DOI: 10.12731/2218-7405-2013-10-38 УДК 378.14
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА - СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
Зволейко Е.В.
Согласно ФГОС ВПО, в учебном процессе должны активно использоваться различные формы самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. Поскольку не менее половины общей трудоемкости дисциплины приходится на самостоятельную работу, она приобретает особое значение для усвоения программы дисциплины. Иная система нормирования образовательного процесса, связанная с изменением объема внеаудиторной самостоятельной работы, приводит к реструктуризации учебных программ, меняет характер учебной работы, поэтому учебный процесс должен быть организован по-новому. В настоящее время технологии организации самостоятельной работы с позиций компетентностного подхода находятся в процессе разработки, поэтому важное значение приобретает представление конкретных методических систем, апробированных на практике.
В статье описана технология организации самостоятельной работы бакалавров - специальных психологов, определены виды самостоятельной работы, наиболее значимые для подготовки психолога.
Ключевые слова: бакалавр - специальный психолог; технология организации самостоятельной работы бакалавра; аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа.
TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF THE BACHELOR - SPECIAL PSYCHOLOGIST
Zvoleyko E.V.
According to the Federal state educational standards in the training process should actively used various forms of self-curricular and extra-curricular work. As at least half of the overall complexity of the discipline necessary for independent work, she takes a special significance for the curriculum discipline. A different system of regulation of the educational process, connected with change of volume of the extracurricular independent work, leads to a restructuring of the curricula, changes the nature of academic work, so the educational process should be organized in a new way. At present the technologies of organization of independent work with the position of a competence approach in the process of development, therefore the importance of the presentation of specific learning systems tested in practice. The article describes the technology of organization of independent work of students have special psychologists, defines the types of independent work, the most significant for the preparation of a psychologist.
Keywords: bachelor - psychologist; technology of the organization of independent work of the bachelor; classroom and out-of-class independent work.
Введение. Согласно ФГОС ВПО, в учебном процессе должны активно использоваться различные формы самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы [2, с.18]. Поскольку не менее половины общей трудоемкости дисциплины приходится на самостоятельную работу, она приобретает особое значение для усвоения программы дисциплины. Иная система нормирования образовательного процесса, связанная с изменением объема внеаудиторной самостоятельной работы, приводит к реструктуризации учебных программ, меняет характер учебной работы, поэтому учебный процесс
должен быть организован по-новому. В настоящее время технологии организации самостоятельной работы с позиций компетентностного подхода находятся в процессе разработки, поэтому важное значение приобретает представление методических систем, апробированных на практике.
Все виды самостоятельных работ, выполняемых бакалавром, мы условно относим к трем направлениям: собственно самостоятельную работу студента, научно-исследовательскую работу, прохождение практик в образовательных учреждениях. Деление обусловлено спецификой данных видов работ.
Цель данной статьи - представить технологию организации самостоятельной работы бакалавров - специальных психологов.
Материалы и методы исследования. Исследование проведено на основе анализа требований ФГОС ВПО (2010) к содержанию профессиональной компетентности бакалавров, функционального анализа профессиональной деятельности специального психолога, анализа реального процесса профессиональной подготовки бакалавров.
Результаты исследования и их обсуждение. Самостоятельная работа студентов (СРС) - это планируемая, организационно и методически направляемая деятельность студентов, осуществляемая без прямого участия преподавателя, для достижения конкретного образовательного результата. СРС представляет собой учебное задание, направленное на выполнение поставленной дидактической цели, реализуемое в форме соответствующей деятельности. СР - такой способ обучения, который в каждой ситуации усвоения соответствует конкретной цели, формирует необходимый объем знаний, умений для решения определенного класса задач, вырабатывает умение ориентироваться в потоке информации, является средством управления познавательной деятельностью обучающихся. СР является обязательным элементом учебного процесса, поэтому включена в учебный план, содержится во всех программах, однако может осуществляться инициативно, в целях реализации собственных учебных и научных интересов.
Самостоятельная работа регламентируется документами, принятыми на федеральном уровне и положениями, разработанными вузом самостоятельно [1]. Согласно требованиям, не менее 60% учебного материала выносится на самостоятельное изучение, а внеаудиторная самостоятельная работа составляет не менее 10% от общего количества часов. Самостоятельная учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность обучающихся должна стать основной, ведущей формой организации учебного процесса, инвариантной ко всем остальным формам, методам и технологиям обучения.
Самостоятельная работа является полноценной подсистемой системы обучения, поэтому в ней также выделяют цели, содержание и процесс обучения (включает три компонента: организацию объяснения, отработки и контроля). Эффективной СР может быть только при организации всех компонентов системы обучения в условиях самоподготовки, к которым мы относим: средства обучения (учебные пособия), организацию объяснения выполнения работы (в аудитории или в виде плана, помещенного в учебном пособии) и адекватный им набор контролирующих материалов. Организация СР является одной из форм деятельности обучения, в задачу которой входит создание условий для осуществления деятельности учения при отсутствии прямого управления ею. СР при правильной ее организации позволяет решать широкий спектр задач обучения, является резервом повышения его эффективности в условиях возрастающего информационного потока.
Преподаватель может избрать одну из двух стратегий организации СР. При первом варианте уяснение ориентировочной основы, понимание и усвоение отдельных действий достигаются в аудитории, а дальнейшая отработка и овладение действиями выносятся на самоподготовку; в этом случае управление СР будет заключаться в организации объяснения отработки (что и как необходимо сделать) и самостоятельного контроля. При втором варианте часть знаний и действий выносятся целиком на самостоятельную работу; в этом случае необходимо проведение контрольных мероприятий, связанных с
оценкой качества проведенной работы. Успешность СР определяется подготовленностью студентов к ее выполнению и эффективностью управления самостоятельной работой, которое включает четыре направления:
- систематизация, структурирование материала, освоенного вне аудитории;
- разработка средств обучения (пособий, методических рекомендаций), адекватных задачам самоподготовки, выполняющих роль путеводителя;
- разъяснение в аудитории того, что осталось не понятым, ответы на вопросы;
- проведение контроля качества проделанной самостоятельной работы.
Условием эффективности организации СР является индивидуальный подход к учащимся, при котором используются не только одинаковые для всех, но и индивидуальные формы, позволяющие учитывать их способности и интересы. Чтобы обучение сделать доступным для всех, можно варьировать уровень сложности работ, степень помощи, формы контроля.
Развитие навыков СР осуществляется поэтапно: на первом курсе преподаватель побуждает студентов к самообразованию, затем они сами должны занять активную позицию - так управление СРС постепенно переходит в самоуправляемую деятельность. Действенность технологии организации СРС обеспечивается реализацией ее компонентов: субъектного, диагностического, мотивационно-целевого, организационно-информационного, содержательно-операционального, контрольно-регулировочного, рефлексивно-оценочного.
1.Субъектный компонент представлен сообществом студентов и преподавателей. Исследователи студенчества отмечают наличие широкого спектра способностей и темпов освоения материала, индивидуальных особенностей, которые могут настолько различаться, что невозможно организовать в рамках единого учебного процесса благоприятные условия для каждого без ущерба для других. Преподаватель должен овладеть технологией организации, управления и оценки СР с учетом личности обучающегося.
2.Диагностический компонент включает: изучение преподавателем объема содержания дисциплины для его дифференциации (что может быть
усвоено в аудитории, а что - вне); определение комплекса учебных умений для выполнения СРС (общеучебных и специфичных для конкретной дисциплины); диагностику уровней сформированности этих умений и готовности к СРС в аспектах: теоретическом (уровень имеющихся знаний), практическом (умения самостоятельной работы), личностном (установки, интерес к предмету).
3.Мотивационно-целевой компонент. Все формы обучения, виды занятий в условиях «контактного» взаимодействия преподавателя и группы, должны использоваться для эффективного мотивационного воздействия на обучающихся с целью стимулирования их последующей активности в учении. Студентам предоставляется возможность самоопределяться в выборе тем, форм СР, самореализоваться в творческих видах работ. Преподаватель формирует атмосферу состязательности, достижения успеха благодаря собственным способностям, стимулирует проявления активности.
4.Организационно-информационный компонент включает
- проектирование СР: определение бюджета времени и ее видов по модулям, конкретизацию задач СР, сроков выполнения заданий по темам;
- разработку учебных заданий и их методического обеспечения;
- создание информационной основы СР: информирование о видах, формах, сроках контроля, об учебно-методическом обеспечении дисциплины;
- определение форм и процедуры представления результатов, системы контроля, составление графика консультаций.
Для СРС создаются необходимые материально- и информационно-технические условия, к которым относятся: библиотечный фонд с читальными залами, методические кабинеты, компьютерные классы (работа в Интернете и внутривузовской сети), учебно-методические комплексы по читаемым дисциплинам. Методическое обеспечение СР включает документацию, регламентирующую деятельность студентов: Положение о СР, рекомендации по СРС по всем изучаемым дисциплинам и практикам. Все учебные программы дисциплин (практик) разрабатываются с учетом СРС,
поэтому включают контрольные вопросы и задания, список рекомендуемых учебных и научных изданий и электронных ресурсов, проверочные тесты, примеры оформления письменных работ. Внеаудиторная работа должна сопровождаться учебно-методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемым на нее. Учебные пособия, разрабатываемые кафедрой, должны включать методические рекомендации по организации СР.
5.Содержательно-операциональный. СР должна способствовать достижению запланированных результатов обучения по конкретной дисциплине. В ходе обучения должны сочетаться все типы СР, представляющие собой ее различные уровни. На репродуктивном действия воспроизводятся по заданному образцу, а учебная информация не выходит, как правило, за пределы уровня памяти, хотя уже здесь начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности. На реконструктивном приобретается способность к переносу знаний для решения задач, выходящих за пределы типовых, на творческом - к составлению новых программ принятия решений. Виды СР должны быть разнообразными по содержанию и форме (устные - письменные - с использованием ТСО), по цели (обучать - развивать - контролировать), усложняться от курса к курсу, быть направленными на формирование умений по всем направлениям деятельности психолога.
6.Контрольно-регулировочный. Возрастание времени, затрачиваемого на внеаудиторную работу, требует разработки механизмов управления ею, осуществления контроля за ней; в противном случае ее потенциал не будет использован, уменьшится количество времени на освоение программы дисциплины, будет теряться качество. Контроль за ходом, содержанием и результатами СРС осуществляется в ходе текущей аттестации, а по отдельным видам работ (курсовые, практики, ВКР) - в соответствии с графиками консультаций. Контроль СР должен быть систематическим, гласным, обоснованным, а формы - разнообразными для поддержания положительной мотивации, активизации работы студентов. Регулирование деятельности
студентов поначалу является способом формирования навыков выполнения видов СР, запланированных преподавателем, а в дальнейшем она может осуществляться студентами инициативно.
7.Рефлексивно-оценочный компонент придает процедуре завершенность, позволяет развивать у студента рефлексивную позицию и формировать потребность в совершенствовании деятельности.
Формирование компетенций требует применения разнообразных видов самостоятельной работы, при их отборе необходимо ориентироваться на модель деятельности бакалавра, а также учитывать специфику дисциплины. В результате проведенного анализа, а также опираясь на собственный опыт, нами определены виды самостоятельной работы, наиболее значимые для подготовки психолога, которые могут применяться в аудитории и вне ее (табл. 1):
Таблица 1.
Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа
Виды аудиторных работ Виды внеаудиторных работ
1.Сбор и систематизация источников информации
- составление понятийно-терминологических словариков (с указанием источника информации) - работа со справочниками, словарями - подбор литературы по теме, составление списка, каталога - работа с электронными образовательными ресурсами
2.Переработка текста и создание вторичного текста
- составление структурно-логических схем («Структура дефекта при разных видах нарушений развития» и пр.) - составление и (или) заполнение таблиц (дифференциация содержания материала, обобщение данных, характеристика явления) - нахождение ответов в источниках, выписывание их - проработка материала лекции, составление ее плана, «дополнение» текста лекции - конспектирование (первоисточников, журнальных статей) - реферативное изложение - подготовка сообщений и докладов (по заданной тематике или инициативно) - подготовка текстов (бесед, рекомендаций для родителей, педагогов)
3.Анализ литературы
- изучение нормативно-правовых источников в области специального образования, соцзащиты лиц с ОВЗ (законов, постановлений, приказов, программ, концепций, инструктивных методических писем, рекомендаций) - изучение авторских программ коррекционно-развивающей работы с детьми - подготовка к коллоквиуму, собеседованию по нормативно-правовой базе - обобщение, анализ полученных данных, имеющихся материалов (по разным направлениям деятельности) - подбор и систематизация программ психологической коррекции
4.Проектирование
- решение ситуационных профессиональных задач - анализ отдельного случая - моделирование ситуаций - подготовка к решению практикоориентированных задач - составление ситуационных задач
5.Выполнение лабораторных работ
- составление конспектов занятий с детьми - составление диагностических альбомов - презентации диагностических методик (диагностика семьи, психических процессов, эмоционально-личностной сферы) - анализ продуктов детской деятельности (тетрадей, рисунков, поделок) - изучение реальных психолого-педагогических характеристик, психологических заключений на ребенка - самодиагностика (работа с опросниками, ранжирование, определение ПВК) - изготовление дидактического материала, подбор игр и упражнений для детей - подбор диагностических методик по их разным видам (создание банка методик), изготовление стимульного материала - составление описаний по результатам анализа - обработка и анализ полученных в результате исследования данных - обработка и анализ данных самодиагностики
б.Выполнение коллективных видов самостоятельной работы
- участие в ролевых играх - работа в команде (упражнения по развитию профессионально важных качеств) - подготовка к ролевой игре
7.Выполнение письменных, аналитических работ
- тестирование, программированный контроль знаний (задания закрытой формы, - написание отчетов - подготовка ответов на вопросы,
на установление соответствия, правильной последовательности, на дополнение) - выполнение контрольных работ - составление описания, характеристики углубленное изучение отдельных вопросов - определение содержания понятий, сравнение определений; составление перечней
8.Выполнение творческих заданий
- демонстрация электронных презентаций - адаптация стимульного материала к методикам диагностики детей с разными видами нарушений в развитии - подготовка электронных презентаций - составление тематических кроссвордов - написание сочинений (по заданной теме, самохарактеристик)
9.Подготовка ко всем видам контрольных испытаний
- получение консультаций по отдельным вопросам, темам, разделам дисциплины - подготовка к процедуре рубежного контроля, промежуточной аттестации, ИГА
Заключение. Технология организации самостоятельной работы может использоваться в практике подготовки бакалавров - специальных психологов.
Работа выполнена в рамках государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3626.2011.
Список литературы
1.Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений / Письмо МО РФ от 27.11.2002 № 14-55-996 ин/15
2.ФГОС ВПО по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование (степень - бакалавр специального (дефектологического) образования). URL: http://window.edu.ru/resource
References
1.Ob aktivizacii samostojatel'noj raboty studentov vysshih uchebnyh zavedenij / Pis'mo MO RF ot 27.11.2002 № 14-55-996 in/15
2. FGOS VPO po napravleniju podgotovki Special'noe (defektologicheskoe) obrazovanie (stepen' - bakalavr special'nogo (defektologicheskogo) obrazovanija). URL: http://window.edu.ru/resource
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Зволейко Елена Владимировна, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики, кандидат педагогических наук, доцент Забайкальский государственный университет ул. Бабушкина, 129, г. Чита, 672007, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Zvoleyko Elena Vladimirovna, associate professor Department of special psychology and correctional pedagogy, associate professor
Zabaikalsky State University
129, Babushkina st., Сhita, 672007, Russia
e-mail: [email protected]
Рецензент:
Клименко Т.К., профессор, доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет