УДК З78. 14 ББК Ч 486. 6З
Г. И. Голобокова
г. Чита, Россия
Самостоятельная работа студентов в бакалавриате по направлению подготовки Педагогическое образование
Произведён анализ требований к подготовке бакалавра в государственных стандартах второго и третьего поколений. Рассмотрена структура основных образовательных программ. Выделена самостоятельная работа студентов в объёме всего учебного времени, обозначены её роль и место, обосновано значение самостоятельной работы студентов в подготовке бакалавров по направлению Педагогическое образование.
Ключевые слова: Государственный стандарт, подготовка бакалавров, рабочая программа, требования, самостоятельная работа студентов.
G. I. Golobokova
Chita, Russia
Undergraduate Students’ Independent Work in the Field of Pedagogical Education
The paper analyzes the requirements for training bachelors according to the national standards of the second and third generations, discusses the structure of the main educational programs, highlights students’ independent work in the amount of total training time, its role and place, the importance of students’ independent work in training bachelors in the field of pedagogical education.
Keywords: state standard, training of bachelors, curriculum, requirements, students’ independent work.
Модернизация системы профессионального образования объективно требует приведения его в соответствие с реальными запросами ведущих отраслей промышленности, культуры, образования и т. д. Концепция модернизации высшего образования предусматривает его структурирование, оптимизацию сети его учреждений, обеспечение многоуровневости высшего образования.
В Государственном стандарте высшего профессионального образования закреплены три уровня высшего образования. Первый уровень называется неполным высшим образованием, которое получает студент, проучившийся в вузе не менее двух лет. Для этого уровня образования не создаётся отдельных образовательных программ. Второй уровень высшего профессионального образования завершается присвоением квалификации «бакалавр». Соответствующая ему образовательная программа предполагает нормативный срок обучения не менее четырёх лет. Третий уровень В. П. О. соответствует образовательным программам двух типов, обеспечивающим подготовку специалистов с квалификацией «магистр» или традиционно указываемой
72
квалификацией, обобщенным наименованием для которых является термин «специалист» [6].
Бакалавриат - недавно появившийся в российских вузах вариант образования. Сегодня его принято считать основой высшего образования, его базовым уровнем. «Бакалавр - в большинстве стран первая ученая степень, приобретаемая студентом после освоения программы высшего образования» [5, с. 22]. Бакалавриат позволяет человеку овладеть системой научных знаний, получить фундаментальную естественно-научную подготовку и основы профессиональных знаний. Выпускник может продолжить обучение по образовательным программам третьего уровня.
Требования Государственного стандарта, предъявляемые к образованности бакалавра, дают целостное представление об итогах высшего образования.
Рассмотрим действующий сейчас государственный стандарт (ГОС), утверждённый 31 января 2005 г. за №726 пед/бак по направлению «540500 - Технологическое образование». степень (квалификация) - бакалавр технологического образования.
© Г. И. Голобокова, 2011
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 540500 Технологическое образование при очной форме обучения составляет 4 года. ГОС представляет квалификационную характеристику выпускника в следующих требованиях:
- выпускник должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний и образовании;
- использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных;
- владеть современными методами исследований, которые применяются в области технологического образования;
- конструировать, реализовывать и анализировать результаты процесса обучения технологических дисциплин в различных типах учебных заведений, диагностировать уровень обучаемости учащихся, затруднений, возникающих в процессе обучения.
Выпускники по направлению 540500 Технологическое образование подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем квалификации: научно-исследовательской; организационно-технологической; преподаватель-
ской; коррекционно-развивающей; культурнопросветительской [1].
Далее ГОС приводит характеристику знаний и умений применительно к следующим циклам дисциплин: ГСЭ (цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин), ЕН (Общие математические и естественнонаучные дисциплины), ОПД (Общепрофессиональные дисциплины направления), ДПП (Дисциплины профильной подготовки), ФТД (Факультативы). ГОС предусматривает учебную, производственную, педагогические практики, а также итоговую государственную аттестацию. Общая трудоёмкость данной образовательной программы оставляет 7344 часа или 225 кредитов.
В учебном плане направления 540500 Технологическое образование выделены часы аудиторной нагрузки студента и часы, отведённые на самостоятельную работу по освоению дисци-
плин. Количество аудиторных часов составляет 3560, самостоятельная работа студентов - соответственно 3784 часа. Таким образом в ГОС второго поколения сохраняется соотношение аудиторной и самостоятельной работы как 1:1. В стандарте отсутствуют требования к наполнению самостоятельной работы студентов, не рассмотрены и не предлагаются виды и формы её организации. В учебных программах, составленных по требованию ГОС, самостоятельная работа студентов не выделена.
30 декабря 2009 г. вышло постановление Правительства РФ № 1136, которое имеет важнейшее значение для ускорения перехода педагогического образования на систему уров-невой подготовки. Возникла необходимость в разработке Государственного образовательного стандарта 3 поколения и комплекта учебнометодической документации, обеспечивающей подготовку бакалавров педагогического направления. Приказом Министерства образования и науки РФ №788 от 22 декабря 2009 г. был принят Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»).
Нормативный срок, общая трудоёмкость освоения основных образовательных программ (ООП) (в зачётных единицах) и соответствующая квалификация приведены в табл. 1 [2, с. 2].
Характеристика профессиональной деятельности бакалавров в ФГОС 3 поколения представлена следующими требованиями:
- область профессиональной деятельности бакалавров: образование, социальная сфера, культура;
- объекты профессиональной деятельности бакалавров: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы;
- конкретные виды профессиональной деятельности бакалавра определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками вуза и объединениями работодателей.
Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в области педагогической деятельности:
Таблица 1
Сроки, трудоёмкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП Квалификация (степень) Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск Трудоёмкость (в зачётных единицах)
Код в соответствии с принятой классификацией ООП Наименование
ООП бакалавриата 62 бакалавр 4 года 240
- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры [2].
Требования к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) бакалавриата ФГОС 3 поколения выстраивает на основе компетентностного подхода, представляя перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник. В перечень компетенций входят общекультурные компетенции (ОК), общепрофессиональные компетенции (ОПК), в области педагогической деятельности профессиональные компетенции (ПК).
Структура ООП бакалавриата предусматривает коды учебных циклов (Б.1, Б.2, Б.3, Б.4, Б.5, Б.6), сами учебные циклы, а также разделы и проектируемые результаты их освоения, трудоёмкость в зачётных единицах, перечень дисциплин для разработки примерных программ, коды формируемых компетенций. ООП бакалавриата предлагает изучение следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики; итоговая государственная аттеста-
ция. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная часть даёт возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углублённые знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре. В стандарте указано, что вариативная часть учебного цикла должна составлять 40-50 % общей трудоёмкости цикла. Общая трудоемкость ООП составляет 240 зачётных единиц.
Требования к условиям реализации ООП бакалавриата глубоко и всесторонне рассматривают качественные характеристики образовательного процесса вуза в областях взаимодействия преподавателей и студентов, организации аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, обеспечения учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам ООП.
Так в п.7.3 стандарта указано, что «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся». Таким образом в стандарте образования ФГОС выделены формы организации учебного процесса. Отдельным пунктом в стандарте отмечено, что ООП должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам. «Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение» [2, п.7.17].
Эти и другие требования ФГОС нашли отражение в новой структуре учебных программ дисциплин базовой и вариативной части учебных циклов. Новая структура программ предусматривает отбор видов работ, которые должен выполнить студент в течение семестра, и ориентиром здесь выступают «образовательные результаты, понимаемые как ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций... » (с. 38).
Учебная программа, составленная согласно требованиям ФГОС, представляет собой новую, отличную от ранее принятой программы, структурированную по новым критериям схему. За основу принят макет, предложенный учеными А. А. Виландеберк, Н. Л. Шубиной в своём исследовании «Новые технологии оценки результатов обучения» (табл. 2) [3, с. 38-39].
По структуре рабочая программа дисциплины включает наименование курса, количе-
ство кредитов, междисциплинарное поле знаний на базе смежных дисциплин, понятийнотерминологический аппарат.
Ожидаемые результаты обучения оцениваются через параметры знания и понимания, умения, готовности к расширению знаний и формированию новых умений. При проектировании ожидаемых результатов предусмотрены различные уровни оценки ожидаемых результатов: пороговый, стандартный, эталонный.
Впервые в учебной программе дисциплины выделены и разделены внеаудиторная и самостоятельная работа студентов.
«Внеаудиторная работа направлена на формирование профессионально-ориентированных умений и навыков. Выделение внеаудиторной работы как самостоятельной формы обучения обусловлено тем, что смещаются акценты в обучении: от расширения диапазона знаний к формированию практико-ориентированных умений» [3, с. 42].
Таблица 2
макет РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование дисциплины
Количество кредитов
Междисциплинарное поле знаний
Смежные дисциплины Понятийный аппарат
Ожидаемые результаты
Знает и понимает
пороговый стандартный эталонный
Умеет
пороговый стандартный эталонный
Готов
пороговый стандартный эталонный
Тематическое содержание
Блоки Форма работы: Вид работы:
теоретической направленности
практической направленности
Источники поиска информации
Организация внеаудиторной работы
Наименование темы, раздела Форма работы
Организация самостоятельной работы
Роль самостоятельной работы в ходе освоения образовательной программы стремительно возрастает. Самостоятельная работа студентов (СРС) традиционно определяется как планируемая работа, выполняемая по заданию и методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Современные учёные [4; 7] выделяют пять уровней самостоятельной работы. Первый уровень - дословное воспроизведение информации; второй уровень -самостоятельные работы по образцу; третий уровень - реконструктивно-самостоятельные работы; четвертый уровень - эвристические самостоятельные работы; пятый уровень - творческие (исследовательские) работы.
Требования ФГОС к организации СРС определяют её цели, содержание и сроки проведения, а также соотносятся с общей логикой формирования компетенций, установленной в ООП, в учебных и рабочих программах дисциплин. Ряд требований стандарта относятся к содержанию и форме заданий для самостоятельной работы.
Задания должны учитывать разнообразие форм и методов самостоятельной работы для придания ей дифференцированного и вариативного характера и более полного учёта индивидуальных возможностей, потребностей и интересов студентов. Необходимость формирования компетенций в ходе СРС диктует создание и применение «аутентичных учебных материалов, придавая им характер квазипрофессиональ-ной или учебно-профессиональной деятельности. Необходимо также расширить самостоятельную работу, проводимую в формате учебнопрофессиональной деятельности студентов с участием представителей работодателей» [7, с.190].
В рабочую учебную программу целесообразно включить все предлагаемые преподавателем виды самостоятельной работы.
По мнению А. А. Виландеберк и Н. Л. Шубиной, «Наиболее продуктивными являются следующие задания самостоятельной работы:
Составление картотеки (терминологическая, библиографическая, понятийно-терминологическая, иллюстративная, фактографическая и др.);
Выполнение творческого задания (подготовка ролевой игры, фрагмента урока, фрагмента занятия и др.);
Подготовка доклада, сообщения;
Подготовка проекта;
Информационно-аналитическая работа (реферирование и аннотирование, составление библиографии по теме, поисковая работа с различными источниками информации и др.); и др.
Критерии оценки самостоятельной работы отражаются в технологической карте дисциплины» [3, с. 43-44].
Новой формой СРС должно стать проектирование студентами собственного образовательного маршрута. В п. 7.11 ФГОС говорится, что вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ [2].
Выстраивание системы СРС должно осуществляться по принципу возрастания её значения, объёма, сложности и творческого характера. Для перехода к новой системе организации самостоятельной работы в вузе должны быть созданы необходимые условия:
- выделение в структуре учебных программ внеаудиторной и самостоятельной работы;
- установление новых взаимоотношений между преподавателем и студентов в процессе самостоятельной работы;
- освоение преподавателями новых функций как основы нового характера взаимодействия со студентами при переходе на обучение по индивидуальным образовательным марщрутам;
- обеспечение регулярно обновляемой учебно-методической документации по всем учебным курсам ООП.
При детальном рассмотрении самостоятельная учебная деятельность будущих бакалавров способствует формированию профессиональной компетентности, обеспечивает развитие навыков самоорганизации и самоконтроля, развивает методические основы самостоятельного решения профессиональных задач.
Список литературы
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540500 Технологическое образование. Степень (квалификация) - бакалавр технологического образования. № гос.регистрации 726 пед\бак от 31 янв. 2005. М., 2005.18 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. №788. М., 2009. 25 с.
3. Виландеберк А. А., Шубина Н. Л. Новые технологии оценки результатов обучения (уровневое образование): метод. пособие для преподавателей. СПб.: Изд-во Р1ПУ им. А. И. Герцена, 2008. 92 с.
4. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: учебно-метод. комплекс. Ч.1 / под ред. проф., чл.-кор. РАО А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 123 с.
5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
6. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 368 с.
7. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н. В. Бор-довской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.
Рукопись поступила в редакцию 20. 05.2011 г.