Научная статья на тему 'Динамика объема самостоятельной работы студентов в ООП во ФГОС 3+: проблемы и перспективы (на примере факультета иностранных языков)'

Динамика объема самостоятельной работы студентов в ООП во ФГОС 3+: проблемы и перспективы (на примере факультета иностранных языков) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / АУДИТОРНАЯ РАБОТА / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИНАМИКА ОБЪЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ПЕРЕГРУЖЕННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА / НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЙ ВИД РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / INDEPENDENT WORK / CLASSROOM WORK / OUT-OF-CLASS WORK / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / FSES / HIGHER EDUCATION / DYNAMICS OF THE VOLUME OF OUT-OF-CLASS WORK / ACADEMIC PLAN / FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES / OVERWORK / MOTIVATION / ACADEMIC WORKLOAD / UNREGULATED TYPE OF TASK / COURSEWORK / PROFESSIONAL STANDARD FOR TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Набок Юлия Валериевна

В статье путем анализа актуального учебного плана и перечня учебно-методических комплексов дисциплин показана динамика объема самостоятельной работы студентов факультета иностранных языков в основных образовательных программах высшего профессионального образования ФГОС 3+. В статье рассматриваются проблемы, связанные со значительным повышением объема внеаудиторной самостоятельной работы студентов, а именно: несоответствие между нормативно задаваемой и фактической внеаудиторной работой студентов, перегруженность преподавателей и студентов, отсутствие мотивации к выполнению и организации самостоятельной работы, проблема отбора заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, организация процедуры контроля внеаудиторной самостоятельной работы, проблема выделения часов на самостоятельную работу для видов заданий, которые не регламентированы федеральным государственным образовательным стандартом. Автор предлагает вариант расчета времени самостоятельной работы для вида работы, не регламентированного ФГОС (курсовой проект и курсовая работа), а также предлагает модель распределения времени самостоятельной работы с учетом выделения времени на данный вид работы. В качестве решения проблемы перегрузки студентов в процессе выполнения самостоятельной работы автор предлагает использование интегрированных заданий и встраивание внеаудиторной самостоятельной работы в досуговую деятельность студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of the volume of students’out-of-class work in basic educational program of higher education FSES 3+: challenges and opportunities (on the example of the Faculty of Foreign Languages)

This article, by analyzing the actual academic plan and the list of educational-and-methodological complexes of disciplines, shows the dynamics of the volume of students’out-of-class work in basic educational program of higher education FSES 3+ (as exemplified at the Faculty of Foreign Languages). The article examines the problems caused by a significant increase in the volume of students’out-of-class independent work: imbalance between standards and actual students’out-of-class work, teacher and students overwork, lack of motivation to organize and to engage in out-of-class work, problem of selection of tasks for out-of-class independent work, evaluation of students’out-of-class independent work, problem of the allocation of study time for tasks which are not regulated by FSES. The author proposes a method of estimating time for tasks which are not regulated by FSES (course project and coursework) and gives a model of time allocation for students’out-of-class work, taking into account unregulated type of task. As a solution to the students overwork problem, the article suggests to use integrated tasks and to incorporate students’out-of-class work in their leisure time activities.

Текст научной работы на тему «Динамика объема самостоятельной работы студентов в ООП во ФГОС 3+: проблемы и перспективы (на примере факультета иностранных языков)»

Преподавание иностранного языка в средней и высшей школе

Teaching Foreign Languages in Secondary School and University

УДК 378.14

ДИНАМИКА ОБЪЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ООП ВПО ФГОС 3+: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ)

DYNAMICS OF THE VOLUME OF STUDENTS'OUT-OF-CLASS WORK IN BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION FSES 3+:

CHALLENGES AND OPPORTUNITIES (ON THE EXAMPLE OF THE FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES)

© 2018

Ю.В. Набок Y.V. Nabok

В статье путем анализа актуального учебного плана и перечня учебно-методических комплексов дисциплин показана динамика объема самостоятельной работы студентов факультета иностранных языков в основных образовательных программах высшего профессионального образования ФГОС 3+. В статье рассматриваются проблемы, связанные со значительным повышением объема внеаудиторной самостоятельной работы студентов, а именно: несоответствие между нормативно задаваемой и фактической внеаудиторной работой студентов, перегруженность преподавателей и студентов, отсутствие мотивации к выполнению и организации самостоятельной работы, проблема отбора заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, организация процедуры контроля внеаудиторной самостоятельной работы, проблема выделения часов на самостоятельную работу для видов заданий, которые не регламентированы федеральным государственным образовательным стандартом. Автор предлагает вариант расчета времени самостоятельной работы для вида работы, не регламентированного ФГОС (курсовой проект и курсовая работа), а также предлагает модель распределения времени самостоятельной работы с учетом выделения времени на данный вид работы. В качестве решения проблемы перегрузки студентов в процессе выполнения самостоятельной работы автор предлагает использование интегрированных заданий и встраивание внеаудиторной самостоятельной работы в досуговую деятельность студентов.

Ключевые слова: самостоятельная работа; аудиторная работа; внеаудиторная работа; федеральный государственный образовательный стандарт; высшее профессиональное образование; динамика объема самостоятельной работы; учебный план; факультет иностранных языков; перегруженность; мотивация; учебная нагрузка; нерегламентированный вид работы; курсовая работа; профессиональный стандарт педагога.

This article, by analyzing the actual academic plan and the list of educational-and-methodological complexes of disciplines, shows the dynamics of the volume of students'out-of-class work in basic educational program of higher professional education FSES 3+ (as exemplified at the Faculty of Foreign Languages). The article examines the problems caused by a significant increase in the volume of students'out-of-class independent work: imbalance between standards and actual students'out-of-class work, teacher and students overwork, lack of motivation to organize and to engage in out-of-class work, problem of selection of tasks for out-of-class independent work, evaluation of students'out-of-class independent work, problem of the allocation of study time for tasks which are not regulated by FSES. The author proposes a method of estimating time for tasks which are not regulated by FSES (course project and coursework) and gives a model of time allocation for students'out-of-class work, taking into account unregulated type of task. As a solution to the students overwork problem, the article suggests to use integrated tasks and to incorporate students'out-of-class work in their leisure time activities.

Keywords: independent work; classroom work; out-of-class work; federal state educational standard; FSES; higher professional education; dynamics of the volume of out-of-class work; academic plan; the Faculty of Foreign Languages; overwork; motivation; academic workload; unregulated type of task; coursework; professional standard for teachers.

Современный образовательный стандарт высшего профессионального образования предъявляет особые требования ко всем видам учебной деятельности студентов, к образовательным результатам и соотношению видов учебной нагрузки.

Как справедливо отмечает Т.Л. Павлова, переход на двухуровневую систему подготовки повлек за собой корректировку соотношения учебной нагрузки в сторону увеличения количества часов на самостоятельную работу студентов, которое может составлять до 50 % от общей трудоемкости дисциплины [1, с. 132-133]. В свете нового ФГОС, в связи с возрастанием роли внеаудиторной самостоятельной работы студентов, возникает необходимость пересмотреть подход к организации данного вида учебной деятельности.

Методисты рассматривают самостоятельную работу как «особый вид учебной деятельности, в ходе которой студенты достаточно самостоятельно (при необходимости при частичном руководстве преподавателя) выполняют разного рода задания (на занятии или дома), прилагая необходимые для этого умственные усилия и проявляя навыки самоконтроля» [2, с. 340-341]. Внеаудиторная самостоятельная работа заключается в самостоятельном выполнении студентами учебных заданий во внеурочное время, она предполагает опосредованное руководство преподавателя и разную степень автономности.

Какова же динамика объема самостоятельной работы студентов? Насколько повысился объем самостоятельной работы?

В рамках статьи, говоря о динамике объема самостоятельной работы, мы считаем целесообразным рассмотреть трудоемкость самостоятельной работы по отношению не к общей трудоемкости дисциплины (включающей время на зачеты и экзамены), а по отношению к трудоемкости текущей учебной работы, включающей в себя аудиторную работу (лекции, практические, семинарские занятия) и внеаудиторную самостоятельную работу.

Согласно перечню учебно-методических комплексов дисциплин на кафедре роман-

ской филологии факультета иностранных языков СГСПУ по ООП ВПО по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (профили «Иностранный язык» (французский) и «Иностранный язык» (английский)) (5 лет) ФГОС 3+ [3], на самостоятельную работу студентов-бакалавров отводится определенное количество академических часов (табл. 1).

В таблице приведены данные по учебным планам 2013-2017 годов по дисциплинам, читаемым преподавателями кафедры романской филологии; указано количество академических часов на самостоятельную работу по каждой дисциплине за весь курс обучения, указано, сколько % составляет самостоятельная работа от общего количества учебных часов по данному предмету.

Как видно из таблицы, за период с 2013 по 2017 гг. у большинства дисциплин процент времени, выделяемого на самостоятельную работу студентов, увеличился: с 50% (2013 г.) до 60% (2017 г.) - 4 дисциплины; с 52% (2013 г.) до 60% (2017 г.) - 2 дисциплины; с 53% (2013 г.) до 60% (2017 г.) - 2 дисциплины; с 50% (2013 г.) до 61% (2017 г.) -12 дисциплин; с 54% (2013 г.) до 61% (2017 г.) - 1 дисциплина; с 56% (2013 г.) до 60% (2017 г.) - 2 дисциплины; с 56% (2013 г.) до 61% (2017 г.) - 5 дисциплин; с 57% (2013 г.) до 61% (2017 г.) - 2 дисциплины. У небольшого количества дисциплин процент времени, выделяемого на самостоятельную работу студентов, остался без изменений: 60%-61 % - 8 дисциплин.

Отметим, что процентное повышение объема самостоятельной работы не всегда означает увеличение количества часов. В некоторых случаях мы наблюдаем снижение количества часов при повышении процентного объема самостоятельной работы, что позволяет нам сделать вывод об уменьшении общей трудоемкости данных дисциплин.

Данные вышеприведенной таблицы позволяют утверждать, что взятый с начала 1990 гг. курс на увеличение времени самостоятельной работы студентов [4,7] продолжается по сей день.

Таблица 1

Соотношение трудоемкости внеаудиторной СРС и трудоемкости текущей учебной работы

№ п/п Дисциплина УП-2013 УП-2014 УП-2015 УП-2016 УП-2017

Кол-во час. % от учеб. час Кол-во час. % от уч. час. Кол-во час. % от уч. час. Кол-во час. % от уч. час. Кол-во час. % от уч. час.

1 Иностранный язык 126 50 120 48 134 53 134 53 152 60

2 Теоретические основы обучения ИЯ 54 50 36 50 40 56 44 61 44 61

3 Технология формирования иноязычных НиУ 54 50 54 50 66 61 66 61 66 61

4 Организация образовательного процесса по ИЯ в ОУ 54 50 54 50 66 61 66 61 44 61

5 Методика развития профессиональной речи учителя ИЯ/ Профессиональная речь учителя ИЯ 54 50 44 61 44 61 44 61 108 60

6 Организация внеклассной и внешкольной работы по ИЯ/ Организация внеурочной работы по ИЯ 62 57 66 61 66 61 66 61 44 61

7 Методика раннего обучения ИЯ 36 50 44 61 44 61 44 61 44 61

8 ИКТ в обучении ИЯ 36 50 36 50 44 61 44 61 44 61

9 Практическая фонетика 152 53 174 54 192 67 192 67 152 60

10 Практическая грамматика 284 53 326 53 348 60 366 64 302 60

11 Практика устной и письменной речи 356 52 392 54 458 61 454 60 454 60

12 Практикум по культуре речевого общения 300 52 390 60 390 60 390 60 434 60

13 Практический курс 2 ИЯ 646 56 564 56 628 60 628 60 714 60

14 Лексикология 36 50 36 50 44 61 44 61 44 61

15 Теоретическая фонетика 44 61 36 50 44 61 44 61 44 61

16 Стилистика 36 50 36 50 44 61 44 61 44 61

17 Теоретическая грамматика 54 50 66 61 88 61 88 61 86 60

18 Теория 2 ИЯ 66 61 44 61 44 61 44 61 44 61

19 Основы теории межкультурной коммуникации 40 56 40 56 42 58 44 61 44 61

20 История языка 60 56 40 56 42 58 44 61 44 61

21 Лингвострановедение и страноведение 1 ИЯ 36 50 36 50 36 50 44 61 44 61

22 Латинский язык 36 50 36 50 36 50 36 50 44 61

23 Литература стран 1 ИЯ 80 56 84 58 36 50 44 61 44 61

24 Интенсивное чтение 72 50 72 50 108 75 86 60 86 60

25 Интерпретация текстов разных жанров 44 61 44 61 44 61 44 61 44 61

26 Сравнительная типология 44 61 44 61 44 61 44 61 66 61

27 Язык делового общения 66 61 44 61 66 61 66 61 - -

28 История и культура стран француз. языка 54 50 44 61 44 61 44 61 44 61

29 Лингвострановедение и страноведение 2 ИЯ 36 50 44 61 44 61 44 61 44 61

30 Теория и практика перевода 44 61 44 61 44 61 44 61 44 61

31 Культура письменной речи 122 56 132 61 130 60 130 60 86 60

32 Литература стран 2 ИЯ 62 57 44 61 44 61 44 61 44 61

33 Культура письменной речи 2 ИЯ 78 54 66 61 44 61 44 61 44 61

34 Практикум по профессионально-педагогической коммуникации на 2 ИЯ 44 61 44 61 44 61 44 61 86 60

35 Методология и методы лингводидактиче-ского исследования 44 61 44 61 44 61 44 61 44 61

36 Практикум по аудированию 40 56 40 56 42 58 44 61 66 61

37 Коммуникативная грамматика 36 50 36 50 44 61 44 61 66 61

38 ФТД: Практический курс итальянского языка 40 56 - - - - - - 44 61

Согласно УП-2017 года [5], в рамках каждой дисциплины, в течение одного семестра на самостоятельную работу отводится следующее количество академических часов: «Латинский язык» - 44 часа в семестр, «Иностранный язык. Практическая фонетика» - 66-86 часов в семестр, «Практическая грамматика» - 44-86 часов в семестр, «Коммуникативная грамматика» -66 часов в семестр, «Практика устной и письменной речи» - 86-152 часа в семестр, «Практикум по культуре речевого общения» - 66-152 часа в семестр, «Культура письменной речи» - 42-44 часа в семестр, «Практический курс 2 ИЯ» - 66-108 часов в семестр, - Дисциплины модуля «Методика обучения ИЯ» - 42-66 часов в семестр, -Дисциплины модуля «Теория языка» - 4266 часа в семестр, «Лингвострановедение. Зарубежная литература. Интерпретация текстов» - 44 часа в семестр, «Методология и методы лингводидактического исследования» - 44 часа в семестр.

Как мы видим, количество часов самостоятельной работы значительно. Возникает вопрос: готовы ли студенты и преподаватели к такому объему самостоятельной работы?

Готовность преподавателя, по нашему мнению, предполагает: 1) наличие мотивации к качественной организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов; 2) наличие четкого плана внеаудиторной самостоятельной работы студентов; 3) четкое представление о возможных формах контроля самостоятельной работы; 4) разработку адекватных критериев оценивания самостоятельной работы; 5) наличие достаточного количества рабочего времени для контроля самостоятельной работы.

Готовность студента, по нашему мнению, предполагает: 1) наличие мотивации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы; 2) умение планировать свою деятельность во временном аспекте (навыки тайм-менеджмента); 3) умение планировать свою деятельность в содержательном аспекте; 4) довольно высокий уровень сознательности; 5) навыки поисковой работы;

6) наличие достаточного количества свободного личного времени для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

Далеко не все преподаватели высшей школы реально мотивированы к качественной организации внеаудиторной работы студентов. Данное отсутствие мотивации проявляется, на наш взгляд, в несколько формальном подходе к планированию структуры и содержания самостоятельной работы, когда из года в год, преподаватель «плывет по течению», выбирая один и те же формы и виды самостоятельной работы, одни и те же формы контроля, одно и то же содержание самостоятельной работы, не пытаясь критически переосмыслить его; когда в деятельности преподавателя по планированию внеаудиторной самостоятельной работы студентов отсутствует творческая составляющая. Часто в этом случае самостоятельная работа превращается для преподавателя просто в инструмент контроля результатов внеаудиторной работы студентов («сделал или не сделал», «сделал хорошо или плохо»), но при этом отходят на второй план обучающий, образовательный и развивающий потенциалы внеаудиторной самостоятельной работы.

Однако деятельность преподавателя в рамках внеаудиторной самостоятельной работы не сводится только к контролю результата этой работы. Исследователи подчеркивают, что данный вид работы требует особого управления со стороны преподавателя (курсив наш - Ю.Н.) [1, с. 133].

Нам представляется, что разработка стратегии и тактики самостоятельной работы студентов может вызвать ряд вопросов и затруднений у преподавателей высшей школы, поскольку, как отмечает М.В. Лука-нина, «долгие годы внеаудиторные часы в высшем образовании использовались номинально, часто для подготовки курсовых и других письменных работ, докладов» [6]. Однако сейчас ситуация изменилась и новые образовательные стандарты ВПО предполагают составление графика самостоятельной работы по каждой дисциплине с указанием тем, содержания самостоятель-

ной работы, бюджета времени, формы отчета и срока контроля, что вынуждает преподавателя более вдумчиво и тщательно подойти к планированию СРС.

В связи с этим возникают вопросы: «Какие же виды работы включать во внеаудиторную самостоятельную работу?»; «Как эффективно распределить время между ними?»; «Как проконтролировать и оценить результат внеаудиторной самостоятельной работы?».

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов факультета иностранных языков, в рамках отдельной дисциплины или модуля, как правило, включает в себя следующие виды работы: выполнение устных и письменных домашних заданий, подготовка докладов, написание конспектов и рефератов, чтение зарубежной художественной литературы, практические задания по методике преподавания ИЯ (разработка блока упражнений или фрагмента урока, составление технологической карты

Виды внеаудиторной самостоятельной

урока), написание курсовых работ и проектов. Данные виды работы могут быть регулярными, нерегулярными, обязательными и необязательными.

Например, выполнение домашних заданий - это регулярная и обязательная работа. А подготовка доклада или написание реферата являются нерегулярными видами работы, которые могут быть как обязательными (в рамках обязательной СРС), так и необязательными (в рамках необязательной СРС). Написание конспектов может быть как регулярным и обязательным видом работы (например, в дисциплинах модуля «Теория языка» в рамках обязательной СРС), так и нерегулярным и необязательным (в рамках необязательной СРС). Чтение литературы может быть регулярным и обязательным видом работы в рамках занятий по домашнему чтению и зарубежной литературе, и нерегулярным и необязательным в рамках необязательной СРС по другим дисциплинам (табл. 2).

Таблица 2 работы студентов факультета ИЯ

Вид внеаудиторной СРС Регулярная работа Нерегулярная работа Обязательная работа Необязательная работа

Выполнение домашних заданий + +

Подготовка докладов + +/- +/-

Написание рефератов + +/- +/-

Написание конспектов +/- +/- +/- +/-

Чтение зарубежной художественной литературы +/- +/- +/- +/-

Практические задания по методике ИЯ +/- +/- +/- +/-

Курсовые работы + +

Возникают вопросы: «Всегда ли при составлении графика самостоятельной работы по дисциплине мы учитываем в бюджете времени выполнение текущих домашних заданий?»; «Какой именно процент времени от СРС по дисциплине мы

отводим на выполнение текущей домашней работы?».

ФГОС никак не регламентирует курсовую работу [7], и непонятно, какое количество часов отводится на написание курсовой работы в рамках СРС?

Так, в рамках УП-2017 ООП ВПО по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (профили «Иностранный язык» (английский) и «Иностранный язык» (французский)) (5 лет) ФГОС 3+) [5] студенты 3 курса в 5 семестре готовят курсовой проекта по дисциплине «Технологии формирования иноязычных навыков и умений», а в 6 семестре - курсовой проект по дисциплине «Организация образовательного процесса по ИЯ в образовательном учреждении». Неясно, сколько именно часов из бюджета времени на СРС по каждой дисциплине выделять на подготовку курсового проекта.

Студенты 4 курса пишут курсовую работу по методике обучения ИЯ (7 семестр) и курсовую по теории языка (8 семестр). В этом случае возникает сразу 2 вопроса: «Сколько именно часов выделять курсовую работу из бюджета времени на СРС?»; «По какой именно дисциплине выделять эти часы?».

К модулю «Методика обучения ИЯ» в 7 семестре относится всего одна дисциплина: «Методика раннего обучения ИЯ». Значит ли это, что время на написание курсовой работы по методике ИЯ надо выделять из бюджета времени на СРС по данной дисциплине, который составляет всего 44 академических часа? Нам это кажется сомнительным, поскольку при выборе тем для курсовых работ по методике студенты не ограничиваются вопросами обучения ИЯ дошкольников и младших школьников. На наш взгляд, было бы логичнее запланировать определенное количество часов на написание курсовой работы в бюджете времени на СРС по всем дисциплинам модуля «Методика обучения ИЯ», на базе которых пишется курсовая работа по методике. Но, к сожалению, в рамках данного УП нам это не представляется возможным, поскольку ряд дисциплин по методике относится к третьему курсу и никакой объем СРС на эти дисциплины в рамках 4 курса уже не предусмотрен (дисциплины: «Технология формирования иноязычных НиУ», «Организация образовательного процесса по ИЯ в ОУ», «ИКТ в обучении ИЯ»).

К модулю «Теория языка» в 8 семестре относится всего одна дисциплина: «Теоретическая грамматика». Значит ли это, что время на написание курсовой работы по теории языка надо выделять из бюджета времени на СРС по теоретической грамматике, который составляет всего 44 академических часа? Однако при написании курсовой работы по теории языка студенты не ограничиваются тематикой теоретической грамматики, а также исследуют актуальные вопросы лексикологии, стилистики, теоретической фонетики и языкознания в целом. Поэтому было бы более логично запланировать определенное количество часов на написание курсовой работы в бюджете времени на СРС по всем дисциплинам модуля «Теория языка», на базе которых пишется курсовая работа. Но, к сожалению, это не представляется возможным, так как данные дисциплины изучались в разные семестры, на разных курсах: «Введение в языкознание» - 1 семестр, «История языка» - 4 семестр, «Лексикология» - 5 семестр, «Теоретическая фонетика» - 6 семестр, «Стилистика» - 7 семестр.

Таким образом, одна из проблем, которая возникает при организации самостоятельной работы студентов в ООП ВПО ФГОС 3+, - это проблема выделения и учета часов СРС по видам работы, не регламентированным ФГОС (курсовым проектам и курсовым работам).

Каким может быть решение данной проблемы? Для определения примерного количества часов СРС, необходимого для написания курсовой работы, возможно, имеет смысл ориентироваться на вид работы, который регламентирован ФГОС, а именно - «Написание и защита ВКР». Согласно УП-2017, на данный вид работы выделено 216 часов [5]. Для определения примерного количества часов СРС, необходимого для написания курсовой работы, мы будем учитывать следующие параметры: 1) период выполнения данного вида работы, 2) требования к объему печатного текста. Мы понимаем, что значимость, уровень сложности и масштабность рассматривае-

мых видов работ (курсовой и ВКР) различны, но поскольку нам не совсем понятно, как адекватно выразить в числовом значении уровень значимости и как применить коэффициент сложности, то данные параметры мы в расчетах не учитываем.

Если исходить из того, что ВКР студенты пишут в течение всего учебного года, а курсовую работу - в течение одного семестра, то можно предположить, что время на написание курсовой работы сократится как минимум вдвое, по сравнению со временем на написание ВКР. Требования к объему БКР - 50 страниц машинописного текста [8], в то время как требования к объему курсовой работы - 25-30 страниц [9, с. 23], что составляет 50-60% от объема ВКР. Таким образом, примерное количество часов СРС для курсовой работы по предположительным расчетам может составить: (216 часов х 50%) х 50% (60%) = 54 (65) академических часа.

Из бюджета времени СРС каких дисциплин выделить эти часы? Поскольку, как было сказано выше, выделение часов СРС на курсовую работу в рамках дисциплин определенного модуля невозможно, мы видим следующее решение: выделить на СРС по написанию курсовой работы часы из бюджета времени СРС всех дисциплин, читаемых преподавателями факультета ИЯ в данном семестре. Для этого необходимо сделать следующее: 1) определить, сколько процентов составит СРС для написания курсовой работы от общего объема СРС по всем дисциплинам, читаемым преподавателями факультета ИЯ в данном семестре; 2) в рамках каждой дисциплины данного семестра запланировать вышеопределенный % СРС на написание курсовой работы.

Например, в рамках УП 2017 в 7 семестре общий объем СРС по дисциплинам, читаемым преподавателями факультета ИЯ составляет 498 часов. Минимальное количество часов СРС, которые мы определили выше (54 академ. часа) составляет около 11% от 498 часов. Теперь, в рамках каждой дисциплины необходимо определить, сколько именно часов составят 11% из ча-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сов СРС по данной дисциплине. Например, по дисциплине «Методика раннего обучения» 11% составят около 5 академ. ч, а по дисциплине «Практикум по культуре речевого общения» 11% составят примерно 14 академ. ч. В графике самостоятельной работы по каждой дисциплине в этом случае включается вид работы «Подготовка курсовой работы», на который закладывается рассчитанный бюджет времени, а остальные виды СРС планируются с учетом оставшегося времени. Например, на дисциплину «Методика раннего обучения» отводится всего 44 часа СРС, из которых 5 часов мы отведем на подготовку курсовой работы, а непосредственно на СРС по данной дисциплине останется 39 часов.

На примере 7 семестра покажем, как может выглядеть распределение времени на СРС по всем дисциплинам, читаемым преподавателями факультета ИЯ (табл. 3).

На наш взгляд, вышеприведенные вопросы требуют прояснения, так как если график СРС составляется преподавателем без учета реального времени, необходимого студентам для выполнения текущих домашних заданий и для написания курсовых работ и проектов, то это ведет к перегруженности студентов, снижению эффективности процесса СРС и снижению качества выполненной работы в рамках СРС.

Перегруженность преподавателей и студентов - это следующая проблема, с которой приходится сталкиваться в процессе организации СРС. Перегруженность преподавателя связана с процедурой контроля внеаудиторной самостоятельной работы. И хотя некоторые виды СРС можно проверить во время аудиторных занятий (устная проверка домашних заданий, доклады, презентации), остается значительная часть СРС, которая проверяется преподавателем во внеаудиторное время (письменные домашние задания, рефераты, сочинения и т.д.). Очень часто эти часы не заложены в оплачиваемую учебную нагрузку преподавателя. Следовательно, незаинтересованность преподавателей в масштабной организации СРС может быть связана с их не-

желанием загружать себя лишней работой по проверке заданий СРС в внерабочее (свободное) время.

Перегруженность студентов связана с необходимостью выполнения всего объема внеаудиторной самостоятельной работы, заложенного в учебном плане. Данная перегруженность касается как содержательной стороны самостоятельной работы, так и временных затрат студента на СРС.

Какое же количество академических часов самостоятельной работы приходится

Распределение часов СРС в течение 7 семестра

на каждый семестр в рамках УП-2017? (табл. 4-8). (В таблицах представлены данные по дисциплинам, читаемым преподавателями факультета иностранных языков, информация по дисциплинам, читаемым преподавателями других факультетов, не отражена.) Динамику объема СРС факультета ИЯ по дисциплинам, читаемым преподавателями факультета ИЯ, в рамках УП-2017, можно наблюдать в нижеприведенной сводной таблице (табл. 9).

Таблица 3

с учетом выделения часов на курсовую работу

№ Дисциплина Всего часов СРС, выделенных для дисциплины в 7 семестре согласно УП 11% от СРС по дисциплине для написания курсовой работы Оставшиеся часы для СРС по данной дисциплине

1 Методика раннего обучения ИЯ 44 5 39

2 Практикум по культуре речевого общения 130 14 116

3 Практический курс 2 ИЯ 108 12 96

4 Стилистика 44 5 39

5 Теоретическая грамматика 42 5 37

6 История и культура стран французского языка 44 5 39

7 Культура письменной речи 42 5 37

8 Методология лингводидактиче-ского исследования 44 5 39

Итого академических часов 498 56 442

Итого астрономических часов 373 часов 30 мин. 42 часа 331 часов 30 мин.

Таблица 4

Количество академических часов самостоятельной работы, приходящееся на каждый семестр в рамках УП-2017 на первом курсе

№ Дисциплина Всего часов СРС I курс

1 семестр 2 семестр

1 Иностранный язык 152 86 66

2 Практическая фонетика 152 66 86

3 Практическая грамматика 302 86 86

4 Латинский язык 44 44

5 Литература стран 1 ИЯ 44 44

6 Введение в языкознание 44 44

7 ФТД: Практический курс итальянского языка 44 44

Итого академических часов 652 326 326

Итого астрономических часов 489 часов 244 ч 30 мин. 244 ч 30 мин.

Таблица 5

Количество академических часов самостоятельной работы, приходящееся на каждый семестр в рамках УП-2017 на втором курсе

№ Дисциплина Всего часов СРС II курс

3 семестр 4 семестр

1 Теоретические основы обучения ИЯ 44 44

2 Практическая грамматика 302 86 44

3 Практика устной и письменной речи 454 152 108

4 Практический курс 2 ИЯ 714 108 86

5 Основы теории межкультурной коммуникации 44 44

6 История языка 44 44

7 Лингвострановедение и страноведение 1 ИЯ 44 44

8 Интенсивное чтение 86 42 44

Итого академических часов 846 432 414

Итого астрономических часов 634 ч. 30 мин. 324 часа 310 ч. 30 мин.

Таблица 6

Количество академических часов самостоятельной работы, приходящееся на каждый семестр в рамках УП-2017 на третьем курсе

№ Дисциплина Всего часов СРС III курс

5 семестр 6 семестр

1 Технология формирования иноязычных НиУ 66 66

2 Организация образовательного процесса по ИЯ в ОУ 44 44

3 ИКТ в обучении ИЯ 44 44

4 Практика устной и письменной речи 454 108 86

5 Практический курс 2 ИЯ 714 108 86

6 Лексикология 44 44

7 Теоретическая фонетика 44 44

8 Коммуникативная грамматика 66 66

Итого академических часов 696 436 260

Итого астрономических часов 522 часа 327 часов 195 часов

Таблица 7

Количество академических часов самостоятельной работы, приходящееся на каждый семестр в рамках УП-2017 на четвертом курсе

Всего часов IV курс

№ Дисциплина СРС 7 семестр 8 семестр

1 Организация внеурочной работы по ИЯ 44 44

2 Методика раннего обучения ИЯ 44 44

3 Практикум по культуре речевого общения 434 130 152

4 Практический курс 2 ИЯ 714 108 66

5 Стилистика 44 44

6 Теоретическая грамматика 86 42 44

7 История и культура стран французского языка 44 44

8 Лингвострановедение и страноведение 2 ИЯ 44 44

9 Культура письменной речи 86 42 44

10 Методология лингводидактического исследования 44 44

11 Практикум по аудированию 66 66

Итого академических часов 958 498 460

Итого астрономических часов 718 ч. 30 мин. 373 ч. 30 мин. 345 ч.

Таблица 8

Количество академических часов самостоятельной работы, приходящееся на каждый семестр в рамках УП-2017 на пятом курсе

№ Дисциплина Всего часов СРС V курс

9 сем. 10 сем.

1 Профессиональная речь учителя ИЯ 108 42 66

2 Практикум по культуре речевого общения 434 86 66

3 Практический курс 2 ИЯ 714 86 66

4 Теория 2 ИЯ 44 44

5 Интерпретация текстов разных жанров 44 44

6 Сравнительная типология 66 66

7 Теория и практика перевода 44 44

8 Литература стран 2 ИЯ 44 44

9 Культура письменной речи 2 ИЯ 44 44

10 Практикум по проф.-пед. коммуникации на 2 ИЯ 86 42 44

Итого академических часов 784 410 374

Итого астрономических часов 588 часов 307 ч. 30 мин. 280 ч. 30 мин.

Таблица 9

Объем самостоятельной работы студентов факультета иностранных языков по дисциплинам, читаемым преподавателями факультета иностранных языков

(УП-2017, ООП ВПО ФГОС 3+)

№ Итого часов Всего часов СРС I курс II курс III курс IV курс V курс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Семестры

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 Академических 3936 326 326 432 414 436 260 498 460 410 374

2 Астрономических 2952 244 ч 30 мин 244 ч 30 мин 324 310 ч 30 мин 327 195 373 ч 30 мин 345 часов 307 ч 30 мин 280 ч 30 мин

3 Астрономических часов за учебный год 489 часов 634 ч 30 мин 522 часа 718 ч 30 мин 588 часов

Сравним вышеприведенные данные с общим объемом самостоятельной работы студентов факультета иностранных языков (УП-2017, ООП ВПО ФГОС 3+) (табл. 10).

Мы видим, что, несмотря на постепенное сокращение часов общего объема СРС с первого по пятый курс, доля самостоятельной работы по «профильным» дисциплинам (читаемым преподавателями факультета ИЯ) растет и в процентном выражении по отношению к общему объему самостоятельной работы студентов факультета ИЯ (УП-2017, ООП ВПО ФГОС 3+) составляет: на I курсе - 52,2% от общего объ-

ема СРС; на II курсе - 70,6% от общего объема СРС; на III курсе - 62,4% от общего объема СРС; на IV курсе - 89,7% от общего объема СРС; на V курсе - 87,1% от общего объема СРС.

Для того, чтобы определить, насколько загружены студенты самостоятельной работой по всем учебным дисциплинам в рамках УП-2017, рассчитаем, сколько всего астрономических часов СРС приходится на каждый учебный день из расчета 6-дневной учебной недели в рамках каждого семестра (табл. 11).

Таблица 10

Общий объем самостоятельной работы студентов факультета иностранных языков

I курс II курс III курс IV курс V курс

Всего Семестр

№ Итого часов часов

СРС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 Академических 5530 644 604 618 580 602 514 608 460 454 446

2 Астрономических 4147 часов 30 мин 483 453 463 часов 30 435 часов 451 ч. 30 мин 385 часов 30 456 часов 345 часов 340 часов 30 334 часа 30 мин

мин мин мин

3 Астрономических часов за учеб. год 936 часов 898 ч 30 мин 837 часов 801 часов 675 часов

Таблица 11

Расчет ежедневной загруженности студентов в рамках СРС по УП-2017

№ Итого I курс II курс III курс IV курс V курс

Семестр

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 Астрономических часов СРС за семестр 483 часа 453 часа 463 часа 30 мин 435 часов 451 час 30 мин 385 часов 30 мин 456 часов 345 часов 340 часов 30 мин 334 часа 30 мин

2 Количество учебных недель в семестре 19 17 20 17,33 19 15,33 19 15 15 12

3 Астрономических часов СРС в неделю 25,42 26,65 23,18 25,1 23,76 25,15 24 23 22,7 27,88

4 Астрономических часов СРС в день (при 6-дневной учебной неделе) 4 часа 14 мин 4 часа 26 мин 3 часа 52 мин 4 часа 11 мин 3 часа 58 мин 4 часа 11 мин 4 часа 3 часа 50 мин 3 часа 47 мин 4 часа 39 мин

Как видно из таблицы, в рамках УП-2017 суммарное минимальное количество СРС в день составляет 3 часа 47 минут, а суммарное максимальное количество СРС в день - 4 часа 39 минут.

Возможно ли для студента в реальности тратить такое количество времени в день на внеаудиторную самостоятельную работу? Ведь есть еще аудиторная работа, которая занимает часть рабочего дня, некоторое количество времени уходит на перемещения в течение дня, а также у студента должно оставаться свободное время для отдыха и досуговой деятельности.

На наш взгляд, в свете увеличения объема внеаудиторной СРС, количество

СРС, которое запланировано в учебных планах по ФГОС, не всегда соответствует реальному количеству времени, которое студент в состоянии потратить на внеаудиторную учебную работу.

Как следствие, возникает несоответствие между нормативно задаваемой и фактической учебной нагрузкой студентов.

В работе «Методические рекомендации по применению зачетных единиц при проектировании и реализации ООП» главный научный сотрудник ФИРО Б.А. Сазонов говорит о проблеме «несоответствия фактических показателей трудоемкости учебной работы студентов установленным нормативам», характерной для традицион-

ной российской модели. Он отмечает, что «российский норматив еженедельной учебной нагрузки в 54 ак. часа в неделю оценивается многими специалистами как завышенный» и «вызывает недоумение у зарубежных коллег, которым трудно поверить, что наши студенты занимаются по 9 часов в день 6 дней в неделю». Такой объем учебной нагрузки не оставит студенту свободного времени на отдых, досуговую деятельность и не дает возможности совмещения учебы с регулярной работой [4, с. 9].

На наш взгляд, частично решить проблему перегрузки студентов в процессе СРС можно путем использования интегрированных заданий и путем встраивания внеаудиторной учебной СРС в досуговую деятельность студентов.

Проблема перегрузки студентов и преподавателей в процессе организации и выполнения СРС является одной из причин отсутствия мотивации к данному виду деятельности. У преподавателей отсутствует мотивация к качественной организации внеаудиторной СРС, а у студентов отсутствует мотивация к выполнению СРС. Проблему отсутствия мотивации в определенном виде деятельности можно рассматривать как проблему аксиологического характера, которая заключается в том, что субъекты деятельности не прояснили для себя ценностный компонент данной деятельности. В качестве ценности может выступать как процесс деятельности, так и ее результат, представленный определенным продуктом. Продукт деятельности может быть как материальным, так и интеллектуальным, это может быть новая система субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, и, в конце концов, это может быть сам субъект, как продукт своей деятельности.

Какую же ценность представляет внеаудиторная самостоятельная работа студентов как вид деятельности с точки зрения процесса и результата?

Для преподавателя: процесс планирования и организации СРС дает возможность саморефлексии, позволяет увидеть возможность оптимизации процесса СРС, дает более целостное видение процесса организа-

ции СРС в рамках отдельного предмета и возможность выработки определенной стратегии СРС. Для студента, на наш взгляд, процесс выполнения внеаудиторной самостоятельной работы будет иметь ценность в том случае, если знания, умения, навыки и компетенции, приобретаемые и формируемые в процессе СРС, студент расценивает как полезные или необходимые для себя, а содержание СРС личностно значимо и затрагивает эмоциональную сферу личности студента.

Что касается, ценности результата СРС, то он будет зависеть от осознания ценности продукта, полученного преподавателем и студентом в процесс СРС. Такими продуктами могут быть: 1) материальный продукт (написанные упражнения, реферат, методическая разработка, мультимедийная презентация, разработанный блок упражнений и т.д.); 2) интеллектуальный продукт (результаты интеллектуальной деятельности, отраженные в созданных материальный продуктах: доклад, отчет, реферат, сочинение и т.д.);

3) новые системы субъект-субъектных и субъект-объектных отношений (отношения «преподаватель - студент», «студент - студент», «преподаватель - образовательная среда», «студент - образовательная среда», «студент - изучаемая дисциплина» и т.д.);

4) субъект деятельности как продукт (новые знания, умения, навыки и компетенции, полученные и сформированные в процессе СРС; развитие волевых, интеллектуальных и морально-нравственных качеств студента и преподавателя).

Необходимость пересмотра методов организации СРС и отношения к данному виду работы вытекает из требований ФГОС 3+, согласно которым все выпускники программы бакалавриата должны обладать способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6), а выпускники программы «Академический бакалавр» должны обладать способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9), а также способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10) [10].

Умение эффективно организовать собственную самостоятельную работу в будущем позволит студентам успешно выполнять трудовые функции в процессе педагогической деятельности, а именно: «разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде» [11, с. 4], «использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании» [11, с. 4-5], «разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и

На наш взгляд, переосмысление роли, содержания и процесса организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов ВПО будет способствовать оптимизации процесса обучения, повышению мотивации студентов и преподавателей в данном виде деятельности, повышению эффективности самостоятельной работы студентов и процесса обучения в целом.

индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся» [11, с. 8], «организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую», «использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения» [11, с. 14].

* * *

1. Павлова Т.Л. Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку средствами информационно-коммуникационных технологий // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12-1. С. 132-134. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35224 (дата обращения: 29.06.2018).

2. Котельникова Е.Ю., Шпортько И.А. Роль самостоятельной работы студентов в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку // Индустрия перевода : материалы VIII международной научной конференции (Пермь, 6-8.06.2016). С. 339-346. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26181131 (дата обращения: 29.06.2018).

3. Перечень учебно-методических комплексов дисциплин на кафедре романской филологии факультета иностранных языков СГСПУ по ООП ВПО по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (профили «Иностранный язык» (французский) и «Иностранный язык» (английский)) (5 лет) ФГОС 3+.

4. Сазонов Б.А. Методические рекомендации по применению зачетных единиц при проектировании и реализации ООП. 15 с. // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120511201121.pdf (дата обращения 29.06.2018).

5. Учебный план подготовки бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Профили «Иностранный язык» (английский) и «Иностранный язык» (французский). Год начала подготовки 2017. Срок обучения 5 лет. ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет».

6. Луканина М.В. Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы студентов (при преподавании иностранного языка) // Материалы международной конференции Sorucom 2014 (13-17 октября 2014). URL: http://www.computer-museum.ru/articles/materialy-mezhdunarodnoy-konferentsii-sorucom-2014/616/ (дата обращения 01.07.2018).

7. Форум «Общие вопросы введения ФГОС // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://phorum.fgosvo.ru/viewtopic.php?f=3&t=473 (дата обращения: 01.07.2018).

8. Положение о выпускной квалификационной (бакалаврской) работе по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили «Иностранный язык и Иностранный язык». Принято на заседании Ученого совета факультета иностранных языков СГСПУ 30 ноября 2017 г., протокол № 4. Самара 2017.

9. Курсовая работа по методике обучения иностранным языкам: методические рекомендации для студентов старших курсов / Сост. Н.В. Шувалова. Самара : ПГСГА, 2010. 124 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 91 // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: https://минобрнауки.рф/документы/8073/ файл/7375/Prikaz_№_91_ot_09.02.2016.pdf (дата обращения 01.07.2018).

11. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: http://профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога/ (дата обращения: 01.07.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.