Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Психология»'

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Психология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1490
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Психология»»

педагогическая копилка

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ»

М. Н. Кузнецова, преподаватель ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж»

Изменение социально-экономических условий в российском обществе, переход к рынку привели к тому, что значительно повысились требования к уровню и качеству подготовки специалиста в образовательных учреждениях СПО. Современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, деловитость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, то есть быть конкурентоспособным на рынке труда.

В системе среднего профессионального образования стоит задача не просто научить студентов тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни. Требования ФГОС диктуют необходимость обеспечения самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.

Самостоятельная работа должна стать основой организации образовательного процесса, поскольку данная форма обучения наиболее полно обеспечивает реализацию субъектной позиции обучающегося, так как требует от него высокой самоорганизации и самостоятельности.

К различным аспектам организации самостоятельной работы студентов обращались Ю. Ба-банский, А. Вербицкий, Л. Деркач, В. Казаков, О. Киричук, Б. Коротяев, А. Кучерявый, С. Матушкин, А. Мороз, Н. Никандров, П. Пидкаси-стый, Н. Половникова, В. Сластенин, Т. Шамова и др. Пути совершенствования подготовки студентов к самостоятельной учебной деятельности анализировали М. Антонюк, В. Буряк, Н. Ва-жеевская, Л. Деркач, И. Мостовая, Л. Онучак, М. Солдатенко и другие.

Несмотря на значительное внимание ученых и практиков к проблеме организации самостоятельной работы обучающихся, важные вопросы, требующие осмысления и решения, все еще остаются. Как указывают Ю. Мирошниченко и О. Троян, это нераскрытые связи и отношения между целью организации самостоятельной работы студентов и способами ее реализации; це-

- 80

лостное теоретическое осмысление и обоснование организации самостоятельной работы студентов; вопросы мотивации студентов в контексте повышения эффективности собственной самостоятельной учебной деятельности; овладение студентами рациональными приемами учебной работы; формирование у них умений и навыков самостоятельной учебной работы [1].

Как показывает практика, общеобразовательная школа на сегодняшний день реально не готовит обучающихся к самостоятельной работе, о чем свидетельствуют исследования Н. Сагиной и А. Чижа. В частности, определено что 45,7 % обучающихся не умеют правильно организовать свою самостоятельную работу, 72,5 %% — не умеют распределять свое время, а 83 %% — не знают, как это распределение осуществить [1]. Таким образом, формирование у студентов умений и навыков самообразовательной деятельности является естественным и целесообразным.

Роль преподавателя в организации самостоятельной учебной деятельности студентов обсуждается многими учеными, среди которых Г. Габай, Л. Журавская, И. Мороз, Н. Никандров и другие. Указывается, что именно преподаватель разрабатывает систему заданий, инструктирует студентов перед их выполнением, наблюдает за ходом самостоятельной работы, консультирует и оказывает помощь студентам в преодолении трудностей и исправлении ошибок, подводит итоги, анализирует и оценивает результаты.

Самостоятельная работа — это планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания ОПОП СПО, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.

Цель самостоятельная работы — формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, развитие у них способности к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.

Задачи, реализуемые в ходе проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентов, в образовательной среде колледжа:

• систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- педагогическая копилка -

• овладение практическими навыками работы с нормативной и справочной литературой;

• развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

• формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

• овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

• развитие исследовательских умений.

В зависимости от места и времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля самостоятельная работа студентов по предметам педагогического цикла подразделяется на следующие виды:

1. Самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ).

2. Самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов.

3. Внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Содержание самостоятельной работы описано в рабочей программе учебной дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний по данному курсу, а на старших курсах — также и на усвоение межпредметных связей. Время на ее выполнение не должно превы-

шать нормы, отведенной учебным планом на самостоятельную работу по учебной дисциплине.

Организация самостоятельной работы может включать в себя следующие составляющие:

1) технологию отбора целей самостоятельной работы, которая определяется целями и задачами учебной дисциплины и конкретизируется по курсам;

2) технологию отбора содержания самостоятельной работы, основаниями которого являются ФГОС, источники самообразования (специальная научная литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности);

3) технологию конструирования заданий, которые должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание учебной дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов;

4) технологию организации контроля, которая включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля.

Основные формы организации самостоятельной работы обучающихся в педагогических учебных заведениях определяются следующими параметрами: содержанием учебной дисциплины, уровнем образования и степенью подготовленности студентов, необходимостью упорядочения нагрузки студентов при самостоятельной работе. Выделяют основные виды организации, руководства и контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся (табл.).

Таблица

Вид самостоятельной работы

Проработка конспектов лекций

Составление опорных конспектов (конспектирование учебников, учебных пособий)

Реферирование дополнительной литературы

Поиск информации по теме

Систематизация примененных знаний и наглядное их представление

Способы руководства со стороны преподавателей

Составление электронных конспектов лекций

Составление списка рекомендуемой литературы. Разработка методических указаний

Разработка тем рефератов, подбор литературных источников

Составление списка литературы

Консультация

Формы контроля

Устный опрос, диктант, письменные работы

Семинар

Защита реферата

Доклад, письменное оформление, использование для решения поставленной проблемы

Доклад, схемы, таблицы, графики, мультимедийные презентации

Способы руководства и формы контроля самостоятельной работы [2]

педагогическая копилка -

Окончание таблицы

Выполнение индивидуальных домашних заданий Разработка вариантов заданий, консультация Проверка

Моделирование разных видов профессиональной деятельности Консультация Проверка

Подготовка к практическим занятиям (промежуточному, текущему и итоговому контролю) Разработка контрольных заданий, тестов, ситуационных задач Устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач

Выполнение творческих работ Разработка рекомендаций Оформление выставки

Организация самостоятельных работ по психологии является сложной задачей, т. к. психология — одна из основных дисциплин, в рамках освоения которой студенты должны знать: особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; основы психологии личности; закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; возрастную периодизацию; возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании; особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; групповую динамику; понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиант-ного поведения; основы психологии творчества. Обучающийся должен уметь применять знания по психологии при решении педагогических задач, выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников.

Организация самостоятельной работы по психологии начинается поэтапно: от более легких заданий (составление схем, заполнение таблиц, аннотирование, конспектирование и т. д.) к более сложным (составление и разработка рекомендаций, составление и заполнение таблиц, проведение психологического исследования и т. д.).

Согласно ФГОС СПО и программе учебной дисциплины «психология», у студентов в процессе организации и выполнения самостоятельной работы формирование общих и профессиональных компетенций возможно через разнообразные виды заданий. Например, ОК 2 «Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество» целесообразно формировать через задания: составление плана, схемы, подбор методов и методик исследования, подбор и разработка критериев оценки и эффективности и т. д. ПК 5.5. «Участвовать в исследо-

вательской и проектной деятельности в области дошкольного образования» формируется через следующие задания: проведение наблюдений за детьми, подбор методик и интерпретация результатов, составление рекомендаций, составление индивидуальных и групповых проектов и т. д.

Грамотная организация самостоятельной работы позволяет учитывать зоны актуального и ближайшего развития обучающегося, его индивидуальные особенности и темп деятельности.

Для успешной организации внеаудиторной самостоятельной работы целесообразно знакомить студентов в начале семестра с графиком и требованиями, критериями оценки. Для этого мной разработаны методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы, где приведены способы работы с литературой, составления конспекта и опорных схем, написания рефератов и т. д. Важно также познакомить студентов с критериями оценки выполнения заданий. Рекомендации могут предоставляться студентам в печатном и электронном вариантах, чтобы у них была возможность обратиться к ним при определении алгоритма выполнения самостоятельной работы.

Таким образом, организация и управление самостоятельной работой студентов по психологии должны быть направлены на осознание ими потребностей постоянно самообразовываться, самосовершенствоваться и личностно развиваться, чтобы быть востребованным специалистом.

1. Щербакова Е. В. Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам // Актуальные вопросы современной психологии: мат-лы междунар. науч. конф. (г Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 139-140.

2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения / Л. Н. Вавилова, М. А. Гуляева. - Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2012. — 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.