Научная статья на тему 'Самостоятельная работа обучающихся как предмет исследования'

Самостоятельная работа обучающихся как предмет исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
948
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С. В. Филипьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа обучающихся как предмет исследования»

что необходимы целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие на эту деятельность всех педагогов, а также погруженность их в исследование проблемы, чтобы реально можно было накопить и затем распространять педагогический опыт работы образовательного учреждения над ее решением. Только такая творческая, организованная совместная деятельность,

осуществляемая в поисково-творческом, исследовательском режиме, будет способствовать тому, чтобы образовательное учреждение не только функционировало, но и развивалось.

Литература

1. Конаржевский Ю. А. иск», 2000. - 224 с.

М.: Центр «Педагогический по-

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

С. В. Филипьева, канд. пед. наук, директор ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 1», г. Кемерово

Самостоятельная работа обучающегося - это вид деятельности, выступающий как специфическая форма учебного и научного познания, внутренним содержанием которого является самостоятельное построение обучающимся способа достижения поставленной цели. Содержание самостоятельной работы (СР) обучающихся имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить обучающийся в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности обучающегося по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Свое внешнее выражение содержание самостоятельной работы обучающихся находит во всех организационных формах учебной и внеаудиторной деятельности, в ходе самостоятельного выполнения различных заданий. СР служит основанием для определения обучающимся, во-первых, собственных действий в соответствии с осознанной целью, а во-вторых, позволяет преподавателю вовремя обнаружить препятствие, которое ему трудно или даже невозможно преодолеть самостоятельно, и внести коррективы в задание. Среди педагогических исследований работы по выявлению основных аспектов высокоэффективной самостоятельной работы уже давно занимают одно из важных мест. Однако от этого актуальность исследований по данной теме с годами не снижается: меняются условия, меняются требования, меняются люди.

Для определения основных механизмов повышения результативности самостоятельной работы в лицее в рамках экспериментальной площадки были начаты работы в данном направлении. Своевременность данного решения была подтверждена внедрением новых ФГОС НПО, в соответствии с которыми особо важной формой

организации обучения стали внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся. Это и понятно, так как третья часть учебной нагрузки приходится именно на самостоятельную работу. В этом случае СР обучающихся представляет собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводится по заданию педагога, который инструктирует обучающихся и устанавливает срок выполнения задания.

Однако это не снижает значимость педагогического руководства внеаудиторной самостоятельной работой, заключающегося в правильном определении объема и содержания заданий. Обучающимся необходимо знать, как следует выполнять эти задания, какими приемами и методами пользоваться, какова методика самостоятельной работы.

Наш коллектив исследователей исходил из того, что активная СР обучающихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Как бы преподаватели ни побуждали обучающихся к самообразованию, результата не будет, если обучающиеся не видят необходимости в ней. Основным мотивом в обучении является желание стать квалифицированным рабочим, для чего необходимо углублять знания по профессии; проявлять интерес к учебному и профессиональному поиску; стремится к интеллектуальному росту и расширению кругозора. Базой для определения содержания СР обучающихся служит методическое обеспечение образовательного процесса, включающее в себя учебную и справочную литературу, методические пособия, лабораторные практикумы, банк задач, моделирующие, тренажерные и контролирующие программы.

Мы определили, что функциональное предназначение СР обучающихся в процессе теоретических и практических занятий по овладе-

нию специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, прослушивании, наблюдении, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Постановку цели и планирование самостоятельной работы определяет преподаватель. Постепенно от внешнего контроля обучающийся переходит к самоконтролю, самообучению, накапливая опыт самообразовательной деятельности. Чтобы СР стала основным звеном в получении профессии, необходимо подвести методическую основу и экспериментально проверить различные ее активные формы. В различных формах процесса обучения самостоятельность обучающихся проявляется по-разному: от простого воспроизведения, выполнения задания по заданной схеме или образцу до самостоятельной творческой деятельности.

Так, в ходе реализуемого в лицее образовательного процесса самостоятельная аудиторная работа обучающихся проявляется в процессе теоретических занятий (лекций), семинаров и практических занятий по овладению специальными знаниями, умениями, заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, прослушивании, наблюдении, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Самостоятельная работа осуществляется и во внеаудиторное время, когда обучающиеся повторяют учебный материал и углубляют свои теоретические знания с помощью специальной литературы или компьютерных обучающих устройств, готовятся к практическим, лабораторным работам, зачетам, рефератам, экзаменам. Особая роль при внедрении ФГОС нового поколения отводится внеаудиторной самостоятельной работе.

В целях структурирования системы самостоятельной работы через формирование компетенций была разработана модель самостоятельной работы (рис.1).

Для организации любого вида самостоятельной работы обучающегося педагогу необходимо организовать следующие этапы:

провести диагностику готовности обучающихся к самостоятельной работе;

спланировать аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу;

реализовать план выполнения самостоятельной работы;

корректировать ход выполнения работы на основе результатов самоконтроля программы выполнения работы, устранять ошибки и их причины;

осуществлять контроль за ходом самостоятельной работы;

проводить анализ полученных результатов.

Д иа г г и Р ф ал

с ■§ иза

т 05 0) £ ия

ика о (В

■о Ь

л

Рефлексия

Результат

Рис.1. Модель самостоятельной работы

Восприятие нового учебного материала будет наиболее полным и сознательным в том случае, если обучающийся в нем заинтересован. Наличие интереса при усвоении нового придает знаниям основательность, прочность, сознательность. Нами было отмечено, что важно, чтобы СР проводилась под руководством педагога и оценивалась работа как педагогом, так и обучающимся, а также чтобы были выработаны в ОУ единые подходы к организации самостоятельной работы. Для того чтобы спланировать преподавание любой дисциплины и в частности организацию СР, предлагаем разложить дисциплину по составляющим (табл.1). В таблице представлены: формы контроля, по которым необходимо разработать КОС;

виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы с учетом временных затрат на каждую работу;

этапы формирования и отслеживания необходимых компетенций.

Педагогическое руководство самостоятельной работой заключается в том, чтобы правильно определить объем и содержание задания.

Таблица 1

Тема/урок Всего час Аудиторная учебная Контрольные работы Лабораторные занятия Практические занятия Самост. раб. Диктант Реферат Анкетир Диф. зач. Самостоят. раб. учебн. Компетенции ОК 1 ОК 4 ОК 6 ОК 7 ПК 2.5

66 44 2 26 22

1-2 А1 Ок1, ок7

3-4

5-6 Пр1 30мин Ок4,ок6

7-8 Пр2 30мин Ок4 ок6

9-10 Изучение парагр -1час Ок4 ок6

11-12 Лр1 30мин Ок4, ок6

13-14

15-16 Пр3 30мин Ок4 ок6

17-18 Пр4 30мин Ок4 ок6

19-20 Пр5 30мин Ок4 ок6

21-22 К1 2 Ок4, ок6, ПК 2.5.

23-24 Пр6 30мин Ок4 ок6

25-26 Р1 6 Ок4, ок6

27-28 Пр7 30мин Ок4

29-30 Пр8 30мин Ок4

31-32 Пр9 30мин

33-34 Пр10 Ок4, ок6

35-36 Пр11

37-38 К2 2 Ок4, ок6, ПК 2.5.

39-40 Пр12

41-42 Пр13 А2 Ок1, ок7

43-44 дз 6 ОК 1 ОК 4 ОК 6 ОК 7 ПК 2.5

всего 2 13 1 1

Обучающимся необходимо знать, как следует выполнять эти задания, какими приемами и методами пользоваться, какова методика самостоятельной работы. Можно провести инструктаж, ориентирующий обучающихся на самостоятельную работу по конкретному материалу. При проведении такого инструктажа, внимание обращается прежде всего на объем работы, который следует выполнить. на повторение ранее изученного, на методы работы, которые целесообразно использовать, на организацию самоконтроля.

Предлагаем также в таблице 2 расписать отдельно самостоятельные внеаудиторные работы с указанием нормы времени.

Руководство самостоятельными занятиями преподаватель осуществляет при проверке выполненной работы. Такая проверка может проводиться в ходе опроса, самостоятельной работы на уроке, в виде беглого просмотра выполненных письменных работ, при решении практических задач и т. д.

Таблица 2

Распределение самостоятельных работ по МДК

Самостоятельная работа внеаудит по ОП, МДК

Урок Виды работ Норма времени Код компетен Всего часов Контроль

Подготовка к практическим работам 30 мин/13 5 час Практическая работа

Самостоятельное изучение параграф 1 час ОК4 1 час Устный опрос

Подготовка к контрольной работе 2час/2 ОК4, ОК6, ПК 2.5 4час Контрольная работа

Написание реферата 6 час ОК4, ОК6 6 час Презентация

Подготовка к диф. зачету 6 час ОК 1 ОК 4 ОК 6 ОК 7 ПК 2.5 6час Дифференцированный зачет

Самостоятельная работа обучающихся под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на уроках, лабораторных и практических занятиях, в курсовом проектировании.

Таким образом, самостоятельная работа активизирует познавательную деятельность обучающихся, формирует у них активность в учеб-

ном процессе, интенсифицирует и индивидуализирует учебный труд.

Использование самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения более интересным, стимулировать поисковую деятельность, формировать устойчивую положительную мотивацию учения, способствовать формированию общих и профессиональных компетенций.

МОНИТОРИНГ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА

И. П. Попов, канд. пед. наук, доцент, директор ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум» М. Л. Ельденев, заместитель директора по учебной работе

В процессе реализации мероприятий по проекту «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области добычи полезных ископаемых на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра» (в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.) сотрудниками межрегионального ресурсного центра, созданного на ба-

зе Кемеровского горнотехнического техникума, был проведен мониторинг значимых для горной отрасли современных образовательных технологий.

Целью мониторинга являлось создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о рынке значимых для отрасли современных образовательных технологий.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Систематическое и всестороннее изучение: • значимых для отрасли в группе регионов требований профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, требований ФГОС;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.