Научная статья на тему 'Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся'

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся»

Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его

стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике, что так необходимо для формирования конкурентоспособного специалиста.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

О. И. Друговская, преподаватель ГОУ СПО «Юргинский техникум машиностроения

и информационных технологий»

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам обучающегося — умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучающихся, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса — воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать проблемы и задачи, исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы обучающихся над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста обучающихся, воспитание их творческой активности и инициативы.

Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса.

Разумное сочетание самостоятельной работы с другими видами учебной деятельности позволяет реализовать три основных компонента академического образования:

1) познавательный, заключается в усвоении обучающимися необходимой суммы знаний

по избранной профессии, а также способности самостоятельно их пополнять;

2) развивающий — формирование навыков аналитического и логического мышления, способности профессионально оценить ситуацию и найти правильное решение;

3) воспитательный — формирование профессионального сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной ими специальностью, но и с общим уровнем развития личности.

Цель самостоятельной работы обучающихся:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать справочную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Формы самостоятельной работы:

- индивидуальное занятие (домашнее занятие) — важный элемент в работе обучающегося по расширению и закреплению знаний;

- конспектирование первоисточников;

- получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины;

- подготовка ответов на вопросы;

- подготовка к экзамену, зачету;

- подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры);

- выполнение контрольных работ.

Для проведения самостоятельной работы по дисциплине «материаловедение», по профессиям машиностроительного профиля мной

разработано методическое пособие. Задания в пособии составлены по трем уровням развития технического мышления обучающихся с дифференцированным подходом к контролю их знаний.

I уровень — актуализация знаний, полученных ранее. Ответы на вопросы и задания I уровня требуют знаний, полученных в школе и в техникуме при изучении других предметов: химии, физики, технологии и др.

Например:

Тема № 1. Строение металлов.

1. Вспомните, какова особенность строения атомов металлов?

2. Перечислите, по каким признакам отличаются металлические тела от неметаллических?

3. В чем сущность кристаллического строения металлов?

4. Какие типы кристаллических решеток Вам известны?

Тема № 12. Отпуск стали. Поверхностная закалка.

1. Как объяснить с физической точки зрения охлаждающую способность среды?

2. Расположите охлаждающие среды по возрастающей способности к охлаждению: холодная вода, подогретое масло (минеральное), масло при комнатной температуре, проточная вода, мыльная вода, морская вода.

II уровень — формирование новых понятий. Для выполнения заданий II уровня необходимы знания, полученные при изучении данной темы.

Например:

Тема № 11. Сущность и виды термической обработки стали.

По учебнику самостоятельно изучить операции закалки и дать ответы на вопросы:

1. Что называется операцией закалки?

2. Какие условия необходимо создать для успешного проведения закалки деталей?

3. Какие средства применяют при этом?

Задания I и III уровней разработаны для внеаудиторной самостоятельной работы, их обучающиеся выполняют самостоятельно во внеурочное время. Задания вывешиваются на инфор-

4. Какова последовательность проведения операции закалки?

5. Что получается в результате этой операции?

Тема № 14. Твердые сплавы (металлокера-

мические).

Пользуясь учебником, самостоятельно изучите изготовление изделий из металлических порошков. Ответьте на следующие вопросы:

1. Перечислите исходные материалы, применяемые в порошковой металлургии.

2. Опишите последовательность изготовления изделий из металлических порошков.

3. Какие условия необходимы для осуществления этого процесса?

4. Какими свойствами обладают изделия, изготовленные из металлических порошков?

III уровень — формирование новых понятий. Задания III уровня способствуют развитию творческого мышления, требуют от обучающихся умения сравнивать материалы, процессы, делать выводы.

Например:

Тема № 7. Легированные стали.

1. Укажите легирующие элементы, способствующие повышению механических свойств стали.

Механические свойства Название элемента Обозначение элемента

Прочность

Твердость

Износостойкость

Теплостойкость

2. Расшифруйте марки легированных сталей: 15Х, 18ХГТ, 20Х2Н4А, ЗОХГСА, 55С2, ХВ5, 40ХГСНЗВА, 5ХНМ.

Тема № 16. Неметаллические материалы.

Пользуясь учебником, заполните таблицу:

мационном стенде в аудитории и размещаются на компьютере в библиотеке в папке «СР по материаловедению». Выполненная работа должна быть представлена преподавателю до нача-

Виды неметаллических и композиционных материалов Исходное сырье для их получения Способы получения неметаллических и композиционных материалов Применение

Пластмассы

Абразивные материалы

Лакокрасочные материалы

Склеивающие материалы

Резины

ла экзаменационной сессии. Без выполненной и оцененной положительно самостоятельной работы обучающиеся не допускаются до экзамена или зачета.

Задания II уровня выполняются в урочное время при изучении данной темы.

Выполнение самостоятельной работы преподаватель проверяет на консультациях, оценивает устные ответы на учебных занятиях.

Одним из условий эффективной самостоятельной работы является разработка методического обеспечения, отвечающего требованиям ФГОС. В разработанном методическом пособии содержатся задания для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы по профессиям «токарь-универсал», «сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», «машинист крана металлургического производства».

Самостоятельная работа обучающихся должна стать основой организации образовательного процесса, поскольку данная форма обучения наиболее полно обеспечивает реализацию субъектной позиции, требует высокой самоорганизации и самостоятельности, формирует готовность к самообразованию.

Материаловедение — наука, изучающая металлические и неметаллические материалы, применяемые в машиностроении, объективные зависимости свойств материалов от химическо-

го состава, структуры, способов обработки и условий их эксплуатации. Дисциплина «материаловедение» изучает применяемые в промышленности перспективные материалы и методы их формообразования.

Цель дисциплины — привить обучающимся теоретические и практические знания о природе и свойствах материалов, способах их получения и обработки, научить специалистов правильно выбирать материалы, методы формообразования заготовок и деталей машин, обеспечивающих высокое качество продукции, экономию материалов, высокую производительность труда. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса — воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи, исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Аудиторная работа оценивается в журнале теоретического обучения, внеаудиторная — в журнале учета самостоятельной работы. Выполнение всего объема самостоятельной работы является допуском к дифференцированному зачету или экзамену по дисциплине согласно учебному плану.

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ВНЕАУДИТОРНУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

Г. В. Плотникова, преподаватель ГБОУ СПО «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.

П. Я. Гальперин

Вопросу повышения мотивации к обучению, а также к изучению того или иного конкретного предмета посвящено множество исследований и научных работ, но он до сих пор стоит перед педагогами достаточно остро. Проблема состоит в том, что, несмотря на имеющуюся теоретическую основу для его успешного решения, в каждом конкретном случае следует учитывать «предлагаемые обстоятельства», т. е. конкретное образовательное учрежде-

ние, конкретную группу, конкретного обучающегося, имеющуюся в наличии материально-техническую базу. Подбор оптимальных методов и приемов повышения уровня мотивации требует от педагога мастерства, желания всерьез заниматься этим вопросом, знания психологических особенностей возникновения тех или иных мотивов. По этой причине

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.