Научная статья на тему 'Развитие познавательной деятельности студентов социально-педагогического университета в процессе изучения технологий воспитания'

Развитие познавательной деятельности студентов социально-педагогического университета в процессе изучения технологий воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ТЕХНОЛОГИИ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / EDUCATION QUALITY / COGNITIVE ACTIVITY / STUDENTS / TECHNOLOGIES / EDUCATION / SAMARA STATE UNIVERSITY OF SOCIAL SCIENCES AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисина Дарья Сергеевна, Тихомирова Евгения Ивановна

В статье рассматривается процесс развития познавательной деятельности студентов, изучающих технологии воспитания в социально-педагогическом университете. Представлены описание и анализ практики изучения студентами технологий воспитания в социально-педагогическом университете на примере освоения курса «Теория и технологии воспитания». Названы основные направления изучения и перечислены индивидуально-групповые задания по освоению студентами данного курса. Приведены результаты оперативной диагностики качества познавательной деятельности студентов социально-гуманитарного университета в процессе выполнения индивидуально-групповых заданий. Установлены уровни, обоснованы тенденции развития познавательной деятельности студентов в процессе изучения технологий воспитания в социально-педагогическом университете. Определены перспективы развития познавательной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисина Дарья Сергеевна, Тихомирова Евгения Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SSUSSE students’ cognitive activity development in studying technologies of education

The article discusses the process of cognitive activity development as it is presented in the way the students of Samara State University of Social Sciences and Education study the technologies of education. It displays the description and the analysis of their practical work on the technologies of education as examplified in the course «Theory and Technologies of Education». The paper highlights the methodology and gives the list of individual and group tasks for the students to complete the course. It shares the results of the runtime diagnostics that is to demonstrate the quality of SSUSSE studentscognitive activity within the process of performing individual and group tasks. The authors justify the stages and the perspectives of studentscognitive activity in the process of mastering the technologies of education.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной деятельности студентов социально-педагогического университета в процессе изучения технологий воспитания»

Психолого-педагогические ресурсы образовательной среды вуза

УДК 159.9.072.59

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ

SSUSSE STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY DEVELOPMENT IN STUDYING TECHNOLOGIES OF EDUCATION

© 2017

Д.С. Анисина, Е.И. Тихомирова Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

D.S. Anisina, Ye.I. Tihomirova Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

В статье рассматривается процесс развития познавательной деятельности студентов, изучающих технологии воспитания в социально-педагогическом университете. Представлены описание и анализ практики изучения студентами технологий воспитания в социально-педагогическом университете на примере освоения курса «Теория и технологии воспитания». Названы основные направления изучения и перечислены индивидуально-групповые задания по освоению студентами данного курса. Приведены результаты оперативной диагностики качества познавательной деятельности студентов социально-гуманитарного университета в процессе выполнения индивидуально-групповых заданий. Установлены уровни, обоснованы тенденции развития познавательной деятельности студентов в процессе изучения технологий воспитания в социально-педагогическом университете. Определены перспективы развития познавательной деятельности студентов.

The article discusses the process of cognitive activity development as it is presented in the way the students of Samara State University of Social Sciences and Education study the technologies of education. It displays the description and the analysis of their practical work on the technologies of education as examplified in the course «Theory and Technologies of Education». The paper highlights the methodology and gives the list of individual and group tasks for the students to complete the course. It shares the results of the runtime diagnostics that is to demonstrate the quality of SSUSSE students' cognitive activity within the process of performing individual and group tasks. The authors justify the stages and the perspectives of students' cognitive activity in the process of mastering the technologies of education.

Ключевые слова: качество образования; познавательная деятельность; студенты; технологии; воспитание; социально-педагогический университет.

Keywords: education quality; cognitive activity; students; technologies; education; Samara State University of Social Sciences and Education.

В современном вузе проблема развития познавательной деятельности студентов является актуальной в связи с тем, что это развитие определяет в значительной степени качество выполнения будущей профессиональной деятельности. В социально-педагогическом университете студенты готовятся к профессиональному выполнению социально-педагогической деятельности. Характерной особенностью этой деятельности является ориентация на личностное развитие как обучающихся, так и обучающих. Именно поэтому в пе-

риод обучения в вузе студентам важно качественно осваивать познавательную деятельность [1; 2; 3].

ФГОС ВО важной целью вуза определяет гуманизацию образования - воспитание как процесс формирования ценностей, утверждение общечеловеческих и нравственных ценностей [4].

Основываясь на определении понятия «качество» как совокупности характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным или предполагаемым требованиям, мы

рассматриваем качество познавательной деятельности студентов в процессе изучения технологий воспитания в социально-педагогическом университете как результат, проявляющийся в познавательной потребности студентов («хочу узнать»); реализующийся в информационно-когнитивной, организационно-креативной и практической способности студентов осваивать и использовать изучаемые технологии воспитания в своей социально-педагогической деятельности («могу делать») [5; 6].

В научной литературе изучаются технологии воспитания (Т.К. Ахаян [7], В.П. Беспалько [8], Г.К. Селевко [9], Тихомирова [6], Н.Е. Щуркова [10] и др.). Разнообразные технологии воспитания предлагаются педагогами-практиками, методистами, учеными-исследователями [2; 11; 121.

Анализируя практику изучения студентами технологий воспитания в социально-педагогическом университете на примере освоения курса «Теория и технологии воспитания» (преподаватель доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией субъектной самореализации и инновационных технологий ЛаСС СГСПУ Е.И. Тихомирова), мы осуществляем рефлексию процесса развития качества познавательной деятельности студентов: от познания - накопления информации, к познанию - рефлексии информационно-когнитивных достижений. В частности, студенты проводят самоанализ основных направлений изучения технологий воспитания; пространства своей субъектной самореализации; систематизируют освоенные технологии воспитания. Основными направлениями изучения студентами технологий воспитания в социально-педагогическом университете являются информационно-когнитивное («узнаем, что такое технологии воспитания, расширяем свои знания и представления»); организационно-креативное («участвуем в организуемых на занятиях по педагогике креативно-коммуникативных практикумах, осваиваем репродуктивные практики применения технологий воспитания»); действенно-практическое («самостоятельно моделируем и организуем практикумы, используя освоенные технологии воспитания, приобретаем собственный опыт»).

Указанные направления делают результативным процесс развития качества познавательной деятельности студентов в процессе изучения технологий воспитания. Это доказывают результаты проведенного нами опроса студентов СГСПУ направления подготовки «Педагогическое образование». В частности, опрошенные студенты второго курса направления подготовки «Педагогическое образование» на 37% чаще самостоятельно обращаются к использованию технологий воспитания, изученных в вузе, чем студенты первого курса. При этом 51% студентов-второкурсников способны приводить примеры технологий воспитания, обращаясь к школьному опыту.

Качество познавательной деятельности студентов в процессе изучения технологий воспитания в социально-педагогическом университете имеет следующие тенденции развития: интенсификация освоения студентами рефлексии самодостижений в применении технологий воспитания; расширение практик самостоятельного применения студентами технологий воспитания в реальных условиях образовательных организаций; творческая адаптация технологий воспитания в проблемных ситуациях.

На основе анализа научной литературы мы установили, что качество познавательной деятельности студентов в процессе изучения технологий воспитания определяется актуализированными потребностями, развитыми способностями, освоенными практиками и накопленным студентами собственным опытом изучения и применения технологий воспитания [13; 14; 15]. Как показывает практика, развитие качества познавательной деятельности студентов в изучении технологий воспитания - это многоуровневый процесс. Первый уровень - ретроспективный (осуществляется опора на имеющиеся у студентов знания и опыт применения технологий воспитания или примеры такого применения); второй уровень - ситуативный (разрабатываются и используются технологии воспитания в предсказуемых, запланированных ситуациях); третий уровень - перспективный (моделируется применение студентами технологий воспитания в перспективном воспитательном процессе). Перспективные технологии

Д.С. Анисина, Е.И. Тихомирова

воспитания основаны на целях, стратегиях, общей концепции процесса воспитания (Е.И. Тихомирова).

Развитие качества познавательной деятельности студентов осуществляется с использованием разнообразных индивидуально-групповых заданий по освоению технологий воспитания, в частности, комплексной самореализации: подготовить авторский фильм «Технология воспитания в развитии обучающихся школьников. Традиции и инновации»; создать презентацию «Проблемы педагогики в области развития современных технологий воспитания подростков»; составить опросник «Какие технологии воспитания позволяют наиболее успешно воспитывать детей?»; подготовить викторину «Знаете ли вы технологии воспитания современных школьников?»; провести дискуссию на тему «Школа человечности - учимся быть людьми»; организовать дебаты «Проблемы воспитания обучающихся в современной общеобразовательной организации» и т.д.

Качество познавательной деятельности студентов в процессе изучения технологий воспитания повышается при выполнении разнообразных заданий в форме деловых игр, тестов, дискуссий, дебатов, практикумов, презентаций, мини-лекций, рефератов, докладов, вебинаров. Оперативная диагностика качества познавательной деятельности студентов в процессе выполнения заданий проводилась с использованием опроса, тестирования, включенного наблюдения, рефлексии достижений студентов [4; 9; 16; 17]. В частности, на вопрос о том, что можно узнать и чему научиться в социально-гуманитарном университете на семинаре по теории и технологии воспитания, студенты дали такие ответы: узнать информацию о технологиях воспитания; анализировать и оценивать технологии воспитания; осваивать технологии воспитания; определять проблемы применения технологий воспитания в современных общеобразовательных организациях; проводить самодиагностику достижений в освоении технологий воспитания.

В процессе опроса студенты констатировали, что изучая технологии воспитания, можно научиться организовывать свою деятельность; расширить свои профессиональные возможности; научиться саморазвитию (повышать собственное образование и воспитание); что приобретенный опыт можно использовать в будущем, когда появятся семья и дети; а также, несомненно, в своей будущей педагогической профессии. Данные опроса показали, что изучая технологии воспитания, студенты стремятся применять их на практике.

По итогам проведенного нами опроса получены предложения студентов о развитии качества познавательной деятельности студентов в процессе изучения технологий воспитания в социально-педагогическом университете: усилить практическую составляющую этого процесса; активизировать самостоятельную деятельность студентов в содружестве с образовательными организациями; сделать акцент на творческое отношение студентов к применению изучаемых технологий воспитания; использовать исторический опыт, накопленный в нашей стране, по применению технологий воспитания. Аналогичные мнения мы получаем и от педагогов-практиков, которые, получив высшее педагогическое образование, активно включаются в процесс воспитания обучающихся [5; 18].

Таким образом, можно констатировать, что развитие качества познавательной деятельности студентов в процессе изучения технологий воспитания в социально-педагогическом университете определяется возможностью и способностью студентов уже в вузе самостоятельно включаться в активное познание, осознанное действие, взаимодействие и разнообразную деятельность по освоению технологий воспитания. Этому процессу важно уделять особое внимание, для того чтобы научить студентов быть реально активными, знающими, творческими в изучении и применении технологий воспитания при подготовке к педагогической профессии.

•к к к

1. Бордовская Н.В., Костромина С.Н., Розум С.И., Москвичева Н.Л., Даринская Л.А., Искра Н.Н. Исследовательский потенциал студента: кол. моногр. / под ред. Н.В. Бордовской. М. : Русайнс, 2015. 264 с.

2. Величковский Б.М. Когнитивные науки: Основы психологии познания: В 2 т. Т. II. М. : Смысл ; Академия, 2006. 448 с.

3. Горчакова Е.Б. Роль научно-исследовательской деятельности в развитии личностных и профессиональных качеств студентов: Институт научной информации - фундаментальная библиотека ДВН. URL: http://mifb.dvfu.ru/mdex.php?fold=menu/pub/konf/kchk2004/a10 (дата обращения 18.03.2017).

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата). URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения 14.04.2017).

5. Тихомирова Е.И. Научная школа исследователей социально-гуманитарных технологий личностного развития в образовательных учреждениях // Социально-гуманитарные технологии личностного развития: опыт, инновации, перспективы : матер. III Междунар. науч.-практ. конф. (27-28 ноября 2014 г.) /сост. и научн. ред. Е.И. Тихомирова. Самара : АСГАРД, 2015. С. 50-53.

6. Тихомирова Е.И. Исследование технологий субъектной самореализации личности // Ярославский педагогический вестник. №2. Т. II Психолого-педагогические науки. Ярославль : ЯГПУ, 2015. С. 91-96.

7. Ахаян Т.К. Исследование аксиологических проблем воспитания учащихся. СПб. : Питер, 1996.125 с.

8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. 192 с.

9. Селевко Г.К. Научи себя учиться М. : НИИ Школьных технологий, 2006. 124 с.

10. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М. : Пед. общество России, 2002. 224 с.

11. Гуманизация образовательного пространства : матер. междунар. науч. конф. 2016. URL: http://akmepsy.sgu.ru. (дата обращения 17.03.2017).

12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 544 с.

13. Даринская Л.А. Формирование исследовательской компетенции студентов в проектном обучении // Ананьевские чтения-2012: Психология образования в современном мире : матер. науч. конф. 16-18 октября 2012 / Под ред. Н.В. Бордовской. СПБ. : СПбГУ, 2012. С. 470472.

14. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М. : Колос, 2000. 191 с.

15. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М. : АСВ, 2004. 224 с.

16. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. №5. Т.24. С. 45-57.

17. Константиновский Д.Л., Абрамова М.А., Вознесенская Е.Д., Гончарова Г.С., Костюк

B.Г., Попова Е.С., Чередниченко Г.А. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования : кол. моногр. М. : ЦСП и М, 2015. 232 с.

18. Тихомирова Е.И. Проблемы совершенствования практики воспитания обучающихся в современных образовательных организациях // Теория и практика воспитания: педагогика и психология : матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского (Москва, 7-8 июня 2016 г.). М. : МПСУ, 2016. С. 601-604.

19. Бермус А.Г. Современная научно-педагогическая культура // Педагогика. 2007. №4.

C.21-28.

20. Тихомирова Е.И., Исакова Н.Ю., Тихомирова С.С. Практика компетентностного развития педагогов и специалистов дополнительного образования детей в экспериментальной профильной корпоративной школе профессионального мастерства «АКМЕ» // Теория и практика дополнительного образования : Думский Вестник. №2(6), СПб. : ГБОУ ДОД Дворец учащейся молодежи, 2015. С. 81-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.