить профессиональные компетенции преподавателя педагогического колледжа.
- Включить студентов-практикантов в различные формы учебной работы в качестве преподавателя среднего профессионального учебного заведения.
- Помочь освоить функции преподавателя в качестве руководителя педагогической практикой студентов педагогического колледжа в дошкольном учреждении.
- Сформировать представления о гуманистическом подходе к личности студента педагогического колледжа как субъекта деятельности и педагогического процесса.
- Приобщить студентов к методической работе преподавателя колледжа.
- Сформировать практические умения анализа педагогических ситуаций (урока, лекции, семинарского занятия, лабораторного занятия, внеклассного мероприятия), ценностно-целевых, содержательных и технологических особенностей организации современного педагогического процесса в ДОУ;
- Умения использовать возможности социокультурной среды в решении задач развития студентов;
- Формирование способов и форм взаимодействия с субъектами образовательного процесса СПУЗ; способов профессионального и личностного самопознания, самообразования;
- Формирование личностно-социальных компетенций: социальных, коммуникативных, информационных.
174
Основные принципы организации практики:
- комплексности и интегрированного характера практики;
- личностно-ориентированной направленности;
- направленности на профессиональную самоактуализацию студентов в процессе педагогической практики;
- логики системного проектирования процессов;
- модульной организации практики.
Направления деятельности студентов - практикантов
(модули практики).
Модуль № 1 «Входной контроль»
Задачи:
- Актуализация теоретических знаний по педагогике среднего профессионального образования и частным дидактикам дошкольного образования;
- Осмысление нормативных документов, регламентирующих деятельность среднего профессионального и дошкольного образовательных учреждений;
- Изучение государственного образовательного стандарта и учебного плана по специальностям «Дошкольное образование» и «Специальное дошкольное образование».
Модуль № 2 Целеполагания и мотивации
Задачи:
- Рефлексия готовности к практике и самооценка своих ПЗЛК;
- Переосмысление сущности профессиональной деятельности и ее положительных сторон;
- Самооценка сформированности профессиональной направленности личности;
- Оценка факторов правильности выбора профессии и специальности.
Технология организация деятельности студентов - практикантов.
Этап целеполагания.
- познакомиться с образовательной программой, по которой работает преподаватель;
- изучить содержание педагогической практики студентов педагогического колледжа;
- познакомиться с содержанием преподаваемого предмета, перспективным и тематическим планированием;
- познакомиться с технологиями преподавательской деятельности педаш-га-методиста со студентами закрепленной группы;
- изучить уровня подготовленности студентов.
Деятельностно-диагностический этап.
- определить для себя студентов группы возможной поддержки, риска;
- определить для себя уровень взаимоотношений в группе;
- выделить наиболее действенные в данной группе методы обучения;
- определить темы пробных и контрольных занятий.
Оценочно-рефлексивный этап.
- оценка собственных возможностей в плане реализации образовательной программы;
- разработка первого варианта планов-конспектов занятий;
- оформление 1-й части дневника-отчета по практике.
Модуль III. Ознакомительно-проективный
Задачи:
- наблюдение и изучение работы преподавателя-методиста педагогического колледжа:
- изучение педагогического процесса в колледже в целом;
- изучение содержание и технологии организации педагогических практик в колледже;
- изучение коллектива студенческой группы, в которой проходит практику студент.
- Основной задачей модуля практики является посещение уроков преподавателя колледжа. Всего надо посетить и проанализировать не менее 20-24 часов по психологии, педагогике и частным методикам.
Организация деятельности студентов-практикантов.
Этап целеполагания:
- завершение планирования работы со студентами педагогического колледжа на весь период практики;
- разработка планов-конспектов учебных занятий.
Деятельностный этап: .
- проведение пробных занятий;
- посещение занятий, проводимых сокурсниками;
- проведение внеурочных мероприятий;
- участие в работе цикловой комиссии;
- выполнение функций помощника руководителя практикой студентов педагогического колледжа.
Оценочно-рефлексивный этап.
- проведение самоанализа проведенных учебных и внеучебных занятий;
- самооценка результатов организации педагогической практики студентов педагогического колледжа;
- участие в анализе учебных занятий сокурсников.
Модуль IV. Деятельностно-экспериментальный.
Задачи:
- работа в качестве преподавателя одной из учебных дисциплин;
- выполнение функций куратора группы или организатора коллективных творческих дел студентов колледжа;
- руководство педагогической практикой студентов группы в дошкольном образовательном учреждении;
- участие в работе цикловой комиссии по преподаваемому предмету.
Организация деятельности студентов-практикантов.
Этап целеполагания:
- подготовка планов-конспектов зачетных занятий;
- подготовка и проведение зачетных учебных занятий;
- подготовка и проведение зачетного внеурочного мероприятия;
- проведение исследовательских заданий.
176
Деятельностный этап:
- проведение, самоанализ и самооценка зачетных учебных занятий;
- проведение, самоанализ и самооценка зачетного внеурочного мероприятия или коллективного творческого дела;
- самостоятельное руководство педагогической практикой студентов педагогического колледжа в течение одного дня; самоанализ и самооценка.
Оценочно-рефлексивный этап:
- оформление планов-конспектов зачетных учебных занятий и внеурочных мероприятий;
- оформление дневника-отчета по практике;
- коллективная подготовка совместно с другими студентами (временный научно-исследовательский коллектив по изучению одного из инновационных процессов в учебном заведении) мини выступления на итоговую научно-практическую конференцию в колледже и вузе;
- участие в итоговой конференции.
Модуль V. Обобщающе-аналитический
Задачи:
- Самоанализ учебных занятий, внеурочных мероприятий, руководства педагогической практикой студентов среднего профессионального учебного заведения.
- Дополнительной изучение и анализ учебных программ и пособий по педагогике, психологии и частным методикам.
- Сравнительная характеристика современных теоретических концепций и практики работы данного учебного заведения.
- Поиск возможных путей совершенствования практики подготовки будущего педагога ДОУ.
Организация деятельности студентов-практикантов.
Этап целеполагания:
- провести самооценку деятельности;
- обсудить результаты пракгики с методистами - преподавателями среднего профессионального учебного заведения;
- соотнести собственную оценку с оценкой преподавателя по предмету, куратора группы, методиста по педагогической практике.
Деятельностно-диагностический этап:
- подготовить отчет по педагогической практике;
- принять участие в итоговой конференции в педагогическом колледже;
- обсудить результаты пракгики в группе с участием специалистов дошкольного учреждения, воспитателей;
- разработать предложения по совершенствованию образовательного процесса в ДОУ;
- выработать предложения по совершенствованию практики.
Оценочно-рефлексивный этап:
- подготовка отчетной документации по практике с учетом замечаний и предложений, высказанных преподавателями колледжа.
Модуль VI. Защита порфолио студента.
- Подготовка отчетной документации и портфолио;
- Подготовка презентации или защиты портфолио;
- Итоговая научно-практическая конференция.
Рейтинговая оценка практики:
№ разде- ла Вид деятельности студентов Максим. к-во. баллов Набра- но баллов
1 2 3 4
Модуль Подготовительный 5
I. Обязательные задания 2
Анализ нормативно-правовой базы регламентирующей деятельность средних профессиональных учебных заведений. 1
Контроль теоретических знаний по содержанию практики. 1
Участие в дискуссии по организации и содержанию практики. 1
Уровневые задания накопительной системы 2
Аналитическая докладная по теме «Обучение в педагогическом колледже: практика и проблемы». 2
Модуль Адаптационный. 10
II. Обязательные задания 5
Изучение и анализ образовательной программы по предмету и методических материалов преподавателя 1
Заполнение дневника-отчета, самоанализ практики. 1
Разработка индивидуальной циклограммы практики 2
Текущий контроль (присутствие, участие в дискуссии ) 1
Уровневые задания накопительной системы
Творческий проект «Вариативная рабочая учебная программа по предмету»с рецензией преподавателя. 3
Разработка концепции и презентации «Органищ-зация самостоятельной работы студентов группы № в период моей практики». 5
Продолжение таблицы
1 2 3 4
Модуль III. Конструктивно-исполнительский 20
Обязательные задания 12
Заполнение дневника-отчета 1
Посещение занятий преподавателей, анализ 2
Разработка и утверждение преподавателем планов - конспектов пробных уроков. 2
Выполнение функций помощника руководителя практики студентов НПК в ДОУ. 2
Разработка программы внеурочного мероприятия со студентами 2
Дисциплина и активность студента-практиканта 1
Посещение занятий сокурсников с последующим анализом 2
Уровневые задания накопительной системы 8
Выполнение социально-значимых для колледжа функций (дел). 5
Разработка и апробация разработанного студентов факультатива, спецкурса, ... 5
Подбор и обоснование технологии анализа и самоанализа учебного занятия, КТД или внеурочного мероприятия 5
Модуль IV. Деятельносто-экспериментальный 30
Обязательные задания 20
Заполнение дневника-отчета 2
Составление планов-конспектов зачетных учебных занятий 5
Проведение зачетных учебных занятий 6
Подготовка и проведение внеурочной работы со студентами 6
Текущий контроль (присутствие, участие в дискуссии на отчетном занятии, посещение и анализ учебных занятий, проводимых сокурсниками) 3
Уровневые задания накопительной системы 10
Участие в проведении общешкольных мероприятий 5
Апробация результатов исследования (ВКР,...), творческих проектов. 5
Выполнение социально-значимого для учебного заведения дело. 5
Окончание таблицы
1 2 3 4
Модуль V. Всего за практику Обобщающе-аналитический 30
Обязательные задания 13
Текущий контроль (присутствие, участие в дискуссии на отчетной конференции) 2
Круглый стол «Актуальные проблемы современной системы среднего педагогического образования «Круглый стол открытых мыслей» 3
Отчетная документация по практике 8
Уровневые задания накопительной системы 17
Представление материалов исследовательской деятельности по теме «Актуальные проблемы современной системы логопедической помощи дошкольникам» 7
Портфолио студента-практиканта 10
100
Распределение оценок по баллам:
Менее 55 баллов - не зачтено;
56-65 баллов - оценка «удовлетворительно»;
66 - 80 баллов - оценка «хорошо»;
81-100 баллов - оценка «отлично».
Педагогический практикум Портфолио.
Портфолио - это коллекция работ за определенный период времени (обычно за семестр или учебный год), которая рассматривается либо с точки зрения прогресса обучающегося, либо с точки зрения соответствия учебной программе и стандартам обучения.
В портфолио входит:
Обязательные компоненты:
- Дневник - студента-практиканта;
- Циклогарамма практики;
- План-конспект зачетного учебного занятия;
- План-конспект внеурочного мероприятия;
- Эссе «Моя педагогическая практика».
Уровневые компоненты портфолио
- (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы);
- Вопросы, возникающие у студента в процессе практики;
- Анкеты и описание диагностических процедур с их обоснованием;
- Материалы презентации форм и методов организации самостоятельной работы студентов ПК;
- Отчеты об исследованиях, проведенных во время практики;
- Лист наблюдений (за какими-либо процессами);
- Самооценка;
- Письмо преподавателю связанное с процессом организации и прохождения практики и с содержанием портфолио;
- Постановка и обоснование целей изменений в своем будущем обучении;
- Схематическое изображение выступлений, дебатов, видео- и аудиофрагментов, использованных на практике;
- Схемы индивидуальных и групповых проектов;
- Описание лабораторных экспериментов;
- Образцы изобразительного творчества;
- Результаты качества практики и оценки ее со стороны администрации ПК;
- Подготовленные публикации (статьи, тезисы).