Научная статья на тему 'Организация контроля профессиональной подготовки курсантов военных вузов'

Организация контроля профессиональной подготовки курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / КОНТРОЛЬНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ / СЕМИНАР / ЭКЗАМЕН / ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ КУРСАНТОВ / СONTROL / CADETS' WRITTEN TESTS / INDIVIDUAL TALK / TEACHER / CONTROLLING INTERVIEW / SEMINAR / EXAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косарев Андрей Сергеевич

В статье раскрываются понятие контроля, методика организации и проведения некоторых наиболее распространенных форм контроля знаний курсантов Саратовского военного института внутренних войск МВД России, а также рассмотрены единые критерии оценки знаний курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косарев Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the definition of control and reveals the methods of different control forms organization, that are used to check up cadets knowledge in the Saratov Military Institute for the Internal Troops of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. Also the unified grade criteria are represented

Текст научной работы на тему «Организация контроля профессиональной подготовки курсантов военных вузов»

Л С. Косарев. Организация контроля профессиональной подготовки курсантов военных вузов

ж

5 Яцукова И.Л. Подготовка будущих учителей к выбору педагогических технологий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 1996. С.14.

6 Госсе О.В. Подготовка будущего учителя к социально-педагогической деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 1996. С.16.

7 См.: Луцевич Л.В. Вопросы эффективного использования ЭВМ в учебном процессе // Автоматизированные системы научных исследований, обучения и управления в вузах:

Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск, 1986. С.33-39; Маш-биц Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М., 1986; Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Орел, 2000; Роберт И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1995; Шолохович В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1995.

УДК 355.23:37.014.6

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

А.С. Косарев

Саратовский военный институт внутренних войск МВД РФ E-mail swki@yandex.ru

В статье раскрываются понятие контроля, методика организации и проведения некоторых наиболее распространенных форм контроля знаний курсантов Саратовского военного института внутренних войск МВД России, а также рассмотрены единые критерии оценки знаний курсантов.

Ключевые слова: контроль, индивидуальная беседа, преподаватель, контрольное собеседование, семинар, экзамен, письменные работы курсантов.

Organization of the Professional Cadets' Training Control in the Military Institutes of Higher Education

A.S. Kosarev

The article describes the definition of control and reveals the methods of different control forms organization, that are used to check up cadets' knowledge in the Saratov Military Institute for the Internal Troops of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. Also the unified grade criteria are represented

Key words: ron^ol, individual talk, teacher, controlling interview, seminar, exam, cadets' written tests.

Весь ход, содержание и результаты учебно-воспитательной работы в вузе во многом зависят от того, насколько систематично, глубоко и целеустремленно осуществляется контроль учебного процесса как один из обязательных аспектов многогранной деятельности руководства вуза, кафедр по управлению всей учебной работой. Однако «управленческая», или направляющая роль контроля вовсе не означает, что он стоит вне самого учебного процесса или над ним. Педагогическая наука рассматривает контроль как важную составную часть этого процесса.

1

Вопросы контроля и оценки знаний студентов начали активно освещаться в психолого-педагогической литературе лишь с 1960-х гг. Одним из первых исследовал эту проблему известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев1.

В педагогике понятие контроля получило широкое освещение в трудах известных учёных. Так, С.М. Вишнякова дает следующее определение: «Контроль < ..> составляющая часть управления объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектами с целью проверки соответствия наблюдаемого объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, инструкциями, положениями, другими нормативными актами, а также программами, планами»2.

П.И. Пидкасистый определяет контроль как обязательный компонент процесса обучения - проверку его результатов, при этом он подчеркивает его ярко выраженную диагностическую направленность и даже отождествляет понятия «контроль» и «педагогическая диагностика». Контроль понимается не только как процесс измерения уровня усвоения знаний, некоторых сторон развития и воспитанности, но и как обработка и анализ полученных знаний, обобщение и выводы, касающиеся корректировки этого процесса,

© А.С. Косарев, 2009

продвижения обучающихся на следующие этапы, эффективности работы и учителей, и всего образовательного учреждения3.

В Положении об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации введено понятие контроля успеваемости и качества подготовки курсантов. В свою очередь, контроль успеваемости подразделяется на текущий контроль, промежуточную аттестацию и

4

государственную итоговую аттестацию .

Наибольший интерес вызывает организация текущего контроля, формы которого довольно многообразны. Одни из них являются «фронтальными», то есть охватывают весь состав курсантов (зачеты, курсовые работы и т.п.), другие проводятся выборочно (индивидуальные собеседования, проверка конспектов и др.); одни применяются всеми кафедрами, другие - преимущественно юридическими (коллоквиумы, зачеты по знанию нормативных документов), третьи - главным образом или исключительно кафедрами социально-гуманитарных дисциплин (контрольный опрос в начале занятия, «летучки», контрольные письменные работы, задачи и др.). Остановимся кратко на методике организации и проведения некоторых наиболее распространенных форм контроля знаний курсантов.

Индивидуальные беседы с курсантами проводятся во внеучебное время с целью проверки систематичности и качества самостоятельной работы, степени усвоения изучаемого (программного) материала. Такие беседы сопровождаются или завершаются консультациями, советами для последующей самостоятельной работы.

Контроль на семинарских занятиях. Главная цель семинарских занятий - систематизация, углубление и закрепление знаний курсантов путем коллективного творческого обсуждения основных вопросов темы. В то же время, как показывает опыт, семинары являются важной формой контроля содержания и качества учебы курсантов. Здесь проверяются их знания, раскрываются положительные стороны и недостатки самостоятельной работы. Эта форма занятий дает

возможность направить работу курсантов на изучение слабо усвоенных вопросов, оказать им необходимую помощь и тем самым проводить обучение и воспитание конкретно и целеустремленно.

В ходе проведения семинара преподаватель повышает его контрольные функции, в частности, путем сочетания принципа добровольности в выступлениях с периодическим вызовом курсантов. Преподаватель заранее планирует, кого и когда он обязательно вызовет с целью контроля. Разнообразие форм привлечения курсантов к активной работе семинара побуждает их готовиться по каждому из вопросов плана, стимулирует более серьезную самостоятельную работу, повышает ответственность, не позволяет отмалчиваться после своего выступления.

Контрольная функция семинара состоит также в преодолении элементов заучивания. Преподаватели стремятся выяснить, как курсант понимает употребляемые им научные понятия или теоретические положения, просят доказать их, сделать выводы из сказанного, увязать изучаемый материал с практикой будущей деятельности. Перед аудиторией также ставятся дополнительные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебном пособии или лекции и которые требуют творческого осмысления всего изученного. Иногда даже вопрос, заданный в измененном по сравнению с книгой или планом семинара виде, дает возможность проверить самостоятельность мышления, степень усвоения существа проблемы, активизирует курсантов, приучает их рационально группировать материал, выделять в нем главное, обнаруживать связь и взаимозависимость отдельных вопросов. Преподаватель проверяет на семинаре, насколько свободно и аргументированно курсанты излагают свои мысли.

Преподаватели, подводя итоги проведения семинаров по определенной теме во всех учебных группах, получают необходимые представления об уровне подготовки курсантов, делают выводы, необходимые для дальнейшей работы.

Контрольные собеседования (коллоквиумы). Эта форма рубежного контроля проводится два-три раза в семестр для подведения итогов текущей успеваемости. Они пре-

Л.С. Косарев. Организация контроля профессиональной под~отовт курсантов военных вузов

следуют цель оперативного влияния на успеваемость курсантов в течение всего семестра, включены в тематические планы и предусматриваются расписанием занятий. На коллоквиум выносится ряд тем или определенный раздел программы дисциплины.

Контрольные собеседования проводятся, как правило, в форме устного опроса курсантов. Вопросы ставит преподаватель по своему усмотрению, однако обычно разработан ориентировочный вопросник, который охватывает основное содержание тем, выносимых на контрольное собеседование. Преподаватели на контрольных занятиях практикуют и письменные задания. Целесообразность данной формы объясняется тем, что не всегда оказывается возможным опросить устно в течение 4-х часов группу в 20-25 человек. Кроме того, выполнение таких заданий дает возможность курсантам приобрести навыки письменного изложения ответа на поставленный вопрос, а преподавателю проверить не только знания, но и стиль изложения, грамотность курсантов. Для выполнения работы отводится от 1 до 2 часов, в зависимости от объема и сложности темы.

Регулярно проводимые контрольные собеседования являются эффективной формой текущего контроля, они стимулируют планомерную самостоятельную работу курсантов, изучение ими программного материала и обязательной литературы к определенным срокам. Анализ итогов контрольных собеседований дает возможность кафедрам, преподавателям не только лучше изучить курсантов, но также проверить эффективность методов преподавания, вносить необходимые коррективы.

Письменные работы курсантов. В учебном процессе с целью контроля применяются различные виды письменных работ:

задания курсантам на коллоквиумах и семинарах по различной тематике;

задания, выполняемые всеми курсантами учебной группы одновременно на одну и ту же тему;

отчеты о стажировке; курсовые работы и т. д. Контрольные письменные работы во время учебы способны охватить сразу всех курсантов и проверить каждого из них за не-

большой промежуток времени. Однородность работы позволяет провести сравнение знаний и навыков обучающихся данной группы, выявить общие недостатки, а также ошибки, присущие отдельным курсантам.

Зачеты - традиционная форма контроля. Они проводятся по всем дисциплинам. В тех случаях, когда зачеты принимаются в ходе семестра с целью проверки текущей успеваемости курсантов или качества их практических работ, они по своему характеру приближаются к формам текущего контроля. Если же эта работа проводится в конце семестра, по одному из завершенных разделов того или иного курса, они играют роль периодического, или рубежного контроля (между текущим и итоговым).

Зачеты осуществляются путем индивидуального опроса курсантов, собеседования с ними. Одни преподаватели дают курсантам вопросы и предоставляют время для подготовки, обдумывания ответа; другие - сразу, без подготовки начинают собеседование с курсантом по существу поставленных вопросов. Иногда зачет принимается в присутствии всей учебной группы, но вопросы задаются персонально. Зачеты по лекционным курсам, не выносимым на экзамен, по своему характеру и уровню требований приближаются к экзаменам. Большинство преподавателей свободно владеет различными приемами проведения зачетов, учитывая специфику предмета, особенности отдельных курсантов и т.д. Однако в осуществлении этой формы контроля есть и существенные недостатки: у некоторых курсантов наблюдается недостаточно ответственное отношение к ней. Они «мотивируют» это тем, что «на зачетах не ставятся оценки в баллах: здесь и "натянутая" тройка, и пятерка - одно и то же». Такое отношение порождается, вероятно, тем, что отдельные преподаватели сами недооценивают эту форму контроля, не предъявляют необходимых требований. При проведении зачета в присутствии всей учебной группы допускаются элементы формализма, спешки. Всё это говорит о том, что необходимо повышать роль зачетов в общей системе контроля, совершенствовать методику их проведения и более требовательно относиться к курсантам.

Педагогика

109

Экзамены — основной вид итогового контроля за семестр и год, заключительный этап изучения всей дисциплины или одной из ее крупных частей. Главная задача экзаменов состоит в выяснении и объективной оценке глубины и прочности знаний и практических навыков курсанта, самостоятельности его мышления, умения анализировать и обобщать, делать правильные практические выводы.

Известно, что успех экзаменов определяется всем процессом учебных занятий, самостоятельной работы курсантов, организацией текущего контроля в течение семестра и учебного года. Поэтому можно сказать, что подготовка к экзаменам начинается с первых дней учебных занятий. Уже во вводной лекции преподаватели говорят об источниках изучения предмета, методике самостоятельной работы, о том, когда и какие экзамены придется сдавать, а также о требованиях, которые будут предъявлены к курсам. Накануне и в период экзаменационной сессии преподаватели кафедр намечают и проводят целую систему мероприятий в помощь курсантам: групповые и индивидуальные консультации, обзорные лекции и т.д.

Опыт проведения экзаменов в Саратовском военном институте показывает, что подавляющее большинство преподавателей правильно применяют разработанные по каждой дисциплине критерии оценок и в соответст-

вии с ними объективно оценивают знания курсантов. Конечно, некоторые отклонения в ту или другую сторону (завышение или занижение оценок) иногда встречаются, поскольку во всякой оценке качества неизбежно сказываются субъективные моменты -квалификация и опытность преподавателя, уровень его требований и т.д.

Таким образом, главная цель контроля подчинена общей задаче - обеспечению высокого теоретического и научного уровня учебно-воспитательной работы и, следовательно, качественной подготовке кадров. Что же касается характера контроля, его приемов и решаемых им частных задач, то это зависит от того, на какой компонент единого учебного процесса он направлен. Однако нет такой частной задачи контроля, которая не служила бы его общей цели - улучшению качества обучения и воспитания.

Примечания

1 См.: Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т.1. С.254 .

2 См.: Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. М., 1999. С.137.

3 См.: Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998. С.329.

4 См.: Положение по организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД РФ. Саратов, 2005. С.40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.